Олимпиадные задания по математике для 4 класса с решениями
олимпиадные задания по математике (4 класс) по теме
Олимпиадные задания взяты из учебника "Математика" 4 класс Автор М.И. Моро и др. М: «Просвещение» 2007. Для каждого из 32 заданий даны решения и (или) ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_matem_4_klass.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на смекалку (с ответами) из учебника «Математика»
4 класс. Автор М.И. Моро и др. М: «Просвещение» 2007
- На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: «Если проживу еще половину того, что прожил, и еще один год, то будет ровно 100». Сколько лет дедушке?
Решение:
100 – 1 = 99 лет – это три части.
99 : 3 = 33 года – это одна часть.
Дед прожил 33 х 2 = 66 лет.
Проверка. 66 + 33 + 1 = 100 верно.
- Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц.
Решение:
10, 21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98.
Запиши все трехзначные числа, которые содержат 8 сотен, а десятков и единиц поровну.
Решение:
800, 811, 822, 833, 844, 855, 866, 877, 888, 899.
- Начерти квадрат. Догадайся, с центром в какой точке и каким радиусом можно провести окружность, которая пройдет через все вершины квадрата. Проведи эту окружность.
Решение:
Радиус окружности = половине диагонали.
Точка пересечения диагоналей - это центр окружности.
- С помощью скобок измени порядок действий и найди значения выражений:
740 – 240 + 50 66 – 6 х 9 + 1 500 : 100 х 5
840 – 40 : 8 120 – 20 + 4 х 5 300 : 10 : 10
Решение:
740 – (240 + 50)= 450 66 – 6 х (9 + 1)=6 500 : (100 х 5)=1
(840 – 40) : 8 = 100 120 – (20 + 4) х 5=0 300 : (10 : 10)=300
- «Вот вам три таблетки,- сказал доктор. Принимайте по одной через каждые 2 часа». Через сколько времени будет принята последняя таблетка?»
Последняя таблетка будет принята через 4 часа.
- «Я задумал число, прибавил к нему 5, результат увеличил в 10 раз и получил число 90. Вычислите задуманное число»
Решение:
|
( + 5 ) х 10 = 90
90 : 10 – 5 = 4 Задуманное число 4.
- Из 21 метра получается 5 одинаковых платьев. Сколько платьев получится из 42 метров этой ткани?
Решение:
1) 42 : 21 = 2 (раза) увеличится кол-во платьев
2) 5 х 2 = 10 (платьев) выйдет из 10 метров ткани.
- В спортивном кружке девочек было в 2 раза меньше, чем мальчиков. Когда в кружок приняли еще 5 девочек, то их стало столько же, сколько мальчиков. Сколько девочек стало в кружке?
Решение:
Было 5 девочек, стало 10 девочек.
- Напишите самое большое шестизначное число.
999999
- Вдоль дороги поставили 4 новых столба. Расстояние между каждыми двумя соседними столбами 5 метров. На каком расстоянии друг от друга находятся крайние столбы?
Решение:
5х3 = 15 метров – расстояние между крайними столбами.
- Сколько часов пройдет от 6 часов утра до 12 часов того же дня и сколько от 12 часов дня до 6 часов следующего дня?
6 часов и 18 часов.
- Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или на правом берегу ручья он оказался?
Женя оказался на правом берегу ручья.
- В первой корзине было 25 кг. слив, а во второй – на 7 кг меньше. Из первой корзины переложили во вторую 4 кг. слив. В какой корзине слив стало больше и на сколько?
Решение:
25 – 7 = 18 кг – во второй корзине.
25 – 4 = 21 кг – осталось в 1 корзине после перекладывания.
18+ 4 = 22 – стало во 2 корзине после перекладывания.
Стало больше во второй корзине на 1 кг.
- Используя знаки действий и скобки, запиши:
Число 24 четырьмя тройками или тремя двойками;
Число 20 четырьмя девятками или пятью тройками;
Число 1000 пятью девятками или шестью пятерками.
- 24 = 3х3х3х- 3 24 = 22 + 2
- 99 : 9 + 9 = 20 20 = 3 х 3 + 33 : 3
- 999 + 9 : 9 = 1000 (5 + 5) х 5 х ((5Х5) – 5) = 1000
- Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?
Решение:
У Марины – Х орехов
У Тани – Х+15 орехов.
