Дидактические игры на уроках математике
картотека по математике на тему

Жуликова Юлия Юрьевна

Дидактические игры на уроках математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические Игры»

Аннотация

Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся.

Дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Игровой приём может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, создают положительные эмоции на уроке.

  1. Игра «Сколько?»

Игра проводится при изучении тем «Таблица сложения в пределах 20» (1 класс) и «Таблица умножения» (2 – 3 класс). Учитель показывает и называет пару чисел от 0 до 10, написанных на отдельных карточках. Задаётся вопрос: «Сколько?». Учащиеся отвечают хором или индивидуально. Такая тренировка проходит ежедневно по 2 – 3 минуты в быстром темпе.

  1. «Сорбонки»

Учитель предлагает ученикам стопку карточек. На одной стороне карточки записан пример, на другой – результат. Ученик выбирает одну карточку, называет ответ и сразу же проверяет себя по оборотной стороне. Если пример решен верно, то карточка откладывается вправо, если неверно – то влево. Далее работа идёт только с левой стопкой карточек. Ученик, допустивший ошибки, выписывает данные примеры в блокнот и дома заучивает их. Работу с «сорбонками» можно проводить фронтально и индивидуально при изучении таблицы сложения и вычитания, таблицы умножения и деления.

  1. «Математическая перекличка»

Ученики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде. Например, 8х3; 54:9; 42:6;0х6; 72:8; 1х8; 6х6; 64:8;9х4; 48:8; 6х3; 63:9; 7х4; 6х4; 27:3; 6х2; 5х9.

Первая команда называет одно выражение, а вторая - откликается выражением с таким же результатом. Затем перекличку начинает вторая команда. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары.

  1. Карточки-задания «найди слово».

На карточках даны примеры с буквами, ответы – на верху карточки. Надо букву каждого примера расположить под ответом этого примера. Если примеры решены правильно, то пож ответами набирается загаданное слово.

1    2    3    4    5

О  3 + 2        Н 1 + 3    

Р 10 - 7        Е 5 – 3

В 7 – 6

5. Математическая таблица «Кошка»

Кошка красочно нарисована на лице ватмана. В кружках на лапках и хвосте – карманы для чисел. На хвосте – кружок красного цвета. Здесь вставляется результат действия. На лапках – кружки голубого цвета, которые содержат числа, используемые при математическом действии. Например, учитель задает вопрос: «Как получить число 17?» (при этом на лапках числа 27, 9, 8, 10). Учащиеся отвечают: «17 – это разность чисел 27 и 10», «17 – это сумма чисел 8 и 9». Данная таблица помогает систематически проверять и укреплять навыки устного счета, активизирует внимание детей, вносит элемент игры.

6.Игра «Лучший счетчик

На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаково. По команде учащиеся начинают записывать ответы, один слева, другой справа. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием.

7. Игра «Живая математика»

Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Встает тот ученик, у которого на табличке написан ответ. Если ответ – двузначное число, то встают два ученика, у кого на табличках соответствующие цифры.

8. Игра в мяч.

Учитель называет пример и кидает мячик одному из учеников. Тот должен быстро сосчитать и кинуть мяч обратно, одновременно называя ответ. Затем игра повторяется с другим учеником.

9. Игра «Лыжники»

На доске написаны два ряда примеров для двух вариантов. Дети считают и записывают только ответы. После проверки учитель сообщает, кто из детей добрался до финиша, т.е. решил все примеры правильно.

10. Игра «Делится – не делится»

Проводится при изучении таблицы деления на однозначное число. Учитель называет различные числа. Если число делится на 2 (на 3,4), то дети поднимают руки вверх, если не делится – приседают.

11. Игра «День и ночь»

Когда учитель произносит слово «ночь», учащиеся опускают головы и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета, делает паузу, затем говорит «день». Дети поднимают головы и называют ответ. Эта игра дает возможность сосредоточиться при счете более рассеянным детям и успеть посчитать медлительным.

12. Игра «Кто быстрее, кто вернее?»

Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Ученики быстро читают пример. Ученики быстро считают, сколько получится. Те, у кого окажутся нужные цифры, должны быстро выбежать и составить из цифр ответ. В ходе этой игры не только отрабатываются вычислительные навыки, но и уточняется понимание учащимися поместного значения цифр.

13. Игра «Яблонька»

На доске – изображение яблони, на стволе которой написано число. Под яблоней – яблоки с написанными на них примерами. Детям дается задание – выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне.

14. Игра «Грибники»

Ученики каждого ряда получают задание – сложить грибы в свою корзинку, номер которой соответствует ответам примеров, записанных на шляпках грибов.

15. Игра «Поймай рыбку»

В картонной коробке – аквариуме находятся рыбки, на спинах которых написаны примеры. Ученик выбирает любую рыбку и решает пример. За каждый правильно решенный пример ряд получает одну рыбку.

Аналогично проводятся игры «Садовники», «Охотники», «Собери букет» и другие.

16. Игра «Не скажу»

Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 4, они говорят «Не скажу». Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое при проверке табличного умножения заменяется выражением «Не скажу» в процессе названия натурального ряда чисел.

17. Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения каких – либо чисел, например, 18. Он показывает карточку, а учащиеся записывают пример на умножение с таким ответом.

18. Игра «Помогите Буратино»

На листе ватмана нарисован Буратино. Учитель говорит : «Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить примеры». Дети записывают ответы на доске.

19. Игра «Почтальоны»

На листе ватмана выполнен рисунок дома. В каждом окне - номер квартиры. Рядом на отдельных карточках-письмах записаны примеры. К доске выходят две группы почтальонов. Первая группа разносит почту в квартиры под четными номерами, вторая – под нечетными.

20. Игра «Космонавты»

Класс делится на 3 экипажа (по числу рядов).У каждого экипажа –ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней заданиями. Число заданий должно соответствовать числу членов экипажа. Обращаясь к классу, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой решит все примеры».

По сигналу ученики приступают к решению примеров. Решив один пример, ракету-карточку передают другому члену экипажа. Последний поднимает ракету. Если все ответы верны, экипаж стартует в космос.

21. Игра «Терем-теремок»

Обращаясь к классу, учитель говорит: «Стоит в поле терем-теремок, Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит». При этом учитель показывает на мышку. Учащиеся решают пример, который написан на дверях теремка, и впускают мышку. Аналогично в теремок заселяются и другие звери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....

Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Роль дидактической игры на уроках математики

В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики.    Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...