КТП 4 класс математика
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Карнакова Галина Николаевна

КТП 4 класс по математике по УМК "Школа России"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_matem.docx77.88 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 4класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов НОО, Программы Министерства образования и науки РФ: НОО, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).

На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

Учащиеся:

  • научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона;
  • узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий;
  • научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия;
  • усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением;
  • освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений:

  • осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи);
  • моделировать представленную в тексте ситуацию;
  • видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные;
  • составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия;
  • записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);
  • производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения;
  • самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях.

Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений:

  • сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.);
  • выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию;
  • анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами;
  • формулировать выводы;
  • делать обобщения;
  • переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения.

Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).

Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.

Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел.

Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.

Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  3. Целостное восприятие окружающего мира.
  4. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  5. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  6. Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  7. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  2. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  3. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  5. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  9. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000.

         Нумерация

Новая счетная единица - тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

  • задачи, решаемые сложением и вычитанием;
  • сложение и вычитание с числом 0;
  • переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
  • способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений .

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):

  • задачи, решаемые умножением и делением;
  • случаи умножения с числами 1 и 0;
  • деление числа 0 и невозможность деления на 0;
  • переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
  • рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
  • взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
  • способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений  на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:
  • смысл арифметических действий;
  • нахождение неизвестных компонентов действий;
  • отношения больше, меньше, равно;
  • взаимосвязь между величинами;
  • решение задач в два – четыре действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
  • разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником

динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

           Большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.

Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

         В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
  2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

           Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс, М.: Просвещение, 2013
  2. Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику» для 4класса, М.: Просвещение, 2013
  3. Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2013
  4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4 классы. – М.: Астрель, 2013
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2013
  6. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2013
  7. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2013

Математика, 4 класс

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

дата

тема

Деятельность учащихся

примечание

план

факт

Числа от 1 до 1000.

Сложение и вычитание.

Повторение (14 часов)

1.

01.09.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды. с. 4-5

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре.

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника, обсуждать высказанные мнения.

Т.с. 3 № 1,2

2.

02.09.

Числовые выражения. Поря-док выполнения действий.

 с. 6-7

Т.с. 3 №3-5

3.

04.09.

Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. с. 8

4.

07.09.

Алгоритм письменного вычи-тания трехзначных чисел. с. 9

Т.с.4 № 6-7

5.

08.09.

Умножение трехзначного числа на однозначное. с. 10

Т.с. 8 № 19

6.

09.09.

Свойства умножения. с. 11

Т.с. 8 № 20,21

7.

11.09

Алгоритм письменного деле-ния трехзначных чисел. с. 12

Т.с.8 № 22,23

8.

14.09.

Приёмы письменного деления на однозначное число. с. 13

Т. с. 7 №18

9.

15.09.

Письменное деление трехзна-чных чисел на однозначные числа. с.14

Т. с. 10 № 27

10.

16.09.

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль. с. 15

Т. с. 9 № 24,26

11.

18.09.

Диаграммы. Чтение и состав-ление столбчатых диаграмм.

с. 16-17

12.

21.09.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

с. 18

Т. с.

13.

22.09.

Повторение пройденного

14.

23.09.

Входная АКР №1

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов)

15.

25.09.

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. с. 22-23

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выде-лять в числе единицы каждого разряда. Определять и назы-вать общее количество единиц любого разряда. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать прави-ло, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанав-ливать пропущенные в ней элементы. Оценивать пра-вильность составления число-вой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз. Собрать информа-цию о своем городе и на этой основе создать математичес-кий справочник «Наш город в числах». Использовать ма-териал справочника для соста-вления и решения различных текстовых задач. Сотрудни-чать с взрослыми и сверстни-ками.Составлять план рабо-ты. Анализировать и оцени-вать результаты работы.

Т.с. 14 № 40

16.

28.09.

Чтение многозначных чисел.

с. 24

Т. с. 16 № 1-4

17.

29.09.

Запись многозначных чисел.

