Математика "Деление двузначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
урока математики
«Деление двузначного числа на однозначное»
Учитель: Остерман В. Э.
Класс: 3
Тамбов
2014
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся правилом деления двузначного числа на однозначное.
2. Развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, речь, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Организовать построения детьми нового способа деления двузначного числа на однозначное число.
зафиксировать в речи новый способ деления.
Тип урока: урок открытия новых знаний
УУД:
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучаемого |
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Валерия Эдуардовна, и сегодня этот урок проведу у вас я! Долгожданный дан звонок – Начинается урок! | Эмоциональный настрой на познавательную деятельность. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Сели ровно, спинка прямая. Что надо записать первым делом? Правильно! Итак, начнем наш урок. Внимание на слайд! Найдите закономерность этих чисел и продолжите ряд. (На слайде: 12, 20, 28, :, :, :, : . 65, 55, 45, :, :, : . ) Хорошо. Молодцы. А как вы нашли последующие числа? Что вы можете сказать о числах первого ряда? Однозначные они? Чётные? На какие однозначные числа делятся? Каждое первое число больше второго на сколько? И меньше на сколько? Численный ряд увеличивается или уменьшается? Какое наименьшее число в этом ряду? А наибольшее? Молодцы. А теперь самостоятельно расскажите мне о числах второго ряда. | Число, классная работа. Дети отвечают устно. 12, 20, 28, 36, 44, 52, 60. 65, 55, 45, 35, 25, 15 . Посмотрели на первое и второе число, предположили, как из первого получили второе, проверили на 3 числе. Нет. Двузначные. Да. 2 и 4. На 8. Тоже на 8. 12. Увеличивается. 60. Числа двузначные, нечетные. Делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65. |
3.Выявление места и причины затруднения. Молодцы! Мы справились с этим заданием. А теперь найдите выражение этих значений. (На слайде: 15: 5 25:5 45:5 50:5 75:5 ) Кто хочет пойти к доске? Хорошо. Ребят, смогли ли вы выполнить задание полностью? А чем отличается последнее выражение от остальных? А как же найти значение этого выражения? | 15: 5=3; 25:5=5; 45:5=9; 50:5=10; 75:5= 15. Да. Все эти выражения относятся к табличному делению, а последнее нет. Предположение детей. |
4.Построение проекта выхода из затруднения
Хорошо. Сегодня мы с вами будем учиться правильно находить частное таких выражений. Как думаете, какова тема урока? Тема сегодняшнего урока: «Деление двузначного числа на однозначное» Какую задачу поставим перед собой? – А теперь давайте вернёмся к выражению 75:5 Посмотрите на слайд. Денис выполнил это задание так: (50+25) :5= 10+5=15. Мишка так: (45+30):5=9+6=15. Запишите эти выражения в свои тетради. Какое свойство деления использовали мальчики? Правильно, мальчики использовали свойство деление суммы на число. Прочтите правило на странице 48. В случаи если двузначное число не делится на однозначное сразу( внетабличное деление) , то можно попытаться выполнить деление, используя правило деления суммы на число: представить делимое в виде суммы удобных для деления слагаемых. Так , что сделали мальчики, чтобы разделить 75 на 5? Правильно. Мальчик Денис представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 50 и 25, разделил каждое слагаемое на 5 ,и сложив полученные результаты, получил ответ. Миша представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 45 и 30, разделил каждое слагаемое на 5, и сложив полученные результаты, получил ответ. Есть ли ещё какой-нибудь способ представить число 75 в виде суммы слагаемых , каждое из которых делится на 5? Кто хочет пойти записать у доски? Сформулируйте ответ на основной вопрос урока. Как найти значение этого выражения? | Предположение детей. -Научится делить двузначные числа на однозначные. Дети записывают выражения в свои тетради. Деление суммы на число.
Представили числа в виде суммы удобных слагаемых. 75 : 5 = (70 + 5) : 5 75 : 5 = (65 + 10) : 5 75 : 5 = (60 + 15) : 5 75 : 5 = (55 + 20) : 5 75 : 5 = (40 + 35) : 5. Представить делимое в виде суммы разрядных или удобных слагаемых, разделить каждое слагаемое на делитель и сложить полученные результаты. |
5.Реализация проекта выхода из затруднения -Ребята, попробуем сделать с вами задание №3 а странице 48, пользуясь нашими новыми знаниями. Вычислите. Представьте делимое в виде суммы двумя способами. Один способ проверьте умножением. ( 44: 8 48:2 85:5 72:6 ) Кто хочет пойти к доске? Другие записывают в своих тетрадях. Кто работал вперёд и всё сделал, поднимите на меня глазки, чтобы я поняла, что вы готовы. Молодцы! А теперь посмотрим задание номер 4. Как мог рассуждать Денис, подбирая слагаемые? Как записи пропущены? Кто желает пойти к доске? Умницы, ребята! |
44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 10 + 1 = 11 44:4= (36 + 8) : 4 = 9 + 2 = 11 Проверка: 11 х 4 = (10 + 1) х 4 = 44 48 : 2 = (40 + 8) : 2 =20+4=24 48: 2= (32+ 16): 2= 16+8=24. Проверка: 24 х 2 = (20 + 4) х 2= 48 85:5 = (50 + 35) : 5 = 10+7=17 85:5=(45 + 40) : 5 = 9+8=17 Проверка: 17 х 5 = (10 + 7) х5 =85 72 : 6 = (60 + 12) : 6= 10+2=12 72 : 6= (54 + 18) : 6 = 9+3=12 Проверка: 12х6= (10+ 2) х6= 60+ 12=72. 44: 4= (40+4):4= 10+1=11 Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4. 48:2=(40+8):2=20+4=24 Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4. 85:5= (50+35):5=10+7=17 Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 5. 72:6=(60+12)=10+2=12 Подобрали самое большое круглое слагаемое, которое делится на 6. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Ребята, посмотрите на задание номер 5. Вычислите, представляя делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом. Сделайте проверку. Решим с вами первых четыре выражения. Кто хочет пойти к доске? Другие записывают свои ответы в тетрадях. | 39:3= (30+9):3=10+3=13. Проверка: 13х3=(10+3)х3=30+9=39 42:3=(30+12):3=10+4=14 Проверка: 14х3=(10+4)х3=30+12=42 52:4=(40+12):4=10+3=13 Проверка: 13х4=(10+3)х4=40+12=52 84:4=(80+4):4=20+1=21 Проверка 21х4=(20+1)х4=80+4=84 |
