Рабочая программа по математике 4 класс школа 2100
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Венцова В. К. (Венцеля В. К.)
Рассмотрено: МО начальных классов Протокол №___от_______2016 год _______________________ Дьякова О.Н. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Литневская А.А. _______________ 2016 год | Утверждаю: Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района Бахтиева Р.Э. ____________________ Приказ №___ от_____2016год |
Рабочая программа
по предмету математика
учителя (высшей квалификационной категории)
Глинской Ирины Николаевны
для 4 класса
Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по математике, авторской учебной программы «МАТЕМАТИКА» Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П.; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Математика. 4 класс », (Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., - М.: Баласс, 2013) и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Цели обучения в предлагаемом курсе математики, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
Задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4 классе является формирование следующих умений и качеств:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развития умения определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога {побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
- иметь представление о решении задач на части;
- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
- читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
- распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
- распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
- находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
- читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
- решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
- находить вероятности простейших случайных событий;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел | Кол-во часов |
Повторение материала, изученного в 3 классе | 8 | |
Дроби | 20 | |
Нумерация многозначных чисел | 16 | |
Величины | 14 | |
Сложение и вычитание многозначных чисел | 8 | |
Умножение и деление многозначных чисел | 63 | |
Повторение | 7 | |
Итого | 136 |
Числа и операции над ними.
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1 000 000.
Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1 000 000 000.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике на 2016-2017 уч. год 4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Колво часов | Задачи урока | Характеристика деятельности учащихся - УУД | |||||||||||
Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе (8 часов) | ||||||||||||||||
Турнир 1. «Самый последний день каникул». | 1 | Сравнивать числа от 1 до 1000; использовать эти знания при проверке результатов действий; выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком); выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел; выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, Решать задачи изученных типов, составлять схемы, намечать план действий | Личностные: Понимать роль математических действий в жизни человека. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Регулятивные: Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Познавательные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Добывать новые з нания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависи мости от конкретных условий. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Коммуникативные: Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать способы их выполнения. | |||||||||||||
Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. | 1 | |||||||||||||||
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 | |||||||||||||||
Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Умножение чисел в пределах 1000 | 1 | |||||||||||||||
Деление чисел в пределах 1000 | 1 | |||||||||||||||
Порядок действий | 1 | |||||||||||||||
Арифметические действия над числами | 1 | |||||||||||||||
Дроби (20 часов) | ||||||||||||||||
Дроби. Знаменатель, числитель дроби | 1 | Сравнивать дроби; складывать и вычитать правильные дроби; находить часть от числа, находить число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого; решать задачи с дробями определять знаменатели и числители в дробях, сравнивать дроби Применять знания самостоятельно решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями; решать уравнения и неравенства Сравнивать дроби Использовать умения при выполнений самостоятельного задания Решать задачи с дробями | Личностные: Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Понимать роль математических действий в жизни человека. Анализировать свои действия и управлять ими. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; проводить аналогию, классификацию изучаемых объектов и на ее основе строить выводы. Коммуникативные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе заданий в учебнике). Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||||
Нахождение части от числа | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Нахождение числа по его части. | 1 | |||||||||||||||
Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. | 1 | |||||||||||||||
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |||||||||||||||
Сравнение дробей с одинаковыми числителями | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа№1 «Дроби». | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Арифметические действия над числами. | 1 | |||||||||||||||
