Рабочие программы 1 класса
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Саха политехнический лицей»
«Согласовано» Руководитель ШМО ______________ В.П. Петрова Протокол заседания ШМО № от « » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ И.М.Иванова « »августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СПЛ ________________ Н.К.Тимофеева Приказ № ______ от « » августа 2016 |
Рабочая учебная программа
по МАТЕМАТИКЕ 1-4
авт: В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и др.
на 2016-2017 уч.г.
(система Эльконина-Давыдова)
Класс: 1-в
Учитель: Коркина Г.Д
Количество часов в неделю: 4ч
Количество часов по программе: 132 ч
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Всего часов по программе | 32ч | 28ч | 40ч | 32ч |
Дано уроков фактически | ||||
Не выполнено (указать причину) |
г. Якутск
Рабочая программа по математике
(для четырехлетней начальной школы)
Пояснительная записка
Программа по математике для 1 класса составлена по системе РО Эльконина-Давыдова в соответствии:
- с требованиями ФГОС второго поколения ;
- Учебным планом РФ, 2015года Вариант-4;
- с УМК РО Эльконина-Давыдова для 1-4 классов авторов В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и др. (М.: ВИТА-ПРЕСС):
- Закона №273- ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.11.12
В связи с вступлением в силу новых ФГОС в программу внесены изменения на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, в части планируемых результатов.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочивания и др.);
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Общая характеристика учебного предмета , курса
Предлагаемая программа подготовлена на основе многолетних исследований в области теории и практического применения системы РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в рамках учебного предмета «Математика». Этот курс математики предназначен для обучения детей, поступающих в школу с 6-7 летнего возраста и ставит своей целью формирования у учащихся предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому ориентирован главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку умений и навыков.
Формы организации детей (от групповой, парной до индивидуальной) позволяют осуществить не только смену, но и обмен деятельности. При этом в качестве ведущей деятельности сохраняется игровая с использованием специфических для системы РО игр, ориентированных на формирование у детей учебной деятельности.
Основной формой обучения и воспитания является коллективная деятельность, как единство основных видов человеческой деятельности, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, направленной на усвоение системы теоретических (научных) понятий. В процессе обучения математике первоклассники будут учиться участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность. Таким образом, у учащихся будет происходить формирование основ общих учебных умений и способов познавательной деятельности.
Содержание курса математики условно делится на пять областей (содержательных линий):
• «Числа и вычисления» (в ней выделяется материал, относящийся к формальной стороне натурального числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий). В эту же область входит материал, связанный с представлением чисел на координатной прямой.),
• «Измерение величин» (процесс измерения величин является той математической моделью, которая служит в данном курсе единой основой для введения всех видов действительного числа. Кроме того, измерение как практическое действие имеет важный прикладной аспект.),
• «Закономерности» (содержание данной области связано с построением числовых и геометрических последовательностей и других структурированных объектов, а также с подсчётом их количественных характеристик),
• «Зависимости» (к этой области отнесено содержание, которое связано с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами. Данная область представлена в основном текстовыми задачами.),
• «Элементы геометрии» (эта область охватывает геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов).
Содержание, предусмотренное программой для изучения в 1 классе (1-4), приведено в соответствие с возрастными особенностями первоклассников.
Распределение содержания курса для 1 класса (1-4) представлено следующим образом:
Раздел: Содержание:
Величины и числа Число как результат измерения величины
Средства (языки) моделирования Линейный чертёж, линейная стрелочная схема, формула, числовая прямая, рисунок
Модельное описание практических Задачи на отношение частей и целого, решаемые в одно действие. Задачи на разностное
ситуаций сравнение.
Пространственные формы и отношения Точка, отрезок, прямая и кривая линии, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии
Вычислительные навыки Сложение и вычитание в пределах десяти
Уроки ведутся в технологии развивающего обучения. Ведущими формами организации уроков являются групповая и индивидуальная, а сопутствующими - парная и фронтальная.
Основными методами являются постановка и решение учебных задач, частично-поисковый и квази-исследовательский. При организации работы используется принцип развивающего обучения:
- ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям;
- идет формирование компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, учебные действия, контроль, оценка;
- в центре внимания находится ребенок как субъект своей деятельности;
- преподавание ведется на высоком уровне сложности;
- ведущей является коллективная мыслительная деятельность; диалог, полилог.
