Олимпиадные задания по математике для 3 и 4 класса
олимпиадные задания по математике (3, 4 класс) на тему

Развивающие задания по русскому языку позволяют подготовить детей к олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

130. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4 конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе вначале?

Ответ: В одной – 22 конфеты, в другой – 14.

131. В коробке лежат карандаши: 7 красных и 5 синих. В темноте берут карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не меньше двух красных и не меньше трех синих?

Ответ: 6 карандашей.

132. Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумай такие числа.

Ответ: Например: 10 – 5 = 5.

133. Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков как зовут, если Илья не самый высокий, но все же он выше Дениса и Вовы, а Денис не выше Вовы?

Ответ: Артем    Илья    Вова    Денис

134. Пара лошадей пробежала 20 километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

Ответ: 20 км.

135. Кузнец подковал 7 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?

Ответ: 28.

136. Аня, Саша и Лена купили шарики трех цветов: красный, желтый и зеленый. У Ани не красный и не зеленый шарик, а у Лены – не зеленый. У кого какой шарик?

Ответ: У Ани – желтый, у Саши – зеленый, у Лены – красный.

137. У трех подруг – Ани, Тани и Лены – платья красного, синего и зеленого цвета. Аня не в синем платье, а Лена не в синем и не в зеленом. Кто в каком платье?

Ответ: Аня – в зеленом, Таня – в синем, а Лена – в красном.

138. В одном поддоне не хватает трех яиц, а во втором, таком же, двух яиц. В каком поддоне яиц больше?

Ответ: Во втором.

139. Бульдог и фокстерьер едят связку из 12 сосисок с двух сторон. Пока фокстерьер съедает одну сосиску, бульдог съедает две. Сколько сосисок достанется бульдогу, когда они доедят всю связку?

Ответ: Фокстерьер – 4 сосиски, бульдог – 8 сосисок.

140. Коля и Вася имеют фамилии Иванов и Петров. Какую фамилию имеет каждый из мальчиков, если Коля на пять лет старше Иванова?

Ответ: Коля Петров, Вася Иванов.

141. Три брата – Коля, Саша и Сережа – учились в разных классах одной школы. Коля не старше Сережи, а Саша не старше Коли. Назови самого старшего и самого младшего из братьев.

Ответ: Сережа – старший, Саша – младший.

142. У животного 2 правые ноги, 2 – левые, 2 – спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?

Ответ: 4.

143. Четырех мальчиков зовут Максим, Боря, Андрей и Гриша. Узнай имя каждого из них, если известно, что Боря не самый высокий, но он выше Андрея и Гриши, а Андрей не выше Гриши.

Ответ: Андрей  Боря  Гриша          Максим

144. Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек до подъезда и до первого этажа нет. На каком этаже живет Ваня?

Ответ: Ваня живет на 3 этаже.

145. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

Ответ: 10.

146. У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько нас?

Ответ: Всех семеро: четыре брата и три сестры. У каждого брата три брата и три сестры, у каждой сестры четыре брата и две сестры.

147. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно?

Ответ: 3 партии.

148. В квартирах № 1, 2, 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котенок?

Ответ: Белый жил в квартире № 2, черный – в квартире № 3, а рыжий – в квартире № 1.

149. Ответьте на вопрос:

Какие три числа нужно перемножить, чтобы в результате получилось 1?

Ответ: 1 · 1 · 1.

150. В семье трое детей: два мальчика и одна девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г есть начальная буква имени девочки. С какой буквы начинается имя девочки?

Ответ: С буквы В.

151. Расставьте знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства:

9   9   9 = 2    

9   9   9 = 90

9   9   9 = 10

9   9   9 = 9

Ответ: (9 + 9) : 9 = 2

9 · 9 + 9 = 90

9 : 9 + 9 = 10

9 : 9 · 9 = 9

152. В трехзначном числе отсутствует разряд десятков, а сотен в 2 раза больше, чем единиц. Известно, что оно делится на 9.

Найдите это число среди чисел: 306, 603, 201, 804.

Ответ: 603.

153. Трехзначное число записано тремя различными цифрами, которые располагаются в порядке возрастания слева направо. Известно, что в его названии все слова начинаются с одной и той же буквы. Что это за число?

Ответ: 147.

154. Профессор Пятитройкин переехал в новый дом, в квартиру 31. Большой любитель математики, профессор решил номер своей квартиры записать необычным образом – с помощью пяти троек. Какие знаки математических действий он должен поставить между некоторыми тройками, чтобы получить число 31?

Ответ: 33 – (3 + 3) : 3 = 31.

155. В представлении должны были участвовать три клоуна: Джон, Ганс, Иван. Им дали три колпака – красный, желтый, зеленый, три рубахи – красную, желтую и зеленую и три пары штанов – красные, желтые и зеленые. Клоуны оделись так, что у каждого колпак, рубаха и штаны были разных цветов. Ганс взял зеленую рубаху, а Джон – красные штаны. Как был одет Иван?

Ответ: Иван был в желтом колпаке, красной рубахе и зеленых штанах.

156. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?

Ответ: 21 партию.

157. В магазине было шесть разных ящиков с гвоздями массами 5, 6, 7, 8, 9, 10 кг. Два покупателя приобретали пять ящиков, причем каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался?

Ответ: Ящик весом 9 кг.

158. В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?

Ответ: 6 яблок.

159. Улитка вздумала взобраться на дерево 15 м высотой. В течение каждого дня она успевала подниматься на 5 м; но каждую ночь во время сна она опускалась вниз на 4 м. Через сколько суток достигнет она вершины дерева?

Ответ: Через 10 суток и один день. В первые 10 суток улитка поднимается на 10 м, по 1 м в сутки, в течение же одного следующего дня она вползет еще на 5 м, то есть достигнет вершины дерева.

160. Работа над задачей.

Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук, другой – 2, а третий – 3, то у каждого осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый из них?

Решение:

1) 6 + 2 + 3 = 11 (к) – ушло на уху.

2) 29 – 11 = 18 (к) – осталось всего.

3) 18 : 3 = 6 (к) – осталось у каждого брата.

4) 6 + 6 = 12 (к) – было у первого брата.

5) 6 + 2 = 8 (к) – у второго брата.

6) 6 + 3 = 9 (к) – у второго брата.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. В каждом ряду зачеркни «лишнее».

а) Днепр, Волга, Байкал, Енисей.

б) Юг, запад, право, север.

в) Антарктида, Франция, Африка, Европа.

г) Петербург, Индия, Россия, Германия.

Ответ: а) Байкал, б) право, в) Франция, г) Петербург.

2. Напиши, какие океаны находятся полностью или частично в Западном полушарии.

Ответ: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океаны.

3. Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.

Марс, Париж, юг, Венера, запад, Меркурий, Москва, северо-запад, Киев, Земля, Новгород, юго-запад.

Ответ: а) Планеты: Марс, Венера, Земля, Меркурий.

б) Города: Париж, Москва, Киев, Новгород.

в) Стороны горизонта: юг, запад, северо-запад, юго-запад.

4. Где раньше встречают Новый год – в Иркутске или в Москве?

Ответ: в Иркутске.

5. Соедини с помощью стрелок слова из двух столбиков:

звезда                        Москва

планета                        Алексеевское

материк                        Земля

страна                        Петербург

столица                        Солнце

город                        Южная Америка

село                        Россия

Ответ: звезда Солнце, планета Земля, материк Южная Америка, страна Россия, столица Москва, город Петербург, село Алексеевское.

6. Пары названий составлялись по принципу «страна – континент». Одна из пар неверна. Напиши ее правильно.

Россия – Евразия

Египет – Африка

Китай – Азия

Австралия – Австралия

Ответ: Китай – Евразия.

7. Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.

Анды, Вашингтон, Гималаи, Ока, Дели, Днепр, Берлин, Большой Кавказ, Амазонка, Иркутск, Нил.

Ответ:

а) Горы: Анды, Гималаи, Большой Кавказ.

б) Города: Вашингтон, Дели, Берлин, Иркутск.

в) Реки: Ока, Днепр, Амазонка, Нил.

8. Выпиши в два столбика объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Дуб, вода, муравей, солнце, карандаш, ворона, одуванчик, луна, крыжовник, дом, земляника, заяц, учебник.

Напиши, как называются оставшиеся объекты.

Ответ:

Живая

природа

Неживая

природа

Изделия

человека

Дуб

Муравей

Ворона

Одуванчик

Крыжовник

Земляника

Заяц

Вода

Солнце

Луна

Карандаш

Дом

Учебник

9. Как можно назвать эту группу объектов? Какой объект нужно заменить, чтобы группу можно было назвать по-другому?

а) Гора, туча, луна, вода, пчела.

б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце.

Ответ: а) Гора, туча, луна, вода, пчела – объекты природы.

    Гора, туча, луна, вода, песок – неживая природа.

        б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце – объекты природы.

            Олень, лиса, сосна, крапива, бабочка – живая природа.

10. В приведенном списке слов названы объекты и явления при-роды, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите.

Чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.

Ответ: а) Чернозем, краснозем, подзол – виды почвы.

б) Устье, русло, излучина, исток – части реки.

11. Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами:

1) малым количеством годовых осадков;

2) высокой испаряемостью в течение продолжительного времени;

3) равнинностью рельефа местности;

4) глубоким залеганием грунтовых вод;

5) большим расходом воды на орошение.

Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение. Почему другие ответы неверны?                 

Ответ: правильные ответы: 1, 2, 5.

12. Найди правильный ответ:

а) Луна – это звезда, планета, спутник.

б) Солнце – это планета, спутник, звезда.

Ответ: а) Луна – спутник; б) Солнце – звезда.

13. Выпиши, какие из объектов можно назвать:

а) природа – …

б) неживая природа – …

в) живая природа – …

г) растения – …

д) животные – …

е) объекты, сделанные человеком – …

Облако, воробей, глобус, кузнечик, солнце, береза, машина, собака, учебник, Луна.

Ответ: а) природа – облако, воробей, кузнечик, солнце, береза, собака, Луна; б) неживая природа – облако, солнце, Луна; в) живая природа – воробей, кузнечик, собака; г) растения – береза; д) животные – воробей, кузнечик, собака; е) объекты, сделанные человеком, – глобус, машина, учебник.

14. Раздели животных на две группы. Дай название каждой группе.

Корова, курица, волк, кошка, утка, овца, собака, верблюд, лиса, воробей, орел.

Ответ: I вариант:

Домашние животные

Дикие животные

Корова, курица, кошка, утка, овца, собака, верблюд

Волк, лиса, воробей, орел

II вариант:

Млекопитающие

Птицы

Корова, волк, лиса, кошка, овца, собака, верблюд

Курица, утка, воробей, орел

15. Укажите стрелками значения слов.

Планета                        Спутник Земли

Созвездие                Холодное небесное тело

Звезда                        Группа звезд

Луна                        Раскаленное небесное тело

Ответ: Планета – холодное небесное тело.

Созвездие – группа звезд.

Звезда – раскаленное небесное тело.

Луна – спутник Земли.

16. Объедини водоемы в пары. Напиши их общий признак.

а) Озеро, море, река, океан;

б) пруд, озеро, река, водохранилище.

Ответ: а) озеро – река, море – океан;

б) пруд – водохранилище, река – озеро.

17. Отметь значком  правила, которые надо выполнять.

Летом можно загорать с утра до вечера.

Смотреть на Солнце надо в темных очках.

Можно плавать далеко от берега водоема.

