конспект урока по математике "Транспортир" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по математике
4 класс "Транспортир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_transportir1.docx | 65.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Транспортир».
Цель: Построить алгоритм измерения углов транспортиром и научиться им пользоваться.
Учебные задачи:
1) мотивировать к учебной деятельности.
2) актуализировать знания об углах, градусной мере углов, формулу расстояния между точками;
3) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) проанализировать пробное задание, сформулировать цель и тему урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (невозможность определить
градусную меру угла);
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
8) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
9) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных
10) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
11) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
12) оценить собственную деятельность на уроке;
13) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
Планируемые результаты:
Предметные
-Ученик получит возможность научиться измерять углы с помощью транспортира.
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Выполнение действий при работе над новым материалом.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели).
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу..
- Составлять план и последовательность действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Демонстрационный материал:
1) карточка с высказыванием:
2) карточки для этапа актуализации знаний:
3) карточка с названием инструмента для измерения углов:
4) карточки для этапа реализации проекта:
5) карточки для построения алгоритма:
6) образец выполнения задания в парах:
7) Эталон Д-6
Раздаточный материал:
1) приборы: угольник, транспортир;
2) листочки с заданием:
3) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
4) таблица для этапа рефлексии:
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю, как измерять углы с помощью транспортира | |
4) Я могу измерить угол с помощью транспортира | |
5) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
№ | Этапы урока | Время |
1. | Организационный момент. | 2 мин. |
2. | Минутка чистописания. | 3 мин. |
3. | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. | 10 мин. |
4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | 7 мин. |
5. | Первичное усвоение новых знаний. | 5 мин. |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 12 мин. |
7. | Самостоятельная работа (закрепление способа действий). | 3 мин. |
8. | Рефлексия. | 2 мин. |
9. | Домашнее задание. | 1мин. |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает прочитать записанное на доске предложение: «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей.) - Можно ли научиться чему-то новому, наблюдая лишь за работой другого человека? (…) - Как будете работать на уроке? (Стараться самостоятельно узнавать, открывать новые знания.) - С какими геометрическими фигурами вы работали на прошлых уроках математики? (С углами.) - Что вы уже узнали, и чему научились, работая с углами? (Узнали виды углов, научились сравнивать углы методом наложения, единицу измерения углов, выполнять арифметические действия с углами, заданными градусными мерами.) - Сегодня вы продолжите работать с углами, и обязательно узнаем что-то новое. - Как вы думаете, чему будет посвящён сегодня урок? (…) - Чтобы ваша работа была успешной, с чего начнёте? (С повторения.) | Дети читают, рассуждают Устные ответы | ЛИЧНОСТНЫЕ – внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | - Вспомним, что вы знаете об углах. На доске изображение круга разделённого на части. - Запишите в таблицу , острые, тупые, прямее и развёрнутые углы? (Острый угол AOD, тупой угол AOB, развёрнутый угол DOB, прямой угол DOC и угол ВОС.) - Каким инструментом и какими знаниями вы пользовались, когда определяли виды углов? (Угольником. Острые углы меньше прямого угла, а тупые углы больше прямого угла, развёрнутый угол – угол, стороны которого образуют прямую.) - Назовите градусные меры перечисленных углов. (Острый угол меньше 90°, тупой угол больше 90°, градусная мера прямого угла 90°, а развёрнутого - 180°.) - Вы называли градусные меры разных углов. Что значит выражение «угол равен 30°»? (Значит этот угол разделён на 30 равных частей по 1°.) 2. Тренировка определения расстояния между точками, заданными координатами. - При выплнении, каких заданий вы могли бы использовать эталон Д-6? (При нахождении расстояния между точками, которые заданы своими координатами.) - Что вы сейчас повторили? (Градусные меры углов разного вида, формулу расстояния между точками.) 3. Пробное задание. У учащихся на партах лежат приборы: линейка, циркуль, транспортир, а так же листочки с заданием. - Вам предлагается определить градусную меру каждого угла
