Конспект урока математики "Движение объектов в одном и том же направлении", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Класс: 4
Тема урока: «Движение в одном и том же направлении».
Цели урока: закрепить умение решать задачи на движение, узнать новый вид задач.
Планируемые результаты
- предметные: уметь решать задачи на движение, уметь делать выводы, знать формулы нахождения s,v,t, уметь решать задачи на движение в одном и том же направлении, уметь чертить схемы движения.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), печатные тетради, презентация.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈1 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: запись правила в тетрадь. Словесн.: целеполагание. Словесн.: актуализация знаний. Практич.: работа со схемами движения в учебнике. Словесн.: ответы на вопросы. | ≈10 | - Ребята, откройте учебники на странице 43 и прочитайте тему сегодняшнего урока. - Сегодня мы продолжим решать практические задачи, связанные с процессом движения объектов. - Как вы знаете, объекты могут двигаться в одном и противоположных направлениях. - Итак, запишите в тетрадях число. - А теперь запишите: Движение может начаться одновременно или неодновременно: из одного пункта, из двух пунктов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Каждый раз объекты могут двигаться с одинаковой и разной скоростью. - Исходя из записанного правила определите цель урока. - Ребята, как вы думаете, что нужно уметь, чтобы успешно решать такие задачи? (строить схемы) - Как чертим схемы на движение (с помощью стрелочек разной длины, которые показывают направление и скорость) - Так же мы знаем, что чем длиннее на схеме стрелочка, тем больше скорость. - Откройте учебники на странице 48 и рассмотрите схемы движения объектов в одном направлении. - Посмотрите на схему под буквой а. - Какое предположение можно сделать по поводу процесса движения двух объектов? (движение началось одновременно, в одном направлении и из одного и того же пункта) - Что показывают стрелочки разной длины? Что можете сказать? (скорость движ. 1-го объекта больше, чем скорость 2-го объекта) - Теперь посмотрите на схему б. - Какое предположение можно сделать о движении двух объектов? (началось одновременно, в одном направлении, из разных пунктов, скорость 1-го объекта, больше скорости 2-го объекта) - Посмотрите на схему в. - Какое предположении о процессе движения можно сделать? (началось одновременно, в одном направлении, из разных пунктов, скорость 2-го объекта больше скорости 1-го объекта) - Сегодня мы научимся решать задачи на движение в одном и том же направлении и чертить схемы. | Узнавать тему урока. Записывать правило в тетрадях. Определять цель урока. Отвечать на вопросы учителя, формулировать своё мнение. Рассматривать схемы движения. Анализировать схемы. Отвечать на вопросы учителя. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: работа с учебником, решение задачи, составление схемы. Словесн.: ответы на вопросы учителя. Практич.: заполнение таблицы в рабочих тетрадях, анализ таблицы. Словесн.: ответы на вопросы, формулировка вывода. Практич.: работа с учебником и в тетрадях, решение задачи. Практич.: работа над задачей, работа, составление схемы. Словесн.: ответы на вопросы, формулировка вывода. Практич.: работа над задачей, самостоятельная работа, составление схемы. Словесн.: устный опрос. Практич.: работа у доски и в тетрадях, решение задачи. Словесн.: ответы на вопросы, формулировка выводов. Практич.: письменное задание, самостоятельное составление схемы и решение задачи. Словесн.: фронтальная проверка, ответы на вопросы. Практич.: чтение и запись правила. | ≈30 | - Откройте учебники на странице 43. - Послушайте условие задачи (Маша и Миша решили устроить соревнование: кто из них быстрее проедет на велосипеде расстояние 1 км, если известно, что Миша весь путь проехал с постоянной скоростью 250м/мин, а Маша со скоростью 200м/мин. - Теперь начертим схему к этой задаче, кто-то у доски. 250 м/мин Миша 200 м/мин Маша - Опишите схему (начали одновременно, вышли из одного пункта, скорость разная – у Миши больше скорость, чем у Маши) - Ребята, т.