Арифметические действия с числом 0
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
На данном уроке дети смогут продолжить работу над свойствами цифры 0; повторить выполнение действий над натуральными числами,повторить таблицу умножения и деления, вспомнить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. повторить нахождение площади прямоугольника;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystviya_s_nulem.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Арифметические действия с числом 0
Тип урока: урок усвоения новых знаний .
- Цель урока: продолжить работу над свойствами цифры 0; повторить с учащимися выполнение действий над натуральными числами в разнообразных ситуациях; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
- повторить таблицу умножения и деления;
- повторить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального;
- нахождение площади прямоугольника;
Содержание: универсальные учебные действия:
- Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: раскрытие связей между числами; прогнозировать результат вычисления.
- Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания).
- Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Наглядные пособия и оборудования к уроку: Картины, магнитофон, раздаточный материал, телеграмма, карточки, сказочные герои, макет елок, карточки для самооценки.
Ход урока
I.Орг. момент.
III. Актуализация знаний.
(слайд 1).
Учитель: (читает)
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
-Вы любите сказки?
-. Я сейчас прочитаю вам очень интересную сказку! Хотите послушать? Ну, слушайте!
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…
( Из книги выпадает лист)
Что это? Ребята! По моему, это нам телеграмма. Давайте ее прочитаем. (слайд 2)
SOS! SOS! Я приехала к своим сестрам на ежегодный слет. Но меня похитили прямо на пороге школы! Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Я у Кощея Бессмертного!!
Под телеграммой подписи нет. Кого же нам надо спасать? И где живет этот Кощей Бессмертный? Вот только нарисована елка. Давайте, подумаем, может она нам что-нибудь подскажет?
Ясно – идем в лес! А в лесу нам встречается избушка на курьих ножках.(вешаю избушку)(слайд 3 где летит Баба Яга из сказки Гуси-лебеди).( Б.Я. вешаю на доску)
с надписью: ХА-ХА-ХА! , Подскажу где живет Кощей Бессмертный если поможете мне нарядить елку к Новому году! (раздаю разноцветные шары на елку)
Учитель: (читает)
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!
2. У вас у каждого есть шарик, на обратной стороне которого написан пример, делимся на две команды по рядам. Каждая команда наряжает свою елку. Решите пример и повесьте шарик на соответствующее место. Если какие-то шарики не найдут своего места, отложите их в сторону.(елки висят на доске)
1 команда 2 команда
4*1= 3*0=
16:1= 1*5=
6*0= 6: 1=
2+ 0= 9+0=
0 * 5= 0*2=
10-0= 20-0=
4:0= 4:0=
- Давайте проверим вашу работу. Кто видит ошибки. Все решено верно.
- У вас на партах лежат карточки для самооценки. После каждого выполненного задания, обведите кружочек, который, как вам кажется, соответствует уровню вашей работы.(зеленый кружок – отлично справился с заданием, желтый – с ошибками, красный- не справился) Оцените себя, как вы выполнили 1 задание?
V. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какие действия с числами 0 и 1 вы выполняли, когда решали эти примеры. Давайте посмотрим, какие шарики не нашли своего места. А почему вы эти примеры оставили без решения? (на 0 делить нельзя)
Люди говорят:
«Не шутите с огнем!»
А мы говорим:
«Не шутите с нулем!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ.
Нужен глаз за ним да глаз. (слайд 4 с изображение 0 не читаю то что на слайде)
Напрасно думают, что 0
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
(слайд 5 пустой)
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответ тотчас же получаешь
Опять то самое число.
(слайд 5 , выскакивают формулы а+0=а, а-0=а)
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.
(слайд 5 продолжение, выскакивают а*0=0)
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на ноль запрещено. (слайд 5, выскакивает а:0 нельзя)
3. Работа по учебнику с. 83.
- Откройте стр. 83 учебника. Прочитайте правила в учебнике.
- Что получается при умножении числа на 0?