∠ КЕМ = ∠ АВС = ∠ СОМ = - Что вы можете точно сказать о данных углах, обоснуйте свой ответ? (∠ КЕМ = 90°, ∠ АВС • 90°, ∠ СОМ • 90°.) - Можно определить градусную меру второго угла, если учесть, что он разбит на углы по 1°? (Можно посчитали, на сколько частей он разбит, на 10 частей по 1°, значит его градусная мера 10°.) - Что осталось определить? (Градусную меру третьего угла.) - Сформулируйте цель на данном этапе работы. (Определить градусную меру тупого угла.) - Как может звучать тема урока. (Определение градусной меры углов, измерение углов, …) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Для измерения углов применяют транспортир, который лежит у вас на столах. - Измерьте третий угол, используя транспортир. На доску вывешивается карточка с названием: - Кто не смог выполнить задание? (…) - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? (Мы не смогли определить градусную меру тупого угла, используя транспортир.) - Кто справился с заданием? Какие значения вы получили? (…) На доске фиксируются результаты. Учитель фиксирует отсутствие или наличие правильного результата. - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? (Мы не смогли определить градусную меру тупого угла, используя транспортир.) Если на доске есть правильный ответ, то учитель просит ученика, получившего этот ответ обосновать (привести принятый эталон для измерения угла) свой результат. | Дети заполняют таблицу, работают с угольником. Устные ответы. Самостоятельная работа Устные ответы. Дети определяют тему урока. Дети самостоятельно измеряют третий угол, используя транспортир. Проверка и самоанализ работы. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение нужной информации, умение делать обобщения и выводы, структурирование знаний. РЕГУЛЯТИВНЫЕ - высказывать предположения на основе наблюдений. КОММУНИКАТИВНЫЕ - умение задавать вопросы. |
3.Выявление места и причины затруднения. | -- Почему не смогли определить, какова градусная мера 3 угла? (Угол не разбит на части, не знаем способа измерения углов, с помощью транспортира.) | Устные ответы | ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ- выбор наиболее эффективных способов действий |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Каким будет следующий шаг? (Мы должны поставить цель, составить план действий.) - Сформулируйте цель деятельности. (Построить способ измерения углов транспортиром, научиться измерять углы.) - Уточните тему урока. (Измерение углов. Транспортир.) Тема фиксируется на доске. - Каков будет план действий? 1) Изучить устройство транспортира. 2) Построить способ измерения углов с помощью транспортира. | Дети делают умозаключения, уточняют тему урока, строят план изучения нового материала. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ - принимать и сохранять учебную задачу; планирование собственной деятельности на уроке. ЛИЧНОСТНЫЕ - мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
5. Построение проекта выхода из затруднения. | - Внимательно рассмотрите транспортир. - Из чего состоит инструмент? (Состоит из двух линеек: прямой и дугообразной.) - Что заметили в верхней части транспортира? (Он разделён на части.) - Это «цена деления». – Везде цена деления равна 1°? (Нет, есть ещё по 5° и по 10°.) На доску вывешивается карточка: - С какой целью дана разная цена деления? (Для удобства измерения.) - С этой же целью отсчёт градусов идёт в двух направлениях от 0° до 180° слева направо и справа налево. - Что ещё видите кроме делений? (В нижней части транспортира есть точка.) - Как вы думаете для чего она? (Высказываются предположения.) - Каким способом вы можете проверить правильность своих рассуждений? (Спросить у учителя, посмотреть в справочных материалах или обратиться к учебнику.) - Откройте учебники на стр. 17 и рассмотрите рисунок 2, проверьте, какие предположения были верными. (Учащиеся читают про себя, затем ученик, давший верное предположение читает вслух.) - Какой пункт плана вы выполнили? (Первый пункт, мы рассмотрели устройство транспортира.) - Что теперь надо сделать? (Построить алгоритм использования транспортира для измерения углов.) Объединитесь в группы. -Вам необходимо восстановить порядок шагов алгоритма. В случае затруднения организуется подводящий диалог. - Как вы думаете, с чем надо совместить центр транспортира? (С вершиной угла.) Учитель показывает на доске. - Как можно расположить транспортир? (Так, что стороны проходят через какие-то деления.) - По какой шкале определяем, через какие деления проходят стороны угла? (Можно по нижней, а можно по верхней шкале.) - Что надо использовать для определения градусной меры угла, если его стороны проходят через какие-то штрихи? (Можно воспользоваться формулой нахождения расстояния между точками, т.е. из большего значении вычесть меньшее значение.) - А как расположить транспортир, чтобы не выполнять ни каких действий, а сразу определить величину угла? (Так, чтобы одна из сторон прошла через нуль шкалы, тогда по второй стороне можно определить величину угла.) - На что важно обратить внимание, ведь транспортир имеет две шкалы, по какой определять его величину? (По той же шкале, на которой стоит нуль, через который проходит сторона угла.) - Посмотрите на рисунок 4 стр.18, как определить величину угла, если сторона угла проходит через начало транспортира. В ходе диалога на доске появляется алгоритм измерения углов. - При получении результата, что необходимо ещё сделать? (Проверить соответствует ли величина угла типу угла, и записать ответ.) - Вернитесь к заданию с затруднением, найдите величину 3 угла. - Какой будет первый шаг? (Совместим центр транспортира с вершиной угла.) - Как удобнее расположить транспортир? (Так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчёта.) - Как определите величину угла? (Найдём штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.) - А теперь расположите транспортир, чтобы сторона угла не совпадала с началом отсчёта. – Как в этом случае определим величину угла? (Найдём штрихи на шкале, через которые проходят стороны угла, затем из большей величины вычтем меньшую.) - Удалось ли вам выйти из затруднения? (Да, удалось.) - Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться использовать новые знания.) | Работа с транспортиром. Устные ответы. Работа с учебником. Работа в группах. Дети восстанавливают порядок нарушенного алгоритма. Устные ответы. Дети возвращаются к заданию с затруднение и самостоятельно находят величину 3 угла. Устные ответы. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ - планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ формулирование собственного мнения и позиции.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале |
6. Первичное закрепление во внешней речи. | 1) Отработка умения в измерении углов, с помощью транспортира. № 1 стр. 18 Задание выполняется устно с объяснением. № 3 стр. 19 (аналогично). № 4 стр. 19 Задание выполняется в парах и проверяется по образцу | Работа с учебником, анализ упражнения Дети работают в парах, по установленному способу действий. | КОММУНИКАТИВНЫЕ - достижение договорённости и согласование общего решения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Какой следующий шаг надо сделать? (Проверить свои знания.) Для самостоятельной работы предлагается выполнить задание № 6 стр. 19. Данное задание вариативно, т.к. более сильные дети выполнят полный объём задания, более слабые столько, сколько смогут. - Проверьте себя и зафиксируйте результаты знаками «+» или «?». Каждый получает эталон для самопроверки. Проверка проходит по шагам, проговаривая каждый шаг алгоритма. Проговорить во внешней речи можно для первых двух углов, а остальные предложить учащимся проверить самостоятельно. - Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) - В чём причины допущенных ошибок? (…) - Исправьте неверные результаты. - Молодцы! | Дети работают самостоятельно, по установленному способу действий, потом проверяют по эталону | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – анализ, переработка, сравнение информации; умение находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Какую цель ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с транспортиром, построить алгоритм измерения углов, научиться измерять углы с помощью транспортира.) - Что вы узнали об этом приборе? (Что он служит для измерения градусной меры углов.) - Вы достигли цели урока? (Да.) - У кого остались вопросы на конец урока? (…) – Как будете действовать дальше? (На следующем уроке и дома потренируемся.) - Кто хорошо разобрался в теме? - Вспомните девиз урока. – Кому сегодня удалось на уроке, не наблюдать со стороны, а действовать самостоятельно? - Молодцы! - У каждого из вас на парте лежат таблички (Р-5), используя эту таблицу, оцените свою работу на уроке. - Как вы думаете, что надо потренировать дома? (…) | Дети, отвечают на вопросы, систематизируют знания. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - обобщение полученных знаний; построение рассуждения. КОММУНИКАТИВНЫЕ - оформление своих мыслей в устной форме с учётом речевой ситуации.
ЛИЧНОСТНЫЕ - ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; внутренняя позиция школьника |
Домашнее задание: | № 8, стр. 20, № 10 (б, в на выбор), | Дети записывают в дневниках Д/З, анализируют свои знания по теме урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...