Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по математике для 1 класса
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по математике для общеобразовательных школ (базовый уровень): Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. «Математика». 1 класс– М., Просвещение, 2011
Количество часов по учебному плану школы – 131час (4 ч/нед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_kl_matematika_2015-16.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по математике
педагога Яковлевой Натальи Ивановны
высшей квалификационной категории
для 1 общеобразовательного класса
(модифицированная)
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по математике для общеобразовательных школ (базовый уровень):
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. «Математика». 1 класс– М., Просвещение, 2011
Количество часов по учебному плану школы – 131час (4 ч/нед)
2015-2016
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Рабочая программа по математике адресована учащимся 1 класса общеобразовательного учреждения.
Концепция (основная идея) программы: курса математики состоит в использовании системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности.
Обоснованность. Программа ориентирована на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию и направлена на достижение учащимися личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов.
Данный учебный предмет (математика) входит в образовательную область «Математика и информатика».
Цели учебного предмета:
Деятельностные цели:
1) Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
2) Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта коммуникации в позициях «автора», «понимающего» и «критика».
3) Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.
Воспитательные цели:
Формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Содержательные цели:
Формирование на основе системного подхода математических представлений, адекватных второму допонятийному этапу познания.
формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка.
Место и роль курса в обучении: курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 131 час.
1 четверть – 27ч. (3 ч. в неделю)
2 четверть – 28ч. (4 ч. в неделю)
3 четверть – 36ч. (4 ч. в неделю)
4 четверть – 40ч. (5 ч. в неделю)
Сроки реализации программы 1 год.
Цель курса формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Задачи курса:
1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счѐт, вычисления, решение задач,
измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений,
распознавание и изображение фигур и т. д.);
2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
Принципы отбора и изложения содержания обучения математике в 1 классе. Изложение материала в учебнике, его структурирование и комплектование строятся с учетом нескольких принципов, отражающих особенности гуманитарно- ориентированного обучения математике.
- Принцип эвристической основы содержания обучения математике
Этот принцип напрямую связан с эвристической функцией обучения математике и опирается на известное положение П. П. Блонского о том, что обучать ребенка — это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей.
Говоря об эвристическом обучении, эвристической деятельности или эвристической основе знаний, будем иметь в виду обучение, деятельность или знание, в основе которых лежит самостоятельное «открытие» чего-то нового, субъективно значимого. Таким образом, принцип эвристической основы содержания обучения как бы подчеркивает приоритет процесса «открытия» знания субъектом над его результатом, собственно математическим знанием.
- Принцип персонификации процесса обучения
Чтобы каждый ученик мог проявить себя как личность, а обучение математике стало поистине персонифицированным, он должен быть включен в деятельность, отвечающую его интересам и возможностям
- Принцип уровневой дифференциации в обучении
В младшем школьном возрасте эмоциональные переживания играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет обеспечение возможностей уровневой дифференциации и индивидуального подхода в обучении, оптимальная дозировка сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Учебник в целом содержит достаточный объем материала для работы с учащимися разного уровня способностей и подготовленности.
- Принцип диалогической направленности обучения математике
Этот принцип, обусловленный коммуникативной функцией обучения, отвечающей глубочайшей потребности человека в общении, обмене информацией, предполагает расширение сети диалоговых форм работы на уроках математики
- Принцип перспективы в развитии основных математических понятий и идей в курсе
Одна из особенностей расположения материала в курсе выражается в том, что в рамках изучения текущего материала идет процесс подготовки к изучению нового материала. Происходит как бы «выращивание» ближайшего нового в изучаемом материале. Такое «забегание» вперед обеспечивается наличием подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Этому способствует также концентрическое расположение арифметического материала и в изучении геометрических понятий: образование фигуры (общее представление), изучение ее структуры, элементов (анализ частей), преобразование фигур (обобщение частей в целое), величин (общее представление о величине, меры величины, измерение величины).
Иными словами, принцип перспективы имеет целью более раннее обозначение в курсе тех понятий и идей, которые в дальнейшем служат перспективой развития изучаемого вопроса.
- Принцип активизации познавательной деятельности
Основным новообразованием для младшего школьника является осознание себя как субъекта учебной деятельности.
- Принцип эстетической ценности содержания обучения
Учитывая, что ведущей познавательной функцией учащихся на начальной ступени обучения математике является восприятие, существенную роль в усвоении математических понятий играет прежде всего эстетический (эмоционально-чувственный) компонент содержания учебного материала.
