Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

В данном материале представлена программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_zanimat_matematika.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

                                                                                               Направление: общеинтеллектуальное

Возраст: 6,6-10 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель: учитель начальных классов

                                                                               Куриленко Вера Ивановна        

Старый Оскол

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой и направлена на расширение математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствует формированию универсальных учебных действий.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Актуальность данной программы заключается в том, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа состоит из 3 разделов, связанных между собой логикой формирования математических знаний: «Числа. Арифметические действия. Величины», «Мир занимательных задач», «Геометрическая мозаика».

В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в конкурсах, изготовление математических игр, выпуск математических газет.

Учитывая особенности ребенка младшего школьного возраста, основной формой организации работ является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация самостоятельной поисковой деятельности, и самостоятельная работа. Поскольку игра – ведущая деятельность младшего школьника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: игры – соревнования, игры с игральными кубиками, игры с мячом, игры с набором «Крестики - нолики», математические пирамиды, работа с палитрой, сюжетно – ролевые игры и развивающие игры. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении во внеурочное время в 1 классе в объеме 1 час в неделю продолжительностью 35 минут (33 учебные недели).

В авторскую программу изменения не внесены.

Примерные  виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы:

виды деятельности

  • подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
  • работа в группах и в парах постоянного и сменного состава
  • состязания и соревнования между командами
  • рассуждения как компоненты логической грамотности
  • эвристические приемы рассуждений
  • выбор стратегии рассуждения, анализ ситуации, сопоставление данных
  • выдвижение простейших гипотез и их доказательство
  • привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

формы занятий

  • математические игры
  • работа с конструктором

Требования к уровню подготовки обучающихся. Система оценивания и отслеживания результатов

Ожидаемые воспитательные результаты

Универсальные учебные действия

  •  Опыт ролевого взаимодействия и реализация гражданской позиции
  • Опыт социальной и межкультурной коммуникации
  • Первоначальный опыт постижения математических открытий, национальной истории и науки

Личностные действия (обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся):

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Регулятивные действия (обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности):

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Оценка – осознание уровня и качества усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические:

  • построение логической цепи рассуждений.

Постановка и решение проблемы:

Умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения.

Коммуникативные действия

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • умение разрешать конфликты;
  • управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение полно и точно выражать свои мысли4
  • владение монологической и диалогической формами речи.

         Достижение данных воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально – государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Формы учета знаний, умений:

* викторины, праздники;

участие во Всероссийских конкурсах и блиц – турнирах;

диагностика уровня воспитанности младших школьников.

Способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся

Вид контроля

Форма контроля

Знания

Форма контроля

Умения, навыки

в

с

н

в

с

н

Предварительный

Анализ устного опроса

Наблюдение

Текущий

Анализ устного опроса

Наблюдение

Итоговый

Анализ устного опроса

Творческий отчет

В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень    

Календарно – тематический план

1 класс

№ п/п

Тема

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Общее кол-во часов

Дата

Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности

Практическая часть занятия/ форма организации деятельности

1

Введение. Математика – это интересно

беседа

перемещения на листе в заданном направлении

воспитание ответственности, внимательности

1

07/09

2

Танграм: древняя китайская головоломка

построения из деталей танграма

воспитание организованности

1

14/09

3

Путешествие точки

речевой практикум

ориентирование на плоскости, построения по алгоритму

воспитание усидчивости

1

21/09

4

Игры с кубиками

сбрасывание кубиков, подсчет числа точек на верхних гранях

воспитание организованности

1

28/09

5

Танграм: древняя китайская головоломка

построения картинки с заданным разбиением на части, без разбиения

воспитание организованности

1

05/10

6

Волшебная линейка

беседа из истории линейки

воспитание уважения к историческим открытиям

1

12/10

7

Праздник числа 10

восстановление примеров, разучивание рифмовок

воспитание самостоятельности и ответственности

1

19/10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

беседа о масштабе

составление многоугольников с заданным разбиением и без него

воспитание усидчивости

1

02/11

9

Игра – соревнование «Веселый счет»

устный счет предметов

воспитание внимательности

1

09/11

10

Игры с кубиками

подсчет числа точек на верхних гранях

воспитание организованности

1

16/11

11-12

Конструкторы лего

чтение схем - инструкций

воспитание внимательности

2

23/11

30/11

13

Веселая геометрия

решение задач

воспитание умения работать в коллективе

1

07/12

14

Математические игры

построение «математических пирамид»

воспитание умения работать в коллективе

1

14/12

15-16

«Спичечный» конструктор

перекладывание спичек по заданному условию

воспитание внимательности

2

21/12

28/12

17

Задачи - смекалки

решение задач

воспитание умения работать в парах сменного состава

1

18/01

18

Прятки с фигурами

поиск фигур в фигурах сложной конфигурации

воспитание умения работать в коллективе

1

25/01

19

Математические игры

построение «математических пирамид»