к. Миша двигается быстрее Маши, будет ли увеличиваться расстояние между ними на протяжении всего пути? - Кто придёт к финишу первым? - Теперь заполним таблицу в учебнике, у вас она есть в печатных тетрадях. - Вычислим расстояние, которые проходят Миша и Маша за 2,3,4 минуты и вычисляем расстояние между ними, после 1,2,3,4 минуты. - Сначала вычислим расстояние Миши и Маши за 2,3,4 минуты. - Как вычислим? - Сколько минут затратили Миша и Маша на весь путь? (4мин) - Сколько метров за это время проехала Маша? (800м) - Сколько метров за это время проехал Миша? (1000м) - На сколько метров обогнал Миша Машу за весь путь? (на 200 м, т.к. 1000-800=200) - На сколько метров каждую минуту увеличивалось расстояние между Машей и Мишей? (Миша ехал быстрее Маши на 50м/мин, следовательно, каждую минуту расстояние между ними увеличивалось на 50м) - Как ещё можно ответить на этот вопрос? (если за 4 минуты расстояние между ребятами было 200м, то за 1 минуту в 4 раза меньше – 50мин) - Мы знаем, что величина, равная расстоянию, проеденному за 1 минуту, называется скоростью. - Посмотрите, 50м/мин это увеличение расстояния между движущимися объектами за 1 минуту, когда один объект отстаёт от другого. - Как можно назвать такую величину? (скорость увеличения расстояния между объектами) - Ребята, а как, зная скорость движения (250м/мин и 200м/мин), вычислить скорость увеличения расстояния? - Итак, запишите у себя в тетрадях, а я на доске. - Большая скорость – 250м/мин - Меньшая скорость – 200 м/мин - Скорость увеличения расстояния - ?м/мин - Что нужно сделать, чтобы найти скорость увеличения расстояния? (из большей скорости вычесть меньшую) - Запишите в тетрадях. - Теперь давайте обобщим все ответы и сделаем небольшой вывод (скорость увеличения расстояния между двумя объектами при движении в одном и том же направлении представляет собой разность между большей и меньшей скоростью) - Значит, как найти скорость увеличения расстояния? (вычитая меньшую скорость их большей) - Теперь выполним №147. - Ребята, в прошлой задаче Маша проиграла соревнования и предложила другие соревнования: сначала она проедет на 200м вперёд, а только потом Миша начнёт её догонять. - Итак, снова начертим схему. 250 м/мин 200 м/мин 200м - Догонит ли Миша Машу, если весь путь, как и раньше, составит 1км, а скорость передвижения, как видно на схеме, у них остаётся та же самая = 250 м/мин и 200 м/мин? - Какое начальное расстояние между Машей и Мишей? (200м) - Из прошлой задачи вспоминаем, какое расстояние преодолел Миша за 1 минуту? (250м) - Из прошлой задачи помним, что расстояние между ними было 50м, а какое стало сейчас? (200м) - Значит какое расстояние отделяет Машу от старта? (200м) - Значит расстояние, которое она преодолеет за 1,2,3,4 минуту старта изменится? (да) - На каком расстоянии будет Маша от старта через 1 минуту пути? (200м+200м=400м) - Значит расстояние между Машей и Мишей через одну минуту движения будет какое? (400м-250м=50м) - Теперь ответим на вопрос – догонит ли Миша Машу? - В случае, что Маша будет впереди Миши на 200м дальше изначально, то через 4 минуты они придут на финиш одновременно. - Почему? (каждую минуту расстояние между ними будет сокращаться на 50м и через 4 минуты Миша догонит Машу) - Теперь решим №148. - Прочитайте самостоятельно текст задачи. - Теперь самостоятельно постройте в тетрадях схему движения такси и автобуса, которые движутся в одном и том же направлении, и отобразите на ней скорость и расстояние, которое их разделяет. - Для того, чтобы правильно её построить, давайте все вместе выясним, на каком расстоянии от станции был автобус на тот момент, когда началось совместное движение автобуса и такси. - Как мы это выясним? (60км/ч*1ч=60км) - Теперь постройте схему. - Кто-то один у доски покажет, как начертил схему. 