Статья "Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности учащихся "
статья по математике на тему
Проблемная ситуация» является средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krylovoy.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Не подражать, а открывать –
вот что такое образование.
Дж. Кришнамурти
Тема: Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности детей с заболеванием церебральный паралич.
Выбор данной темы обусловлен тем, что работая в специализированном учреждении, школе-интернате №86 «Омет» сталкиваешься с проблемой развития у детей с заболеванием ДЦП способности самостоятельно и творчески думать.
Школа – интернат «Омет» № 86 функционирует с 6 сентября 1993 года. В ней обучаются и одновременно лечатся 97 детей с последствиями церебрального паралича. Основная задача учреждения – педагогическая, медицинская и социальная реабилитация детей с заболеванием ДЦП.
ДЦП – тяжёлое заболевание головного мозга, при котором наблюдаются нарушения двигательного и умственного развития детей. Двигательные нарушения проявляются в виде параличей, парезов, непроизвольных движений. Для детей с заболеванием ДЦП характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная органическим поражением головного мозга. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, познавательной деятельности, что приводит к снижению активности учащихся, а в итоге к неуспеваемости.
Следовательно, проблема своевременной активизации познавательной деятельности детей с заболеванием ДЦП является основной и актуальной.
Цель: Создание проблемной ситуации на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности.
Задачи :
1. Изучить уровень познавательной активности и уровень усвоения учебного материала
2. Формировать мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций на уроке математики
3. Способствовать развитию коммуникативных умений у учащихся с заболеванием ДЦП
4. Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся с заболеванием ДЦП
Познавательная активность – психическое состояние, интегрирующее мотивационное (стремление ученика), интеллектуальное (затруднение ученика), эмоциональное и волевое (напряжение) состояния. Поэтому, говоря о познавательной активности учащихся, понимают такую организацию их перцептивных и мыслительных действий, когда они находятся в проблемной ситуации и решают какую – либо проблему.
«Проблемная ситуация» является средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, управления процессом, усвоения новых знаний.
Обучение учащихся с заболеванием ДЦП основано на традиционном подходе с использованием репродуктивного метода. При репродуктивном методе основной упор делается на запоминание. Исходя из того, что память у детей с заболеванием ДЦП кратковременная, неустойчивая, неосмысленная, дети не всегда могут удержать в памяти большой объем информации. Внимание у детей данной категории неустойчивое, непроизвольное, объём внимания сужен, не прослеживается концентрация внимания, что влияет на процесс запоминания учебного материала.
Поэтому в системе коррекционно-развивающего образования организация учебного процесса базируется на знании учителем особенностей развития детей с заболеванием ДЦП, их причин трудностей в обучении, а также на поиске путей активизации познавательной деятельности, в которой ученику будет обеспечена роль субъекта познания. Эти знания помогут учителю вызвать у ребёнка интерес, пробудить активность, мобилизовать внимание, что позволит ребёнку раскрыть свой познавательный потенциал не испытывая при этом нервного напряжения.
При использовании на уроках математики элементов проблемного обучения основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала. При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучения, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает внимание детей более длительное время. Все это способствует созданию более прочных связей в коре головного мозга, а следовательно лучшему усвоению программного материала. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Элементы сопоставления классификаций не только дают представления об изучаемом предмете, но и способствуют развитию мыслительной деятельности. Проблемная ситуация таким образом наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.
В условиях школьного обучения проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение ученика, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает ребёнка искать новый способ объяснения или способ действия. В таких ситуация происходит сложная и ценнейшая для развития личности мыслительная работа: удивление, прикидка, сопоставление возможных путей, выбор решения, привлечение доказательств и, далее, проверка правильности и ценности решения и избранных путей, анализ результатов и т.д. Многого из этого ученик бывает лишён при осуществлении пошаговых запрограммированных действий.
Проблемная ситуация в ходе обучения может возникнуть при выполнении любого учебного или практического задания, которое требует осмысления новых фактов.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
I тип - наиболее распространенный тип. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.
II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого фактора учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новый знаний.
III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы.
Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами формирования внутренней мотивации (особенно при изучении сложных теоретических вопросов).