Переходить улицу можно только в указанном месте.

Смотреть на Солнце широко открытыми глазами.

В жаркий день надевать головной убор.

Нельзя купаться в незнакомом водоеме.

Переходить улицу можно в любом месте.

Ответ: Смотреть на Солнце надо в темных очках. Переходить улицу можно только в указанном месте. В жаркий день надевать головной убор. Нельзя купаться в незнакомом водоеме.

18. Подчеркни то, что делает человека красивым.

Болтливость, опрятность, скромность, драчливость, вежливость, доброта, злобность, неряшливость, уважительность, мастерство.

Ответ: опрятность, скромность, вежливость, доброта, уважительность, мастерство.

19. Допиши предложения.

Мое государство – …, его столица – ….

В конституции записаны… и… граждан.

К государственным символам относятся…, …, ….

Ответ: Россия, Москва, права и обязанности, герб, флаг, гимн.

20. Распредели предметы по группам: симметричные и несимметричные.

Ответ: симметричные: бабочка, груша, лист;

        несимметричные: зонт, чашка, дом.

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.

а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ

Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ

Сосчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

а) для слов первой строчки: ненастье, трость, ненастные,  тростник, уста, капуста, капустные, устное;

б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радость, опоздать, крест, опоздание.

Ответ:  а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;

                 б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.

2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

табун                        охотничьих собак

стая                        рыбок

косяк                        оленей

свора                        лошадей

                                волков

                                уток

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.

Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.

5. Прочитай стихотворение А. Усачева.

Есть н..сы у журавлей,

Есть н..сы у кораблей,

Носик есть у ч..йника,

Только носик очень маленький.

Необычный зверь Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный н..сорог

Вместо носа носит рог.

Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.

Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.

Носы, носик, носорог.

6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ёжик.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Ответ:

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёжик.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.

   а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.

   б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.

  в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.

    г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.

    д) Оформляют:

слова пишут слитно, по слогам, раздельно;

первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;

в конце ставят ( , . ? ! – …).

8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

1) Название города.

2) Кличку собаки.

3) Имя девочки.

4) Название дня недели.

5) Антоним слову «утро».

6) Глагол.

7) Синоним слова «зной».

8) Название фрукта.

9) Имя прилагательное.

10) Имя литературного героя.

Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.

9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.

Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.

10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.

Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.

11. Прочитай строки из стихотворений А. Шибаева. Вставь пропу-щенные буквы. Запиши правильно последние слова в каждой строчке:

                       Вот село ..ысокое.

    Место здесь ..ысокое.

    Это кот ..ушок.

    Он и вправду, как ..ушок.

    Вот моя подружка ..оза.

    А в руках подружки ..оза.      

 

Это – речка .. ьма.

В речке рыбы ..ьма.

Подчеркни одной чертой слова, обозначающие имена собственные, а двумя чертами – имена нарицательные.

Ответ:    Вот село Высокое.

           Место здесь высокое.

   Это кот Пушок.

   Он и вправду, как пушок.

   Вот моя подружка Роза.

   А в руках подружки роза.

   Это – речка Тьма.

   В речке рыбы тьма.

12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

КТО ЧТО Н..СЁТ

..емён портфель несёт в руке,

..авлуша – двойку в дневнике.

..ерёжа сел на пароход –

Морскую вахту он несёт.

..ндрюша ходит в силачах –

Рюкзак несёт он на плечах.

Задиру ..ишу ..ётр побил –

Несёт потери ..ихаил.

..тепан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несёт!

М. Яснов

Подчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.

13. Назови одним словом.

1) Человек, который ловит рыбу.

2) Суп из рыбы.

3) Жена рыбака.

4) Ловить рыбу.

РЫБ

– Расшифруй и запиши правильно:

БЕЗТРУДАНЕВЫНЕШЬИРЫБКУИЗПРУДА.

Ответ:

РЫБ

А

К

Н

Ы

Й

А

Ч

К

А

А

Ч

И

Т

Ь

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

14. Представь себе.

                   

Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарил ему морские водоросли. Подводник принёс

                                                                                

 водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им

         

 свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит

                                                                                  

 водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выдели их общую часть. Выпиши «чужаков», выдели корень.

                                         

Ответ: Водицей, водоросли, подводник, водолазный, водяной.

15. Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.

Носик – переносить                цветник – цветочек

пахнуть – запах                сладкий – вкусный

молоко – молочник                писк – пищать

                                                

Ответ: пахнуть – запах, молоко – молочник, цветник –

               
    цветочек, писк – пищать.

16. Соотнеси слова и их схемы.

Лимон                    

лимончики            

колокол                  

колокольчики        

 

17. Прочитай слова, допиши новые приставки.

Ответ: поход, переход, вход, приход, выход, подход, уход, исход, сход, заход; подошёл, вышел, отошел, обошел, вошёл, пошёл, нашёл, зашел.

18. Прочитай.

Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.

а) Выпиши слова с приставками, выдели приставки.

б) Выпиши слова без приставок, выдели корень.

Ответ:

                                     

а) посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.

                    

б) полка, налим, стакан, изба.

19. Запиши, открывая скобки. Подчеркни предлоги.

Решили лисы кролика (за)печь.

А кролик из духовки – прыг (за)печь.

Потом на лавку и в окошко (с) лавки:

Умчался в лес, где распевали (с)лавки.

Укажи, какой частью речи выражены похожие по звучанию слова.

Ответ:                      

Решили лисы кролика запечь(гл).

А кролик из духовки – прыг за печь(предл. сущ.).

Потом на лавку и в окошко с лавки(предл. сущ.):

Умчатся в лес, где распевали славки(сущ.).

20. Разгадай изографы и впиши их в нужные схемы.

  а)

     б)

   в)

 г)

 д)

Ответы: а) Картина, картинный, картиночка. б) Корова, коровка, коровушка. в) Комар, комарик, комаришко. г) Заяц, зайка, зайчонок. д) Собака, собачка, собачонка.

