Пояснительная записка по математике для детей с задержкой психического развития (4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике для детей с задержкой психического развития. 4 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_matematika.docx | 39.55 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_matematika.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом Председатель МС __________ Л.А. Пониткова Протокол №1 от 27.08.2015г | Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области ______________А.Ю.Самохвалов Приказ №122 от 31.08.2015г |
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа для детей с задержкой психического развития
по математике
для 4 класса
на 2015-2016 год
Составитель: Вафина Галина Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
п. Первомайский, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального обучения, утверждённая приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 .
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Рабочая программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Цели программы:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные задачи программы:
- специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
- обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
- активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
- активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
- воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
- развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
- обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Основным принципом обучения
- современность научно-идейного содержания;
- интересное преподавание;
- активизация учения;
- сознательность обучения;
- интеллектуально - развивающее обучение;
- обучение на оптимально высокой степени трудности;
- прочность усвоения математических знаний, умений и навыков;
- индивидуализация обучения;
- интенсивное развитие математических способностей;
- воспитывающий характер обучения математике.
Основной формой организации образовательного процесса является
традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии обучения:
- технология метода обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах);
- технология метода проектов (это процесс организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать);
- игровая,
- тестовая,
- разноуровневая
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
ролевые игры, дискуссии, групповая работа, индивидуальная работа, игротека
Ценностно-смысловая компетенция
Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.
Общекультурная компетенция
Использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Очень часто ученики, уверенно используя какие-то умения на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. На уроках математики учитель может помочь ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых задач с помощью систем уравнений на уроках физики и химии дети испытывали трудности. Причины – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов, непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях.
Учебно-познавательная компетенция
Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Информационная компетенция
Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.).
Социально-трудовая компетенция
Данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Компетенция личного самосовершенствования
Опираясь на классификацию компетенций А. В. Хуторского, для воспитания данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля, в этом помогают задачи, содержащие информативную часть, влияющую на самосознание детей
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, тестирование, проверочная работа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
- младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления;
- научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
- научится находить неизвестный компонент арифметического действия;
- усвоит смысл отношений «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в … раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- получит представление о величинах, геометрических фигурах;
- научится решать несложные текстовые задачи.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часов в неделю при 35 недельной работе. В программу внесены изменения: количество часов в неделю увеличено до 5 часов, т. к. программа рассчитана на обучение детей по VII виду.
Рабочая программа рассчитана на 175 часа в год.
Используемый УМК: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. 4 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Обучающиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Учебно – тематический план
№ | Тема (раздел учебника) | Содержание учебного | Всего часов | Теория | Практика | К/р |
1 | Числа от 1 до 1000 (16 ч) | Нумерация. Счет предметов. Разряды Числовые выражения. Порядок выполнения действий Сложение и вычитание Нахождение суммы нескольких слагаемых Вычитание трехзначных чисел Приемы письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные Приемы письменного деления на однозначное число Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число( закрепление) Письменное деление на однозначное число. Закрепление приёма деления. Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание. Умножение и деление» Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей прямоугольника Свойства диагоналей квадрата Письменные вычисления с натуральными числами Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». | 16 | 1 | ||
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | Нумерация больше 1000. Разряды и классы Чтение чисел Запись чисел. Значение цифры в записи числа Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых Сравнение чисел Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе Контрольная работа по теме «Нумерация больше 1000» Класс миллионов, класс миллиардов Луч, числовой луч Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | 11 | 1 | ||
3 | Величины (18 ч) | Величины. Единица длины километр Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр Единицы площади - ар, гектар. Таблица единиц площади Измерение площади фигуры с помощью палетки Контрольная работа за I четверть Работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого Нахождение нескольких долей целого. Нахождение целого по части. Единицы массы. Тонна. Центнер Таблица единиц массы Единицы времени 24-часовое исчисление времени. Сутки. Время от 0 до 24 часов. Решение задач (вычисление начала, продолжитель-ности и конца события) Единица времени – секунда Единица времени-век Таблица единиц времени Закрепление изученного. Единицы времени Контрольная работа по теме «Величины» | 18 | 2 | ||
4 | Сложение и вычитание (9 ч) | Письменные приемы сложения и вычитания Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Решение задач. Сложение и вычитание величин Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Закрепление по теме «Сложение и вычитание» Контрольная работа за 1 полугодие. | 9 | 1 | ||
