Проект урока "Миллиметр"2 класс,программа "Школа России".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Зверева Марина Геннадьевна

Проект урока "Миллиметр" 2 класс,программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_matematika_2_klass_zverevoy_m_g_.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ БПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки 06.04.2015 по 18.04.2015 г)

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме:

«Миллиметр»

                Учебный предмет: математика

Выполнил учитель начальных классов

ОУ № 22 г. Бор Борского района Нижегородской области

Зверева Марина Геннадьевна.

Квалификационная категория I

Стаж работы учителем начальных классов 17 лет

                                                                                             Контактный телефон:  

                                                                                                       

Н. Новгород

2015г

Учебный предмет: «Математика» 2 класс.

УМК «Школа России».

Учебник. Математика.2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1./М.И.Моро. М.А.Бантова-3-е изд.-М.:Просвещение,2012.-112с.

Тема урока: «Миллиметр».

Тип урока: открытия новых знаний.

Задачи урока: повторить сведения о единицах длины - сантиметре и дециметре; познакомить с единицей измерения длины - миллиметром; научиться измерять и чертить отрезки с помощью новой единицы длины, продолжить формировать умение сравнивать именованные числа; решать задачи; развивать навыки счета.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран ,у каждого ученика линейка, карандаш простой, цветные карандаши (оранжевый, красный, зелёный и синий),  ластик, индивидуальные карточки №1,№2,№3.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты: определение границ собственного знания незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.

Метапредметные результаты: сравнивать миллиметр с известными единицами длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с помощью миллиметра, проводить проверку правильности выполненных действий, обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах.

Предметные результаты: знакомство с новой единицей измерения длины - миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневной ситуации, овладение способом измерения длины в миллиметрах.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся:

к моменту изучения данной темы

 дети знают 

таблицу сложения и вычитания в пределах 20,

единицы длины сантиметр и дециметр

и соотношение между ними;

умеют

 сравнивать числа в пределах 20,

находить длину отрезка ,

сравнивать отрезки по длине,

работать с линейкой, а именно

чертить отрезки заданный длины  в см и дм.

Фрагмент календарно-тематического планирования

урока

Урока в те

ме

Тема урока

2 класс .1 четверть 36 ч

Числа от 1 до 100. Нумерация (16ч)

1

Числа от 1 до 20.

2

Числа от 1 до 20.

3

Десяток. Счёт десятками до 100

4

Числа от 11 до 100. Образование, чтение  и запись числа

5

Поместное значение цифр

6

Однозначные и двузначные числа

7

Единица  измерения  длины – миллиметр

8

Единица  измерения  длины – миллиметр

9

Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

10

Входящая контрольная работа

11

Анализ контрольной работы.

Метр

12

Сложение и вычитание вида 35 + 5  , 35 – 30 ,35 – 5  

13

Замена двузначного числа суммой  разрядных слагаемых

14

Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними

15

Повторение пройденного. Странички для любознательных

16

Контрольная работа №2 по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация».

Этапы урока

№ п/п

Название этапа урока

Время в минутах

1

Мотивация учебной деятельности учащихся

2

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

7

3

Постановка учебной задачи.

2

4

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Первичное усвоение новых знаний.

7

5

Первичная проверка понимания

5

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

15

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4


                                                                                                       Содержание урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающегося

Формирование УУД

Мотивация учебной деятельности учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности детей к уроку. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает подумать, что пригодится для успешной работы.

Личностные: включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. Регулятивные: контролируют свои действия, организуют своё рабочее место.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. 

-Наш урок необычный. Сегодня мы отправимся в сказочную страну. Из какой она сказки, отгадайте сами. Начинается сказка такими словами.

В открытом море вода совсем синяя, как лепестки хорошеньких васильков, и прозрачная, как хрусталь, — но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна: на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, чтобы они могли высунуться из воды. На самом дне живут русалки.

                ( Это сказка «Русалочка» Г.Х.Андерсена).

-Смотрим на первый слайд. Вы видите Русалочку в окружении её пяти сестер. Какое у неё настроение?

                                       (Хорошее, радостное).

 -Почему так решили?

            (Русалочка улыбается, во дворце праздник).

-Какое украшение у неё на голове?

(Корона).

Смотрим на следующий слайд. Что случилось, что произошло?