21. Прочитай. Определи, где приставка, а где предлог.

Бабушка …бросила …плечи платок.

Повар …мешал сливки …мукой.

Дождик …шёл …садовой дорожке.

Самолёт …нялся высоко …облака.

Ответ:

22. Прочитай. Какая путаница может произойти здесь?

Вместо рубахи не носите брюк вы.

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы.

Я. Козловский

Выпиши слова, которые звучат одинаково, укажи части речи.

Ответ:  

23. Зачеркни «четвёртое лишнее».

а) Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.

б) Слово, сказка, предложение, текст.

в) Существительное, прилагательное, приставка, глагол.

г) Очки, каникулы, ножницы, санки.

д) Стульчик, диванчик, огурчик.

е) Мозоль, тюль, шампунь.

ж) Четырехугольник, четыре, четверка.

Ответ:

а) предлог – это часть речи, а не член предложения;

б) сказка – жанр литературного произведения, а не понятие синтаксиса;

в) приставка – часть слова, а не часть речи;

г) очки – многозначное слово (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте);

д) огурчик – это овощ, а не мебель;

е) мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского;

ж) четыре – имя числительное, остальные – имена существительные.

24. Распространи предложение. Запиши его.

Сне [к]  ж [ы] вет.

Ответ: Весной снег живет очень мало.

25. Вставь предлоги и прочитай получившееся четверостишие.

… утра … дома – на лужок,

… тропке … озеру, … лесок…

… такой дороги

… нас устали ноги!

А. Шибаев

Напиши формы слова «лужок», используя подходящие предлоги. Выдели окончания.

Ответ:

С утра из дома – на лужок,

По тропке к озеру, в лесок…

От такой дороги

У нас устали ноги!

Литература

Анализ стихотворения.

Гроза прошла, и ветка белых роз

Литература

Анализ стихотворения.

В окно мне дышит ароматом…

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

А. Блок

1. Прочитай стихотворение.

2. Соедини карандашом рифмующиеся строки.

3. Как лучше читать стихотворение:

а) тихо, задумчиво, протяжно;

б) однотонно, грустно;

в) мечтательно, потом радостно, бодро?

4. Отметь, какие звуки в последних двух строчках повторяются чаще всего. Запиши, как называется этот прием. ________.

Задание 26

Отгадай литературную загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворе-нии. Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом тексте стихотво-рения. В чем же видит автор этой загадки роль загаданного предмета?

Кто, когда бродил в тумане

Ночью, в холоде, во мгле,

Иль в людском земном обмане,

Гордо знает, что земле –

Альфа света, солнце знаний?

Отгадка: ______________________________.

Роль загаданного предмета: _________________________.

Задание 27

«Почини» «сломанные» пословицы.

У семи нянек кулаками не машут.

Чем хвалишься, от того и наберешься.

Скучен день до вечера, если хвост – телкин.

После драки дитя без глазу.

С кем поведешься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего.

Задание 28

«Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения.

мокнут в море корабли,

Мокнут листья и цветы,

Целый месяц под дождем

мокнут лужи и зонты,

Мокнут парки и поля,

мокнет крыша, мокнет дом,

И далеко от земли

мокнет мокрая земля.

Задание 29

Досочини стихотворение (добавь всего одну строчку), чтобы оно оказалось интересным или неожиданным.

Щука щуку укусила…



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

Математика

Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений.

Пример 1. Расшифруй ребус.

                          ДВА

                       ×

                          ДВА

                 +     * * * *

                     * * * В

                Е  * * *       

               Ч Е Т Ы Р Е

Р е ш е н и е : Так как А × А оканчивается на Е, не равное А, то А не может равняться 0; 1; 5 и 6. Так как при этом Е не равно 9, то А не может равняться 3 и 7. Значит, А может равняться только 2; 4; 8 или 9. Но В × А оканчивается на В, поэтому А не равно 2, не равно 4 и не равно 8. Значит, А = 9 и В = 5. После этого выясняется, что Е = 1, Ч = 2. Остаётся найти Д. Учитывая, что Д должно быть не больше 4, проверяем две оставшиеся возможности: Д = 3 и Д = 4.

О т в е т : 459 × 459 = 210681.

Разновидностью математических ребусов являются задания типа «заполни пропуски».

Пример 2. Восстанови пропуски.

     

        ------------        15-------------------------        3-----------------

О т в е т : 10; 20; 25; 30; 40; 45.

Пример 3. Поставь знаки и скобки, если надо:

9…9…9 = 2        9…9…9 = 162

9…9…9 = 10        9…9…9 = 0

9…9…9 = 90        9…9…9 = 72

9…9…9 = 9         9…9…9 = 729

Ответ:

(9 + 9) : 9 = 2        (9 + 9) × 9 = 162

9 : 9 + 9 = 10        (9 – 9) × 9 = 0

9 × 9 + 9 = 90        9 × 9 – 9 = 72

9 × 9 : 9 = 9        9 × 9 × 9 = 729

Занятие 2

Цель: развитие гибкости мышления.

Тренировочные задания:

Пример 4. 

Расставь в записи 7 × 9 + 12 : 3 – 2 скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно:

а) 23;    б) 75.

Решение: Сначала рассмотрим все возможные случаи заключения в скобки двух рядом стоящих чисел. Так как заключение в скобки произведения 7 × 9 и частного 12 : 3 порядок действий не меняет, остаётся рассмотреть  выражения:

7 × (9 + 12) : 3 – 2                                7 × 9 + 12 : (3 – 2)

Лишь значение второго удовлетворяет условию задачи: оно равно 75.

Затем рассмотрим заключение в скобки трёх и четырёх рядом стоящих чисел и единственный случай одновременного заключения в скобки двух и трёх рядом стоящих чисел:

(7 × 9 + 12) : 3 – 2        (7 × 9 + 12) : 3 - 2

7 × (9 + 12 : 3)– 2        7 × (9 + 12 : 3 – 2)

7 × 9 + (12 : 3 – 2)         (7 × 9 + 12) : (3 – 2)

Вычислив значения всех выражений, убеждаемся, что подходящих лишь два варианта.

О т в е т : (7 × 9 + 12) : 3 – 2 = 23 ; 7 × 9 + 12 : (3 – 2) = 75;

                (7 × 9 + 12) : (3 – 2) = 75.

Занятие 3

Цель: развитие способностей анализировать.

Тренировочные задания:

Пример 5.

Расшифруйте ребус: ААА × 3 = ББ6

Р е ш е н и е : Так как на конце произведения стоит цифра 6, а второй множитель равен 3, то первый  множитель  оканчивается  на  2.  Поэтому А = 2.                                         

О т в е т : 222 × 3 = 666.

Пример 6.

Решите ребус ЧАЙ : АЙ = 5

Р е ш е н и е : Из условия следует, что ЧАЙ = АЙ × 5, то есть    

Ч × 100 + АЙ = АЙ × 5.

Откуда Ч × 100 = АЙ × Ч и Ч × 25 = АЙ. Так как число АЙ двузначное, то Ч может быть равно только 1, 2, или 3. Каждому значению Ч соответ-ствует определённое решение:  если  Ч = 1,  то  АЙ = 25,  если Ч = 1 , то АЙ = 25, если Ч = 2, то АЙ = 50, если Ч = 3, то АЙ = 75. Значит, расшифровать запись можно тремя способами.

О т в е т : 125: 25=5,         250:50=5,      375:75=5.

Занятие 4.

Числовые головоломки или занимательные квадраты

Цель: учить строить магические квадраты.

Тренировочные задания:

Пример 7.

В клетках квадрата были записаны натуральные числа так, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали были одинаковыми. Некоторые числа стёрли. Остались 24 в нижнем правом углу, 15 в центре и 9 правее15. Восстановите стёртые числа.

Р е ш е н и е : обозначим через а число в правом верхнем углу.

?

15

9

24

Так как суммы цифр во всех столбцах, строках и диагоналях одинаковы, то каждая из них равна а + 33. Значит, в левом нижнем углу стоит число 18. Поставим b левее числа 15:

?

b

15

9

18

24

Так как сумма в левом столбике равна сумме во второй строке, то есть равна 24 + b, то в верхнем левом углу стоит число 6.

6

а

b

15

9

18

24

У нас заполнилась диагональ, по которой можно найти сумму чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой диагонали. Эта  сумма  равна  6 + 15 + 24 = 45.Теперь можно заполнить и все остальные клетки.

О т в е т :

6

27

12

21

15

9

18

3

24

Пример 8. 

В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1, 2, 3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном и по любой диагонали равнялась 6.

Р е ш е н и е : Например, расставим данные числа по диагонали квадрата. В верхней горизонтали рядом с 3 произвольно ставим 1.

3

1

3

1

2

2

2

1

1

Производим расчёты по верхней горизонтали: 3 + 1 = 4,  6 – 4 = 2, то есть в дописываем в горизонтали 2. Теперь решим правый вертикальный столбик.

2 + 1 = 3,      6 – 3 = 3 и т. д.

О т в е т :

2

1

3

3

1

2

3

1

2

3

2

1

1

2

3

1

2

3

1

3

2

2

3

1

2

3

1

Для разнообразия головоломки можно составлять не только в виде квадратов, но и фигур иной формы: круга, треугольника, звезды.

Занятия 15–16

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи.

Тренировочные задания:

Задача 1.

В коробке лежит 15 шариков: чёрные, белые и красные. Красных шариков в 7 раз больше, чем белых. Сколько в коробке чёрных шариков?

Р е ш е н и е : Белых шариков не может быть больше одного, так как если бы их было хотя бы 2, то красных шариков было бы не меньше 14, а шариков всего 15. Значит, белый шарик один, красных в 7 раз больше, то есть 7. Чёрных шариков

15 – (1 + 7) =7.                                 

О т в е т : 7 чёрных шариков.

Занятие 17.

Логические задачи. Так учились в старину

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задача 1.

У пятерых крестьян – Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10 овец. Не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец, и говорит Иван остальным: «Будем, братцы, пасти овец по очереди – по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец». Сколько овец у каждого крестьянина, если известно, что у Ивана в 2 раза меньше овец, чем у Петра; у Якова в 2 раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец в 2 раза больше, чем Яков, а Герасим – вчетверо меньше, чем Пётр?

Р е ш е н и е : 10 : 10 = 1 – было овец у Герасима и Якова;

                      1 × 2 = 2 – было овец у Михаила и Ивана;

                      2 × 2 = 4 – было овец у Петра.

О т в е т : у Ивана – две овцы, у Петра – 4, у Якова – 1, у Михаила – 2, у Герасима – 1.

Занятия 18–19

Задача 1.

Коля, Петя и Ваня собирали грибы. Коля нашёл 10 сыроежек и столько белых, сколько подберёзовиков нашёл Ваня. Ваня нашёл лисичек в 2 раза меньше, чем сыроежек Коля, и 3 подберёзовика. Петя нашёл только лисички, которых у него больше, чем белых у Коли, но меньше, чем лисичек у Вани. Сколько грибов собрали ребята, если известно, что Коля нашёл только сыроежки и белые грибы, а Ваня – подберёзовики и лисички?

Р е ш е н и е : Так как Коля нашёл 10 сыроежек, а Ваня в 2 раза меньше лисичек, то Ваня нашёл 5 лисичек. Ваня нашёл 3 подберёзовика, а Коля столько же белых. Тогда число лисичек, найденных Петей, больше 3 , но меньше 5, так что Петя нашёл 4 лисички. Отсюда следует, что всего собрали 25 грибов.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС)

1. Бежит она очень быстро: за двадцать шесть секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества. А на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме.

Ответ: кровь.

2. Самые твердые части нашего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни.                    

Ответ: зубы.

3. Сколько зубов у человека?                                          

Ответ: 32 зуба.

4. Одежда, которая не промокает, не меняется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет.                                            

Ответ: кожа.

5. Когда сутулый человек садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. Спина у него слабая или что-то другое?                                                                

Ответ: мышцы.

6. Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниточек лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах.                 

Ответ: нервы.

7. В легкие должен поступать только совершенно чистый, профильтро-ванный воздух. Вот они и выполняют обязанности такого фильтра. Покрытые изнутри влажными ресничками, они захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. Что это?

Ответ: бронхи.

8. Так называется гибкая, горизонтальная перегородка, которая лежит внутри туловища человека, как раз посередине. Она помогает нам дышать.                                                            

Ответ: диафрагма.

9. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь, и подкладывает ее то под одни, то под другие зубы.

Ответ: язык.

10. Это – наш единственный орган вкуса.                    

Ответ: язык.

11. На военном корабле самые толстые стальные стены надежно при-крывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Твой мозг – командный пункт организма. И природа охраняет его так же забот-ливо, как моряки свою боевую рубку. О какой боевой рубке идет речь?

Ответ: череп.

12. Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас – громадную клетку из стальных форм. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Назови его.         

Ответ: скелет.

13. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Что это?                                                                         

Ответ: нос.

14. Это главное отделение твоей «внутренней кухни».

Ответ: желудок.

15. Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Что это?                                                                         

Ответ: ухо.

16. Как называются наружные уши?

Ответ: ушные раковины.

17. Внутренняя кухня человека тянется почти на восемь метров. Но она свернута так плотно, что целиком помещается в животе. Что это?

Ответ: кишечник.

18. Свежая кровь, полная кислорода и питательных веществ, ярко алого цвета. Как называются сосуды, по которым она пробегает?

Ответ: артерии.

19. Если бы эти живые капельницы перестали работать, твои глаза быстро бы обсохли и покрылись пылью. Ты перестал бы видеть. Что это?

Ответ: железы.

20. Благодаря рессорам, машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в нашем организме. Сколько бы ты ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря чему?

Ответ: благодаря позвоночнику.

21. Какой мозг защищен позвоночником?       

Ответ: спинной мозг.

22. Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кула-ка. Этот «мешок» все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Назови его.                                         

Ответ: сердце.

23. Хорошо, когда в доме есть водопровод. Не надо выносить грязную воду на двор. Ты моешь руки под краном, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации. Своя канализация есть и в нашем организме. Что это?                                                 

Ответ: почки.

24. Это тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело. Что это?         

Ответ: сердце.

25. Они похожи на большую розовую губку. Какой мощный дыхательный аппарат создала человеку природа?

Ответ: легкие.

26. Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных ве-ществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. Что это?                                                    

Ответ: кожа.

27. Прочитай вопросы по теме «Организм человека» и выбери верный ответ.

1. Что помогло нашим предкам превратиться в людей?

а) Движение; б) питание; в) труд; г) рождение детей.

2. С деятельностью какого органа связано мышление и сознание людей?

а) Сердце;        б) головной мозг;  в) органы зрения; г) органы слуха.

3. С помощью какого органа люди получают самое большое количество сведений об окружающем мире?

а) Глаза; б) кожа;         в) уши; г) язык.

4. Все органы чувств с мозгом соединяют:

а) мышцы; б) сосуды;        в) нервы; г) сухожилия.

5. Что является опорой тела человека?

а) Мышцы; б) скелет;        в) сердце;        г) нервная система.

6. В каком отделе пищеварительной системы продолжается и заканчивается переваривание пищи?

а) Пищевод; б) печень;        в) желудок; г) кишечник.

7. Какой орган человека работает «без выходных»?

а) Желудок; б) сердце;        в) язык; г) нос.

8. Как называются особые трубочки, крупные и мелкие, по которым кровь человека разносит питательные вещества?

а) Нервы; б) кости; в) сосуды; г) мочеточники.

9. Какие органы обеспечивают удаление из организма человека вредных веществ, продуктов обмена? а) Лёгкие; б) почки; в) кишечник; г) мышцы.

10. К органам чувств не относятся: а) кожа; б) уши; в) глаза; г) мышцы.

Ответ: 1а; 2б; 3а; 4в; 5б; 6г; 7б; 8в; 9б; 10г.

28. Прочитай вопросы по теме «Природные зоны» и выбери правильный ответ.

1. Какое погодное условие НЕ характерно для условий Крайнего Севера?

а) Зима длится почти полгода; б) сильные морозы, снегопады, мете-ли; в) постоянный снеговой покров; г) температура воздуха постоянно вы-ше нуля градусов.

2. Почему в районах Крайнего Севера нет растительности?

а) Земля не успевает освобождаться от снега и льда; б) раститель-ность бездумно уничтожена людьми; в) нет животных, питающихся расте-ниями; г) люди не занимаются посадкой растений.

3. Найди животное, которое НЕ встретишь на Крайнем Севере.

а) Гагара; б) бурый медведь; в) белый медведь; г) морской котик.

4. Найди растение, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

а) Морошка; б) ягель; в) голубика; г) ковыль.

5. Найди животное, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

а) Белка; б) лемминг; в) олень; г) куропатка.

6. Выдели занятие, НЕ характерное для населения тундры.

а) Рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие; г) охота.

7. Выдели растения, НЕ характерные для тайги.

а) Ель; б) дуб; в) кедр; г) лиственница.

8. Определи, кто в тайге НЕ живет.

а) Антилопа; б) бобр; в) бурый медведь; г) соболь.

9. Определи природное условие тайги, способствующее разведению домашнего скота.

а) Лето теплее, чем в тундре; б) более короткая, чем в тундре, зима; в) лето продолжается несколько месяцев; г) произрастание большого количества трав.

10. Какое растение НЕ растет в зоне смешанных лесов?

а) Клен; б) ель; в) верблюжья колючка; г) калина.

11. Какое животное НЕ встретишь в зоне смешанных лесов?

а) Белка; б) верблюд; в) лисица; г) заяц.

12. Укажи занятие населения зоны смешанных лесов, НЕ характерное для её жителей.

а) Лесопосадки; б) земледелие; в) лесозаготовки; г) выращивание арбузов, дынь.

13. Какие растения НЕ характерны для зоны степей?

а) Ковыль; б) полынь; в) сосна; г) перекати-поле.

14. Какое животное НЕ живет в степях?

а) Мыши; б) суслики; в) ящерицы; г) песцы.

15. Определи основное природное условие степей, позволяющее заниматься ее жителям земледелием.

а) Непродолжительная зима с небольшими морозами; б) богатая перегноем почва; в) незначительное количество осадков летом; г) частые засухи.

16. Какое растение НЕ характерно для зоны пустыни?

а) Верблюжья колючка; б) кедр; в) полынь; г) саксаул.

17. Почему верблюд может жить в условиях пустыни?

а) Разведением верблюдов занимаются жители пустынь; б) из-за окраски шерсти; в) в пустыне мало осадков; г) нетребователен к пище и воде.

18. Какое занятие характерно для жителей пустыни?

а) Лесозаготовки; б) лесопосадки; в) рыболовство; г) скотоводство.

Ответ: 1г; 2а; 3б; 4г; 5б; 6в; 7б; 8а; 9г; 10в; 11б; 12г; 13в; 14г; 15а; 16б; 17г; 18г.

29. Прочитай высказывания по теме «Пустыня». Если высказывание верное, поставь знак «+», если неверное – знак «–».

а) Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

б) У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

в) В январе пустыня не кажется пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.

г) У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.

д) Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 метра.

е) Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.

ж) Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь, 5 лет.

з) Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.

и) В пустыне все непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

(фенологический рассказ на тему «Зима»)

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись и первым делом посмотрели на термометр: за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это, наверное, следы ежа», – сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», – возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», – сказала Маша. «А что, ты не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» – ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой ели мы увидели какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка!». Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже жалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в сене», – сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ответ. Ошибки:

1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.

2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5. Зимой высиживает яйца не сойка, а клест.

6. «Мышкует» в сене не волк, а лиса.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами.

Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! День стоял жаркий, сухой, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили, пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкала молния, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петрик и уда-рил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петрик. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ответ. Ошибки, совершенные школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу костры разводить запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет), металлические банки – за 100 лет.

5. Костер надо забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо, они все равно погибнут, если даже их потом вернуть в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Русский язык (4 класс)

1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.

3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.

4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка                …… ушка        по…… ила        …… ышко.

Вы……ло                на …… ке        ……ое                ……ышко.

                                            

Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко.

                                     

Выросло на грядке золотое солнышко.

5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

Ответ:

Теплое – прилагательное,                        Лить – глагол,

тверже – наречие,                                лесть – сущ.,

табачище – сущ.,                                лань – сущ.,

творение – сущ.,                                лапоть – сущ.,

телевидение – сущ.,                                лишь – наречие.

тридцатое – числительное,

тебе – местоимение.

6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, …

Не сиди сложа руки, …

Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.

7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.

8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения. 

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

Ответ: Вера, Света, Настя танцуют.

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.

12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.

13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.

14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот. 

Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».

15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: Возможны любые из вариантов.

а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.

б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит.

в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.

Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.

17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

                                        

Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.

18. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно.

К

Й

Г

А

И

Й

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

Ответ: Любите наш могучий язык.

19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).

20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

21. Подбери и запиши два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: Яма, яблоко, маяк, и т. д.

22. Сколько общих звуков в словах: СЕРП и ПЕРС?

Ответ: [Серп – с’эрп], перс – [п’эрс]. Два общих звука [э], [р].

23. Отгадай загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а просьбу слышно там.

Ответ: Пять раз встречается звук [с].

24. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: Светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т. д.

25. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа: килограммы – ..., апельсины – ..., сапоги – ..., помидоры – ..., ботинки – ...

Ответ: Килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок.

26. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.

Ответ: Пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т. д.

27. Поставь существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож, стул, ухо, чудо, ребенок, человек, теленок.

Ответ: Трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа, стул – стулья, ухо – уши, чудо – чудеса, ребенок – дети, человек – люди, теленок – телята.

28. Образуй однокоренные глаголы от прилагательных: ясный, грязный, густой, чистый.

Ответ: Ясный – прояснить, грязный – загрязнить, густой – загустеть, чистый – почистить.

29. Сгруппируй слова по общему признаку: ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

Ответ: Ключ, родник, река озеро. Арбуз, тыква, папоротник, горох, водоросли. Учитель, шофер, балерина, биолог.

30. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.

Красивая …

Чёрный …

Острый …

Золотой …

Колючий …

Ночная …

Непромокаемый …

Ответ: Дочь, меч, нож, ключ, еж, тишь, плащ.

31. Слова «базар» и «рынок» – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Объясни, что означают выражения: птичий рынок, птичий базар.

Ответ: Птичий рынок – место, где продают животных. Птичий базар – место обитания, гнездования птиц одного вида.

32. Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Пластинка, картина, павлин – пластилин;

Сапоги, парашют, фантазия – сарафан;

Косари, заморозки, летчик – самолет.

Ответ: Пластилин, сарафан, самолет.

