Мини-проект урока по математике 1 класс
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Андреева Елена Геннадиевна

Урок математики построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления". Урок усвоения нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chast.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Основная часть.

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математики в 1 классе на тему: «На сколько больше или меньше», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
  2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Начальная школа XXI века» по учебнику «Математика» 1 класс под редакцией В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе;
  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

Тема

«На сколько больше или меньше»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цель

Формирование умения сравнивать два числа

Задачи

Образовательная:

- формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

-уметь формулировать правило сравнения чисел.

- интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?);

- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;

-отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией.

- учить отвечать на вопросы по прочитанному.

 - формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая:

- развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;

развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитательная:

воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Здоровьесберегающая:

-создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.

Педагогические технологии:

элементы технологии «Развитие критического мышления»

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

УУД, формируемые на уроке

На уроке формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные уебные действия.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомятся с выражением «на сколько больше или меньше»;

- научатся: выполнять сравнение двух чисел с применением действия «вычитание», использовать правило сравнения чисел.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формулирование правила сравнения чисел;

- поиск ответа на вопрос «на сколько больше или меньше»;

- сравнение двух чисел с применением вычитания.

           Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий.

           Коммуникативные УУД:

   - формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

- осознают необходимость самосовершенствования.

Место и роль темы в курсе

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение данной темы  отводится 3 часа. Данный урок является первым в изучении темы.

Межпредметные связи

Связь с литературным чтением, окружающим миром.

Образовательные ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Демонстрационный и раздаточный материал

Информационно-коммуникационные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе «Математика», 1 класс в 2-х ч., ч.2/учебник/ - М., «Вентана – Граф», 2014г.

В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе «Математика», 1 класс в 3-х ч., ч.3/рабочая тетрадь/ - М., «Вентана – Граф», 2015г.

Карточки с заданиями,  схема-опора алгоритма, числовой веер

Презентация.

Компьютер, проектор

Экран, затемнение, доска.

Технологическая карта урока по математике в 1 классе  по теме  «На сколько больше или меньше».

№п/п

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащегося

Форма организации деятельности

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

I

Самоопределение к деятельности.

   Эмоциональный      настрой

Мотивация

Приветствуют, слушают учителя, организуют рабочее место.

фронтальная

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

Регулятивные:

формирование умения оценивать своё настроение

II

Стадия вызова

Актуализация знаний.

Слайд 1

Слайд 2

Высказывают свои предположения детей

Формулирование темы, цели урока.

- Ребята нам пришло письмо, оно необычное.

- От кого оно и что там написано?

 - Чтобы оно открылось, надо посчитать, сколько всего треугольников и найти ответ среди данных чисел?  

Учитель читает текст.

-Дорогие ребята злая волшебница похитила нас, чтобы мы не могли смешить детей, дарить им радость и веселье. Освободите нас. Смешарики.

- Сможем ли мы помочь Смешарикам?

- Что для этого надо?

 - Правильно, нам пригодятся наши знания, умения, но  мы должны узнать ещё что-то  новое.

Прочитайте тему урока и подумайте, чему мы должны научиться?

- Что  хотите узнать сегодня на уроке?

- Чему научиться?

- Позовём кого-нибудь на помощь или справимся сами?

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

III

Стадия осмысления Постановка учебной задачи

Физминутка

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Электронная физминутка

Дети решают задачи, ответ показывают веером, доказывают.

Проверяют с  доски

Задачу решают хорошо подготовленные ученики

Закрепление знаний о составе чисел

Рассматривают картинку с двумя коврами самолётами. Устно решают примеры

Объясняют свой выбор

Читают высказывания, изображенные с помощью стрелок

Работа в парах

Закрепляют умения изображать с помощью синих или красных стрелок высказывания

Взаимопроверка.

Выполняют движения

фронтальная

Работа в парах

- Но если нам будет очень трудно, обратимся к Магу.

Он предлагает нам решить задачи.