5 | Умножение и деление (93 ч) | Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 Письменные приемы умножения Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7 Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений видаХ × 8 = 26 + 70 Деление как арифметическое действие Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Работа над ошибками. Деление многозначного числа на однозначное Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление Деление многозначных чисел на однозначные Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули Решение задач на пропорциональное деление Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» Среднее арифметическое Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Закрепление по теме «Задачи на движение Решение задач Виды треугольников Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника , с помощью циркуля и линейки. Контрольная работа по теме «Задачи на движение» Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение Умножение числа на произведение Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями Решение задач на движение Перестановка и группировка множителей Деление числа на произведение. Устные приёмы деления для случаев 600: 20, 5600: 800. Решение задач на движение Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Решение задач на движение в противоположных направлениях Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Умножение числа на сумму. Устные приёмы умножения вида 12 × 15, 40×32 Письменное умножение на двузначное число Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное умножение на трехзначное число Письменное деление на двузначное число Письменное деление на двузначное число с остатком Деление на двузначное число Решение задач изученных видов Деление на двузначное число Деление на двузначное число, когда в частном есть нули Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число Письменное деление на трехзначное число Деление на трехзначное число Деление с остатком Решение задач. Деление с остатком Проверка умножения делением. Проверка деления умножением. Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений Деление с остатком. | 93 | 6 | ||
6 | Итоговое повторение (28 ч) | Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение Итоговая контрольная работа за II полугодие Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание» Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий» Закрепление по теме «Величины. Решение задач» Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» | 28 | 1 |
Содержание программы (175)
Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание (25 ч)
Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.
Единицы времени: век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда. И \ соотношение. Простые задачи на вычисление времени.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы выполнения действий.
Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Решение задач с помощью составления уравнения.
Решение составных задач. Вычисление значения выражений с 2—3 действия (со скобками и без них)
Умножение и деление (150 ч)
Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умножение и деление с числами 1 и 0, умножение суммы на число, числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деле числа на произведение.
Способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10,100,1000.
Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.
Знакомство с ЭВМ.
Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение задач.
Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.
Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении площади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).
Решение задач изученных видов на все арифметические действия.
Повторение и обобщение знаний.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ | Тема | Вид контроля | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
1 | Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание. Умножение и деление» | Самостоятельная работа | 16.09 | |
2 | Контрольная работа по теме «Нумерация больше 1000» | Самостоятельная работа | 3.10 | |
3 | Контрольная работа за I четверть | Самостоятельная работа | 15.10 | |
4 | Контрольная работа по теме «Величины» | Самостоятельная работа | 11.11 | |
5 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Самостоятельная работа | 21.11 | |
6 | Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание многозначных чисел» | Самостоятельная работа | 3.12 | |
7 | Контрольная работа по теме «Умножение | Самостоятельная работа | 18.12 | |
8 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение» | Самостоятельная работа | 17.01 | |
9 | Контрольная работа по теме:«Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | Самостоятельная работа | 10.02 | |
10 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | Самостоятельная работа | 19.03 | |
11 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | Самостоятельная работа | 17.04 | |
12 | Итоговая контрольная работа | Самостоятельная работа | 7.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие (табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
- названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;
- взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами - в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание, Кс на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число; проверять правильность вычислений;
- называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
- находить значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
- решать простые и составные задачи в 2-3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;
- уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Учебно-методическое обеспечение
- Учебно- методический комплект
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. 4 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.
- Литература для учителя
Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: Вако, 2012.
Баталова В. К. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 4 класс. – М.: Интеллект – Центр, 2011.
Рудницкая В. Н. Тесты по математике. 4 класс. – М.: Экзамен, 2011.
Смоленцева А. А. сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 2012.
Волонина В. Праздник числа. Занимаиельная математика для детей. – М.: Знание, 2013.
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа».
Газета для учителя начальной школы «Педагогическое творчество».
Газета для учителя начальной школы «ПедСовет».
- Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
- Программные средства
Программы по математике для 1 – 4 классов.
Таблицы по математике
Конспекты, наглядно- иллюстрационный материал
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида) по математике
Программа разработана с учётом требований ФГОС...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по предмету математика составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утв...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...
Технологическая карта открытого урока для детей с задержкой психического развития 4 класс "Зона арктических пустынь"
Материал предназначен учителям начальных классов коррекционных школ...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...