После того, как Таня отдала 8 орехов Марине
У Тани – Х + 7
У Марины – Х + 8
Значит, у Марины больше на 1 орех.
- Боря купил 4 книги. Все книги без первой стоят 42 руб, без второй – 40 рублей, без третьей – 38 рублей, без четвертой – 36 рублей. Сколько стоит каждая книга?
Решение:
(Привести пример с весами: я, Полина, Артем. Без Полины – весим больше, без меня – меньше. Значит, кто весит больше?)
1 книга
2 книга
3 книга 42 р 40 р 38 р 36 р
4 книга без второй без третьей без четвертой
42 – 40 = 2 рубля, 42 – 36 = 4 рубля, 42 – 36 = 6 рублей
Значит, вторая книга дороже первой на 2 рубля,
Третья дороже на 4 рубля,
Четвертая дороже на 6 рублей.
Пусть Х – стоит 1 книга,
Тогда (Х + 2) + (Х+4) + (Х+6) = 42
3Х = 42 – 12
3Х = 30 Х = 10
1 книга – 10 р.
2 книга – 12 р.
3 книга - 14 р.
4 книга – 16 р.
- Переставляя цифры, сделай равенство верным:
73 – 25 = 58
Решение:
87 – 52 = 35 или 87 – 35 = 52
- После суточного дежурства в больнице доктор решил выспаться и лег в 9 часов вечера. Он должен был к 11 часам утра опять быть в больнице. Поэтому он поставил будильник на 10 часов. Сколько времени пройдет до звонка будильника?
До звонка будильника пройдет 1 час.
- После того, как брат отдал сестре 5 тетрадей, у них стало по 12 тетрадей. Сколько тетрадей было у брата первоначально? Сколько тетрадей первоначально было у сестры?
Решение: У брата было 17 т, у сестры – 7 т.
17 – 5 = 12 т . – у брата после того, как отдал сестре
7 + 5 = 12 т. – у сестры после того, как ей отдал брат.
- При посадке саженцев возникла задача: если около каждого дома посадить по 9 саженцев, то не хватит 100 саженцев, а если около каждого дома посадить по 5 саженцев, то 20 саженцев останется. Сколько было домов? Сколько саженцев останется?
Решение: Пусть Х – было домов. Тогда
Х х 9 - 100 = Х х 5 + 20
9Х – 5Х = 100+20 4Х = 120 Х = 30
30 х 9 – 100 = 30 х 5 + 20
170=170 Саженцев было 170
- Проведи две прямые так, чтобы получилось два тупых и два острых угла.
- Папа сказал: «У меня в двух карманах 28 рублей.: в правом кармане столько двухрублевых монет, сколько в левом пятирублевых. Сколько у меня денег в каждом кармане?»
Пусть Х монет в каждом кармане. Тогда:
2хХ + 5хХ = 28 Х = 4 4 х 2 + 4 х 5 = 28 рублей
4 монеты по 2 рубля и 4 монеты по 5 рублей.
- Посмотри на рисунке, как летят птицы: впереди одна птица (вожак), за ней две, потом три, четыре… Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 9? 15? 20?
Решение:
Находим сумму крайних чисел. В ряду от 1 до 9 это сумма 10. Таких сумм в ряду 4 и посередине число 5. Значит 10х4 + 5 = 45 птиц.
Если в последнем ряду стаи 15 птиц, то находим сумму крайних чисел в числовом ряду от 1 до 15. Это сумма 16. Таких сумм (15:2=7) семь, посередине остается число 8, значит 16х7+8 = 120 птиц.
Аналогично рассуждаем для подсчета птиц стаи, в последнем ряду которой 20 птиц.
20 : 2 = 10 пар чисел, в сумме дающих 21. Значит 21 х 10 = 210 птиц.
- У Саши в коллекции было 335 марок в двух альбомах. Один альбом с марками он подарил сестре, у которой стало 196 марок. Сколько марок Саша подарил сестре, если у них вместе 438 марок?
Решение:
Х+У = 335 марок – у Саши
В – было у сестры
В+Х = 196 Х = ?
В+Х + У = 438
438 – 335 = 103 марки – это В (было у сестры)
196 – 103 = 93 марки подарил брат.
Саша подарил 93 марки.
- Сумма двух чисел 462. Одно из этих чисел оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Догадайся, какие это числа.
