открытый урок в 1 классе "Слагаемые. Сумма".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Цель урока: Создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_po_teme_slagaemye_summa_1_klass.docx | 472.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике
ФИО (полностью) | Юсупова Елена Евгеньевна | |
Место работы | МБУ "Лицей № 60" г.о. Тольятти Самарской области | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Математика | |
Класс | 1 класс | |
Тема урока | СЛАГАЕМЫЕ. СУММА. | |
Предметная программа и её автор | УМК «Школа России», Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. | |
Цель урока: | Создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности. | |
9. | Планируемые результаты образования |
|
10 | УУД |
|
11 | Тип урока | Комбинированный. |
12 | Формы и методы обучения | Фронтальный, практический, групповой. |
13 | Используемые технологии |
|
14 | Необходимое оборудование | Проектор, интерактивная доска SMARTBoard, презентация, мультимедийное приложение к уроку диск «Математика», иллюстрации животных, компьютер учителя, учебник, тетрадь. |
Сценарий урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля Технологии | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку. | Приветствие учащихся. Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? (Проверка готовности к уроку.) | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | |
2. Актуализация опорных знаний. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Ребята, а вы любите ходить в гости? - Сегодня мы отправимся в гости к животным в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики. - На этом уроке мы будем решать примеры, и отвечать на сказочные вопросы. | Устные ответы. | Закрепление умений прибавлять и вычитать число 2. Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. | Фронтальный. Устные ответы Игровые технологии ИКТ технологии |
Игра «Составь поезд». | - Ребята, для Вас мишка приготовил игру. Давайте в неё поиграем вместе с мишкой. За каждый правильный ответ вы получаете смайлик. – Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов. | По цепочке у доски выставляют вагончики в порядке возрастания результатов. | |||
Задачи-шутки | - А енот-поласкун приготовил для вас задачи-шутки. Давайте поможем ему решить их. • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.) • Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.) • Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.) • Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.) | Решают задачи устно. | |||
Тренажёр "Три медведя" | Посчитай и выбери один из ответов. Если ты сосчитаешь верно, то перейдёшь к следующему заданию. (приложение №1) | Работа с интерактивной доской. Устный счёт. | |||
3. Постановка цели урока. | Принятие целей учебно - познавательной деятельности. | - В нашей лесной школе учится белочка. Ай да белка-мастерица! Вяжет детям рукавицы. Извязала три клубка, Два еще лежат пока. У кого ответ готов: Сколько у нее клубков? (5.) — Как вы узнали? (3 + 2 = 5.) — Как можно эту запись прочитать по-разному? — Можно ли по-другому прочитать запись? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока. – Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим примеры, где выполняется действие «сложение». Просмотр мультимедийное приложение к уроку диск «Математика»
| Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют как нашли решение. Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос:
| Учатся принимать и выполнять учебную задачу. | Фронтальный. Наблюдение учителя. Технология проблемного обучения. ИКТ технологии |
4. Усвоение знаний и способов действий. 5. Физкульт-минутка. | Объяснение новых понятий. Интерактивная физминутка | Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой. После этого учитель вывешивает на доску таблицу: НАЗВАНИЕ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ - Назовите первое слагаемое.(2) - Назовите второе слагаемое. (3) - Сколько у вас на столе фигур? (5) - Дополните нашу запись. (2+3=5) - Как вы можете назвать число 5? (то, что получилось, ответ, результат) Запись чисел 3+2=5 – это сумма чисел 5 и 2. Два слагаемые в ряд Друг за дружкою стоят. Вслед за ними знак «равно». Он известен всем давно. Что в итоге получаем Словом «сумма» называем Для закрепления используются задания из приложения к уроку диск «Математика». Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма». Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7. Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое»,«сумма чисел». В этом же задании ученикам встретятся разности. Учитель задает учащимся вопрос: – Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.) - Какую цель мы ставили в начале урока? - Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке. | Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения. Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминут | Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении. Осуществлять профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя. Технологии личностно- ориентированного образования ИКТ технологии Коллективный. Наблюдение учителя. ИКТ технологии Здоровьесберегающие технологии |
6.Закрепление знаний и способов действий. 7.Физкультминутка. | Формирование навыков счёта. Работа по учебнику Работа по учебнику. Стр.86 № 1 №2 (с. 86) Пропедевтика темы «Задача». №3 (с. 87) | Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному. - Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получилось в сумме:
4+2= 5+ 2= 3+4= 2+2= Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу. – О чем прочитанный рассказ? - Что в рассказе известно? – Что нужно узнать? – Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? - Почему так считаете? - Что обозначено зелеными квадратами? - Что обозначено желтыми квадратами? - Ответьте на вопрос задачи. - Как вы узнали? Аналогично разбирается задача. | Ученики выполняют с комментированием. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре» и т. д. Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы: -Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги. -Сколько книг стало у Васи. -Сложение. -Потому что книг у Васи стало больше. Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.). | Формируются умения прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении. Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Необходимые умения к изучению темы «Задача» (анализ, синтез, мышление) | Наблюдение учителя, работы в тетради. Самоконтроль Игровые технологии Технология обучения в сотрудничестве Технологии личностно- ориентированного образования ИКТ технологии Здоровьесберегающие технологии ИКТ технологии |
№ 4, с. 87 | - Прочитайте задачу. Что известно? - Что нужно узнать? - Объясните схему. - Как узнали? | -У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку. -Сколько собачек осталось у Лены. -Было 3 собачки - они обозначены кружками. Лена подарила 1 собачку- 1 круг зачеркнут. Осталось 2 собачки. 3-1=2 (с.) | |||
№ 6 (с.87) Интерактивная физминутка | Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2. - Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физкультминутке. | Учащиеся объясняют, кто из сказочных героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие «сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать два шага вперёд, а не назад.) Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. | Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Коллективный. Наблюдение учителя. | ||
Работа в тетради с печатной основой. с. 32 | — Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание. — Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.) — Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом. — Прочитайте следующее задание. Выполните его. — Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 7 = 6.) — Какое равенство составили ко второму рисунку? (7— 1 = 6.) — Составьте рассказы по рисункам. | Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы. Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью «Светофора». | |||
8. Рефлексивно-оценочный. | Обобщение и оценка. | - А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. - Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются? -Как называется результат, полученный при сложении? Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями. -Посчитайте, у кого больше всего смайликов? Тому медвежонок приготовил сладкий приз. | Учащиеся отвечают на вопросы. Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка Технология оценивания планируемых результатов |
Самоанализ урока:
Урок – изучения нового материала прошел в хорошем темпе. Цель урока достигнута: дети усвоили понятия «слагаемое», «сумма». Задачи урока реализованы. Структура урока не нарушена, этапы урока следовали друг за другом. Урок соответствовал возрастным особенностям детей и требованиям программы.
Для мотивации изучения нового материала перед детьми была поставлена проблема. Проблемная ситуация активизировала учеников к деятельности. Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности была проведена практическая работа с использованием раздаточного материала. Новый материал был связан с ранее изученным. Прослеживаются межпредметные связи: (литературное чтение, окружающий мир, музыка).
На уроке, кроме заданий репродуктивного характера («прочитай», «повтори»), были использованы задания поискового характера («найди ошибку», «объясни, в чем ошибся»). Виды учебной деятельности логично чередовались.
На физиологическую паузу было уделено по 2 минуты.
На уроке сочеталась фронтальная, индивидуальная и парная работа. Использовались задания на развитие восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, речи.
Итог урока подведен. Детям выданы цветочки-поощрения за работу на уроке.
Советы:
- Необходимо уделить больше внимания самостоятельной работе учащихся.
- На уроке преобладает речь учителя, необходимо «идти от детей».
- Включать задания для детей разного уровня обученности.
- Привлекать детей к оцениванию и самооцениванию.
Приложение №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики во 2 классе. Тема "Вычитание суммы из числа"
Задачи: - закрепить правило вычитания суммы из числа; закреплять умение приема вычитания, умение решать составные задачи; совершенствовать устные приемы вычисления; выявлять существенные св...
открытый урок по математике на тему "Умножение суммы на число"
Данный урок проведен в 4 классе по учебнику математика Моро...
Открытый урок по теме ,,Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"
Урок закрепления знаний, применение формул геометрической прогрессии при решении практических задач....
Открытый урок по математике " Задачи на нахождение суммы"
Научить решать простые и составные задачи на нахождение суммы...
Открытый урок математики в 1 г классе по теме: «Связь между суммой и слагаемыми» УМК «Школа России
Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения....
Открытый урок математики на тему:"Деление суммы на число"
Тема: «Деление суммы на число». Цели: 1.Научить делить сумму на число различными способами. 2.Научить аккуратно сидеть и у...
Технологическая карта урока. Открытый урок математики 4 класс "Умножение числа на сумму"
Технологическая карта урока. Открытый урок математики 4 класс "Умножение числа на сумму"...