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями | 1 | |||||||||||||||
Решение задач с дробями | 1 | |||||||||||||||
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |||||||||||||||
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |||||||||||||||
Решение уравнений с дробями | 1 | |||||||||||||||
Деление меньшего числа на большее | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Какую часть одно число составляет от другого | 1 | |||||||||||||||
Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в сравнении дробей | 1 | |||||||||||||||
Путешествие первое. Проект 1. Не только математика… | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание дробей». | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Сложение и вычитание дробей | 1 | |||||||||||||||
Нумерация многозначных чисел (16 часов) | ||||||||||||||||
Турнир 2. «Самый взрослый взрослый». | 1 | Называть последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000, 1000000000; Понимать, как образуется каждая следующая счетная единица;
называть последовательность разрядов в записи числа; определять соотношение между разрядами;
называть последовательность первых трех классов; называть количество разрядов, содержащихся в каждом классе; определять сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000, 1000000000; умножать и делить на 1000, 10000, 100000; выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел | Личностные: Анализировать свои действия и управлять ими. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Понимать причины успеха и неудач в учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимать роль математических действий в жизни человека. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимать роль математических действий в жизни человека. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Понимать роль математических действий в жизни человека; причины успеха в учебе. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||||
Многозначные числа. Разряды и классы. | 1 | |||||||||||||||
Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Сравнение чисел | 1 | |||||||||||||||
Разрядные слагаемые | 1 | |||||||||||||||
Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000. | 1 | |||||||||||||||
Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Миллион. Класс миллионов. Миллиард. | 1 | |||||||||||||||
Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | |||||||||||||||
Миллион. Класс миллионов. Миллиард. | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в чтении и записи многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Путешествие второе. Проект №2 Страничка из энциклопедии. | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа№3 по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | |||||||||||||||
Величины (14 часов) | ||||||||||||||||
Работа над ошибками. Турнир 3. «Отважный путешественник». | 1 | Называть единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними; находить приближенные значения величин; вычислять объем параллелепипеда (куба); вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников; выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник; строить окружность по заданному радиусу; выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры; распознавать плоские и объемные геометрические фигуры; получать приближенные значения величин; сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой | Личностные: Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, помогать сверстникам. Регулятивные: Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Составлять план решения проблемы (задачи). Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Составлять план решения задачи совместно с учителем. Познавательные: Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | |||||||||||||
Единицы длины. Преобразование единиц длины | 1 | |||||||||||||||
Единицы массы. Грамм, тонна. | 1 | |||||||||||||||
Единицы измерения величин. | 1 | |||||||||||||||
Единицы измерения величин. | 1 | |||||||||||||||
Единицы площади.:1 см2, 1 м2, 1км2 | 1 | |||||||||||||||
Единицы площади: ар, гектар | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Площадь прямоугольного треугольника. | 1 | |||||||||||||||
Приближённое вычисление площадей. Палетка. | 1 | |||||||||||||||
Единицы объёма. | 1 | |||||||||||||||
Точные и приближенные значения величин | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа №4 «Величины». | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Решение задач с величинами | 1 | |||||||||||||||
Сложение и вычитание чисел ( 8 часов) | ||||||||||||||||
Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | 1 | выполнять алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел выполнять устные и вычисления в пределах 1 000 000; выполнять проверку правильности вычислений; выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел; решать задачи Понимать взаимосвязь работы, времени и производительности Решать задачи на процессы движения, работы, купли-продажи
| Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | |||||||||||||
Контрольный устный счёт Сложение и вычитание многозначных чисел по разрядам | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в сложении и вычитании многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Нахождение суммы трёх многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Упрощение вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности | 1 | |||||||||||||||
Решение задач на взаимосвязь работы, времени и производительности | 1 | |||||||||||||||