- У Мага 7 колдовских книг и 3 волшебные палочки. Сколько  волшебных предметов у Мага?

-Почему ответ именно такой?

 - В первой волшебной книге 9 заклинаний, а во второй на 2 меньше. Сколько заклинаний во второй книге?

- Докажи, что твой ответ правильный.

- Большой рейсовый ковер-самолёт вмещает 5 пассажиров. Сколько пассажиров может перевезти ковер-самолет  за два рейса?

-Почему получились такие варианты ответов?

- За сколько рейсов он может перевезти наш класс, если в классе 25 человек?

- Мы  выберем  ковер-самолет, на котором отправимся спасать Смешариков.  

- Посмотрите на них внимательно.  Как вы думаете, на каком  из них мы полетим?

             -4                                                -3

         5          1                                    12        9

        13         9                                    13       10

        12         8                                    11        8

        11         6                                     3          0

- Почему?

- Можно исправить другой ковёр?

- Как это сделать?

Отправляемся в путь

- На пути дремучий лес, в лесной чаще спрятаны Смешарики. Чтобы их найти, надо проложить дорожки.

-Вспомним, как мы это делаем.

-Что показывает синяя стрелка, что показывает красная стрелка?

- Составьте предложения о парах чисел.  (Учебник с .97 № 6.)

Работа в парах

- У вас на партах листы с числами  1 вариант будет проводить синие стрелки,

2 вариант красные. 10 и 6, 9 и 15,  17 и 6,8 и 14.  2 человека работают у доски.

-Поменяйтесь листами и проведите линии своим цветом.

- Если все дорожки проведены правильно, мы  увидим, кого Злая Волшебница прятала в лесу. (Барашу).

- Подумайте, почему Волшебница спрятала Бараша в дремучий лес?

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.

Коммуникативные УУД: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Личностные УУД: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

IV

V

VI

Открытие нового знания.

Первичное закрепление.

Физминутка

Применение полученных знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Высказывают свои предположения.

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником. Чтение правила

8 и 5

8 больше

8-5=3

Повторение правила

Читают задачу с доски

Записывают  решение в рабочую тетрадь.

Самостоятельное решение задач.

2 слабых ученика работают у доски.

Проверка.

Выполняют движения

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Самостоятельное решение примеров.

- Проверка примеров самостоятельно с доски

фронтальная

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

Групповая работа

Самостоятельная работа

- Отправляемся дальше на поиски остальных.

- Давайте предположим, куда могла спрятать волшебница других Смешариков.

- Перед нами дверь темницы, на ней  замки?  

- Сколько замков?

- Сколько ключей?

- Как узнать, на сколько больше замков, чем ключей? Выскажите свои предложения.  

- Чтобы дать  более точный ответ может нам обратиться к магу или постараемся  сами? (Если дети решат обратиться к Магу, то он должен посоветовать  прочитать заклинание в учебнике. Если они решат искать ответ самостоятельно, подвести к тому, чтобы ответ нашли  в учебнике).

- Откроем нашу волшебную книгу (учебник с. 96)  и прочтем заклинание и сделаем небольшое открытие.  Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:

1. Сравнить числа,

2. Найти большее,

3. Вычесть из большего меньшее число.

- Замков на 3 больше, чем ключей.

Повторим 3 раза наше заклинание, чтобы открылись остальные замки.

 Дверь открылась, но Смешариков не видно, чтобы их найти надо решить задачу.

В темнице 15 дверей и 6 окон. На сколько окон меньше, чем дверей?

- Как узнать, на сколько окон меньше, чем дверей?

- (Надо из большего числа отнять меньшее)

- Назовите большее число?

- Назовите меньшее?

- Что нужно записать? (15-6=9)

- Запишем решение задачи. (Учитель пишет на доске).

- На сколько окон меньше чем дверей?

- Запишем ответ

- Как узнали?  

 - Кар-Карыч освобожден?

- Решив задачи из учебника, мы спасем еще двоих Смешариков.

