Арифметические действия с числом 0
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Миничкина Евгения Анатольевна

На данном уроке дети смогут продолжить работу над свойствами цифры 0; повторить  выполнение действий над натуральными числами,повторить таблицу умножения и деления, вспомнить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. повторить нахождение площади прямоугольника;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_nulem.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Арифметические действия с числом 0

Тип урока: урок усвоения новых знаний .

  • Цель урока: продолжить работу над свойствами цифры 0; повторить с учащимися выполнение действий над натуральными числами в разнообразных ситуациях; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • повторить таблицу умножения и деления;
  • повторить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального;
  • нахождение площади прямоугольника;

Содержание: универсальные учебные действия:

  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: раскрытие связей между числами; прогнозировать результат вычисления.
  • Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания).
  • Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Наглядные пособия и оборудования к уроку: Картины, магнитофон, раздаточный материал, телеграмма, карточки, сказочные герои, макет елок, карточки для самооценки.

Ход урока

I.Орг. момент. 

III. Актуализация знаний.

(слайд 1).

Учитель(читает)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

-Вы любите сказки?

-. Я сейчас прочитаю вам очень интересную сказку! Хотите послушать? Ну, слушайте!

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…

( Из книги выпадает лист)

Что это? Ребята! По моему, это нам телеграмма. Давайте ее прочитаем. (слайд 2)

SOS! SOS! Я приехала к своим сестрам на ежегодный слет. Но меня похитили прямо на пороге школы! Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Я у Кощея Бессмертного!!

Под телеграммой подписи нет. Кого же нам надо спасать? И где живет этот Кощей Бессмертный? Вот только нарисована елка. Давайте, подумаем, может она нам что-нибудь подскажет?

Ясно – идем в лес! А в лесу нам встречается избушка на курьих ножках.(вешаю избушку)(слайд 3 где летит Баба Яга из сказки Гуси-лебеди).( Б.Я. вешаю на доску)

с надписью: ХА-ХА-ХА! , Подскажу где живет Кощей Бессмертный если поможете мне нарядить елку к Новому году! (раздаю разноцветные шары на елку)

Учитель: (читает)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!

2. У вас у каждого есть шарик, на обратной стороне которого написан пример, делимся на две команды по рядам. Каждая команда наряжает свою елку. Решите пример и повесьте шарик на соответствующее место. Если какие-то шарики не найдут своего места, отложите их в сторону.(елки висят на доске)

1 команда   2 команда

4*1=            3*0=

16:1=          1*5=

6*0=            6: 1=

2+ 0=           9+0=

0 * 5=          0*2=

10-0=         20-0=

4:0=           4:0=

- Давайте проверим вашу работу. Кто видит ошибки. Все решено верно.

У вас на партах лежат карточки для самооценки. После каждого выполненного задания, обведите кружочек, который, как вам кажется, соответствует уровню вашей работы.(зеленый кружок – отлично справился с заданием, желтый – с ошибками, красный- не справился) Оцените себя, как вы выполнили 1 задание?

V. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какие действия с числами 0 и 1 вы выполняли, когда решали эти примеры. Давайте посмотрим, какие шарики не нашли своего места. А почему вы эти примеры оставили без решения? (на 0 делить нельзя)

Люди говорят:

«Не шутите с огнем!»

А мы говорим:

«Не шутите с нулем!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ.

Нужен глаз за ним да глаз. (слайд 4 с изображение 0 не читаю то что на слайде)

Напрасно думают, что 0

Играет маленькую роль.

Когда-то многие считали,

Что ноль не значит ничего,

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но о его особых свойствах

Мы поведем теперь рассказ.

(слайд 5 пустой)

Коль ноль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответ тотчас же получаешь

Опять то самое число.

(слайд 5 , выскакивают формулы а+0=а, а-0=а)

Попав как множитель средь чисел,

Он мигом сводит все на нет.

И потому в произведении

Один за всех несет ответ.

(слайд 5 продолжение, выскакивают а*0=0)

А относительно деленья

Нам твердо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире

Делить на ноль запрещено. (слайд 5, выскакивает а:0 нельзя)

3. Работа по учебнику с. 83.