    (Девушка расстроена, т.к. во время танца корона упала с головы и при ударе о мраморный пол из короны вылетело семь драгоценных камней).

-Необходимо помочь хозяйке бала. Все камни найдены и  нам предстоит тонкая ювелирная работа по определению  того, какое место в короне занимает каждый из этих выпавших камней. Предложите, как это можно сделать.

Дети выдвигают разные способы (например, определить на глаз, наложить камни на корону) Но так как даны не камни и корона, а только их изображения, делается вывод, что  на глаз невозможно определить правильность выбора. Так как каждый камень имеет форму прямоугольника , то точный размер можно узнать только с помощью измерения ширины и длины камней. И сделать это нужно с помощью линейки. Детям раздаются карточки № 1.

Ученики измеряют последовательно ширину и длину каждого камня и ширину и длину отверстий короны, из которых они выпали. Приходят к выводу, что камни жёлтого и красного цвета цвета занимают в короне места под номерами3,4 и5.

-А теперь определите размеры голубых и сиреневых камней

При измерении выясняется, что длина и ширина каждого из камней больше 1см и меньше 2 см. А места выпадения камней в короне тоже имеют  размеры более 1 см и менее 2 см. Становится непонятно, какое место в короне должен занять каждый из них.

Учитель задаёт вопрос.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные: определение границ знания и незнания

Личностные: воспитывается сострадание к попавшему в беду.

Коммуникативные:  умение строить речевое высказывание,   отвечать на вопросы.

Предметные: закрепление умения измерять отрезки, читать показания линейки, сравнивать длины отрезков с помощью изученных единиц длин (знают единицы измерения длины - сантиметр, дециметр, соотношение между ними.)

Постановка учебной задачи.

-Почему возникли затруднения?

-Чего ещё мы не знаем?

Дети предполагают, что нужно более точное измерение последних четырёх камней, а  для этого нужна другая единица длины, которая меньше сантиметра. Учитель подводит детей к теме и цели урока:

-Какова тема нашего урока?

(Узнаем единицу длины, меньше чем см, узнаем, сколько раз она помещается в 1см).

-Чему будем учиться?

(Научимся измерять предметы ,используя новую единицу длины)

Учитель спрашивает, а знают ли ребята такую единицу длины, которая меньше сантиметра?

Если её не называют дети, то учитель сам называет её.

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что освоено и что ещё предстоит усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу.

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель просит детей рассмотреть линейки и определить, что на линейках им не знакомо.

Дети отыскивают на линейке маленькие чёрточки и, по заданию учителя, считают, сколько их в 1 см. Учитель сообщает детям, что расстояние между двумя соседними маленькими чёрточками 1 мм. На доске появляется запись

1 см = 10

После чего предлагает догадаться, как записывают мм, если дециметр-дм, сантиметр-см, а миллиметр-?(мм),потом вспоминают соотношения между дециметром и сантиметром. На доске появляется запись:

1 дм = 10 см

1 см = 10 мм

Далее дети устанавливают, что 10 раз по 10 мм –это 1 дм, значит в 1 дм 100 см.

На доске появляется запись:

1дм=100мм.

Учитель снова просит рассмотреть линейку и сказать, что ребята заметили на отметке

 5 мм.(Более длинную чёрточку)

Объясняется, что эта черта нужна для удобства измерений.

-Составим план действий, который поможет нам выполнить задание с камнями. Что будем делать сначала?

1.Измерим ширину и длину каждого камня. Запишем их в карточке.

-Что сделаем потом?

2.Измерим ширину и длину отверстий в короне. Запишем их в карточке.

-Что сделаем потом?

3.Каждому отверстию в короне подберём подходящий по размеру камень.

План действий записывается на доске.

-По окончании работы сравните свои результаты измерений с результатами соседа по парте.

Если они разные, повторно измерьте ширину и длину камней и отверстий. Парта, выполнившая задание, поднимает сигнальную карточку.

Дети приступают к выполнению.

После выполнения задания всеми детьми учитель открывает слайд презентации. На третьем слайде ребята видят то же изображение, что и на карточке. Стрелками указано место каждого камня в короне. В отличие от карточки, размеры камней и отверстий подписаны. Размеры(ширины и длины) указаны в миллиметрах).

-Проверьте правильность выполненных измерений, сравните их с результатами ,представленными на доске.