- О чем еще вы узнали? (на 0 делить нельзя)
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? .( слайд 6)
- Правильно, мы сегодня на уроке будем продолжать знакомство с число 0 и его свойствами. .( слайд 7)
VI. Физминутка.( слайд 8)
VII.Первичное закрепление.
- Найдите № 1 на стр. 83. Прочитайте задание. Работаем по цепочке.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Оцените себя на листах для самооценки, обведите соответствующий кружочек во 2 задании.
(слайд 9 с тропинками)
4. Смотрите, перед нами появились три тропинки. Это Кощей Бессмертный специально хочет нас запутать, чтобы мы не добрались к его замку. Кто это спрятался за елкой? (загадка о лисе)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... (ответ: лиса)
- Она предлагает решить нам задачки в стихах.
(слайд 10 с лисами)
Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами
Весёлых мышей
Мыши услышали злую лису
И спрятались все
Под ёлкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мышки по 9 мышат,
Так сколько скажите,
Мышей и мышат
Под елью ветвистой
Тихо сидят?
(45)
(слайд 11 с рукавицами)
Бабка внукам рукавички
Весело вязала.
А связала 8 штук
И нам показала:
- Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,
Протяните ко мне руки,
Рукавички надевайте,
Дров, водички натаскайте
Вы, ребятки, не зевайте,
Сколько внуков,
Отвечайте?
(4)
(слайд 12 с бельчатами)
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих—
Сколько каждому из них?
(3)
5. (по окончании решения появляется слайд 13, где эти числа нужно преобразовать)
(работа в парах, запись в тетрадь)
- Молодцы, ребята! Но смотрите, что случилось с нашими числами. Давайте переведем их и узнаем какая тропинка самая короткая.
- Со своим соседом по парте выполните это задание вместе, записывая его в тетрадь.
45 см= дм см
4 м= см
3 дм= см
- Давайте проверим вашу работу. (диктуют по очереди) (слайд 13 появляются ответы)
- Какая из наших тропинок самая короткая и мы сможем быстрее добраться до замка Кощея Бессмертного?( слайд 13 тропинка посередине)
- Оцените себя в карточках для самооценки в 3 задании.
Учитель: Пойдем по тропинке длиной 30 см. А здесь нас ждет задание для самостоятельной работы. (один у доски, остальные в тетради) (слад 14 )
6. В 9 одинаковых наборах 54 елочных шарика. Сколько шариков в 5 таких наборах?
- Что вы прочитали? Докажите.
- О чем эта задача?
- Что нам известно? (слад 14 ) 9 наб.- 54 шарика
- Какое данное спряталось в вопросе? (слад 14 )5 наб.
Что надо найти? (слад 14 ) ? шариков
(по ходу опроса учитель пишет на доске краткую запись)
9 наб.- 54 шарика
5 наб. - ? шариков
- Так что же нам надо найти?
Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему? (нам неизвестно сколько шариков в одной коробке)
- Каким действием будем находить?
- Найдите самостоятельно количество шариков в одной коробке. (дети записывают 1 действие)
-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
Почему?
- Каким действие будем находить?
- Запишите решение задачи в тетрадь. Сколько у нас получилось шаров?
- А мне захотелось изменить вопрос в задаче. (слад 14 ) А сколько таких наборов получится из 60 шариков? Найдите самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Сколько наборов получилось? Как нашли?
- Оцените себя в карточках для самооценки в 4 задании.
Учитель: - (слайд 15) Вот незаметно мы и дошли к замку Кощея Бессмертного! ?(слайд 16) Смотрите, сколько ступенек ведет к его замку? На каждой ступени стоит знак вопроса, что бы это могло значить? (звучит музыка и появляется Кощей Бессмертный (на доске)) он предлагает на игру, которая называется мини-КВН. А так как у нас урок математики, то и КВН будет математический. Каждое правильно решенное задание, позволит нам подняться на одну ступеньку вверх. Начнем!
