Дидактические игры на уроках математике
картотека по математике на тему
Дидактические игры на уроках математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111245_primenenie_didakticheskih_igr_na_uroke_matematiki_v_nachalnyh_klassah.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические Игры»
Аннотация
Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся.
Дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Игровой приём может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, создают положительные эмоции на уроке.
- Игра «Сколько?»
Игра проводится при изучении тем «Таблица сложения в пределах 20» (1 класс) и «Таблица умножения» (2 – 3 класс). Учитель показывает и называет пару чисел от 0 до 10, написанных на отдельных карточках. Задаётся вопрос: «Сколько?». Учащиеся отвечают хором или индивидуально. Такая тренировка проходит ежедневно по 2 – 3 минуты в быстром темпе.
- «Сорбонки»
Учитель предлагает ученикам стопку карточек. На одной стороне карточки записан пример, на другой – результат. Ученик выбирает одну карточку, называет ответ и сразу же проверяет себя по оборотной стороне. Если пример решен верно, то карточка откладывается вправо, если неверно – то влево. Далее работа идёт только с левой стопкой карточек. Ученик, допустивший ошибки, выписывает данные примеры в блокнот и дома заучивает их. Работу с «сорбонками» можно проводить фронтально и индивидуально при изучении таблицы сложения и вычитания, таблицы умножения и деления.
- «Математическая перекличка»
Ученики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде. Например, 8х3; 54:9; 42:6;0х6; 72:8; 1х8; 6х6; 64:8;9х4; 48:8; 6х3; 63:9; 7х4; 6х4; 27:3; 6х2; 5х9.
Первая команда называет одно выражение, а вторая - откликается выражением с таким же результатом. Затем перекличку начинает вторая команда. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары.
- Карточки-задания «найди слово».
На карточках даны примеры с буквами, ответы – на верху карточки. Надо букву каждого примера расположить под ответом этого примера. Если примеры решены правильно, то пож ответами набирается загаданное слово.
1 2 3 4 5
О 3 + 2 Н 1 + 3
Р 10 - 7 Е 5 – 3
В 7 – 6
5. Математическая таблица «Кошка»
Кошка красочно нарисована на лице ватмана. В кружках на лапках и хвосте – карманы для чисел. На хвосте – кружок красного цвета. Здесь вставляется результат действия. На лапках – кружки голубого цвета, которые содержат числа, используемые при математическом действии. Например, учитель задает вопрос: «Как получить число 17?» (при этом на лапках числа 27, 9, 8, 10). Учащиеся отвечают: «17 – это разность чисел 27 и 10», «17 – это сумма чисел 8 и 9». Данная таблица помогает систематически проверять и укреплять навыки устного счета, активизирует внимание детей, вносит элемент игры.
6.Игра «Лучший счетчик
На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаково. По команде учащиеся начинают записывать ответы, один слева, другой справа. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием.
7. Игра «Живая математика»
Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Встает тот ученик, у которого на табличке написан ответ. Если ответ – двузначное число, то встают два ученика, у кого на табличках соответствующие цифры.
8. Игра в мяч.
Учитель называет пример и кидает мячик одному из учеников. Тот должен быстро сосчитать и кинуть мяч обратно, одновременно называя ответ. Затем игра повторяется с другим учеником.
9. Игра «Лыжники»
На доске написаны два ряда примеров для двух вариантов. Дети считают и записывают только ответы. После проверки учитель сообщает, кто из детей добрался до финиша, т.е. решил все примеры правильно.
10. Игра «Делится – не делится»
Проводится при изучении таблицы деления на однозначное число. Учитель называет различные числа. Если число делится на 2 (на 3,4), то дети поднимают руки вверх, если не делится – приседают.
11. Игра «День и ночь»
Когда учитель произносит слово «ночь», учащиеся опускают головы и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета, делает паузу, затем говорит «день». Дети поднимают головы и называют ответ. Эта игра дает возможность сосредоточиться при счете более рассеянным детям и успеть посчитать медлительным.
12. Игра «Кто быстрее, кто вернее?»
Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Ученики быстро читают пример. Ученики быстро считают, сколько получится. Те, у кого окажутся нужные цифры, должны быстро выбежать и составить из цифр ответ. В ходе этой игры не только отрабатываются вычислительные навыки, но и уточняется понимание учащимися поместного значения цифр.
13. Игра «Яблонька»
На доске – изображение яблони, на стволе которой написано число. Под яблоней – яблоки с написанными на них примерами. Детям дается задание – выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне.
14. Игра «Грибники»
Ученики каждого ряда получают задание – сложить грибы в свою корзинку, номер которой соответствует ответам примеров, записанных на шляпках грибов.
15. Игра «Поймай рыбку»
В картонной коробке – аквариуме находятся рыбки, на спинах которых написаны примеры. Ученик выбирает любую рыбку и решает пример. За каждый правильно решенный пример ряд получает одну рыбку.
Аналогично проводятся игры «Садовники», «Охотники», «Собери букет» и другие.
16. Игра «Не скажу»
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 4, они говорят «Не скажу». Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое при проверке табличного умножения заменяется выражением «Не скажу» в процессе названия натурального ряда чисел.
17. Игра «Проверь себя»
Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения каких – либо чисел, например, 18. Он показывает карточку, а учащиеся записывают пример на умножение с таким ответом.
18. Игра «Помогите Буратино»
На листе ватмана нарисован Буратино. Учитель говорит : «Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить примеры». Дети записывают ответы на доске.
19. Игра «Почтальоны»
На листе ватмана выполнен рисунок дома. В каждом окне - номер квартиры. Рядом на отдельных карточках-письмах записаны примеры. К доске выходят две группы почтальонов. Первая группа разносит почту в квартиры под четными номерами, вторая – под нечетными.
20. Игра «Космонавты»
Класс делится на 3 экипажа (по числу рядов).У каждого экипажа –ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней заданиями. Число заданий должно соответствовать числу членов экипажа. Обращаясь к классу, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой решит все примеры».
По сигналу ученики приступают к решению примеров. Решив один пример, ракету-карточку передают другому члену экипажа. Последний поднимает ракету. Если все ответы верны, экипаж стартует в космос.
21. Игра «Терем-теремок»
Обращаясь к классу, учитель говорит: «Стоит в поле терем-теремок, Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит». При этом учитель показывает на мышку. Учащиеся решают пример, который написан на дверях теремка, и впускают мышку. Аналогично в теремок заселяются и другие звери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках математики и русского языка
Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.
Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Роль дидактической игры на уроках математики
В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...