Проблемы должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, деятельность учащихся должна быть творческой, задачи - иметь разную степень сложности, структура содержания задач не должна отвечать принципам дидактики «от легкого к трудному». Упражнения повышенной трудности, их выполнение уже проблемная ситуация. Проблема создается также постановкой вопросов типа «как применять изученное правило»? «Правилен ли полученный вывод?»
Проблема, встающая перед учащимися, оказывается необходимой в том случае:
1. Если учащиеся хорошо ее понимают;
2. Если они убеждаются в необходимости ее решения;
3. Если проблема соизмерима с силами, возможностями учащихся;
4. Если поставленная проблема обусловлена и подготовлена всем ходом учебного процесса, логикой работы над материалом.
Имеется свыше 20-ти классификаций проблемной ситуации. Наибольшее применение в практике обучения получила классификация М.И.Пахмутова. Он отмечает несколько способов создания проблемных ситуаций, например:
1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
2. При организации практической работы учащимися;
3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;
4. При формировании гипотез;
5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
7. При исследовательских заданиях.
8. Система вопросов; переформулирование условий задачи;
9. Наводящие задачи или задачи-подсказки
Учитывая нарушения познавательной деятельности у учащихся с ДЦП необходимо так построить учебную деятельность, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении математического материала, отражающего их интеллектуальное развитие. Оптимальным решением поставленной задачи может служить введение элементов проблемного обучения уже в начальных классах.
В процессе обучения была проведена диагностика учеников 2-а класса школы-интерната №86 для детей с заболеванием ДЦП, в возрасте 9-11 лет. Было продиагностировано 8 учащихся. В итоге проведён сравнительный анализ уроков с использованием проблемных ситуаций и уроков традиционного характера. Было проведено ряд уроков на темы «Круглые десятки в пределах 100»; « Сложение с переходом через десяток»,
« Единица жидкости- литр»
Использовались следующие методы : наблюдения на уроках математики; анализ продуктов деятельности учащихся.
С целью получения более полных и точных результатов были выделены следующие критерии активной деятельности учащихся на уроках математики:
- активность и заинтересованность учащихся;
- уровень усвоения новой темы;
Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.
Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики
Фамилия | Активен на уроке | Средне активен | Пассивен |
Вильданова Ж | + | ||
Гимадеева А | + | ||
Ибрагимова Д | + | ||
Карташов А | + | ||
Мухаметова Л | + | ||
Репина Л | + | ||
Шангараева А | + | ||
Шалупов А | + | ||
Итого: | 1 12% | 3 37% | 4 50 % |
Результаты наблюдения уроков репродуктивного характера
Результаты наблюдения уроков с использованием проблемных ситуаций
Фамилия | Активен на уроке | Средне активен | Пассивен |
Вильданова Ж | + | ||
Гимадеева А | + | ||
Ибрагимова Д | + | ||
Карташов А | + | ||
Мухаметова Л | + | ||
Репина Л | + | ||
Шангараева А | + | ||
Шалупов А | + | ||
Итого: | 4 50 % | 4 50 % | 0 |
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу “активен” заносились те ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, давали быстрые и правильные ответы,
В графу “средне активны” заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить.
В графу “пассивен” заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Сравнительный анализ уровня активности на уроках традиционного характера и уроках, с использованием проблемной ситуаций
Анализ продуктов деятельности учащихся
Цель: провести анализ детских работ и выяснить уровень усвоения знаний
Учащиеся (%), успевающие на | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |
Уроки репродуктивного характера | 1 человек | 3человека | 3человек | 2 человека |
12% | 37% | 37% | 25% | |
Уроки с использованием проблемных ситуаций | 2 человек | 4 человек | 2 человека | - |
25% | 50% | 25% |
Сравнительная таблица успешности усвоения программного материала на уроках математики
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
Подводя итог сказанному, отметим следующее. Использование проблемной ситуации активизирует психофизиологические механизмы, что способствует повышению уровня познавательной деятельности учащихся с заболеванием ДЦП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...
Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....
"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихсяАттестационная работа...
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Статья из опыта работы Шутовой О.М....
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учеников младших классов.
Методический материал-статья в помощь учителю....
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В статье даны советы педагогам начальной школы, как организовать проблемные ситуации на уроках, структура проблемного урока,примеры создания проблемных ситуаций...
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Одним из средством формирования метапредметных компетенций у обучающихся является применение на уроках проблемной ситуации , которая обеспечивает качественное усвоение знаний, приводит к возможности н...