33. Замени словосочетание, чтобы глагол стал существительным: белить стены, ловить рыбу, строить город.

Ответ: Побелка стен, улов рыбы, стройка города.

34. Составь слова путем перестановки букв, слогов: НЫСТОЧЙ, ЛОДЕВОЙ, ГОЗВОРАР.

Ответ: Сточный, деловой, разговор.

35. Ответь на вопросы:

1) В каких существительных пишется безударное окончание е?

а) Ждать на пристан..         б) Сидеть в огород..         в) Жить в Астрахан..

2) Выбери глагол совершенного вида:

а) помогать                         б) рисовать                 в) разбудить

3) Найди наречие:

а) грело         б) окно                в) быстро                 г) радио

4) В каких числительных в середине пишется мягкий знак:

а) 15                                 б) 18                                 в) 60

36. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

а) Алф..вит, д..кумент, д..суг, п..ртфель, жав..ронок, зан..та, к..лометр, кр..сивее, м..газин. п..ложить, ц..мент, др..мота, кр..пива, щ..вель, р..мень, к..мбайнёр.

б) Торты, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, поняла.

Ответ:

а) Алфавит, документ, досуг, портфель, жаворонок, занята, километр, красивее, магазин, положить, цемент, дремота, крапива, щавель, ремень, комбайнер.

б) Торты, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, поняла.

37. Подчеркни правильный вариант написания слова. Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.

38. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

Даже самое _____ дерево выросло из ____ семени. На _____ челне по _______ озеру не плавают.

Ответ: Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. На большом челне по маленькому озеру не плавают.

39. Подчеркни словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже. От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.

Ответ: От пристани по Волге. От стаи к стае.

Литература (4 класс)

1. Узнай сказку.

а) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людь-ми. («Маугли». Р. Киплинг.)

б) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

в) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

2. Вспомни, кто из сказочных героев говорил эти слова?

а) «Где убийца, где злодей?

  Не боюсь его когтей!»

(Комарик. «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

б) «Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши!»

(Крокодил. «Телефон» К. Чуковского.)

в) «Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь – бух!

И ляжешь… Ууу-х!..»

(Дед Мазай. «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова.)

3. В кого превратились герои сказок?

а) Великан-людоед из сказки «Кот в сапогах»? (В мышь.)

б) Одиннадцать братьев-принцев? (В лебедей.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

10. Вспомни басни И. А. Крылова и вставь пропущенное слово в название басни.

«Лебедь, Щука и… (Рак)».

«Стрекоза и... (Муравей)».

«Слон и... (Моська)».

11. Найди нужное в словах для справок и соедини с названием сказки.

12. Укажи верный ответ.

1) Где Дядя Федор нашел кота Матроскина?

а) Во дворе дома;

б) в подъезде своего дома;

в) на вокзале.

2) Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»?

а) Корней Чуковский:

б) братья Гримм;

в) Джанни Родари.

3) Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился?

а) Вода была живая;

б) Конек-Горбунок дунул на воду;

в) вода только сверху бурлила, а внизу была холодная.

4) Кем служил Иван у царя?

а) Кузнецом;

б) садовником;

в) конюхом.

5) Кто мял в поле пшеницу?

а) Белая кобылица;

б) Конек-Горбунок;

в) Жар-птица.

6) Какого роста был Конек-Горбунок?

а) С дюйм;

б) в три вершка;

в) по пояс Ивану.

7) Куда прятал перо Жар-птицы Иван?

а) За пазуху;

б) в тряпице в шапку положил;

в) в газете заткнул за пояс.

8) Какую песню пел младший брат в сказке «Конек-Горбунок», сидя на печи?

а) «Во саду ли, в огороде...»;

б) «Распрекрасные вы очи...»;

в) «Во поле березка стояла...».

9) Что решили продать братья, чтобы заработать «хоть тысячу рублей»?

а) Двух коней золотогривых;

б) дом отцовский;

в) десять мешков пшеницы.

10) Кем стал Иван в конце сказки?

а) Конюхом;

б) царским зятем;

в) царем.

11) Кого встретил Дядя Федор, когда ел «неправильный» бутерброд?

а) Собаку Шарика;

б) кота Матроскина;

в) теленка Гаврюшу.

12) Что случилось с царем, когда он искупался в кипящем молоке?

а) Он сварился;

б) он помолодел;

в) он постарел.

13) Сколько у старинушки было сыновей?

а) Два;

б) три;

в) один, и тот дурак.

14) Какой последний приказ получил Иван от царя?

а) Искупаться в котлах;

б) выкурить трубку;

в) добыть ковер.

15) Кто лежал поперек моря-окияна?

а) Остров Буян;

б) сказочная земля;

в) Чудо-юдо рыба кит.

16) Кто достал Шарика-фотографа со дна реки, когда тот тонул? (Бобер.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике для 4 класса

Олимпиадные задания    по математике для 4 класса...

Олимпиадные задания по математике для 4 класса 2010 – 2011 уч.год

Олимпиадные задания   по математике для 4 класса2010 – 2011 уч.год    ФИ участника ____________________________________________________________________ Класс: 4 «__...

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе

В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....

Олимпиадные задания по математике для 2 класса.

Данную презентацию могут использовать учителя начальных классов  для подготовки к олимпиадам, для устного счета на уроке....

Олимпиадные задания по математике для 4 класса с решениями

Олимпиадные задания взяты из учебника "Математика" 4 класс Автор М.И. Моро и др.  М: «Просвещение» 2007. Для каждого из 32 заданий даны  решения и (или) ответы....

олимпиадные задания по математике (итог 1 класс)

Задания разбиты на два тура.В первом участвуют все ученики класса.Во второй тур проходят дети,набравшие большее количество баллов....

Олимпиадные задания по математике для 3 класса

Олимпиадные задания по математике помогут подготовиться ....