Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак).
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бербека Ксения Викторовна

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Автор: учитель ГОУ СОШ №169 г. Санкт-Петербурга Бербека О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_znak.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Автор: учитель ГОУ СОШ №169 г. Санкт-Петербурга Бербека О.В.Цели:

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование: 

  • рисунок с изображением мягкого знака,
  • буквосочетания с мягким знаком;
  • рисунки с изображением  коня, лося;
  • мяч;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


2. Актуализация новых знаний.


  • 1).
    Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
           б…л – б…л (бал, бил)        р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются ?

    - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
  • Какие буквы имеют 2 звука ?

  1. Изучение нового.
    1). Прочитаем буквосочетания на доске:  

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

- Как  произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)

Что за буква ? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать

Мягкий голос,
Мягкий шаг
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

- Эта  буква  мягкий знак обозначает  мягкость согласного звук

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
 Цель нашего урока  познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

 – Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте слова . Что они обозначают ?
1) Звуковой анализ слов
мел – мель

- Сколько слогов в словах?

- Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует  не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим схемы . Кто мне хочет помочь?

       Мел  -    мель

   

- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник с135 слово  гуси – гусь (разбор)

5. физкультминутка  « Буратино

  1. Отгадайте загадки:  

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Трав копытами касаясь,                            

Ходит по лесу красавец,                                  

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с.  Давайте прочитаем рассказ.

- О ком этот рассказ?

- Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной житель»

- Сколько предложений в этом рассказе? (4)

- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

- С чем его сравнивают? (ветром)

- Чем питается лось? (зеленью, солью)

- Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

1).Составить схемы слов ( в тетради)  , сделать звуко – буквенный анализ слов

1 в. - лось

2 в. – конь

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь

- Сколько букв? - Сколько звуков?  - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом  лось

8. Закрепление изученного.

На доске ( одной половины) :   жар, ел, кон,  мыл
- Добавьте к данному слову ь,  прочитаем слова которые получатся,

 жарь, ель, конь,  мыль

Чем        отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять

8. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)


Я вам буду говорить  слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси,  медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

- Работа в учебнике с. 136

  1. чтение слов столбиками;
  2. чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.

- поставьте вопросы по тексту?


9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
-  Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь,  какое слово я задумала? В этом слове 1 слог,  4букв,  3 звуков ( это большое животное - лось)

- Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

- Для чего нужен мягкий знак?

- Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?
-Вам понравился наш урок?

-Спасибо за работу на уроке и интересные ответы, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Разделительный мягкий знак"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

Основными целями данного урока являются: 1 создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака через алгоритмизацию деятельности учащихся;  2. развитие умен...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Разделительный мягкий знак».

Данный урок позволяет доступно объяснить учащимся правописания  разделительного мягкого знака...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...