Технологическая карта урока математики 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Бакулина Светлана Борисовна

 

Прямоугольник. Квадрат.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель:  
Деятельностная: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;
Содержательная: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать  и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Методы обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  учебник «Математика 2 класс» В.Н.Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями;
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике

во 2 классе.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока:

Прямоугольник. Квадрат.

                                                                         Учитель начальных классов:

                                                                                        Бакулина Светлана Борисовна

Урок математики во 2 классе

 

Тема урока: Прямоугольник. Квадрат.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель:   

Деятельностная: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;

Содержательная: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать  и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы. 

Методы обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  учебник «Математика 2 класс» В.Н.Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями;

Способы графического проектирования урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения)  к учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

На доске плакат с поговоркой « Дело мастера боится!»

- Прочитайте предложение.

- Что это?

-Как вы её понимаете?

И так пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность

( Один и учеников вслух читает предложение.)

-Это пословица!

-Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!

Личностные (смысло-образование)

Регулятивные (прогнози-рование)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

1) Чистописание.

 – С чего мы обычно начинаем урок?

- Как мы готовимся к минутке чистописания?

( Пальчиковая гимнастика)

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

  1.  ( На доске записаны цифры) 

          0 3 5 6 9

-  Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

3) -Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание.

(На доске вывешены числа внутри геометрических фигур)

10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 …

- Предложите задание, что здесь можно  сделать?

-Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?

- Восстановите ряд.

На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур)

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65

       Ф            И  Г      У       Р        Ы

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Как догадались?

- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

- С минутки чистописания!

- Делаем пальчиковую гимнастику!

( Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

 Ответы детей.

-Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа.

 - Счет через 5.

( Ученики называют пропущенные числа.)  

                 

- О геометрических фигурах.

Цифры записаны в геометрических фигурах.

  - Геометрия.

Коммуникативные (планирова-ние учебного сотрудничества)

Познавательные (общеучебные)

Регулятивные (планирование)

Регулятивные (целеполагание)

3.Этап выявления места и причины затруднения

ЦЕЛЬ: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей.

  1. Собери картинку. (Работа в парах)

             ( На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции)

– Рассмотрите фигуры представленные на доске.

 – Что  вы видите?

  - Какое наименьшее число углов у многоугольника?

   - Какая фигура лишняя?

   - Почему?

  - Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?

-У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.

- Предложите задание для четырехугольников.

Самопроверка. По эталону на доске.

-Проверьте себя.

- Что заметили?

-Почему?

2.- Сравнение фигур.

- Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.

а) - В чем сходство?

Б) ЛОВУШКА ( ПРОБЛЕМА)

- Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.

- Кто может возразить?

- Как проверить можем?

Вывод:

- Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.

-У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

Молодцы!

Физкультминутка.

( Гимнастика для глаз)

  1. « Сова»
  2. «Муха»

- Многоугольники.

- 3 угла.

- Треугольник.

- У него три угла, три стороны и 3 вершины.

- Четырехугольники. У них 4 стороны, 4 угла и 4 вершины.

( Выполняют в парах)

-Разделить на треугольники и четырехугольники.

- Разделить на группы.

- разделить на прямоугольники и непрямоугольники ( четырехугольники) (2 человека у доски)

(Дети проверяют свою работу по эталону)

- В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

Потому что у всех фигур прямые углы.

(Ответы выставляются на доске )

- геометрические фигуры;

- имеют по 4 стороны;

- все углы прямые;

- четырехугольники;

- многоугольники;

- У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника только противоположные.  С помощью циркуля, угольника, линейки.

(Вывод делают дети.)

Дети попеременно  широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их.

Поворачивают взгляд то влево, то вправо.

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проб 

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

лемы)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

1)Сформулируйте тему урока.

Какую цель поставите перед собой на уроке?

  1. Работа с учебником.

        (На доске фигуры.

 Прямоугольник. Квадрат.)

- Дайте общее название этим фигурам.

- Что такое прямоугольник?

-Как проверить?  Проверьте.

- Где проверим сведения?

Откройте учебник на стр.80 и убедитесь в точности ваших суждений.

-А кто знает как называется эта фигура? ( Показываю квадрат.)

-Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно , если прочтете определение в учебнике на стр.80.