- Мальчики решают задачу с 96 №2(1), девочки задачу №2(2).

-  Почему выбрали знак вычитания?  

- Девочки спасли Нюшу, мальчики Копатыча.

        

Дружно все ребятки встали,

(дети встают из-за парт), 

На носочки поднялись,(поднимаются на носочки), 

И подняли ручки ввысь,

(руки поднимают над головой)

Мы до солнышка достанем,

И совсем большими станем.

(пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками)

Пусть нам светит солнышко,

(делают круговое движение руками, опуская руки вниз)

Луч стремится вниз,

(дети наклоняются, руки расслаблены)

Детки очень умные в классе собрались!

(дети распрямляют спинки, плечи, гладят себя по голове)

- Отправляемся дальше. Впереди болото,на островке Лосяш.

- Что такое болото?

- Как по нему можно пройти?

- Надо выбирать твердые  большие кочки. Наступать будем только на  кочки,  в которых спрашивается на сколько больше:

3 меньше 5, 8 больше 6, 10 больше 6, 4 меньше 13, 13 больше 7, 0 меньше 7,

12 больше 4.

- Мы почти дошли до островка, но до Лосяша нам не дотянуться.

- Что предлагаете сделать?

-Палку можно найти  в рабочей тетради на с. 65    № 3

- Что бы вы хотели узнать об этих отрезках?

- Измерьте отрезки, узнайте на сколько см синий отрезок длиннее красного? Запишите решение и ответ.

- Сравните ответ с товарищем.

- Покажите веером ответ.

- Молодцы вы все правильно решили и спасли Лосяша.

- Теперь можно отправляться домой, но Злая Волшебница перекрыла  нам дорогу рекой.

- Как нам переправиться через реку? (Если дети не дают правильного ответа можно им предложить обратиться за помощью к Магу)

- Построим мост.  Опоры моста – это примеры из тетради с.66 № 5 1 ряд решит 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик.  Кто быстро построит свою опору, может помочь другому ряду.

- Проверьте примеры с доски

1 ряд              2 ряд                      3 ряд

5+4                  10-3                          9+2

11-6                  6+9                         14 – 6

13- 5                 4+4                          7+4

9+3                   15-6                         6+5

12-6                   8+5                         12-5

- Накроем мост дорогой из геометрических фигур (уч. с. 98 № 11)

-По какому правилу расположены фигуры?

-Назовите 3 следующие фигуры.

- У кого другие ответы?

- Докажите, что нужны именно треугольники.

Мост готов. Мы спасли Смешариков и  возвращаемся домой.  

VII

Рефлексия.

- Какую цель ставили себе на урок?

 -Что было интересного на уроке?

- Какое открытие сделали?

 -Где можно использовать полученные знания?

- Довольны вы своей работой на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу? Покажите цифрой на веере. Оцениваем по 5 бальной системе?

Личностные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Приложение 1

Карточка

1 вариант будет проводить синие стрелки, 2 вариант красные.

10    6               9     15

   

17    6               8     14  

Приложение 2

Алгоритм

1. Сравнить числа,

2. Найти большее,

3. Вычесть из большего меньшее число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный мини-проект на уроке технологии "Магнит в подарок бабушке и дедушке"

Презентация учебного мини- проекта на уроке технологии. Итоговый урок по теме "Керамика в культуре народов мира"....

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Мини-проекты на уроках.

Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Различные мини-проекты позволяют учителю решать разнообразные дидактически...

Презентация по направлению проектная деятельность в начальной школе "Мини-проект на уроке окр. мира"

В данной презентации описывается ход проведения мини-проекта на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Бюджет семьи"....

Мини-проект "Семейная Академия. О математике с улыбкой. Конструирование"

Хочу предложить вашему вниманию опыт работы в подготовительной группе по математике. Эта работа проводилась один месяц в рамках годового проекта "Ступеньки к школе"...

"Использование метода мини-проектов на уроках"

В этой статье я хотела бы представить свои идеи  использования метода мини-проектов на уроках.Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет ...