Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 3 класса +КТП
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
За основу рабочей программы по предмету «Математика» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по математике и авторской программы курса (УМК «Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова). При составлении рабочей программы не производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_3_kl.docx | 86.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
4 ч. в неделю, 136 ч. за год.
№ п/п | Дата проведения | Название темы урока | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | |
план | факт | ||||
1 четверть – 36 ч. Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) – 8 ч. В течение четверти ведется работа над проектом «Математические сказки» (с.50-51). | |||||
1(1) | Устные приемы сложения и вычитания (с.4). | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. | ИД | ||
2(2) | Устные приемы сложения и вычитания (с.5). | ИД | |||
3(3) | Решение уравнений подбором чисел (с.6). | ИД | |||
4(4) | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении (с.7). | ИД | |||
5(5) | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании (с.8). | ИД | |||
6(6) | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании (с.9). | ИД | |||
7(7) | Обозначение геометрических фигур буквами (с.10). | ИД | |||
8(8) | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (с.11-16). | ИД | |||
Табличное умножение и деление (продолжение) – 28 ч. | |||||
9(1) | Конкретный смысл действия умножения (с.18). | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. | ИД | ||
10(2) | Связь умножения и деления (с.19). Математический диктант № 1. | ИД | |||
11(3) | Четные и нечетные числа (с.20). | ИД | |||
12(4) | Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3 (с.21). | ИД | |||
13(5) | Контрольная работа № 1по теме «Повторение». | ИД | |||
14(6) | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость (с.22). | ИД | |||
15(7) | Зависимость между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов (с.23). | ИД | |||
16(8) | Порядок выполнения действий со скобками и без скобок (с.24-25). | ИД | |||
17(9) | Порядок выполнения действий со скобками и без скобок (с.26). | ИД | |||
18(10) | Зависимость между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы (с.27). | ИД | |||
19(11) | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера; задачи комбинаторного характера (с.28). | ИД | |||
20(12) | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (с.29-31). | ИД | |||
21(13) | Проверочная работа №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (с.32-33). | ИД | |||
22(14) | Таблица умножения и деления с числом 4 (с.34). | ИД | |||
23(15) | Таблица Пифагора (с.35). | ИД | |||
24(16) | Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз (с.36 -37). | ИД | |||
25(17) | Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз (с.38-39). | ИД | |||
26(18) | Текстовые задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз. | ИД | |||
27(19) | Контрольная работа № 2 по теме «Решение задач». | ИД | |||
28(20) | Таблица умножения и деления с числом 5 (с.40). | ИД | |||
29(21) | Текстовые задачи на кратное сравнение чисел (с.41). | ИД | |||
30(22) | Текстовые задачи на кратное сравнение чисел (с.44-43). | ИД | |||
31(23) | Таблица умножения и деления с числом 6 (с.44). | ИД | |||
32(24) | Таблица умножения и деления с числом 6 (с.45). Математический диктант № 2. | ИД | |||
33(25) | Задачи на нахождение четвертого пропорционального (с.46-47). | ИД | |||
34(26) | Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». | ИД | |||
35(27) | Таблица умножения с числом 7 (с.48). | ИД | |||
36(28) | Защита проекта «Математические сказки». | ИД | |||
2 четверть – 28 ч. Табличное умножение и деление (продолжение) – 28 ч. | |||||
1(1) | Площадь. Способы сравнения фигур по площади (с.56-57). | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ИД | ||
2(2) | Единицы площади: квадратный сантиметр (с.58-59). | ИД | |||
3(3) | Площадь прямоугольника (с.60-61). | ИД | |||
4(4) | Таблица умножения и деления с числом 8 (с.62). | ИД | |||
5(5) | Закрепление изученного (с.63-64). | ИД | |||
6(6) | Таблица умножения и деления с числом 9 (с.65). | ИД | |||
7(7) | Единица площади: квадратный дециметр (с.66-67). | ИД | |||
8(8) | Сводная таблица умножения (с.68-69). | ИД | |||
9(9) | Единица площади: квадратный метр (с.70-71). Математический диктант № 3. | ИД | |||
10(10) | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (с. 76-79). | ИД | |||
11(11) | Контрольная работа № 4 по теме «Площадь прямоугольника». | ИД | |||
12(12) | «Странички для любознательных» (с.74 – 75). | ИД | |||
13(13) | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (с. 76-79). | ИД | |||
14(14) | Проверочная работа № 2 «Проверим и оценим свои достижения» (с.80-81). | ИД | |||
15(15) | Умножение на 1 (с.82). | ИД | |||
16(16) | Умножение на 0 (с.83). | ИД | |||
17(17) | Деление вида а:а, 0:а при а ≠0 (с.84). | ИД | |||
18(18) | Деление нуля на число (с.85). | ИД | |||
19(19) | Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач (с.86-87). | ИД | |||
20(20) | Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей (с.92-93). | ИД | |||
21(21) | Круг. Окружность. Радиус. Вычерчивание окружностей с использованием циркуля (с.94-95). | ИД | |||
22(22) | Диаметр окружности. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле (с.96-97). | ИД | |||
23(23) | Единицы времени: год, месяц. (с.98-99). Математический диктант № 4. | ИД | |||
24(24) | Единицы времени: сутки (с.100). | ИД | |||
25(25) | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | ИД | |||
26(26) | Контрольная работа № 5 за 1 полугодие. | ИД | |||
27(27) | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | ИД | |||
28(28) | «Странички для любознательных» (с.101-103) | ИД | |||
3 четверть – 40 ч. Числа от 1 до 100 Внетабличное умножение и деление – 27 ч. В течение четверти ведется работа над проектом «Задачи – расчеты» (с. 36-37). | |||||
1(1) | Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3,3х20, 60:3 (с.4). | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ИД | ||
2(2) | Приемы умножения и деления вида 80:20, 70:10, 60:30 (с.5). | ИД | |||
3(3) | Умножение суммы на число (с.6-7). | ИД | |||
4(4) | Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23 (с.8). | ИД | |||
5(5) | Приемы умножения для случаев вида 37х2, 5х19 (с.9). | ИД | |||
6(6) | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (с.10). | ИД | |||
7(7) | Выражения с двумя переменными вида: а+b, с-d, вычисление их значений при заданных значениях букв (с.11). | ИД | |||
8(8) | Контрольная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение». | ИД | |||
9(9) | Деление суммы на число (с.13-14). | ИД | |||
10(10) | Приемы деления для случаев вида 69:3, 78:2 (с.15). | ИД | |||
11(11) | Связь между числами при делении (с.16). | ИД | |||
12(12) | Проверка деления (с.17). | ИД | |||
13(13) | Приемы деления для случаев вида 87:29, 66:22 (с.18). | ИД | |||
14(14) | Проверка умножения делением (с.19). Математический диктант № 5. | ИД | |||
15(15) | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления (с.20). | ИД | |||
16(16) | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления (с.21). | ИД | |||
17(17) | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (с.24-25). | ИД | |||
18(18) | Контрольная работа № 7 по теме «Внетабличное деление». | ИД | |||
19(19) | Деление с остатком (с.26). | ИД | |||
20(20) | Приемы нахождения частного и остатка (с.27). | ИД | |||
21(21) | Приемы нахождения частного и остатка (с.28). | ИД | |||
22(22) | Приемы нахождения частного и остатка (с.29-30). | ИД | |||
23(23) | Приемы нахождения частного и остатка (с.31). | ИД | |||
24(24) | Проверка деления с остатком (с.32) | ИД | |||
25(25) | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | ИД | |||
26(26) | Контрольная работа № 8 по теме «Деление с остатком». | ИД | |||
27(27) | Защита проектов «Задачи – расчеты» (с.36-37) | ИД | |||
Числа от 1 до 1000 Нумерация – 13 ч. | |||||
28(1) | Новая счетная единица – сотня (с.24). | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | ИД | ||
29(2) | Образования и называние трехзначных чисел (с.43). | ИД | |||
30(3) | Разряды счетных единиц (с.44- 45). | ИД | |||
31(4) | Натуральная последовательность трехзначных чисел (с.46). | ИД | |||
32(5) | Увеличение и уменьшение числа в 10раз, в 100 раз (с.47). | ИД | |||
33(6) | Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых (с.48). | ИД | |||
34(7) | Вычислительные приемы, основанные на нумерации чисел (с.49). | ИД | |||
35(8) | Сравнение трехзначных чисел (с.50). | ИД | |||
36(9) | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе (с.51). | ИД | |||
37(10) | Единицы массы: килограмм, грамм (с. 54). Математический диктант № 6. | ИД | |||
38(11) | «Странички для любознательных». | ИД | |||
39(12) | Проверочная работа (тестовая форма). | ИД | |||
40(13) | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ИД | |||
4 четверть – 32 ч. Сложение и вычитание - 10ч. | |||||
1(1) | Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 (с.66) | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника. | ИД | ||
2(2) | Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 (с.67) | ИД | |||
3(3) | Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 (с.68) | ИД | |||
4(4) | Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 (с.69) | ИД | |||
5(5) | Приемы письменных вычислений (с.70). | ИД | |||
6(6) | Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения (с.71). | ИД | |||
7(7) | Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного вычитания (с.72). | ИД | |||
8(8) | Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний (с.73).Математический диктант №7. | ИД | |||
9(9) | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (с.74 -79). | ИД | |||
10(10) | Контрольная работа № 9 по теме «Письменное сложение и вычитание». | ИД | |||
Умножение и деление – 12 ч. | |||||
11(1) | Приемы устного умножения и деления (с.82). | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | ИД | ||
12(2) | Приемы устного умножения и деления (с.83). | ИД | |||
13(3) | Приемы устного умножения и деления (с.84). | ИД | |||
14(4) | Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный (с.85 -86). | ИД | |||
15(5) | Прием письменного умножения на однозначное число (с.88). | ИД | |||
16(6) | Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное (с.89). | ИД | |||
17(7) | Прием письменного умножения на однозначное число (с.90-91). | ИД | |||
18(8) | Прием письменного деления на однозначное число (с.92). Математический диктант № 8. | ИД | |||
19(9) | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное (с.93-94). | ИД | |||
20(10) | Проверка деления умножением (с.95-96). | ИД | |||
21(11) | Знакомство с калькулятором (с.97-98). | ИД | |||
22(12) | Что узнали. Чему научились (с.99-102) | ИД | |||
Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе» - 10 ч. | |||||
23(1) | Нумерация. | ИД | |||
24(2) | Итоговая контрольная работа № 10. | ИД | |||
25(3) | Сложение и вычитание. | ИД | |||
26(4) | Итоговая комплексная работа. | ИД | |||
27(5) | Табличное умножение и деление. | ИД | |||
28(6) | Порядок выполнения действий. | ИД | |||
29(7) | Внетабличное умножение и деление. | ИД | |||
30(8) | Приемы устного и письменного сложения и вычитания в пределах 1000. | ИД | |||
31(9) | Приемы устного и письменного умножения и деления. | ИД | |||
32(10) | Геометрические фигуры и величины. | ИД |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 3 класса разработана на основе:
- Примерной программы начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 5,
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 5.
За основу рабочей программы по предмету «Математика» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по математике и авторской программы курса (УМК «Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова). При составлении рабочей программы не производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Математика | |||
1 | Сложение и вычитание. | 8 | 8 |
2 | Табличное умножение и деление. | 56 | 56 |
3 | Внетабличное умножение и деление. | 27 | 27 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 | 13 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 10 | 10 |
6 | Умножение и деление. | 12 | 12 |
4 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе». | 10 | 10 |
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
2.Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой -содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3. Место курса в учебном плане
На изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, 136 часов за год.
4.Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
6. Содержание курса.
Числа от 1до 100.
Сложение и вычитание (продолжение) 8 ч.
Табличное умножение и деление (56 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1.Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 –х=27, х-36+23, х+38=70 на основе знаний взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида Хх3=21, Х:4=9, 27:х=9.
Решение задач в три действия.
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношение между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Проект: «Математические сказки».
Внетабличное умножение и деление (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b, axb, c:d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида Хх6=72,Х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация (13 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в10,100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм.
Соотношение между ними.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание. (10 ч.)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Умножение и деление (12 ч.)
Устные приемы умножения и деления.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч.)
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся 3 класс (136ч.)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Первая четверть (36ч.) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8ч.) | ||
Повторение изученного (8ч.) Устные и письменные приёмы сложения и вычитания (2 ч.) Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. ( 3 ч.) Обозначение геометрических фигур буквами (1 ч.) «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур (1 ч.) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1ч.) | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. | |
Табличное умножение и деление (продолжение) ( 28 ч.) | ||
Повторение (5ч) Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость (З ч) Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок (2 ч) Зависимости между пропорциональными величинами (11ч.) Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы (3 ч) Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел (3 ч) Задачи на нахождение четвертого пропорционального (2ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; работа на вычислительной машине; задачи комбинаторного характера (1ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1ч) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1ч) Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора (12ч) Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7 (8 ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: математические игры «Угадай число», «Одиннадцать палочек» (1 ч) Проект: «Математические сказки». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч.) Контроль и учёт знаний (1 ч.) | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. | |
Вторая четверть (28 ч.) Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) (28ч.) | ||
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 (17 ч). Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения (4 ч) Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника (6 ч) Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0 (2ч) Текстовые задачи в три действия (3 ч) Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля (2 ч) Доли (11ч) Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле (2 ч) Единицы времени: год, месяц, сутки (2 ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не ..., то ...», «если ..., то не ...»; деление геометрических фигур на части (3 ч.) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч.) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1ч.) Контроль и учёт знаний. (1ч.) | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
Третья четверть(40 ч.) Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч.) | ||
Приёмы умножения для случаев вида 23-4, 4-23 (6 ч) Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20 (6 ч) | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. | |
Приёмы деления для случаев вида 78:2,69:3 (9 ч) Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления (4 ч) Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением (3 ч) Выражения с двумя переменными вида а + b, а- b, а • b, с :d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв (1ч) Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления (1ч.) Деление с остатком (12 ч) Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком (3 ч) Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального (2 ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если «если не ...., то..», «если не…, то не…» (3 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (3ч.) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. (1ч.) | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.) | ||
Нумерация (13ч) Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе (9 ч) Единицы массы: килограмм, грамм (1ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; обозначение чисел римскими цифрами (1ч) Повторение пройденного "Что узнали. Чему научились».(1ч.) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. (1 ч.) | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | |
Четвертая четверть (32ч.) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч.) | ||
Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1 000 (3 ч) Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500-80, 120x7, 300:6 и др.) (3 ч) Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 000 (7 ч) Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания (3 ч) Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний (1 ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности (1ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1ч) Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно ?» (1ч) | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | |
Умножение и деление (12ч.) | ||
Приемы устных вычислений(4 ч.) Приёмы устного умножения и деления (3ч.) Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный (1 ч.) Приём письменного умножения и деления на однозначное число (8 ч.) Приём письменного умножения на однозначное число (3ч.) Приём письменного деления на однозначное число (3ч.) Знакомство с калькулятором. (1ч.) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». (1ч.) | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (9 ч.) Проверка знаний (1 ч.) |
8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
Книгопечатная продукция | |
Моро М.И. и др. математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Учебники: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2. Рабочие тетради Моро М.И., Волкова С.И. Математика Рабочая тетрадь.3класс. В 2 ч. Ч.1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика Рабочая тетрадь.3класс. В 2 ч. Ч.2. Проверочные работы Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3класс. Методические пособия для учителя: Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 3класс. Дидактические материалы Волкова С.И. Математика. Устные упражнения 3 класс. Компьютерные и нформационно – коммуникационные средства Электронные учебные пособия 1.Электронное приложение к учебнику «Математика» 3 класс (диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, М.К. Антошин, Н.В.Сафонова. Технические средства Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Автоматизированное рабочее место учителя. Система иголосования. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование Наборы счётных палочек. Наборы муляжей овощей и фруктов. Наборы предметных картинок. Наборное полотно. Демонстрационная оцифрованная линейка. Демонстрационный чертёжный треугольник. Демонстрационный циркуль. Палетка. | 1 25 25 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО зам.директора
учителей начальных классов по УВР МБОУ СОШ № 5
от _____ № _________ ____________/Пелипенко Н. Н../
_______________ /_______________/ ____________
подпись руководителя МО дата
начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс."Школа России."
Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» 3 класс (УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма ...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика». 1 класс. (развивающая личностно-ориентированная система «Перспективная начальная школа»)
Рабочая программа по курсу "Математика". Календарно-тематическое планирование. УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс....
Проект рабочей программы по учебному курсу «Математика» 1-4 классы Система «ШКОЛА 2100»
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫпо учебному курсу «Математика»1-4 классысИСТЕМА «Школа 2100» I. Пояснительная записка Программа разработана на основе Приме...
Рабочая программа к учебному курсу «Математика» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Предлагаемая программ...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 1 класс
Рабочая программа по математике для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Гейдмана. Б.П., Т.В. Ивакиной, И.Э. ...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 2 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" составлена для обучающихся 2 класса " Школа России"...