Образовательная ситуация в старшей группе. Тема: "Сложение".
план-конспект по математике на тему
Тип образовательной ситуации - открытие нового знания.Цель: формирование представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака "+".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная ситуация в старшей группе. Математика. Сложение. Открытие нового знания. | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в старшей группе
(интеграция областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»).
Тип ОС: открытие нового знания.
Тема: «Сложение».
Педагог: Елена Алексеевна Александрова, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ № 10.
Цель: формирование представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;
- совершенствовать умение выделять и называть свойства предметов,
- совершенствовать умение сравнивать предметы по свойствам;
Развивающие:
развивать:
- зрительное внимание;
- память;
- объяснительную речь;
- воображение;
- логическое мышление;
- мелкую моторику рук;
- творческие способности;
Воспитательные:
- самостоятельность;
- отзывчивость;
- желание помочь друг другу.
Раздаточный материал:
- Вазы из цветного картона к игре «Разбитая ваза» - 1 ваза на каждого ребенка. (Все вазы одинаковы, но разрезаны по-разному).
- «Мешки» (прямоугольники с закруглёнными краями из белого картона) по одному большому (1/4 А 4 и по два маленьких (1/8 А 4) на каждого ребёнка;
- Жёлтый треугольник, красный кружок; знаки «+», «=» на каждого ребёнка (в основании квадрат 2Х2 см) – по 2 набора;
- Карточки-билеты для посадки в трамвай к игре «Трамвай», на которых нарисованы два «мешка» с «лежащими» в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком «+». В каждом мешке должно быть по одной фигуре – по 1 набору на каждого ребёнка.
- Карточки с нарисованными на них большими «мешками» с «положенными» в них геометрическими фигурами (результат сложения двух маленьких «мешков») – 1 набор на каждого ребёнка.
- Набор геометрических фигур (кружки разного размера и цвета по 5 шт.).
Демонстрационный материал:
- 3 прозрачных полиэтиленовых пакета (один побольше, два поменьше).
- «Мешки» (прямоугольники с закруглёнными краями из белого картона), один большой (А 4), два маленьких (1/2 А4)
- Треугольник жёлтого цвета, кружок красного цвета, карточки со знаками «+», «=» (размер в основании 5 см) – 2 набора;
- Муляжи (или картинки) яблока и груши.
- Карточки для обозначения вагонов к игре « Трамвай».
Предварительная работа:
Дидактические игры «Складывание целого предмета из частей», «Графическое письмо», «Волшебные ниточки». Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Сценарий образовательной ситуации:
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
- Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- Обращение к личному опыту детей;
- Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя в круг и рассказывает о том, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.
- Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (Нет, играть дома в салочки нельзя.)
- В какие игры нельзя играть дома? (В подвижные.)
- Почему? (Можно что-то разбить, упасть и удариться обо что-нибудь. Мало места…)
Воспитатель рассказывает о том, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее и предлагает детям исправить положение.
- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)
- Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу? (Хотим.)
- Сможете это сделать? (Сможем.)
- Как вы думаете, а надо помочь ребятам? (Да.)
- Что для этого нужно сделать? (Взять части вазы и соединить их.)
2. Актуализация знаний.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
- Актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
Игра «Разбитая ваза».
Цель: упражнение в складывании целого из двух частей.
Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.
После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)
- Покажите одну часть, другую часть.
- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)
- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой её части.)
Игра «В магазине».
Цель: упражнение в складывании, объединении двух групп предметов в одно целое.
Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет, больший размером. Звучит рассказ о том, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко).
- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)
- Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.
- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты? (Нет.)
- Почему? (Фрукты и руки не мытые. Есть нельзя!)
- Можно ли накормить этими фруктами животных в зоопарке? (Можно. Нельзя.)
- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить животных запрещается.)
- Как вы думаете, почему этого нельзя делать? (В зоопарке кормят животных по режиму, готовят для них специальную еду. От разной неизвестной еды они могут заболеть и даже погибнуть.)
- Таня и Ваня решили сложить фрукты в один большой мамин пакет.
Воспитатель складывает яблоко и грушу в третий, большой мамин пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в одно целое (показывает на большой пакет («мешок»).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
- Создание ситуации затруднения;
- Фиксация в речи причины затруднения.
Игра «Письмо бабушке».
Цель: тренировка в замещении предметов геометрическими фигурами, подведение детей к знакомству с новыми математическими знаками.
- Таня и Ваня хотят написать бабушке письмо и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку. Поможем им это сделать? (Да.)
- Как? ( Напишем графическое письмо).
Дети садятся за столы, где разложены листочки («мешки»), по одному большому и по два маленьких на каждого ребёнка и геометрические фигуры (жёлтые треугольник и красные кружки).
- Что мама купила Тане? (Грушу.)
- Заменим грушу жёлтым треугольником. Выкладываем его в первый маленький «мешок».
- Что мама купила Ване? (Яблоко.)
-Заменим его красным кружком. Выкладываем его во второй маленький «мешок».
- Что дети сделали потом? (Сложили всё в большой мамин пакет.)
Воспитатель уточняет: покупки сложили, объединили в одно целое.
- Для того чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить знак, который рассказывает о том, что части складывают.
- Какой знак мы можем записать? (Не знаем.Знак сложения.)