420 + 42 = 462
- Чтобы украсить блузку, ленту длиной 156 см разрезали на 3 части так, что первая часть оказалась на 18 см длиннее второй, а вторая – на 15 см короче третьей. Найди длину каждой части ленты.
Решение: Пусть Х – вторая часть ленты.
Тогда Х + 18 – первая часть, Х + 15 – третья часть.
Х+15 + Х + 18 + Х = 156
Х = 41
41 см – вторая часть ленты,
41 + 18 = 59 см – первая часть ленты,
41 + 156 = 56 – третья часть ленты.
Проверка: 41 + 59 + 56 = 156 см
- Привезли коробку печенья массой 19 кг. Когда съели половину печенья, коробка с печеньем стала весить 10 кг. Сколько кг. печенья было в коробке первоначально?
Решение: 1 способ
- 19 – 10 = 9 кг это половина печенья, которую съели.
- 9 Х 2 = 18 кг – масса печенья первоначально.
2 способ
1) 10 х 2 = 20 кг масса всего печенья и двух коробок.
2) 20 – 19 = 1 кг – масса пустой коробки
3) 19 – 1 = 18 кг – масса печенья первоначально
- стр. 16 . Магический квадрат.
Сумма = 45
12 | 19 | 14 |
17 | 15 | 13 |
16 | 11 | 18 |
- Учебник 1 часть стр.17.
= 7
= 1
- Учебник 1 часть стр. 20 . № 3. Расставь знаки арифметических действий и, если нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными.
(8 х 8 – 8) : 8 = 7
8 х (8 – 8) + 8 = 8
(8 х 8 + 8): 8 = 9
(8 + 8) : 8 + 8 = 10
- Учебник 1 часть стр. 37. Витя ждал гостей на день рождения. Вокруг стола поставили несколько табуретов и несколько стульев. У каждого табурета было по 3 ножки, а у каждого стула – по 4. Ребята заняли все стулья и табуреты, и оказалось, что всех ножек – у стульев, табуретов и ребят – 49. Сколько всего ребят было за столом?
Пусть х было стульев, у – табуретов, с – детей, Х + У = С
Х х 3 + У х 4 + С х 2 = 49
Т.К. Х = С – У, получим уравнение
(С – У) х 3 + У х 4 = 49 – 2х С
У = 49 – 5хС
Ножки стульев + ноги детей = 6 ног
Ножки табуретов + ноги детей = 5 ног
Стульев Х, табуретов У.
6хХ + 5хУ = 49 Подбор слагаемых, чтобы первое делилось на 6, второе делилось на 5. 24 + 25 = 49
6 х 4 + 5 х 5 = 49 Значит стульев было 4, табуретов – 5,
Ребят было 4 + 5 = 9.
Проверка: 4 х 4 + 5 х 3 + 9 х 2 = 49 верно
- № 2 стр. 37 Охранников 8. У каждой стены 3 солдата.
. . .
. . .
. . .
Карточки для учащихся.
- На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: «Если проживу еще половину того, что прожил, и еще один год, то будет ровно 100». Сколько лет дедушке?
- Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц.
Запиши все трехзначные числа, которые содержат 8 сотен, а десятков и единиц поровну.
- Начерти квадрат. Догадайся, с центром в какой точке и каким радиусом можно провести окружность, которая пройдет через все вершины квадрата. Проведи эту окружность.
Записали подряд все трехзначные числа. Сколько всего цифр записано в этом ряду?
- С помощью скобок измени порядок действий и найди значения выражений:
740 – 240 + 50 66 – 6 х 9 + 1 500 : 100 х 5
840 – 40 : 8 120 – 20 + 4 х 5 300 : 10 : 10
Решение:
- «Вот вам три таблетки,- сказал доктор. Принимайте по одной через каждые 2 часа». Через сколько времени будет принята последняя таблетка?»
- «Я задумал число, прибавил к нему 5, результат увеличил в 10 раз и получил число 90. Вычислите задуманное число»
- Из 21 метра получается 5 одинаковых платьев. Сколько платьев получится из 42 метров этой ткани?
- В спортивном кружке девочек было в 2 раза меньше, чем мальчиков. Когда в кружок приняли еще 5 девочек, то их стало столько же, сколько мальчиков. Сколько девочек стало в кружке?
- Напишите самое большое шестизначное число.
- Вдоль дороги поставили 4 новых столба. Расстояние между каждыми двумя соседними столбами 5 метров. На каком расстоянии друг от друга находятся крайние столбы?
- Сколько часов пройдет от 6 часов утра до 12 часов того же дня и сколько от 12 часов дня до 6 часов следующего дня?
- Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или на правом берегу ручья он оказался?
- В первой корзине было 25 кг. слив, а во второй – на 7 кг меньше. Из первой корзины переложили во вторую 4 кг. слив. В какой корзине слив стало больше и на сколько?
- Используя знаки действий и скобки, запиши:
Число 24 четырьмя тройками или тремя двойками;
Число 20 четырьмя девятками или пятью тройками;
Число 1000 пятью девятками или шестью пятерками.
- Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?
- Боря купил 4 книги. Все книги без первой стоят 42 руб, без второй – 40 рублей, без третьей – 38 рублей, без четвертой – 36 рублей. Сколько стоит каждая книга?
- Переставляя цифры, сделай равенство верным:
73 – 25 = 58
- После суточного дежурства в больнице доктор решил выспаться и лег в 9 часов вечера. Он должен был к 11 часам утра опять быть в больнице. Поэтому он поставил будильник на 10 часов. Сколько времени пройдет до звонка будильника?
- После того, как брат отдал сестре 5 тетрадей, у них стало по 12 тетрадей. Сколько тетрадей было у брата первоначально? Сколько тетрадей первоначально было у сестры?
- При посадке саженцев возникла задача: если около каждого дома посадить по 9 саженцев, то не хватит 100 саженцев, а если около каждого дома посадить по 5 саженцев, то 20 саженцев останется. Сколько было домов? Сколько саженцев останется?
- Проведи две прямые так, чтобы получилось два тупых и два острых угла.
- Папа сказал: «У меня в двух карманах 28 рублей.: в правом кармане столько двухрублевых монет, сколько в левом пятирублевых. Сколько у меня денег в каждом кармане?»
- Посмотри на рисунке, как летят птицы: впереди одна птица (вожак), за ней две, потом три, четыре… Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 9? 15? 20?
- У Саши в коллекции было 335 марок в двух альбомах. Один альбом с марками он подарил сестре, у которой стало 196 марок. Сколько марок Саша подарил сестре, если у них вместе 438 марок?
- Сумма двух чисел 462. Одно из этих чисел оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Догадайся, какие это числа.
- Чтобы украсить блузку, ленту длиной 156 см разрезали на 3 части так, что первая часть оказалась на 18 см длиннее второй, а вторая – на 15 см короче третьей. Найди длину каждой части ленты.
- Привезли коробку печенья массой 19 кг. Когда съели половину печенья, коробка с печеньем стала весить 10 кг. Сколько кг. печенья было в коробке первоначально?
- стр. 16 . Магический квадрат.
- стр.17.
- стр. 20 . Расставь знаки арифметических действий и, если нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными.
- стр. 37. Витя ждал гостей на день рождения. Вокруг стола поставили несколько табуретов и несколько стульев. У каждого табурета было по 3 ножки, а у каждого стула – по 4. Ребята заняли все стулья и табуреты, и оказалось, что всех ножек – у стульев, табуретов и ребят – 49. Сколько всего ребят было за столом?
- № 2 стр. 37
Выполнение олимпиадных заданий по математике учащимися 4 класса.
Начало дополнительных занятий 14.09.09.
№ задания | Фамилия, имя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | + | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 |
Учащиеся завели дополнительные тетради и выполняют олимпиадные задания во внеурочное время самостоятельно. При успешном выполнении задания ребенок получает за него зачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике. 2 класс.
Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....
Олимпиадные задания по математике 3 класс
Олимпиадные задания (школьный тур) по математике для 3 класса...
Олимпиадные задания по математике. 3 класс.
Материал для проведения школьных олимпиад....
Олимпиадные задания по математике 2 класс
Олимпиадные задания по математике 2 класс (школьный тур)...
Олимпиадные задания по математике 4 класс
задания повышенной трудности по математике 4 класс...
Олимпиадные задания по математике 1 класс
Задания для учащихся 1 класса можно использовать при подготовке к школьной олимпиаде....
Олимпиадные задания по математике 4 класс
Данный материал содержит образцы текстовых задач по математике....