-Просигнализируйте мне о ваших результатах. Кто выполнил работу правильно, поднимет зелёный кружок, кто допустил ошибки – фиолетовый. Кто с работой не справился – красный.

-Почему были допущены ошибки?

Учитель благодарит ребят заработу.

Регулятивные: дети учатся выдвигать гипотезы, планировать действия.

Познавательные: развитие наблюдательности, логики, умения обобщать, систематизировать.

Предметные: умение соотносить между собою единицы длины, сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с помощью миллиметра, идет подготовка к умножению.

Первичная проверка понимания

Учитель задаёт вопросы:

Для чего нужны миллиметры? (Для точности измерения, измерять маленькие предметы)

Что можно измерить в миллиметрах? Посмотрите на вещи, лежащие на парте?

(толщину учебника,  дневника, ширину тетради, длину  карандаша, ручки и т.д.)

Учитель спрашивает, в каких единицах длины удобнее измерить высоту стола, ширину и длину класса, высоту окна? ( В см и м) Дети проводят измерения ширины парты, ширины спинки стула, ширины учебника математики.

Метапредметные: умение применять полученные знания в жизни(измерение окружающих предметов в миллиметрах).

Познавательные: развитие логики, операции синтеза (обобщение знаний о единицах измерения длины).

Предметные: проводить измерения с помощью изученных единиц измерения длины.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Давайте лучше познакомимся с миллиметром. Потренируемся в измерении и вычерчивании отрезков. Заодно потренируем свою смекалку. Русалочка приглашает нас на морскую полянку. (На доске появляется слайд с изображением морской полянки и рыбок на ней). Морской принцессе очень интересно, какова длина тела каждой их этих рыбок?

Для этого нужно выполнить задание по карточке №2 .

Длина тела каждой рыбки равна длине одного из отрезков. Найди длину каждого отрезка, запиши её.

Дети измеряют отрезки, подписывают каждый из них.

-Проведите взаимопроверку, сравните свои записи с записями на доске.

На доске появляется слайд с изображением отрезков и записями их длин в сантиметрах и миллиметрах.

Просигнализируйте мне о ваших результатах. Кто выполнил работу правильно, поднимет зелёный кружок, кто допустил ошибки – фиолетовый. Кто с работой не справился – красный.

-Почему были допущены ошибки?

Теперь задание на смекалку. Определите, какой цвет имеет каждая из рыбок, если известно, что тело оранжевой рыбки длиннее тела синей, но короче тела зелёной рыбки. А красная рыбка короче си ней. Закрасьте каждую рыбку нужным цветом.

-Работаем в паре. Поводим взаимопроверку.

По окончании работы всеми детьми устанавливают, что самое длинное тело у зелёной рыбки(2см 5 мм),

Оранжевая рыбка короче на  1см2 мм (на 1 см 3 мм).Потом длина тела выражается в мм.(2 см5мм это 25мм,1 см 3 мм это 13мм) Синяя рыбка имеет длину тела 9 мм, и самая маленькая красная рыбка, длина её тела 7 мм.

-Просигнализируйте мне, как вы работали. Кто выполнил работу правильно, поднимет зелёный кружок, кто допустил ошибки – фиолетовый. Кто с работой не справился – красный.

-Почему были допущены ошибки?

Учитель задаёт работу по учебнику. Выполняется задание №3 (с.10)с подробным объяснением. Дети сравнивают именованные числа. Объясняют выбор знака для сравнения. Один ученик выполняет задание на доске.

 Сравнение именованных чисел идёт с подробным объяснением.

1)1 см*9мм

1 см это 10 мм

10 мм >9 мм,значит,1см>9мм.

2)1см8мм*18мм

1см8мм-это 18 мм

18мм=18мм,

значит 1см8мм=18мм.

Или:18 мм – это 1 см 8 мм

1см8мм=1см8мм

И.т.д.

А теперь решим задачу.

(Задача записана на слайде). Средний  рост морской жемчужины составляет 2 мм в год. На сколько миллиметров она вырастет за 8 лет?

Дети индивидуально решают задачу. Проводится взаимопроверка правильности решения задачи по записи, которая появляется на слайде.

2+2+2+2+2+2+2+2=16 (мм) за 3 года

Учитель просит выразить 16 мм в см и мм.(16 мм это 1 см и 6 мм)

Просигнализируйте, как вы работали. Кто выполнил работу правильно, поднимет зелёный кружок, кто допустил ошибки – фиолетовый. Кто с работой не справился – красный.