Физкультминутка | Буратино потянулся, |
7.Самостоятельная работа А теперь самостоятельно поработаем с упражнением №5. 1 вариант Вычислите, представьте делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением с 3 столбиком. 2вариант Вычислите, представьте делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением с 4 столбиком. | -Выполняют задание в тетрадках. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Ребята, посмотрите упражнение номер 6. Давайте с вами решим задачу под буквой а. Корова Дарья дала 69 л молока. Из его приготовили 3 кг масла. Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла? О ком говорится в задаче? Что о ней сказано? Что сказано о молоке? Что нужно узнать в задаче? Можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу? Почему? А можем ли мы это узнать? Во сколько действий это задача? Что мы найдём в первом действий? Какой знак мы используем в первом действие? Что мы найдём во втором действие? Какой знак мы используем во втором действие? Кто хочет выйти к доске и записать краткую запись задачи? Теперь давайте решим эту задачу. Теперь посмотрим на задачу под буквой б. Кто может прочесть её? Фермеры из деревни Уткино положили приготовленный творог в 4 фляги, по 22 кг творога в каждую флягу. Сметаны они приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов. Сколько килограммов сметаны в каждом бидоне? О ком говорится в этой задаче? Что о них говорится? Что говорится о твороге? Что говорится о сметане? Что нужно узнать в задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Почему? А можем ли мы это узнать? Во сколько действий это задача? Что мы узнаем в первом действие? Какой знак мы используем в первом действие? Что мы узнаем во втором действие? Какой знак мы используем во втором действие? Кто хочет выйти к доске и записать краткую запись задачи? Как она будет выглядеть? Решим эту задачу. Молодцы! Мы справились! | О корове Дарье. Что она дала 69 л молока. Из него приготовили 3 кг масла. Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла? Нет. Мы не знаем сколько надо литров молока, чтобы приготовить 1 кг масла. Да. В два. Сколько нужно литров молока, чтобы получить 1 кг масла. Разделить. Сколько литров молока нужно, чтобы можно было приготовить 4 кг масла. Умножить. 69 л- 3 кг. ? л- 4 кг. 1)69: 3=(60+9):3=20+3=23 ( л) – потребуется на 1 кг масла. 2)23х4=(20+3)х4=80+12=92( л)- потребуется на 4 кг масла. Ответ: 92 л. О фермерах из деревни Уткино. Что они приготовили творог и сметану. Творог положили в 4 фляги, по 22 кг в каждую флягу. Сметаны приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов. Сколько кг сметаны в каждом бидоне? Нет. Мы не знаем сколько кг творога приготовили всего. Да. В два. Сколько кг творога приготовили всего. Умножить. Сколько кг сметаны в каждом бедоне. Разделить. Краткая запись будет в виде таблицы. Масса творога в одной фляге (кг) – 22 Количество фляг - 4 Масса всего творога (кг)88 Масса сметаны в одном бидоне (кг)? Количество бидонов (кг)8 Масса всей сметаны (кг) 88 1)22х4=(20+2)х4=80+8=88(кг)- масса всего творога. 2)88:8=11(кг)- сметаны в каждом бедоне. Ответ: 11 кг. |
9. Рефлексия С какой новой темой познакомились? В чем она заключается? Какое задание было для вас особенно сложным? Домашнее задание у вас будет …. Выставление отметок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.
Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически - мыслить, обогащать мат...
Урок математики в 3 классе "Закрепление знаний по теме «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число».
Задачи. Научить следующим качествам:-правильности, осознанности, автоматизму и прочности знаний – полноценности вычислительных навыков;-развивать познавательные и интеллектуальные способности (простра...
Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком
Урок по математике, 3-й класс (1–4) по программе М.И. Моро, позволяющий закреплять знания, полученные на уроке; совершенствовать умения решать составные задачи; развивать вычислит...
Сложение и вычитание в получение круглых десятков и сотни двузначного числа с однозначным, двузначного с двузначным.
Обучающая: закрепление вычислительных навыков в получении круглых десятков;- решать задачу, выделять её основные части;- систематизировать знания;Развивающая: развитие мышления через сравнение, ...
Получение круглых десятков и сотни путём сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного с двузначным в пределах 100.
Обучающая: закрепление вычислительных навыков в получении круглых десятков путём сложения и вычитания;-составлять и решать задачу, выделять её основные части;- систематизировать знания;Развивающ...
Тема: «Деление двузначного числа на однозначное и двузначное число, решение задач. (Урок закрепления).» 3 класс. УМК "Школа России"
Этот урок позволяет закрепить умение делить двузначное число на однозначное....