(Надо подвести детей к тому, что они не знают, как записывается знак сложения.)
- Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того, кто знает.)
4.Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования к организации этапа:
- Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- Фиксация нового знания в речи и знаково;
- Создание ситуации успеха.
- Кто знает такой знак? (Не знаем.)
После ответов детей воспитатель «пишет» на доске между маленькими «мешками» знак «+» и говорит, что действие сложения обозначается знаком «плюс». Дети выкладывают знак «+» на столах.
- Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)
- «Положите» яблоко и грушу в большой пакет.
Дети выкладывают фигуры на столах, воспитатель – на доске.
Обращается внимание детей на два маленьких «мешка» со знаком «+» между ними и на большой «мешок».
- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака «+», а во втором случае – части «положили» в один «мешок» и тоже получили целое.
- Мы получили два целых.
- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)
- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких «мешках» яблоко и груша и в одном большом «мешке» то же самое - яблоко и груша.)
- Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки от маленьких «мешков» к большому «мешку».)
- Какой знак можно поставить между маленькими «мешками» и большим «мешком»? (Знак « =»).
Воспитатель «пишет» знак равенства на доске, дети – выкладывают на столах.
- Покажите части покупки. (Показывают у себя).
- Покажите целую покупку. (Показывают).
Воспитатель делает вывод:
1.Знак «+» говорит о том, что части (показывает на маленькие «мешки») сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой «мешок»);
2.Знак «=» говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
- Теперь бабушка останется довольна и ей будет понятно из письма, что купили Таня и Ваня, и сколько всего фруктов они купили.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
- Соответствие используемых игр цели занятия;
- Индивидуальные затруднения в играх;
- Ситуация успеха в совместной деятельности.
Игра «Трамвай».
Цель: тренировка в выполнении действия сложения.
Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины и приобрести покупки.
- На чём можно ездить по городу? (На автобусе, троллейбусе, маршрутном такси, трамвае.)
- Выбираем, например, трамвай. Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два «мешка» с геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком «+». В каждом мешке должно быть по одной фигуре. Воспитатель раздает детям билеты.
На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими «мешками» с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на котором находится соответствующий номер, то есть результат сложения.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются. Дети изображают руками движение колёс трамвая и двигаются по заранее заданному маршруту (по группе).
- Приехали. Наша остановка. «Булочная».
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением детей в булочной.
- В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)
- Что несла из булочной Таня? (Баранки.)
- Сколько баранок? (Три.)
- Это целая покупка или ее часть? (Часть.)
- Что нёс Ваня? (Батон.)
- Сколько батонов? (Один.)
- Это какая часть? (Вторая часть.)
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение. Один ребёнок выполняет сложение у доски на коврографе , остальные – индивидуально за столом с использованием игровизора Воскобовича.
- Какой знак поставили между «мешками» для того, чтобы было понятно, что надо сложить баранки и батон? (Знак «+».)
- Как вы будете выполнять сложение? (Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом «мешке» нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал).
- Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)
- Какой знак нужно поставить между маленькими «мешками» и большим «мешком»? (Знак «=».)
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, заранее выложенному воспитателем на доске.
6.Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
- Организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;
- Определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали? (В магазине).
- Что полезное сделали? (Помогли Тане и Ване склеить вазу, написали бабушке письмо, сделали покупки.)
- Какие новые знания дали вам возможность написать бабушке письмо? (Новый знак сложения «плюс».)
- Какие новые знания помогли найти вам нужный трамвай? Сделать покупки? (Научились складывать группы предметов, узнали про знаки «+» и «=».)
- Где нам это пригодится? (Когда будем делать настоящие покупки в магазине.)
- Что было самым интересным? (Склеивать вазу. Писать бабушке письмо. Искать вагон трамвая. Складывать группы предметов.)
- Что было трудно делать? (Искать части вазы. Искать вагоны трамвая. Записывать сложение. Складывать.)
- Ребята, вы молодцы! Были внимательные, отзывчивые, добрые, дружные! Я горжусь вами! Я уверена, что теперь вы будете использовать свои знания в жизни, когда потребуется складывать группы предметов и помогать своим близким и друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Физическая...
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе Тема: «Город, в котором я живу»
Тема: «Город, в котором я живу»Задачи: Образовательные:Продолжать формировать интерес к малой Родине. Познакомить с историей возникновения города Новозыбкова.Уточнить и систематизировать знания детей ...
Организованная образовательная деятельность в старшей группе с ТНР Художественное развитие. Рисование на тему: «Спасская башня Кремля».
Задачи:1)Образовательные: продолжить учить создавать сюжет, соблюдая пропорции и характерные особенности Спасской башни и части Кремлевской стены, выбирать яркие цветовые решения, знакомить с достопри...
Индивидуальный проект. Разработка сценария образовательной ситуации в средней группе по теме: «Счёт до шести. Число и цифра 6»
1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством восп...
ООД "Помощь сказочнику" Открытая итоговая образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....
Рабочая программа образовательной деятельности для старшей группы "Остров сокровищ"
рабочая программа для старшей группы...
конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе "Новые приключения колобка"
Конспект открытого занятия для детей старшей группы.Тема: «Новые приключения колобка»Цель: развитие у детей осознанного отношения к выполнению правил дорожного движе...