с.  25

Т.с.18 № 9,10

18.

30.09.

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых . с. 26

Т.с.19

№ 13,14

19.

02.10.

Сравнение многозначных чисел. с. 27

Т.с. 20

№ 15-17

20.

05.10.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. с. 28

Т.с. 21

№18-20

21.

06.10.

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. с. 29

Т.с. 22

 №23,24

22.

07.10.

Класс миллионов и класс миллиардов. с. 30

Т.с. 23

 №25-27

23.

09.10.

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математичес-кого справочника «Наш город (село)». с. 32-33

24.

12.10.

Повторение пройденного. «Что узнали.Чему научились».

с. 34-35 

25.

13.10.

Контрольная работа 2 по теме «Нумерация»

Величины (18 часов)

26.

14.10.

РНО. Единица длины – кило-метр. Таблица единиц длины.

с. 36-37

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя со-отношение между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произволь-ной формы, используя пале-тку. Переводить одни еди-ницы массы в другие, испо-льзуя соотношение между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, тре-бующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мел-ким). Исследовать ситуа-ции, требующие сравнения объектов по массе, упоря-дочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуа-ции, требующие сравнения событий по продолжитель-ности, упорядочивать их.

Решать задачи на определе-ние начала, продолжитель-ности и конца события.

Т.с. 31

 №50

27.

16.10.

Соотношение между единица-ми длины. с. 38

Т.с. 39

 № 78

28.

19.10.

Единицы площади: квадрат-ный километр, квадратный миллиметр. с. 39-40

 29.

20.10.

Таблица единиц площади.

 с. 41-42

30.

21.10.

Определение площади с помощью палетки. с. 43-44

31.

23.10.

Масса. Единицы массы: цент-нер, тонна. с. 45

32.

26.10.

Таблица единиц массы. с. 46

33.

27.10.

Контрольная работа № 3

за I четверть.

34.

28.10.

РНО.Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему нау-чились» с. 53

35.

Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. с. 47

36.

Единица времени – сутки. с.48

Т.с. 43

 № 94,97

37.

Решение задач на определе-ние начала, продолжительнос-ти и конца события. с. 49

38.

Единица времени – секунда.

с. 50

39.

Единица времени – век. Таб-лица единиц времени.

с. 51-52

Т.с. 46

 № 104

40.

Проверочная работа № 1 по теме «Величины»

41

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись» с. 53

 Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения».

с. 58-59

42

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 54-55

43.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 55-57

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов)

44.

Устные и письменные приёмы вычислений. с. 60-61

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опира-ясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осу-ществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметичес-ких действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Модели-ровать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Вы-полнять задания творчес-кого и поискового харак-тера, применять знания и способы действий в изме-нённых условиях.

45.

Нахождение неизвестного слагаемого. с. 62

46.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. с. 63

47.

Нахождение нескольких долей целого.  с. 64-65

48.

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. с. 66

49.

Сложение и вычитание значе-ний величин. . с. 67

50.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. с. 68

51.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» с. 69

52.

Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычита-ние». 

53.

РНО. «Странички для любознательных» с. 70-71

54.

Проверочная работа №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». (тест)

с. 74-75

Умножение и деление (11 часов)

55.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. с. 76,78

Выполнять письменное умножение и деление мно-гозначного числа на одно-значное. Осуществлять пошаговый контроль пра-вильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифме-тическим способом.

Т.с. 64

 № 41-43

56.

Письменное умножение мно-гозначного числа на одно-значное. с. 77

Т.с. 66

 № 1-4

57.

Умножение чисел, запись ко-торых оканчивается нулями.

с. 79

Т.с. 67

 № 5-8

58.

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного де-лимого, неизвестного делите-ля. с. 80,81

Т.с. 68

 № 9-11

59.

Письменное деление много-значного числа на однознач-ное. с. 82,83

Т.с. 70

 № 16-25

60.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в неско-лько раз, выраженных в кос-венной форме. с. 84,85

61.

Решение текстовых задач.

с. 86,87

62.