Мини-КВН
- На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (четыре).(слайд 16,на первой ступеньке убирается знак вопроса)
- Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это так? (ушла вместе с веревкой)(слайд 16, на второй ступеньке убирается знак вопроса)
- Ребус 1 (слайд 16)
- Ребус 2 (слайд 16)
- Ребус 3 (слайд 16)
- Мы поднялись на самую верхнюю ступеньку. Устали и запыхались. Давайте немножко отдохнем.
- VIII. Физминутка.( слайд 17 )
(слайд 18, появляется старинная дверь, на ней висит большой замок и на двери примеры)
- Это задание по нашей сегодняшней теме.
Напомните мне ее пожалуйста.
Решите эти примеры самостоятельно.
5*0 20-0 0*13 79:0 4:0
0*35 55+0 0+28
- Давайте проверим, что у вас получилось. (проверяем по цепочке)
Оцените себя в карточках для самооценки в 5 задании.
(на слайде исчезают примеры и после прочтения последнего исчезает замок) слайд 18
Учитель: Вот мы и в кощеевом замке! Кого же держал в заточении Кощей Бессмертный? (вешаю на доску Василису ) (слайд 19 Спасибо вам ребята. Спасли вы меня!)
- Вспомните, пожалуйста, на какой слет приехала Василиса Премудрая? (слет Василис из мультфильма) (слайд 20 с песней Василис).
(Беру книгу “Сказки” в руки – в открытом виде. Снова звучит музыка.)
-Сказочка кончается! Книжка закрывается! (Закрываю. слайд 21, написано на книге КОНЕЦ????)
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Молодцы, ребята! Хорошая получилась сказка и самое главное, что придумали мы ее сами!
- Дома вы придумаете сказку о цифре 0.(на листе формата А4 придумать сказку о цифре 0)
X. Рефлексия.
– Вспомните, какой была тема урока? («Свойства числа 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
– Какие трудности остались на конец урока?
-Давайте посмотрим на ваши карточки для самооценки. У кого обведены только зеленые кружочки, только желтые? Попросите своего соседа тоже оценить вас.
(меняются карточками и возле 6 задания сосед по парте обводит нужный кружок)
- Что у вас получилось? У кого обведены только зеленые кружочки, поднимите руку? Молодцы!
- Кто обвел и желтые кружочки?
- А есть те, кто обвел красные кружочки? В каком задании?
- Возьмите карточки со смайликами и обведите смайлик, который передаёт ваше настроение . (у детей на партах лежат листы со смайликами, они обводят тот смайлик, который соответствует их настроению)(на слайде 22 тоже смайлики, я спрашиваю кто обвел 1 смайлик и на доске ставлю количество, кто – 2, ставлю на доске, кто - 3)
- Молодцы, ребята! У всех хорошее настроение, значит вы хорошо поработали!
- Урок окончен! Спасибо!(слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики3 класс Тема: «Арифметические действия над числами»
ПппппппппппирииииПрипроведении данного урока можнозакрепить арифметические действия над числами, совершенствовать вычислительный навык умножения и деления двузначного числа на однозначное ...
Урок математики3 классТема: «Арифметические действия над числами»
Цель:закрепить внетабличноеумножение и деление. Отработать умение анализировать и решать задачи. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление....
Арифметические действия над числами.
Урок математики в 4 классе по образовательной системе "Школа 2100"....
Зарядка к уроку математики по теме "Арифметические действия над числами". 3 класс.
Программа "Школа- 2100". Цель: совершенствование математических умений.Технологии: мини-исследовательская, использование ИКТ, проблемного диалога, оценивания....
Арифметические действия. Двузначные числа (устные вычисления).
Программа "Школа-2100".Цель: совершенствование математических умений.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....
Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."
Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...
Подготовка к ВПР по математике (арифметические действия с числами, решение задач арифметическим способом)
Данная презентация подготовлениа для проведения устного счета в 4 классе и позволяет в сжатой наглядной форме проводить подготовку к ВПР по разделам "Арифметические действия" и " Решение задач арифмет...