- Откройте стр. 83 учебника. Прочитайте правила в учебнике.

- Что получается при умножении числа на 0?

- О чем еще вы узнали? (на 0 делить нельзя)

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? .( слайд 6)

- Правильно, мы сегодня на уроке будем продолжать знакомство с число 0 и его свойствами. .( слайд 7)

VI. Физминутка.( слайд 8)

VII.Первичное закрепление.

- Найдите № 1 на стр. 83. Прочитайте задание. Работаем по цепочке.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Оцените себя на листах для самооценки, обведите соответствующий кружочек во 2 задании.

(слайд 9 с тропинками)

4. Смотрите, перед нами появились три тропинки. Это Кощей Бессмертный специально хочет нас запутать, чтобы мы не добрались к его замку. Кто это спрятался за елкой? (загадка о лисе)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу.

Пушистый рыжий хвост,

Все знаем мы... (ответ: лиса)

- Она предлагает решить нам задачки в стихах.

(слайд 10 с лисами)

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами

Весёлых мышей

Мыши услышали злую лису

И спрятались все

Под ёлкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мышки по 9 мышат,

Так сколько скажите,

Мышей и мышат

Под елью ветвистой

Тихо сидят?

(45)

(слайд 11 с рукавицами)

Бабка внукам рукавички

Весело вязала.

А связала 8 штук

И нам показала:

- Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,

Протяните ко мне руки,

Рукавички надевайте,

Дров, водички натаскайте

Вы, ребятки, не зевайте,

Сколько внуков,

Отвечайте?

(4)

(слайд 12 с бельчатами)

3 бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

9 шишек принесла.

Разделила на троих—

Сколько каждому из них?

(3)

5. (по окончании решения появляется слайд 13, где эти числа нужно преобразовать)

(работа в парах, запись в тетрадь)

- Молодцы, ребята! Но смотрите, что случилось с нашими числами. Давайте переведем их и узнаем какая тропинка самая короткая.

- Со своим соседом по парте выполните это задание вместе, записывая его в тетрадь.

45 см=    дм см

4 м=     см

3 дм=   см

- Давайте проверим вашу работу. (диктуют по очереди) (слайд 13 появляются ответы)

- Какая из наших тропинок самая короткая и мы сможем быстрее добраться до замка Кощея Бессмертного?( слайд 13 тропинка посередине)

Оцените себя в карточках для самооценки в 3 задании.

Учитель:  Пойдем по тропинке длиной 30 см. А здесь нас ждет задание для самостоятельной работы. (один у доски, остальные в тетради) (слад 14 )

6. В 9 одинаковых наборах 54 елочных шарика. Сколько шариков в 5 таких наборах?

- Что вы прочитали? Докажите.

- О чем эта задача?

- Что нам известно? (слад 14 ) 9 наб.- 54 шарика

- Какое данное спряталось в вопросе? (слад 14 )5 наб.

Что надо найти? (слад 14 ) ? шариков

(по ходу опроса учитель пишет на доске краткую запись)

9 наб.- 54 шарика

5 наб. - ? шариков

- Так что же нам надо найти?

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему? (нам неизвестно сколько шариков в одной коробке)

- Каким действием будем находить?

- Найдите самостоятельно количество шариков в одной коробке. (дети записывают 1 действие)

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

Почему?

- Каким действие будем находить?

- Запишите решение задачи в тетрадь. Сколько у нас получилось шаров?

- А мне захотелось изменить вопрос в задаче. (слад 14 ) А сколько таких наборов получится из 60 шариков? Найдите самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Сколько наборов получилось? Как нашли?

Оцените себя в карточках для самооценки в 4 задании.

Учитель: - (слайд 15) Вот незаметно мы и дошли к замку Кощея Бессмертного! ?(слайд 16) Смотрите, сколько ступенек ведет к его замку? На каждой ступени стоит знак вопроса, что бы это могло значить? (звучит музыка и появляется Кощей Бессмертный (на доске)) он предлагает на игру, которая называется мини-КВН. А так как у нас урок математики, то и КВН будет математический. Каждое правильно решенное задание, позволит нам подняться на одну ступеньку вверх. Начнем!