воспитание умения работать в коллективе

1

01/02

20

Числовые головоломки

беседа

решение и составление ребусов

воспитание внимательности, самостоятельностии усидчивости

1

08/02

21-22

Математическая карусель

работа в «центрах» деятельности с конструктором, задачами, головоломками

воспитание умения работать в коллективе

2

15/02

22/02

23

Уголки

составление фигур по образцу и по замыслу

воспитание внимательности, самостоятельностии усидчивости

1

29/02

24

Игра в магазин. Монеты

беседа

счет в пределах 20

воспитание умения работать в коллективе

1

07/03

25

Конструирование фигур из деталей танграма

построения фигур с заданным разбиением на части, без разбиения

воспитание умения работать в парах сменного состава

1

14/03

26

Игры с кубиками

подсчет числа точек на верхних гранях

воспитание организованности, самостоятельности

1

28/03

27

Математическое путешествие

беседа

счет в пределах 20

воспитание умения работать в коллективе

1

04/04

28

Математические игры

работа в «центрах» деятельности с конструктором, задачами, головоломками

воспитание умения работать в коллективе

1

11/04

29

Секреты задач

решение задач разными способами

воспитание усидчивости и внимательности

1

18/04

30

Математическая карусель

работа в «центрах» деятельности с конструктором, задачами, головоломками

воспитание умения работать в парах постоянного и сменного состава

1

25/04

31

Числовые головоломки

решение и составление ребусов

воспитание усидчивости и внимательности и самостоятельности

1

02/05

32

Математические игры

построение «математических пирамид»

воспитание умения работать в коллективе

1

16/05

33

Итоговое занятие «Праздник математики»

демонстрация достигнутых результатов

воспитание ответственности

1

23/05

Содержание рабочей программы

        Введение

        Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление обучающихся с планом работы, с мероприятиями, в которых они будут участвовать. Инструктаж по ТБ на занятиях.

        Числа. Арифметические действия. Величины.

        Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа на верхних гранях выпавших кубиков.

        Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

        Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.)

        Занимательные задания с римскими цифрами.

        Мир занимательных задач.

        Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

        Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

        Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание, составление аналогичных задач и заданий.

        Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

        Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверные. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

        Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. обоснование выполняемых и выполненных действий.

        Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

        Геометрическая мозаика

        Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки1 → 1↓ , указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

        Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

        Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

        Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные  по площади части.

        Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

        Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

        Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу)

        Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. моделирование из проволоки.

        Итоговое занятие.

        Конкурсная игровая программа. Вручение благодарностей, грамот активистам.

Учебно – методические средства обучения

Раздел программы

Формы, методы и приемы работы

Оборудование

1

 Введение. Математика – это интересно

Рассказ учителя, беседа

Иллюстрации, мультимедийное оборудование

2

Танграм: древняя китайская головоломка

Практическая работа: конструирование по образцу

Детали танграма

3

Путешествие точки

Беседа, рассказ учителя, презентации

Практическая работа: проведение поисковой  работы

Листок в клетку

4

Игры с кубиками

Викторина, конкурсная игровая программа

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Практическая работа: конструирование по образцу, по представлению

Детали танграма

6

Волшебная линейка

Практическая работа: моделирование

Линейка демонстрационная и личная у каждого

7

Праздник числа 10

Праздник

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Практическая работа: конструирование по представлению

Детали танграма

9

Игра – соревнование «Веселый счет»

Викторина, игра - соревнование

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

10

Игры с кубиками

Практическая работа с кубиками

Игральные кубики, игровое поле

11-12

Конструкторы лего

Практическая работа с конструктором

Конструкторы лего

13

Веселая геометрия

Беседа, рассказ учителя, презентации

Практическая работа: проведение поисковой  работы

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

14

Математические игры

Викторина, конкурсная игровая программа

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

15-16

«Спичечный» конструктор

Беседа, рассказ учителя, презентации

Практическая работа: проведение поисковой  работы

Спички

17

Задачи - смекалки

Беседа

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

18

Прятки с фигурами

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

19

Математические игры

Практическая работа: проведение поисковой  работы

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

20

Числовые головоломки

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

21-22

Математическая карусель

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

23

Уголки

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

24

Игра в магазин. Монеты

Беседа,  рассказ учителя об истории возникновения монет

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Практическая работа: конструирование по представлению

Детали танграма

26

Игры с кубиками

Викторина, конкурсная игровая программа

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

27

Математическое путешествие

Викторина, конкурсная игровая программа

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентации, наградные материалы

28

Математические игры

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

29

Секреты задач

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

30

Математическая карусель

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

31

Числовые головоломки

Беседа, рассказ учителя, презентации

Иллюстрации, мультимедийное оборудование, магнитофон

32

Математические игры

Практическая работа: проведение поисковой  работы

Тестирование, ситуационные задачи, игры

33

Итоговое занятие «Праздник математики»

Праздничная конкурсная игровая программа

Положение  проведении праздника. Протоколы, таблички ответов. Анализ выступления обучающихся, наградные материалы

Материально – техническое обеспечение

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  2. Комплекты карточек с числами:
  1. 0,1,2,3,4,…9 (10);
  2. 10,20,30,40,…90;
  3. 100,200,300,400,…900.
  1. «Математический веер»  с цифрами и знаками.
  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  3. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Веселая математика» и др.
  4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  5. Набор «Геометрические тела»
  6. Палитра – основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 10»
  7. Таблицы для начальной школы. Математика в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации/Е.Г. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, к.м. Тихомирова. – М.: ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников//Начальная школа. – 2009. - №7.
  2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: задачи и развлечения/ сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий.  – Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
  6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. М.: - Просвещение, 1975.

Интернет – ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/matematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs – kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  3. http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com. – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы
  5. http://puzzle-ru.blogsport.com- головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

«Занимательная математика» по образовательному  направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной  школе и направлена на реализацию требований Федерального государ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....