Арифметические действия над числами | 1 | |||||||||||||||
Умножение и деление чисел (63часа) | ||||||||||||||||
Умножение чисел. Группировка множителей | 1 | Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число, на многозначное число; | Личностные Анализировать свои действия и управлять ими. Понимать причины успеха в учебе. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Понимать роль математических действий в жизни человека. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Анализировать свои действия и управлять ими. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы сотрудничества). Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||
Умножение многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в умножении многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Старинные английские меры длины | 1 | |||||||||||||||
Путешествие третье. Проект №3. Петровские мануфактуры. | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Турнир 4. «Школьные мастерские» | 1 | Понимать функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
Применять правило деления числа произведение; выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное, трехзначное число, многозначное число; решать задачи в 2—3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях; соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью, формулой. находить и объяснять решение задач с долями; находить и объяснять решение задач с альтернативным условием; использовать заданные уравнения при решении текстовых задач; вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия со скобками и без них; решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ±b) : с = d; а ± х ± b = с и др.; читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; решать простейшие задачи на принцип Дирихле; находить вероятности простейших случайных событий; находить среднее арифметическое нескольких чисел. Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число, на многозначное число; функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа); правило деления числа произведение; выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное, трехзначное число, многозначное число; решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях решать задачи в 2—3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях; соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью, формулой. находить и объяснять решение задач с долями; находить и объяснять решение задач с альтернативным условием; находить среднее арифметическое нескольких чисел. Выполнять проверку деления Соблюдать порядок действий в вычислениях Выполнять круговую диаграмму определять координатный луч, координатный угол, находить координаты точки на луче, на плоскости; | ||||||||||||||
Деление круглых чисел | 1 | |||||||||||||||
Деление числа на произведение | 1 | |||||||||||||||
Алгоритм деления чисел | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа№5 по теме « Арифметические действия над многозначными числами» | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Деление многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Деление круглых многозначных чисел на круглые числа | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в делении многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Контрольный устный счёт Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | |||||||||||||||
Деление круглых чисел с остатком | 1 | |||||||||||||||
Решение уравнений | 1 | |||||||||||||||
Решение задач с помощью уравнений | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Уравнения с упрощением | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в решении задач с помощью уравнений | 1 | |||||||||||||||
Деление многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в делении многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа№6 по теме «Умножение и деление многозначных чисел» | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Письменное деление многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Деление многозначных чисел на однозначное, когда в частном есть 0 | 1 | |||||||||||||||
Порядок действий в вычислениях | 1 | |||||||||||||||
Контрольный устный счёт Деление многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Деление многозначных чисел на однозначное | 1 | |||||||||||||||
Письменное деление многозначных чисел с остатком | 1 | |||||||||||||||
Письменное деление многозначных чисел на круглые с остатком | 1 | |||||||||||||||
Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Деление многозначных чисел на круглые с краткой записью | 1 | |||||||||||||||
Задачи на движение. Скорость сближения. | 1 | |||||||||||||||
Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа №7 «Решение задач». | 1 | |||||||||||||||
Алгоритм умножения на двузначное число | 1 | |||||||||||||||
Умножение многозначного круглого на двузначное число | 1 | |||||||||||||||
Задачи на движение. Скорость удаления. | 1 | |||||||||||||||
Контрольный устный счёт. Умножение многозначных чисел на трехзначное число вида 287Х123 | 1 | |||||||||||||||
Умножение многозначных чисел на трехзначное число вида 428Х703 | 1 | |||||||||||||||
Умножение многозначных чисел на трехзначное число вида 320Х640 | 1 | |||||||||||||||
Решение задач на движение в одном направлении | 1 | |||||||||||||||
Решение задач на движение вдогонку | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в решении задач на движение | 1 | |||||||||||||||