Общая характеристика учебного процесса (методы, формы обучения и режим занятий):
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана: во всех УМК создаются условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности. Выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.
- с уроками окружающего мира: формирование учебно-интеллектуальных классификаций, обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление приличных связей; высказывание доказательств; ориентировка на поиск необходимого.
- с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.
- с уроками информатики: компьютеризация окружающего мира приводит к переоценке важности многих умений и навыков.
Особое значение приобретает умение составить и осуществить план действий, умение строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам оценивать правдоподобность полученного ответа, умение перебирать варианты решения, организовать поиск информации необходимой для решения поставленной задачи.
Содержание и последовательность изучения математического материала осуществляется на основе системы начальных математических понятий, которая обеспечивает преемственные связи и дальнейшее развитие основных линий математического курса: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.
Содержание курса
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.
Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
- Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
— принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные
Учащийся научится:
— ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; читать простое схематическое изображение; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций); на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий; проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); под руководством учителя проводить аналогию; понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные); понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу; осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Учащийся получит возможность научиться:
— составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; выделять существенные признаки объектов; под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные
Учащийся научится:
— принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы; воспринимать различные точки зрения; понимать необходимость вежливого общения с другими людьми; контролировать свои действия в классе; слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
— использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; наблюдать за действиями других участников учебной деятельности; формулировать свою точку зрения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
Предметные результаты:
Учащиеся первого класса научатся | Учащиеся первого класса получат возможность научиться |
Раздел «Числа и величины»
| Раздел «Числа и величины»
|
Раздел «Арифметические действия»
| Раздел «Арифметические действия»
|
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
| Раздел «Работа с текстовыми задачами»
|
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
| Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
|
Раздел «Геометрические величины»
| Раздел «Геометрические величины» |
Раздел «Работа с информацией»
. | Раздел «Работа с информацией»
|
В курс предмета «Математика» включен внутрипредметный модуль «Информатика». Цель данного модуля: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Основными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
- Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
- Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Основное содержание урока | Самостоятельная работа | Примечание | ||||
план | факт | ||||||||
I четверть (27 ч) Модуль «Информатика» - 5 ч. | |||||||||
1 | Какая бывает форма | Сравнение предметов по форме. Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная | |||||||
2 | Разговор о величине | Сравнение предметов по размерам. Установление отношений: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже, длиннее — короче и др. | |||||||
3 | Расположение предметов | Расположение предметов в пространстве. Ориентация на плоскости и в пространстве с использованием слов: на, над, под, между, слева, справа, перед, за, вверху, внизу | |||||||
4 | Количественный счет предметов | Счёт предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д. | Информатика «Раскрашиваем как хотим» | ||||||
5 | Порядковый счет предметов | Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй… Порядковый счёт | |||||||
6 | Чем похожи? Чем различаются? | Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам, выявление свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданными свойствами, выявление общего у разных предметов, нахождение различия у предметов, сходных в каком-то отношении | |||||||
7 | Расположение предметов по размеру | Расположение предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения | Информатика «Правило раскрашивания» | ||||||
8 | Столько же. Больше. Меньше | Сравнение двух групп предметов с объединением предметов в пары: столько же, больше, меньше | |||||||
9 | Что сначала? Что потом? | Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Направление движения. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов | |||||||
10-11 | На сколько больше? На сколько меньше? | Сравнение численностей двух множеств предметов: много — мало, немного, больше — меньше, столько же, поровну. Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: на сколько больше? На сколько меньше? | |||||||
12 | Урок повторения и самоконтроля | Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала | Информатика «Цвет» | ||||||
13 | Множества и действия над ними (9 ч) Множество. Элемент множества | Рассмотрение различных конечных множеств предметов или фигур, выделение элементов этих множеств, группировка предметов или фигур по некоторому общему признаку, определение характеристического свойства заданного множества, задание множества перечислением его элементов. | |||||||
14-15 | Части множества | Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. | |||||||
16-17 | Равные множества | Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ≠. Поэлементное сравнение двух-трёх конечных множеств | |||||||
18 | Точки и линии | Знакомство с понятиями точки и линии (прямая линия и кривая линия) и их изображением на чертеже. | Информатика «Области» | ||||||
19-20 | Внутри. Вне. Между | Знакомство с обозначением точек буквами русского алфавита. Расположение точек на прямой и на плоскости в указанном порядке: внутри, вне, между. Подготовка к письму цифр. | |||||||
21 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа №1 «Множества» | Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала. Контрольная работа № 1 | |||||||
22 | Числа от 1 до 10. Число 0 . Нумерация (15 ч) Число и цифра 1 | Рассмотрение одноэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 1 | |||||||
23 | Число и цифра 2 | Рассмотрение двухэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 2, последовательностью чисел 1 и 2. Установление соответствия между последовательностью букв А и Б в русском алфавите и числами 1 и 2 | Информатика «Соединяем» | ||||||
24 | Прямая и ее обозначение | Распознавание на чертеже прямой и непрямой линии. Знакомство со способом изображения прямой линии на чертеже с помощью линейки. Исследование свойств прямой линии: 1) через одну точку можно провести много прямых; 2) через две точки проходит только одна прямая | |||||||
25 | Рассказы по картинкам | Подготовка к введению понятия задача | |||||||
26 | Знаки «+» (плюс), «–» (минус), | Чтение и запись числовых выражения с использованием знаков + (плюс), – (минус), = (равно) | |||||||
27 | Отрезок и его обозначение | Знакомство с отрезком, его изображением и обозначением на чертеже | |||||||
II четверть (28 ч) Модуль «Информатика» - 6 ч. | |||||||||
1 | Число и цифра 3 | Рассмотрение трёхэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 3, последовательностью чисел от 1 до 3. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б и В в русском алфавите и числами 1, 2 и 3. Знакомство с составом чисел 2 и 3, принципом построения натурального ряда чисел. Присчитывание и отсчитывание по единице | |||||||
2 | Треугольник | Знакомство с элементами треугольника (вершины, стороны, углы) и его обозначением | |||||||
3 | Число и цифра 4 | Знакомство с числом и цифрой 4, последовательностью чисел от 1 до 4. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В и Г в русском алфавите и числами 1, 2, 3 и 4. Знакомство с составом числа 4 | |||||||
4 | Четырехугольник. Прямоугольник | Знакомство с понятием четырёхугольника, его элементами (вершины, стороны, углы) и обозначением. Распознавание четырёхугольников (прямоугольников) на чертеже | Информатика «Одинаковые. Разные» | ||||||
5 | Сравнение чисел | Знаки > (больше), < (меньше) | |||||||
6 | Число и цифра 5 | Знакомство с числом и цифрой 5, последовательностью чисел от 1 до 5. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г и Д в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4 и 5. Знакомство с составом числа 5. Сравнение чисел от 1 до 5 | |||||||
7 | Число и цифра 6 | Знакомство с числом и цифрой 6, последовательностью чисел от 1 до 6. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д и Е в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Знакомство с составом числа 6. Сравнение чисел от 1 до 6 | |||||||
8 | Замкнутые и незамкнутые линии | Знакомство с замкнутой и незамкнутой линиями, их распознавание на чертеже | Информатика «Обводим» | ||||||
9 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 2 «Числа от 1до10. Число 0. Нумерация» | Контрольная работа № 2 | |||||||
10 | Сложение | Конкретный смысл и название действия — сложение. Знак сложения — плюс (+). Название числа, полученного в результате сложения (сумма). Использование этого термина при чтении записей. | |||||||
11 | Вычитание | Конкретный смысл и название действия — вычитание. Знак вычитания — минус (–). Название числа, полученного в результате вычитания (разность, остаток). Использование этого термина при чтении записей | Информатика «Бусины» | ||||||
12 | Число и цифра 7 | Знакомство с числом и цифрой 7, последовательностью чисел от 1 до 7. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д, Е и Ё в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Знакомство с составом числа 7. Сравнение чисел от 1 до 7 | |||||||
13 | Длина отрезка | Измерение длины отрезка различными мерками | |||||||
14 | Число и цифра 0. | Название, образование и запись числа 0. Свойства нуля. Сравнение чисел в пределах 7. Место нуля в последовательности чисел до 7 | |||||||
15 16 | Числа 8, 9 и 10. | Название, образование, запись и последовательность чисел от 0 до 10. Сравнение чисел в пределах 10. Принцип построения натурального ряда чисел: присчитывание и отсчитывание по единице. Состав чисел от 2 до 10. | Информатика «Одинаковые бусины» | ||||||
17 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 3 «Нумерация» | Контрольная работа № 3 | |||||||
18 | Числа от 1 до 10. Число 0 Числовой отрезок | Решение примеров на сложение и вычитание, сравнение чисел с помощью числового отрезка | |||||||
19 | Прибавить и вычесть 1 | Введение новых терминов: предыдущее число, последующее число. Знакомство с правилами прибавления (вычитания) числа 1. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 1. Игры с использованием числового отрезка. | |||||||
20 | Решение примеров 1 + 1, 1 – 1 | Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 1 | Информатика «вырезаем и наклеиваем» | ||||||
21 | Примеры в несколько действий | Решение примеров на сложение (вычитание) в несколько действий вида 4 + 1 + 1 или 7 – 1 – 1 – 1 с помощью числового отрезка. Подготовка к введению приёмов присчитывания и отсчитывания по 1, по 2 | |||||||
22 | Прибавить и вычесть 2 | Знакомство с способами прибавления (вычитания) 2. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 2. | |||||||
23 | Решение примеров 1 + 2, 1 – 2 | Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 2 | |||||||
24 | Задача | Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи | Информатика «Сравнение фигурок наложением» | ||||||
25 | Прибавить и вычесть 3 | Знакомство со способами прибавления (вычитания) 3. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 3. | |||||||
26 | Решение примеров 1 + 3, 1 – 3 | Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 3 | |||||||
27 | Сантиметр | Знакомство с сантиметром как единицей измерения длины и его обозначением. Измерение длин отрезков в сантиметрах | |||||||
28 | Прибавить и вычесть 4 | Знакомство со способами прибавления (вычитания) 4. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 4. | |||||||
III четверть (36 ч) Модуль «Информатика» - 7 ч. | |||||||||
1 | Решение примеров 1 + 4, 1 – 4 | Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | |||||||
2 | Столько же | Задачи, раскрывающие смысл отношения «столько же». | |||||||
3 | Столько же и еще ... . Столько же, но без ... | Задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё …», «столько же, но без …». | Информатика «Рисуем в окне» | ||||||
4 5 6 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | Задачи, раскрывающие смысл отношений «на … больше», «на … меньше» | |||||||
7 8 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 4 «Числа от 1до10. Число 0. Сложение и вычитание» | Контрольная работа № 4
| |||||||
9 | Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание Прибавить и вычесть 5 | Знакомство со способами прибавления (вычитания) 5. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 5. | Информатика «Все, каждый» | ||||||
10 11 12 | Решение примеров 1 + 5, 1 – 5 | Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | |||||||
13 14 | Задачи на разностное сравнение | Сравнение численностей множеств, знакомство с правилом определения, на сколько одно число больше или меньше другого, решение задач на разностное сравнение | Информатика «Помечаем галочкой» | ||||||
15 16 | Масса | Единица массы — килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, путём взвешивания | |||||||
17 18 | Сложение и вычитание отрезков | Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков | |||||||
19 20 | Слагаемые. Сумма | Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей | Информатика «Выравнивание, решение необязательных и трудных задач» | ||||||
21 | Переместительное свойство сложения | Рассмотрение переместительного свойства сложения | |||||||
22 23 | Решение задач | Дополнение условия задачи вопросом. Составление и решение цепочек задач | |||||||
24 | Прибавление 6, 7, 8 и 9 | Применение переместительного свойства для случаев вида: • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9. | |||||||
25 | Решение примеров 1 + 6, 1 + 7, |
| Информатика «Русские буквы и цифры» | ||||||
26 27 28 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей | |||||||
29 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 5 «Решение задач» | Контрольная работа № 5 | |||||||
30 31 | Задачи с несколькими вопросами | Подготовка к введению задач в 2 действия | Информатика « Цепочка. Бусины в цепочке» | ||||||
32 33 | Задачи в 2 действия | Разбиение задачи на подзадачи. Запись решения задачи по действиям. Планирование решения задачи | |||||||
34 | Литр | Вместимость и её измерение с помощью литра | |||||||
35 | Нахождение неизвестного слагаемого | Изучение взаимосвязи действий сложения и вычитания. Правило нахождения неизвестного слагаемого. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого | Информатика «Цепочка. Следующий и предыдущий» | ||||||
36 | Вычитание 6, 7, 8 и 9 | Применение способа дополнения до 10 при вычитании 6, 7, 8 и 9. | |||||||
IV четверть (40 ч) Модуль «Информатика» - 8 ч. | |||||||||
1 |
| Решение примеров 1 – 6, 1 – 7 | Составление таблиц вычитания 6, 7. | ||||||
2 | Решение примеров 1 – 8, 1 – 9 | Составление таблиц вычитания 8, 9. | |||||||
3 4 | Таблица сложения | Составление сводной таблицы сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | Информатика «Раньше. Позже» | ||||||
5 6 7 8 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 «Компоненты действий. Свойства. Таблица сложения» | Контрольная работа № 6 | |||||||