80 км/ч 60 км/ч 60 км - Каждый час, такси будет приближаться к автобусу, почему? (его скорость больше) - Что нужно найти для решения задачи? (скорость уменьшения расстояния между автобусом и такси) - Давайте найдём её? - Что для этого нужно сделать? (из большей скорости вычесть меньшую – 80-60=20км/ч – скорость уменьшения расстояния) - Запишите в тетрадь. - Через сколько часов такси догонит автобус? - Ответьте на этот вопрос, самостоятельно решив его. - Давайте проверим (60км:20км/ч = 3ч) - Давайте сделаем вывод, что мы рассмотрели? (движение двух объектов, которые движутся: в одном направлении, из разных пунктов, скорость объекта, который находился дальше от конечной точки, была больше скорости другого объекта, который был ближе к ней) - Теперь выполним №149. - Прочитайте условие задачи. - Теперь самостоятельно постройте в тетрадях схему движения спортсменов и ответьте на вопросы задачи в учебнике. - Давайте проверим. - Какова скорость изменения расстояния на последнем этапе соревнования? (6м/с-5м/с=1м/с) - Через сколько секунд, благодаря скорости изменения расстояния, будет преодолено 15м? (5м:1м/с=15с) - Сделаем вывод (15с. – время, за которое второй участник догонит первого, т.к. разница в расстоянии будет преодолена) - Теперь ответьте, сможет ли победить команда 4«А», если длина заключительного этапа составит 90м? - Запишите решение на доске. - 1)90м:6м/с=15с – время пробега спортсмена из 4 «А» 2) 90м-15м=75м – длина пути спортсмена из 4 «Б» 3) 75м:5м/с=15с – время пробега спортсмена из 4 «А» - Ответ? (команды разделят между собой 1 место, т.к. они закончат соревнования одновременно). - Прочитайте правило на странице 45. - Запишите его в тетрадь. | Работать с задачей, составлять схему к задаче, описывать составленную схему, отвечать на вопросы, решать задачу, формулировать выводы. Заполнять таблицу в печатных тетрадях, отвечать на вопросы из учебника, анализировать заполненную таблицу. Письменно и устно отвечать на вопросы, узнавать, как найти скорость увеличения/уменьшения расстояния между объектами, формулировать способ решения задачи, записывать решение задачи в тетрадь. Формулировать вывод, отвечать на вопросы учителя. Решать задачу, опираясь на решение предыдущей задачи, составлять схему, формулировать способ решения задачи, отвечать на вопросы учебника. Самостоятельно составлять схему движения, отвечать на вопросы, рассуждать, как её правильно построить, показывать построение схемы к доски. Формулировать решение задачи, отвечать на вопросы. Делать выводы по решённой задаче. Самостоятельно решать задачу и выполнять построение схемы, проводить проверку, делать выводы, записывать решение задачи у доски. Читать и записывать правильно из учебника в тетрадь. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Итог урока. Рефлексия Практич.: подведение итогов, рефлексия, самооценка. | ≈5 | - Какую цель мы поставили на уроке? - Как вы думаете, мы её достигли? - Сделайте вывод, что вы поняли из урока. - Есть те, кто не понял тему урока? - Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за урок. - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы учителя, подводить итоги, анализировать и оценивать свою работу на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока «Модель объекта»
конспект урока «Модель объекта»...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
Тема урока: «Есть только одна книга». Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии. Задачи урока:·...
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс...
Конспект урока "Муж и жена - одна душа" УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Муж и жена – одна душаЦели деятельности учителя: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за...
Конспект урока технологии «Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?» Изделие: «Фигурка краба» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для овладения учащимися технологией изготовления торшера с помощью цветной бумаги, картона, деревянных палочек и пластилина.Планируемые результатыПредметные...
Конспект урока музыки, Тема: «Джаз – одно из направлений современного искусства», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Знакомство обучающихся с особенностями джазовой музыки и ее основных разновидностях.Планируемые результатыПредметные: - уметь определять на слух джазовые мелодии, назыв...
Конспект урока по математике «Задачи на движение в противоположных направлениях».
Цель урока: Создание условий, для формирования у учащихся усвоения правила, которое связывает скорость изменения расстояния со скоростямидвижущихся объектов....