Путешествие четвёртое. Проект №5. Вместе с М.В.Ломоносовым. | 1 | |||||||||||||||
Турнир 5. «Большая игра» | 1 | |||||||||||||||
Письменное деление многозначных чисел на двузначное число | 1 | |||||||||||||||
Алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное | 1 | |||||||||||||||
Деление многозначных чисел на двузначное с получением нуля в середине или на конце частного. | 1 | |||||||||||||||
Арифметические действия над числами. Порядок действий | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в делении многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Среднее арифметическое | 1 | |||||||||||||||
Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа №8по теме «Письменное умножение и деление многозначных чисел» | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на трехзначное число с проверкой | 1 | |||||||||||||||
Умножение и деление многозначных чисел на трёхзначное | 1 | |||||||||||||||
Круговая диаграмма | 1 | |||||||||||||||
Контрольный устный счёт Числовой луч. Координаты точки на числовом луче. | 1 | |||||||||||||||
Адрес в таблице. Пара чисел. | 1 | |||||||||||||||
Координаты точек на плоскости | 1 | |||||||||||||||
Определение объёктов по заданным координатам | 1 | |||||||||||||||
Решение задач на движение | 1 | |||||||||||||||
Упражнение в делении многозначных чисел | 1 | |||||||||||||||
Повторение и обобщение изученного (7 часов) | ||||||||||||||||
Путешествие пятое. Проект № 5. «Воинская слава». | 1 | Называть последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000, 1000000000; названия и последовательность разрядов в записи числа; соотношение между разрядами; названия и последовательность первых трех классов; алгоритм письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; порядок действий в выражениях умножать и делить на 1000, 10 000, 100 000; выполнять устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий; решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях | Личностные: Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Понимать роль математических действий в жизни человека. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. Анализировать свои действия и управлять ими. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | |||||||||||||
Нумерация. Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание | 1 | |||||||||||||||
Математический диктант Умножение и деление | 1 | |||||||||||||||
Порядок действий в выражениях | 1 | |||||||||||||||
Решение уравнений и неравенств. Выражения с переменной | 1 | |||||||||||||||
Решение уравнений и неравенств. Выражения с переменной | 1 | |||||||||||||||
Контрольная работа №9»Повторение изученного в 4 классе». | 1 | |||||||||||||||
Работа над ошибками. Решение задач изученных типов | 1 | |||||||||||||||
Повторение пройденного. | ||||||||||||||||
Итого за год | 136 |
Содержание практической части программы по учебному предмету «Математика»
Темы разделов рабочей программы | Кол-во контрольных работ | Кол-во математических диктантов | Контрольный устный счёт | ||
Повторение изученного в 3 классе | 1 | ||||
Дроби | 2 | 2 | |||
Нумерация многозначных чисел | 1 | 1 | |||
Величины | 1 | 1 | |||
Сложение и вычитание многозначных чисел | 1 | ||||
Умножение и деление многозначных чисел | 4 | 4 | 4 | ||
Повторение | 1 | 1 | |||
Итого: | 9 | 9 | 4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы | |
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-ого класса в 3-х частях. - М.: Баласс; 2015. 2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы по курсу «Математика» для 4 класса. - М.: Баласс; Школьный дом, 2013. 3. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4-го класса. - М.: Баласс, 2013 | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г).
2.Козлова С. А., Рубин А. Г. «Моя математика». 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2008. |
Информационно-коммуникационные средства | |
ЦОР | Интернет-ресурсы |
1.Электронное учебное издание «Начальная школа. 1-4 кл.»:
2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006» (БЭКМ). | сетевой проект "Интернет-государство учителей". http://school-collection.edu.ru/ 900 детских презентаций и 300 флеш-игр ребёнку http://puzkarapuz.ru - программы, игры, фильмы,мультфильмы («Мир природы. Для детей 6-12 лет. Мультимедия» «Уроки Кирилла и Мефодия») http://school-collection.edu.ru Педсовет_su - сайт Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ Фестиваль «Открытый урок» festival@1septe Архив учебных программ
|
ТСО | Классная доска, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки |
Наглядные дидактические пособия по математике
| Таблица умножения Свойства суммы, разности, произведения, частного Таблица Пифагора Таблица мер веса Таблица мер длины Таблица измерения площадей Таблица метрических мер Нахождение остатка Прямоугольники Карточки с математическими выражениями Сутки, час, минута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс Школа 2100
УМК Школа 2100 рабочие программы...
Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС
Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...
Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС
Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....
Рабочие программы 1 класс "Школа 2100"
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколени...
Рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочие программы "Школа 2100" 4 класс...
рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс....
рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 4 класс....