-Почему были допущены ошибки?

Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность ,выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака сравнения.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание по группам.

1 группа (В данную группу объединены дети с низким уровнем обученности и обучаемости). Дома необходимо измерить ширину, длину и высоту спичечного коробка и начертить в тетради отрезки, равные его ширине, высоте и длине. Длину каждого отрезка записать в мм, выполнить № 5 в учебнике.

2 группа. (В данную группу объединены дети со средним и высоким уровнем обученности и обучаемости). Выполнить задание 1 группы и придумать  задачу на сравнение длин двух предметов. Длины предметов выразить в мм.

Предметные: применение знаний о миллиметре, закрепление умения работы с линейкой.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель спрашивает

-С какой единицей измерения длины познакомились? (С мм)

-Для чего она нужна?

(Для точных измерений, для измерения мелких предметов)

Чему учились? (Измерять отрезки в мм и чертить отрезки нужной длины)

Что понравилось на уроке?

В чём были трудности?

В завершении урока учитель предлагает детям оценить свою работу. Ребята заполняют таблицу по самооценке (см.  приложение)

Учитель благодарит всех за работу на уроке.

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность.

                                                                                             

Самоанализ урока:

№ п/п

Порядковый №в схеме,данной в ч.3

Параметр оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся.

2

2

2.

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целостность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

2

5

6

Логика построения урока

3

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора.

2

7

8

Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

3

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

1

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

2

15

17

Формирование коммуникативных УУД

2

Всего Баллов

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2

2

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

3

Соблюдение требований к плану урока

2

4

Качество теоретического обоснования

2

5

Адекватность самоанализа урока(объективность выставления учителем баллав за свой конспект)

2

 


     

      Приложение

Карточка №2

http://www.ferienhaus-strandkorb-darss.de/images/nemo.gif                                                      http://www.animaisinsetos.com/Imagens/desenhos-para-colorir-de-peixes.jpg

……...см………..мм

……...см………..мм

 ……………..мм

……………..мм

                                                                                                                          http://raskras-sam.ru/uploads/posts/2014-04/1397414050_raskraski-zhivotnyh-ryby-20.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7e2e94d708120c2f96715a33fb3a5225&n=21

……...см………..мм

 

……...см………..мм

 ……………..мм

……………..мм

Карточка №2

http://www.ferienhaus-strandkorb-darss.de/images/nemo.gif                                                      http://www.animaisinsetos.com/Imagens/desenhos-para-colorir-de-peixes.jpg

……...см………..мм

……...см………..мм

 ……………..мм

……………..мм

                                                                                                                          http://raskras-sam.ru/uploads/posts/2014-04/1397414050_raskraski-zhivotnyh-ryby-20.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7e2e94d708120c2f96715a33fb3a5225&n=21

……...см………..мм

 

……...см………..мм

 ……………..мм

……………..мм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Одарённые дети- будущее России"

В проекте показана организация системной работы с одарёнными детьми....

исследовательский проект" Что значит для России Крым?"

В связи с последними событиями в Украине, когда во всех СМИ, на улице, дома мы слышим: "Крым, Россия, фашизм не пройдёт", представляемый вашему вниманию проект был и остаётся настолько актуальным и ин...

Окружающий мир 2 класс Проект "Родословная" УМК "Школа России"

Проект по окружающему миру "Родословная" ученицы 2б класса МБОУ-СОШ №7 г. Клинцы Брянской обл. Сычёвой Елизаветы...

Окружающий мир 2 класс Проект "Родословная" УМК "Школа России"

Проект по окружающему миру "Родословная" ученицы 2б класса МБОУ-СОШ №7 г. Клинцы Брянской обл. Сычёвой Елизаветы...

Проект по курсу ОРКС "Россия - наша Родина"

Вводный  урок в каждом из модулей ОРКСЭ; входит в блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Данный урок организоваан в виде устного журн...

Проект "Океанариум"(УМК "Школа России")

Представляю вашему внимаю конспекты уроков и презентации по технологии. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

Проект "Маленький обелиск большой России"

Данный проект направлен на формирование активной гражданской позиции, патриотических чувств, развитие интереса к героическому прошлому родного поселка....