Письменное деление много-значного числа на однознач-ное. с.88-90

63.

Контрольная работа №5 за I полугодие

Т.с. 73

 № 28,29

64.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» с. 91-95

65.

Проверочная работа №3 «Проверим себя и оценим свои достижения». (тест)

с. 96-97

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов)

66.

11.01.

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. с. 5

II часть

Моделировать взаимоза-висимости между величи-нами: скорость, время, рас-стояние. Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величи-нами: скорость, время, расстояние.

II часть       Т.с. 3 № 1

67.

12.01.

Взаимосвязь между скоро-стью, временем и расстояни-ем. с. 6

Т.с. 4 № 6

68.

13.01.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

с. 7-8

Т.с. 4 № 4,5

69.

15.01.

Решение задач на движение.

Проверочная работа № 4 по теме «Скорость. Время. Расстояние» 

70.

18.01.

Умножение числа на произ-ведение. с. 12

Применять свойство умно-жения числа на произведе-ние в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умноже-ние на числа, оканчиваю-щиеся нулями, объяснять используемые приемы. Вы-полнять задания творчес-кого и поискового характе-ра, применять знания и спо-собы действий в изменен-ных условиях. Работать в паре. Находить и исправ-лять неверные высказыва-ния. Излагать и отстаи-вать свое мнение, аргу-ментировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Т.с. 11 № 1

71.

19.01.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. с. 13

Т.с. 12 № 4-7

72.

20.01.

Умножение на числа, оканчи-вающиеся нулями. с. 14

Т.с. 13 № 8,9

73.

22.01.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нуля-ми. с. 15

Т.с. 15

№ 13,14

74.

25.01.

Решение задач на одновре-менное встречное движение.

с. 16

Т.с. 16 № 63

Т.с.18 №24,25

75.

26.01.

Перестановка и группировка множителей. с. 17

Т.с.19

№ 26,27

76.

27.01.

«Странички для любознательных» с. 18-19

77.

29.01.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 20-23

78.

01.02.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».  с. 20-23

79.

02.02.

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сде-лать шаг к успеху».

Тест с. 24

80.

03.02.

Контрольная работа №6 по теме «»

Применять свойство деле-ния числа на произведение в устных и письменных вычи-слениях. Выполнять деле-ние с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять схе-матические чертежи по тек-стовым задачам на одновре-менное встречное движение и решать такие задачи. Со-ставлять план решения. Обнаруживать допущен-ные ошибки. Собирать и систематизировать инфор-мацию по разделам. Отби-рать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уров-ня сложности. Сотрудни-чать со взрослыми и сверст-никами. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работ.

Оценивать результаты ус-воения учебного материала, делать выводы, планиро-вать действия по устране-нию выявленных недочетов, проявлять заинтересован-ность в расширении знаний и способов действий.

81.

Деление числа на произведе-ние. с.25, 26

82.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.с. 27

Т.с.28

№ 8-10

83.

Составление и решение задач, обратных данной. с. 28

Т.с.29

№ 12

84.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

 с. 29

Т.с.30

№ 13,14

85.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

с.30  

Т.с.32

№ 18,19

86.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

с. 31

Т.с.34

№ 22,23

87.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

с. 32

Т.с.34

№ 25,26,20

88.

Решение задач на одновре-менное движение в противо-положных направлениях.

с. 33

Т.с.35

№ 27-29

89.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Проверочная работа № 6 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» 

90.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».с. 35-37

91.

Проект: «Математика вокруг нас».с. 40-41

92.

Проверочная работа.  «Прове-рим себя и оценим свои дос-тижения». Тест с. 38-39

Анализ результатов.

93.

Умножение числа на сумму.

с. 42  

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слага-емых. Выполнять письмен-но умножение многознач-ных чисел на двузначное и  трехзначное число, опира-ясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осу-ществлять пошаговый кон-троль правильности и пол-ноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выпол-нять прикидку результата, проверять полученный результат.

94.

Умножение числа на сумму.

с. 43

Т.с.40

№ 8

95.