Мини-КВН

  1. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (четыре).(слайд 16,на первой ступеньке убирается знак вопроса)
  2. Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это так? (ушла вместе с веревкой)(слайд 16, на второй ступеньке убирается знак вопроса)
  3. Ребус 1 (слайд 16)
  4. Ребус 2 (слайд 16)
  5. Ребус 3 (слайд 16)

- Мы поднялись на самую верхнюю ступеньку. Устали и запыхались. Давайте немножко отдохнем.

  • VIII. Физминутка.( слайд 17 )

 (слайд 18, появляется старинная дверь, на ней висит большой замок и на двери примеры)

- Это задание по нашей сегодняшней теме.

Напомните мне ее пожалуйста.

Решите эти примеры самостоятельно.

5*0 20-0 0*13 79:0 4:0

0*35 55+0 0+28

- Давайте проверим, что у вас получилось. (проверяем по цепочке)

Оцените себя в карточках для самооценки в 5 задании.

(на слайде исчезают примеры и после прочтения последнего исчезает замок) слайд 18

Учитель: Вот мы и в кощеевом замке! Кого же держал в заточении Кощей Бессмертный? (вешаю на доску Василису ) (слайд 19 Спасибо вам ребята. Спасли вы меня!)

- Вспомните, пожалуйста, на какой слет приехала Василиса Премудрая? (слет Василис из мультфильма) (слайд 20 с песней Василис).

(Беру книгу “Сказки” в руки – в открытом виде. Снова звучит музыка.)

-Сказочка кончается! Книжка закрывается! (Закрываю. слайд 21, написано на книге КОНЕЦ????)

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Молодцы, ребята! Хорошая получилась сказка и самое главное, что придумали мы ее сами!

- Дома вы придумаете сказку о цифре 0.(на листе формата А4 придумать сказку о цифре 0)

X. Рефлексия.

– Вспомните, какой была тема урока? («Свойства числа 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? 
(Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0) 
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? 
(Да.)
– Обоснуйте свой ответ. 
(Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

– Какие трудности остались на конец урока?

-Давайте посмотрим на ваши карточки для самооценки. У кого обведены только зеленые кружочки,  только  желтые? Попросите своего соседа тоже оценить вас.

 (меняются карточками и возле 6 задания сосед по парте обводит нужный кружок)

- Что у вас получилось? У кого обведены только зеленые кружочки, поднимите руку? Молодцы!

- Кто обвел и желтые кружочки?

- А есть те, кто обвел красные кружочки? В каком задании?

- Возьмите карточки со смайликами и обведите смайлик, который передаёт ваше настроение . (у детей на партах лежат листы со смайликами, они обводят тот смайлик, который соответствует их настроению)(на слайде 22 тоже смайлики, я спрашиваю кто обвел 1 смайлик и на доске ставлю количество, кто – 2, ставлю на доске, кто - 3)

- Молодцы, ребята! У всех хорошее настроение, значит вы хорошо поработали!

- Урок окончен! Спасибо!(слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики3 класс Тема: «Арифметические действия над числами»

ПппппппппппирииииПрипроведении данного урока можнозакрепить арифметические действия над числами, совершенствовать вычислительный навык умножения и деления двузначного числа на однозначное ...

Урок математики3 классТема: «Арифметические действия над числами»

Цель:закрепить внетабличноеумножение и деление. Отработать умение анализировать и решать задачи. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление....

Арифметические действия над числами.

Урок математики в 4 классе по образовательной системе "Школа 2100"....

Зарядка к уроку математики по теме "Арифметические действия над числами". 3 класс.

Программа "Школа- 2100". Цель: совершенствование математических умений.Технологии: мини-исследовательская, использование ИКТ, проблемного диалога, оценивания....

Арифметические действия. Двузначные числа (устные вычисления).

Программа "Школа-2100".Цель: совершенствование математических умений.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."

Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...

Подготовка к ВПР по математике (арифметические действия с числами, решение задач арифметическим способом)

Данная презентация подготовлениа для проведения устного счета в 4 классе и позволяет в сжатой наглядной форме проводить подготовку к ВПР по разделам "Арифметические действия" и " Решение задач арифмет...