.

Физкультминутка

Мы устали чуточку

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок.

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

-Прямоугольник. Квадрат.

- Узнать новое о прямоугольнике и квадрате; в чем их сходство и различие.

-Прямоугольники.

- Четырехугольник у которого 4 прямых угла, 4 вершины и 4 стороны.

-С помощью угольника. ( Проверка)

-В учебнике.

(Читают в учебнике. 1 ученик читает вслух)

- Квадрат.

(Читают самостоятельно. 1ученик  вслух)

-

Дети выполняют

движения.

.

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

5.Этап реализации построенного проекта.

ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия.

-Предлагаю выполнить задание в учебнике

№3 на стр.81. и проверить свои знания.

 Поможет памятка.( Памятка на доске)

Каждый работает самостоятельно.

( Эталон на доске)

 3, 5, 6 – прямоугольники

 5,6 – квадраты

-Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему допущена?

С какой целью мы выполняли это задание

. Дети выполняют задание самостоятельно .Проверка по эталону.

Не воспользовались памяткой и т.д.

Чтобы различать прямоугольник и квадрат

Познавательные (общеучебные)

Регулятивные (планирование и прогназирование)

6.Этап первичного закрепления. (Сам-ная работа спроверкой).

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действия.

Работа в рабочих тетрадях с печатной основой.

Стр.49

№ 152, №153 по выбору

Проверка на абаках.

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

7.Этап самостоя-тельной работы

ЦЕЛЬ:  интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Предлагаю поиграть в игру « Верю- не верю» ( Тест)

(Прием «верные и неверные высказывания»)

1

2

3

4

5

6

Если « верю»-  +

Если « не верю» - --

 1 Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.

2.Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?

3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?

4.Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?

5.Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником?

6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?

(У каждого на парте карточка с табличкой. Дети работают в ней)

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)

Личностные (самоопределение)

8.Этап включения  в систему знаний и повторения.

ЦЕЛЬ:   включение нового способа действий в систему знаний.

 Работа по вариантам.

1 вар. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

2 вар. Начертите квадрат со стороной 6 см.  Найти сумму всех сторон квадрата.

Умницы!

Выполняют по вариантам.

1в. Рпр.=5+3+5+3=16см

2в. Ркв.=6.4=24см ( проверка по эталону.

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)

Личностные (самоопределение

9.Этап рефлексии.

ЦЕЛЬ: самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Итог:

- Какую цель ставили перед собой на данном уроке?

- Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок: ( На доске появляется схема)

Я ------------узнал…

Я------------представил…

Я------------смог…

- Как вы думаете, мы все узнали про прямоугольники и квадраты?

- Конечно же нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих интересных геометрических фигурах, но это будет  позже.  

Выставление оценок.

Большое спасибо. Вы молодцы!

Благодарю за урок!

        

-Узнать о прямоугольнике и квадрате. В чем сходство и различие.

(Дети  отвечают по схеме.)

Личностные смыслообразование)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика

Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с             опорой...

Технологическая карта урока математики УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Технологичекая карта урока математики по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс по теме "Площадь прямоугольного треугольника"...

Технологическая карта урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс "Числовое выражение со скобками".

Технологическая карта и презентация урока по математике по теме "Числовое выражение со скобками".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с порядком вы...

Технологическая карта урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс "Многоугольники".

Технологическая карта и презентация к уроку по математики по теме "Многоугольники".Цель урока: знакомство учащихся с геометрической фигурой - многоугольник.Дидактические:1) Познакомить ...

Технологическая карта урока по математике, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Путешествие"

Цель урока: обобщение и структурирование сведений о длине и времени.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить понятия: длина, ширина, час, продолжительность, минута;2. Научить: решать задачи на нах...

Технологическая карта урока по математике, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Умножение числа 5 на однозначное число"

Цель урока: знакомство с табличными случаями умножения числа 5 на однозначные числа, составить таблицу умножения числа 5Задачи урока:Дидактические:1. Научить находить произведение числа 5 на одно...

Технологическая карта урока по математике, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Умножение и деление чисел на 6, на 7, на 8, на 9""

Цель урока: обобщить знания об умножении и делении чисел на 6, на 7, на 8, на 9Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания об умножении и делении чисел на 6, на 7, на ...