Программа рассчитана на 1 класс по системе 1-4. Временные рамки прохождения программы составляют 33 нед х 4 ч = 132ч (из них 10 ч включены в курс «Введение в школьную жизнь»).
Учебно-методический комплект состоит из учебника «Математика» и рабочей тетради к учебнику (в 2-х частях), авторы В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева (издательство Вита - Пресс, Москва, 2010 г.) и рабочей тетради к учебнику тех же авторов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс разработан в соответствии с учебным план для общеобразовательных учреждений РС(Я) 2011, вариант-2
В соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений РС(Я) 2011 г, вариант – 2 учебному предмету «Математика» отводится 4ч в неделю (132ч). С учетом политехнического направления лицея из части, формируемой участниками образовательного процесса 1 час отводится на расширение предметной области «математика». ( Всего: 5ч в неделю – 170ч)
Учитывая политехническую направленность школы, в программу учебного предмета «Математика» включено решение текстовых задач по интегрированному проекту «Промышленности как культурное наследие народов РС(Я)» через модульный курс. Модульный курс распределен по четвертям:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Легкая промышленность | Пищевая промышленность | Деревообрабатывающая промышленность | Добывающая промышленность | |
1 класс |
Количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ и учебных проектов
1 класс | |
Тематические контрольные работы | |
Учебные проекты | |
Практические работы | |
Годовые контрольные работы по математике | |
Всего по математике | |
Итоговые комплексные работы |
Содержание учебного предмета, курса
1 класс
(4 ч х 33 нед = 132 ч)
РАЗДЕЛ 1 . Признаки предметов. Пространственные представления. (9 ч)
Задача поиска признаков предметов. Признаки предмета: цвет, форма, размер. Описание предметов по признакам. Равенство (одинаковость) и неравенство (различие) предметов по признакам. Взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между.
РАЗДЕЛ 2. Величины. (15ч)
Точки и линии. Прямая, отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Границы фигур. Уточнение представлений о размере: длина, площадь. Объём (ёмкость). Масса. Количество.
РАЗДЕЛ 3. Действия с величинами. (12ч)
Сравнение групп предметов. Графическое моделирование (Изображение с помощью отрезков) отношений равенства и неравенства. Уточнение неравенства: отношение «больше – меньше». Величина. Упорядочивание величин. Возрастающие и убывающие ряды величин. Преобразования предметов: увеличение, уменьшение, сохранение величин. Графическое моделирование рядов величин (чертёж). Буквенные обозначения величин. Знаки «=» (равно), «≠» (неравно), «<» (меньше), «>» (больше). Знаковое моделирование отношений равенства и неравенства (формулы вида А=Б, А≠ Б, А<Б, А>Б).
РАЗДЕЛ 4. Введение числа. Сравнение чисел (27ч).
Непосредственное и опосредованное сравнение величин. Задача воспроизведения величины (построение величины, равной заданной). Измерение и построение величины с помощью мерки и числа (операторный аспект). Знаковое м графическое моделирование действий построения и измерения величин. Представление чисел метками. Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа). Свойства натурального ряда чисел. Числительные. Цифры.
Построение числовой прямой (выбор начала, направления и шага). Представление чисел в виде точек и отрезков на числовой прямой. Предыдущее и последующее число. Моделирование отношения неравенства величин («больше – меньше») на числовой прямой. Сравнение чисел. Число как результат измерения величины – числовое значение величины (количественный аспект числа). Зависимость числового значения величины от выбора мерки. Именованные числа. Стандартные единицы измерения и счёта.
РАЗДЕЛ 5. Разностное сравнение величин (17ч).
Предметные способы уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Уточнение неравенства величин: разностное отношение («больше – меньше на»). Графическое моделирование разностного отношения величин. Моделирование разностного отношения величин на числовой прямой. Нахождение значения разности между величинами по их значениям с помощью числовой прямой. Разностное отношение между числами. Сложение и вычитание чисел. Знаки « » (плюс) и «-» (минус). Присчёт и отсчёт. Случаи сложения и вычитания а ± 1, 2, 3 (в пределах 20). Число 0. Обозначение чисел буквами. Выражения. Простейшие текстовые задачи на разностное отношение величин (нахождение большей или меньшей величины).
РАЗДЕЛ 6. Отношение «частей и целого» (11ч).
Предметные действия составления величины из частей и разбиения величины на части. Отношение «частей и целого». Графическое моделирование отношения «частей и целого». Действия сложения и вычитания величин как действия нахождения целого по заданным частям и соответственно нахождения части по заданным целому и другой части. Моделирование отношения «частей и целого» на числовой прямой. Состав чисел 4,5,6,7,8,9,10. Сложение и вычитание чисел в пределах десяти.
РАЗДЕЛ 7. Текстовые задачи (10ч).
Анализ текстов задач с помощью чертежа. Составление задач. Простейшие текстовые задачи на отношение «частей и целого». Единицы объема.
РАЗДЕЛ 8. Числа от 11 до 20 (8 ч).
Образование чисел от 11 до 20. Случаи вида 16 ± 1, 2, 3. Состав чисел второго десятка.
РАЗДЕЛ 9. Систематизация изученного (14ч). Решение задач по схеме. Составление задач по схеме. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Моделирование ситуаций, требующих упорядочивания предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин;
• Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире;
• Анализ и нахождение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
• Прогнозирование результата измерения, вычисления, решения задачи.
• Планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
• Сравнение разных способов измерений, вычислений, решения задачи, выбор удобного способа.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, измерения величин, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий.
Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, Smart board и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Основная литература:
1. Примерная образовательная программа по курсу «Математика» (1 – 4), авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева (Сборник программ для начальной образовательной школы, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова – М.:«Вита-ПРЕСС», 2010 г, (стр. 213-232).
2. Давыдов В.В, Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика, 1 класс. Учебник. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Давыдов В.В, Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика, 1 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) // Первое сентября. - № 19. – 2004.
6. Рабочая учебная программа по математике в начальной школе // Из опыта работы ресурсного центра / Сост. А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова и др. Под ред. А.Б.Воронцова// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Электронное учебно-методическое обеспечение:
- «Начальная школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и Мефодий»
- Электронный инновационный методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В первом классе дети начинают развивать в себе:
• готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
• способность характеризовать собственные знания по предмету,
• формулировать вопросы,
• устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно ими решены;
• познавательный интерес к математической науке.
Таким образом, средствами предмета «Математика» у первоклассников должна формироваться мотивационная и коммуникативная готовность к учению (и общению), Я-концепция и самооценка, а также положительная динамика эмоционального созревания. Мотивационная готовность будет проявляться в соподчинении личных мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания будет проявляться в осознании ребёнком своих возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, адекватном оценивании своих достижений и личностных качеств. Эмоциональная готовность будет проявляться в освоении социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу первого класса у детей должны сформироваться на начальном уровне основы таких умений, как:
• умение анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик,
• устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
• строить алгоритм поиска необходимой информации, выполнять задание на основе заданного алгоритма (простого);
• определять логику решения практической и учебной задачи;
• выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
• вступать в коммуникацию, распределяя роли в малой группе;
• формулировать умный вопрос к действию другого ученика;
• моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
• использовать знаково-символические средства представления информации (чертежи, формулы, схемы) при решении задачи;
• планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
• оценивать действия другого ученика по заданным критериям;
• отличать известное от неизвестного в учебном материале.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу первого класса обучающиеся должны уметь:
• выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнения предметов (в частности, различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
• описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формул;
• отмерить величину с помощью данных мерки и числа, измерить величину заданной меркой и описать эти действия с помощью схемы и формул;
• построить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
• с помощью числовой прямой сравнить числа, найти их сумму и разность;
• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 (на уровне навыка);
• решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
• освоить первоначальные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
• выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения математических задач.
Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения)
Формы: урок
Типы уроков:
- вводный урок
- урок открытия нового знания
- урок конкретизации
- урок контроля 1 вида (базовый уровень)
- урок коррекции
- урок контроля 2 вида (повышенный уровень)
- урок рефлексии
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1в классе
по учебнику В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой
на 2016 - 2017 уч.г.
(33 учебные недели по 4 часа в неделю = 132ч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-395485-1536602440.jpg)
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-442455-1549819445.jpg)
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...