Письменное умножение мно-гозначного числа на двузнач-ное. с. 44

Т.с.39

№ 4-6

96.

Письменное умножение мно-гозначного числа на двузнач-ное. с.45

Т.с.46

№ 25-27

97.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разнос-тям.с. 46

Т.с.49

№ 35-37

98.

Решение текстовых задач.

с. 47  

Т.с.51

№ 40,41

99.

Письменное умножение мно-гозначного числа на трёхзнач-ное. с. 48

Т.с.51

№ 42,43

100.

Письменное умножение мно-гозначного числа на трёхзнач-ное. с. 49

Т.с.52

№ 44,45

101.

Письменное умножение мно-гозначного числа на трёхзнач-ное. с.50

Т.с.53

№ 48,49

102.

Письменное умножение мно-гозначного числа на трёхзнач-ное. с. 51

103.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 54-56

104.

05.04.

Контрольная работа №7 за III четверть.

105.

06.04.

РНО. Повторение пройден-ного. с. 54-56

                Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (20часов)                                              

106.

08.04.

Письменное деление много-значного числа на двузначное. с. 57

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного де-ления многозначного числа на двузначное и трехзнач-ное число. Осуществлять пошаговый контроль пра-вильности и полноты выпо-лнения алгоритма арифме-тического действия умноже-ние. Решать задачи на на-хождение неизвестного по двум разностям.Выполнять прикидку результата, про-верять полученный резуль-тат. Выполнять  письменно  деление  многозначных чи-сел на двузначное и трех-значное число, опираясь на знание алгоритмов письмен-ного выполнения действия умножение. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели ку-ба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

Моделировать разнообраз-ные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделя-ми многогранников и шара.

Т.с.54

№ 1,2

107.

11.04.

Письменное деление много-значного числа на двузначное с остатком. с. 58

Т.с.54

№ 3,4

108.

12.04.

Алгоритм письменного деле-ния на двузначное число. с. 59

Т.с.56

№ 5,6

109.

13.04.

Деление многозначного числа на двузначное число. с. 60

Т.с.57

№ 7,8

110.

15.04.

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры.

с. 61,62

Т.с.58

№ 10-13

111.

Деление многозначного числа на двузначное. с. 63,64

Т.с.58

№ 12,13

112.

Деление на двузначное число,

когда в частном есть нули.

с.65.

113.

Деление на двузначное число,

когда в частном есть нули.

с.66.

Т.с.71

№ 53-56

114.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 67-71

Т.с.73

№ 57-59

115.

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление»

116.

Письменное деление много-значного числа на трёхзнач-ное. с. 72

117.

Деление на трёхзначное чис-ло. с. 73

118.

Проверка умножения делени-ем и деления умножением.

с. 74

119.

Проверка умножения делени-ем и деления умножением.

с. 75

120.

Проверка деления с остатком. с.76  

121.

Проверка деления. с. 77

122.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 82-85

123.

Контрольная работа № 9 по теме «Деление многозначных чисел»

124.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

«Что узнали. Чему научи-лись». с. 82-85

125.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись». с. 82-85

Итоговое повторение (11часов)

126.

Нумерация.

Актуализировать свои зна-ния для проведения прос-тейших математических до-казательств (в том числе с опорой на изученные опре-деления, законы арифмети-ческих действий).  Модели-ровать содержащиеся в тек-сте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Моделировать содержащиеся в тексте за-дачи зависимости; планиро-вать ход решения задачи.

127.

Выражения и уравнения.

128.

Арифметические действия: сложение и вычитание.

129.

Арифметические действия: умножение и деление.

130.

Итоговая диагностическая работа

131.

Порядок выполнения действий.

132.

Итоговая контрольная работа за 4 класс

133.

Величины.

134.

Геометрические фигуры.

135.

Задачи.

136.

Обобщающий урок-игра «В поисках клада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Урок математики во 2 классе «Математика в сказках»

Урок математики во 2 классе «Математика в сказках»...

проект по математике 4 класс математика вокруг нас

материал к проекту по математике  4 класс по теме математика вокруг нас...