Конспект урока "Где живут белые медведи" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Велижская СОШ №1
Открытый урок окружающего мира в 1 «А» классе.
Раздел «Где и когда?»
Тема «Где живут белые медведи?»
Учитель: Савельева Л.И.
Дата проведения:17.02.2012г.
Тип урока : изучение нового материала, урок- экспедиция.
Цель: формировать представление о разнообразии природы Северного полюса (Арктики) и Южного полюса (Антарктиды) .
Задачи:
Образовательные:
- закрепить программный материал прошлых уроков в процессе проверки ЗУНов учащихся;
- познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира;
- продолжать обучающую работу с глобусом и картой.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность);
- воспитывать любовь к природе Земли.
Развивающие:
- расширять кругозор, развивать логическое мышление учащихся, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность).
Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на карте и глобусе холодные районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Используемые учебники и оборудование:
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс (рабочая тетрадь) – М.: «Просвещение», 2011.
Компьютер, презентация «Где живут белые медведи?», глобус, карта мира, карточки с названиями: Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; фигурки белого медведя и пингвина, цветные карандаши, изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи, карточки с символами для повторения изученного материала.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!
– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста.
(Учитель представляет гостей)
– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
- Повторение изученного материала.
(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(-Когда наступит суббота? и - Когда придёт лето?)
– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Сейчас мы будем играть в игру «Да — Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то на листочках нарисуйте зелёный кружочек, если вы не согласны, то нарисуйте красный треугольник.
(На доске карточка с символами.)
«Да» «НЕТ» |
Учитель читает предложения:
В прошлом вы были взрослыми. (Нет.)
Настоящее - это то, что происходит сейчас. (Да.)
Вторник придёт после воскресенья. (Нет.)
В году четыре времени года. (Да.)
В каждом времени года по одному месяцу. (Нет.)
В неделе семь дней. (Да.)
Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет.)
Весна приходит после зимы. (Да.)
Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)
Сентябрь - летний месяц. (Нет.)
Проверка: (На доске вывешивается карточка с правильным рядом фигур. Дети сравнивают по образцу.)
|
Подводятся итоги:
— Ребята, у кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы. Передайте листочки для проверки. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.
Индивидуальное задание:
- Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
Суббота
Понедельник
Среда
Воскресенье
Вторник
Пятница
Четверг
– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами.
- Сообщение темы урока
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадку:
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает. ( Белый медведь)
(Учитель вывешивает картинку на доску.)
- Ребята Муравьишка – Вопросик, как всегда, любопытен и хочет получить ответ на такой вопрос «Где живут белые медведи?»
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на « хитрый вопрос» Мудрой черепахи.
- Актуализация знаний. Работа над новым материалом.
(Учитель показывает глобус.)
- Ребята, я думаю, вы знаете что это?
- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?
- Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.
- Посмотрим на карту мира. Здесь тоже обозначены Северный и Южный полюса.
(Рассматриваем карту).
(Учитель прикрепляет карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида на карту и рядом с ней.)
- И сейчас мы отправимся туда с вами.
- Как вы думаете, ребята. Какая погода будет на полюсах? (Очень холодно. Все покрыто льдом.)
- Откройте рабочие тетради на стр. 11 и выполним задание № 1. Мы собираемся отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. Обведите карандашом то, что понадобиться в путешествии. Можете советоваться с соседом по парте.
Проверка: каждая парта называет вещь, остальные одобряют поднятием рук, ошибка – хлопок.
-Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.
-Встаньте все около своих парт.
Физминутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.
- Итак, ребята, Северный полюс находится в том районе Земли где расположен Северный ледовитый океан. Это место на Земле называют ещё Арктика.
– Арктика –это океан, покрытый льдом. (Слайд 3.)
– Слой льда очень толстый и крепкий. (Слайд 4.)
– В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом. (Слайд 5.)
– Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега. (Слайд 6.)
– А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!
– Здесь и живёт белый медведь! (Слайд 7.)
- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.
Компетентностно-ориентированное задание.
- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?
Рассказ учителя с презентацией.
- Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса» (Слайд 8.) Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.
- Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500 км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх. (Слайд 9.)
- Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. (Слайд 10.)
- Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками. А для такой пищи нужны острые зубы! (Слайд 11-12.)
- Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды. Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки. (Слайд 13.)
– Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. Зимуют белые медведи в глубокой берлоге из снега и льда, которую медведица выкапывает в снегу. Медвежата спят вместе с медведицей в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши остаются с мамой примерно ещё два года после рождения. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку. (Слайд 14.)
- Вот такой он – хозяин белых северных пустынь. (Слайд 15.)
Проверка:
- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе?
- Толстый слой жира.
- Густой мех.
- Строение головы.
- Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
- Белая окраска.
- Умение плавать и нырять.)
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе?
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе мы посмотрим в учебнике на стр.12.
Работа с учебником.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……
- На кого из них может охотиться белый медведь?
- Посмотрите на экран, кто же живёт на северном полюсе? (Слайд 16.)
-А мы продолжаем наше путешествие.
-Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Мы сейчас как раз подлетаем к нему. (Слайд 17.)
Физминутка
Руки ставим мы в разлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
- Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть. (Слайд 18-19-20.)
-Какие животные живут в Антарктиде?
-Мудрая Черепаха приготовила нам и Муравьишке ещё одну загадку.
В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ. ( Пингвины.)
(Учитель вывешивает картинку на доску. Просмотр слайдов)
- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, но не умеют летать. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Рост пингвинов около метра. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который их спасает от сильных морозов и ветров. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Как только появляется пингвинёнок и становится на свои ножки, его родители отправляют в пингвиний детский сад, где он находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители носят пищу для своих деток. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. (Слайд 21-22-23.)
- А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.
- Посмотрим, какие животные живут на Южном полюсе. Рассмотрите с. 13 в учебнике. (Слайд 24.)
- Подведение итогов урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (На Северном и Южном полюсе).
-Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему? ( Да, потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).
-Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?
- Где живут белые медведи? Поместим картинку в нужном месте карты.
- Где живут пингвины? Поместим картинку в нужном месте карты.
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Как вы думаете?
- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.
- Рефлексия. Домашнее задание.
-Ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие?
Дома нарисуйте на выбор по одному животному с Северного и с Южного полюсов. (Слайд 25.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс
Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
УМК Школа России. Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
Конспект урока в 1 классе "Где живут белые медведи", презентация...
конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»
Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где живут белые медведи"
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знанийЦель урока: Создание условий для формирования первоначальных предс...
Где живут белые медведи? Конспект урока по окружающему миру. 1 класс
Конспект урока по окружающему миру. ...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"
Урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"...