поурочные по математике
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Ежедневные конспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5-6.arifmeticheskie_deystviya_nad_chislami.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика, 4-й класс
Урок 5 (§ 1.4)
Тема: Арифметические действия над числами (повторение и обобщение ранее изученного материала)
Цели: 1. Повторение изученного (вспомнить: изученные свойства действий над числами; устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные; письменные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные; правило нахождения площади прямоугольника.
2. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
3. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи (комбинаторные задачи с помощью дерева выбора).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Мотивация к деятельности. | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся. а) Подбери выражение к задаче. Цель: вспомнить базовые взаимосвязи между числовыми данными задачи, выражаемые типовыми речевыми конструкциями (больше на…, меньше на…, во сколько раз… и т.д.).
120 • 2; 120 + 2; 120 : 2 б) Цель: повторить и проговорить алгоритмы поиска корня уравнения, основанные на взаимосвязи компонент и результатов действия: х • 15 = 75 у : 4 = 280 в) Решите задачу: Цель: повторить и проговорить алгоритм решения данного типа задач. Пешеход прошёл 5 км за 2 часа, за какое время он пройдёт 10 км, если будет двигаться с такой же скоростью? г) Предложите классу своё задание, которое вы приготовили к уроку. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений; 6. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
II. Формулирование темы и целей урока. | 1 – Давайте попробуем определить, какое ведущее предметное умение проверялось в каждом задании. – А чем мы займёмся сегодня? – Откройте разворот учебника с. 12–13. – Определите тему урока. | Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; |
III. Повторение и систематизация ранее изученного материала. | 1 3 4 5 Фронтальная работа. 1. Задание № 1, с. 12. Цели: вспомнить – сочетательное свойство умножения; – распределительное свойство умножения относительно сложения (умножение суммы на число); – связь этих свойств действия умножения с алгоритмами действий над числами (устные случаи умножения многозначных чисел на однозначные). Последовательность работы: – Прочитайте про себя первые два абзаца текста. – Объясните, что означает каждое из выражений. – Прочитайте про себя третий абзац текста. – Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы. Пример ответа: а) в первом равенстве число 60 нужно было умножить на 4. Для этого 60 сначала представили в виде произведения множителей 6 и 10 (потому что в нём 6 десятков). Теперь стало возможным записать такое выражение: 6 • 10 • 4, потом, пользуясь сочетательным и переместительным свойством сложения, надо изменить порядок множителей так, чтобы нам было удобнее считать: 6 • 4 • 10; б) во втором равенстве нужно было число 120 умножить на 2. Число 120 представили в виде суммы чисел 100 и 20 и каждое слагаемое умножили на 2 (зная свойство умножения суммы на число); в) для того чтобы умножить круглое двузначное или трёхзначное число на однозначное, можно найти число десятков, которые содержатся в многозначном числе, умножить их на однозначное число и к результату приписать 0. – Давайте подведём итог. Какие правила умножения мы вспомнили? (Вспомнили правила умножения трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.) 2. Задание № 2, с. 12. Работа в парах по вариантам. Цель работы: – проговорить правила (алгоритмы) умножения круглых чисел на однозначное число. Оценка и самооценка деятельности (при необходимости). 3. Самостоятельная индивидуальная работа. Задание № 3, с. 12. Итог: оцениваем, насколько хорошо пользуемся правилом, которое вспомнили. 4. Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой и оценкой и самооценкой результата (сокращённый вариант самооценки). Задание № 4. Итог проделанной работе: оцениваем, насколько хорошо пользуемся алгоритмом письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. 5. Фронтальная работа. Задачи № 6, с. 13. Последовательность работы: – читаются вслух все тексты задач; – обсуждается следующее: такие математические задачи приходится решать всем в похожих жизненных ситуациях: очень часто в течение дня нам тоже нужно рассчитывать время, чтобы успеть куда-нибудь. Читаем и обсуждаем текст задачи а): – составляем вспомогательную модель для её решения; – обсуждаем тот факт, что на схеме ясно видны три равные части, на которые разделены 6 человек. Это ключ к решению задачи, которую нужно решить дома самостоятельно (с последующей проверкой в классе). Читаем и обсуждаем текст задачи б): – составляем вспомогательную модель для её решения; – рассуждаем: чтобы ответить на вопрос задачи (хватит ли 45 минут…), надо узнать, сколько времени потребуется на мытьё 92 приборов, и сравнить полученный результат с этим количеством времени; – по условию задачи нельзя узнать, сколько нужно времени на мытьё одного прибора, однако можно сделать предположения: чем больше приборов, тем больше времени нужно на их мытьё, во сколько раз больше приборов, во столько же раз и больше времени потребуется на их мытьё, учитывая, что скорость работы постоянная; – составляем план решения задачи:
– записываем решение в тетрадь по действиям, работая в парах; – выносим решение на доску и проверяем его, сверяя с планом. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Удалось ли правильно решить задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу. – Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Читаем и обсуждаем текст задачи в): – делаем вывод, что в задаче не сказано, сколько времени ребята мыли посуду, но эту величину можно взять из предыдущей задачи, поскольку они взаимосвязаны; – выбираем задачу для решения дома. | 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. составлять план решения отдельной учебной задачи; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; 5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; 5. договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ |
IV. Тренинг (выбираем…). | 6 2 4 5 Фронтальная работа. 1. Задание № 7, с. 13. Фронтальная работа. Намечаем план решения задачи: – для того чтобы узнать, сколько нужно ковриков, надо значение площади, выделенной зелёным цветом, разделить на равные части по 2 м2; – для того чтобы узнать значение площади, выделенной зелёным цветом, надо из значения площади зала вычесть значение площади незакрашенной части; – измеряем стороны на плане, видим, что они поделены на равные части; – теперь можем узнать площадь незакрашенной части (прямоугольника) и площадь зала (прямоугольника). Решение задачи предлагается дома как вариант. 2. Задание № 8, с. 13. Обсуждая это задание, полезно поговорить о том, что его можно решать многими уже известными ребятам способами – и с помощью выписывания всевозможных вариантов в виде таблицы, и с помощью дерева выбора, и с помощью правила умножения (если оно рассматривалось). | |
V. Итог урока. | – Какую тему мы сформулировали в начале урока? – Что сумели повторить? – Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.) – Всё ли получалось? – Над чем ещё надо поработать? | |
VI. Возможное домашнее задание. | Инвариант: задания № 6, с. 12–13, задача № 6 г), с. 13. Вариант: задания № 7, 8, с. 13. Содержание домашнего задания обсуждается учителем и детьми. |
Урок 6 (§ 1.5)
Тема: Арифметические действия над числами (повторение и обобщение ранее изученного материала)
Цели: 1. Повторение изученного (вспомнить изученные свойства действий над числами; устные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные; решение уравнений).
2. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
3. Развивать умение решать занимательные и стохастические задачи (задачи с альтернативным условием).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Мотивация к деятельности. | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задание № 5, с. 12–13. Ответ: Германия Задача № 6 г, с. 13. Решение: 1. 45 + 15 + 10 = 70 мин. (1 ч. 10 мин.); 2. 13 ч. 15 мин. + 1 ч. 10 мин. = 13 ч. 25 мин. Ответ: ребята успеют к началу тренировки, они могут идти в клуб с той же скоростью, что и всегда. Задание № 8, с. 13. Ответ: 27 вариантов. 3. Индивидуальная работа. У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся. г) Предложите классу своё задание, которое вы приготовили к уроку. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений; 6. преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
II. Формулирование темы и целей урока. | 1 – А чем мы займёмся сегодня? – Откройте разворот учебника, с. 14–15, вспомните, чем занимались на предыдущем уроке, и предположите, чем будем заниматься на этом. Делаем вывод: тема урока – повторение того, чему учились в третьем классе; цели – вспомнить правила, с помощью которых производим действие деления. Планируем свою работу: 1) вспомним все вместе алгоритмы деления трёхзначных чисел; 2) будем самостоятельно решать примеры, пользуясь этими алгоритмами; 3) проверим, насколько хорошо у нас получилось решать примеры; 4) наметим, если понадобится, работу по исправлению ошибок. | 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. составлять план решения отдельной учебной задачи; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; |
III. Повторение и систематизация ранее изученного материала. | 1 3 4 5 Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 14. – Определите предметную цель данного задания. – Вспомнить устный приём деления круглых трёхзначных чисел на однозначное число. Последовательность работы: – Прочитайте про себя первые два абзаца текста. – Объясните, что означает каждое из выражений. – Прочитайте про себя третий абзац текста. – Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы. Итог работы: вспомнили приём деления. 2. Фронтальная работа. Задание № 2, с. 14. Цель: – вспомнить устный приём деления круглых трёхзначных чисел на однозначное число, основанный на распределительном свойстве деления относительно сложения. Итог работы: – вспомнили правило деления суммы на число; – вспомнили, как использовать это правило при делении трёхзначных чисел. Оценка и самооценка деятельности (при необходимости). Самостоятельная индивидуальная работа. 3. Фронтальная работа. Задание № 3, с. 14. Цель: – вспомнить устный приём деления круглых трёхзначных чисел на однозначное число, основанный на подборе частного через взаимосвязь действий умножения и деления. 4. Фронтальная работа. Задание № 4, с. 14. Цель: – закреплять навык деления трёхзначных чисел. Последовательность работы: – учащиеся поочерёдно читают выражение, называют его значение и объясняют, как рассуждали при делении; – ученики в классе оценивают верность ответа и точность объяснения и при необходимости исправляют ответ; – все вместе заполняют (поочерёдно) таблицу с зашифрованным словом: если слово получилось, значит, вычисления были сделаны верно (самопроверка результатов самостоятельной работы целого класса); – если вычисления были сделаны неверно, ищем ошибку и исправляем её. (Ответ: макраме.) Итог: оцениваем, насколько хорошо пользуемся алгоритмом устного деления трёхзначных чисел на однозначные. 5. Самостоятельная работа в парах. Задание № 5, с. 15. Последовательность работы: 1. Выполнить задание самостоятельно в парах. 2. Выслушать представителей одной-двух пар, которые назовут или запишут на доске только результат работы. 3. Остальные дети класса выслушивают и определяют «верность» или «неверность» ответов. 4. При допущенной ошибке идёт поэтапная сверка результата. 5. Оценка и самооценка деятельности (при необходимости). Итог: оцениваем, насколько хорошо помним, как значение частного зависит от изменения делимого или делителя. 6. Самостоятельная работа. Задание № 9, с. 15. Проверка решения индивидуальная либо у доски. 7. Оценивание результатов работы на уроке в соответствии с планом работы, составленным после целеполагания. Цель: проговорить, – какие алгоритмы устного деления повторили; – были ли допущены ошибки при делении; – что требует дополнительной работы дома. 8. Фронтальная работа. Задачи № 6, с. 15. Последовательность работы: – читаются вслух все тексты задач; – обсуждается возможность применения этих задач в собственной жизненной ситуации.
– составляем вспомогательные модели: 1-я шк. – 3 кл. 105 работ 2-я шк. – 4 кл. От каждого класса поровну работ. – обсуждаем тот факт, что на схеме ясно видны семь равных частей, на которые разделены 105 работ. Это ключ к решению задачи, которую нужно решить дома самостоятельно (с последующей проверкой в классе).
– составляем вспомогательную модель: Это ключ к решению задачи, которую нужно решить дома само стоятельно (с последующей проверкой в классе).
– составляем вспомогательную модель:
Составляем план решения задачи: – найти, на сколько пакетов муки больше решили купить ученики второй школы; – найти цену одного пакета муки (128 : 4) руб.; – найти стоимость пакетов, купленных в первой школе [(128 : 4) • 12] руб.; – найти стоимость пакетов, купленных во второй школе [(128 : 4) • 16] руб. Проверка решения индивидуальная либо у доски по краткому алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Удалось ли правильно решить задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу. – Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; 5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ |
IV. Тренинг (выбираем…). | П 6 2 4 5 1. Задача № 7, с. 15. Это задача с альтернативным условием. Возможны следующие варианты покупки: 3 коробки по 12 карандашей – всего 36 карандашей; 3 коробки по 15 карандашей – всего 45 карандашей; 2 коробки по 12 карандашей и 1 коробка по 15 карандашей – всего 39 карандашей; 2 коробки по 15 карандашей и 1 коробка по 12 карандашей – всего 42 карандаша. Ответ: либо 36 карандашей; либо 39 карандашей; либо 42 карандаша; либо 45 карандашей. 2. Задание № 8, с. 15. – Рассмотрите предложенные уравнения. – Подберите схему к каждому уравнению: х • 4 = 480 : 2 – схема в); х • 4 = 480 • 2 – схема б); х • 3 = 480 • 2 – схема а). – Определите, где будет наименьшее значение х? (схема в). – Попробуйте объяснить (через взаимосвязь компонент и результатов действий), почему это так. (Правые части второго и третьего уравнения (если отсчитывать слева направо) равны (480 • 2). В левой части отличаются вторые множители. В том случае, когда произведения равны, то чем больше второй множитель, тем меньше первый, значит, из этих двух уравнений наименьшее значение х будет в уравнении х • 4 = 480 • 2. Сравниваем первое и второе уравнения. Левые части у них равны, а правые отличаются. Значение х будет меньше в первом уравнении, так как в нём после знака равенства стоит меньшее число.) – Подумайте и предложите задачу к этой схеме. (Например: На нашей улице два многоэтажных дома. В первом доме 480 квартир, а во втором – в два раза меньше. Во втором доме 4 этажа, на каждом этаже поровну квартир. Сколько квартир в этом доме на каждом этаже?) | |
V. Итог урока. | – Какую тему мы сформулировали в начале урока? – Что сумели повторить? – Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.) – Всё ли получалось? – Над чем ещё надо поработать? | |
VI. Возможное домашнее задание. | Инвариант: № 6 а), б), 8 (решить уравнения по выбору). Содержание домашнего задания обсуждаются учителем и детьми. |
© ООО «Баласс», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование Математика 2 класс 1 и 2 полугодие
В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита...
Поурочное планирование Математика 1 класс 1 и 2 полугодие
В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса...
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование математика 1 класс 1 семестр
планирование математики в 1 классе вспомогательной школы 1 семестр...
Поурочное планирование математики 3 класс Гармония
План проведения уроков математики составлен в соответствии тематического планирования и рекомендаций автора. Можно использовать по учебнику 2014 года. Много дополнительного материала использовано в ус...
Поурочные разработки математика 1 полугодие 2 класс Школа России
Поурочные разработки по предмету Математика 2 класс 1 полугодие по программе Школа России к учебнику Моро...
Поурочные планы. Математика, 2 класс.
Поурочные планы. Математика, 2 класс....