9 10 11 12 | Уроки повторения | Информатика «Числовая линейка» | |||||||
13 | Числа от 1 до 20. Число 0. Нумерация (2 ч) Образование чисел второго десятка | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. | |||||||
14 | Двузначные числа от 10 до 20 | Запись, чтение и последовательность чисел от 10 до 20. | Информатика «Одинаковые цепочки. Разные цепочки» | ||||||
15 16 | Сложение и вычитание (26 ч) Нумерационные случаи | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 2, 12 – 1, 12 + 1, 12 – 2, 12 – 10 | |||||||
17 18 | Дециметр | Знакомство с новой единицей длины — дециметром. Соотношение между дециметром и сантиметром | |||||||
19 20 21 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 – 3. | Информатика «Мешок. Пустой мешок. Есть-нет» | ||||||
22 23 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 7 «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» | Контрольная работа № 7 | |||||||
24 25 26 27 28 29 30 | Сложение с переходом через десяток Комплексная итоговая работа | Сложение вида 9 + 2 Проверка сформированности метапредметных результатов | Информатика «Одинаковые мешки. Разные мешки» Информатика «Таблица для мешка» | ||||||
31 | Таблица сложения до 20 | Сводная таблица сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | |||||||
32 33 | Вычитание с переходом через десяток | Вычисления вида 12 – 5 | Информатика «Выравнивание» | ||||||
34 35 | Вычитание двузначных чисел | Вычисления вида 15 – 12, 20 – 13 | |||||||
36 37 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 8 «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание с переходом через десяток» | Контрольная работа № 8 | |||||||
38 39 40 | Повторение. Итоговая контрольная работа за 1 класс | Итоговая контрольная работа за 1 класс (мониторинг образовательных достижений) | Информатика «Решение проектных задач» |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
— названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
— названия и обозначение действий сложения и вычитания;
— наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
— названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Учащиеся должны уметь:
— читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
— складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
— находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
— решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
— чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Учащиеся должны различать:
— текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
— геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Учащиеся должны понимать:
— отношения между числами (больше, меньше, равно);
— взаимосвязь сложения и вычитания;
— десятичный состав чисел от 11 до 20;
— структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом.
Материально – техническое оснащение курса «Математика» в 1 классе
Программа по математике для четырёхлетней начальной школы Образовательная система «УМК Перспектива»
Руководители линии учебников по математике УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Сборник программ. (М.: Просвещение, 2011).
Учебники и учебные пособия:
- Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика: учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014г.
- Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Просвещение, 2014г.
Методические пособия для учителя:
- Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика: 1 класс: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Технологические карты.
Печатные пособия
Разрезной материал по математике (приложения к учебнику)
Информационно-коммуникативные средства.
1.Электронное приложение к учебнику .В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика 1 класс
Технические средства обучения.
1. персональный компьютер.
2. мультимедийный проектор.
3. экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. шкаф для хранения карт, таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Набор счётных палочек
2.Наборы муляжей овощей и фруктов
3.Набор предметных картинок
4.Наборное полотно
5.Набор геометрических тел
6.Демонстрационная линейка
7.Демонстрационный чертёжный треугольник
8.Демонстрационный циркуль
9.Веер цифр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории.
Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по обучению грамоте для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обучению грамоте для общеобразовательных школ (базовый уровень): Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1 к...
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по окружающему миру для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по окружающему миру для общеобразовательных школ (базовый уровень): А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. «Окружающий мир». 1 к...
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по технологии для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ (базовый уровень):Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. «Технология». 1 класс– М....
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по русскому языку для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень):Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1 клас...
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ (базовый уровень): Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. «Литературное чтен...