Урок математики по теме: Задачи с избыточными данными
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Данный урок проведён на региональном семинаре учителей начальных классов. Цель семинара: создание условий для рассмотрения возможностей формирования навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций в курсе математики.Урок был направлен на формирование коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_izbytochnymi_dannymi.docx138.74 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ  "Лицей № 9»  города Белгорода

           

           Открытый  урок  математики

         «Задачи с избыточными данными»

             

                                 Учитель начальных классов

                                                  Петрова Т.Г.

                                       

                            2015 год

Цель: познакомить с новым видом задач – задачами с избыточными данными.

 Задачи: Уметь находить в задачах лишние и недостающие данные,

  уметь это доказывать и изменять условия задачи, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Ход урока:

Организационный момент

Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы в такой доброй и приятной атмосфере проходил наш сегодняшний урок.

  1. Наш девиз этой недели: стыдно не знать, стыдно не учиться.
  2. Этап актуализации знаний
  3. Ребята, как вы думаете, какова  основная цель уроков математики? (научить считать)
  4. – Начнём  наш урок с геометрической разминки.
  5. –Что вы видите на слайде? Назовите фигуры. Какое задание можете предложить?
  6. - Назовите лишнюю фигуру. (прямоугольник, круг, треугольник)
  7. - Какие величины мы можем измерить у оставшихся фигур (длину и ширину сторон, периметр, площадь)
  8.   Запись на слайде: а=3см, S прямоугольника -?

-Назовите запись. Задача.  ( Нельзя    решить.   Задача с недостающими  данными.)

- Как можно решить эту  задачу? ( Добавить данные)

-Теперь у вас вопросов не возникает?

-Что  позволило  решить эту задачу без затруднений? (В условии задачи достаточно  числовых  данных, чётко поставлен вопрос)

- А в чём особенность этой задачи? а=3см, в=2см,  Р=10см, S -?

- Все ли данные этой задачи  будут использованы? (задача с лишними, избыточными данными)

9.Этап постановки темы урока.

А) – Давайте определим тему урока. Задачи с избыточными данными. 

-Постановка цели урока: познакомиться  с новым видом задач.

Задачи:  содействовать формированию умения находить в задачах лишние и недостающие данные,

  Способствовать формированию умения это доказывать и изменять условия задачи, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

3. Этап получения и применения новых знаний.

1.-Ребята, расскажите, что вы знаете о задаче.

Дети: Задача – это такие особенные математические рассказы, в которых нужно догадаться, какие действия нужно выполнить и в каком порядке, чтобы узнать ответ на ее вопрос.

В задаче есть условие и вопрос, данные и искомое. Данные чаще всего встречаются в условии, а искомое – в вопросе.

Задачи бывают простые и составные, и даже с недостающими данными, обратные, логические.

К одному условию можно поставить разные вопросы и получить разные задачи, а решения у них могут быть и разные, и одинаковые.

2. Работа по учебнику. С100-101

-Рассмотрите предлагаемый материал на развороте страниц  и определите, какие  формы работы можно использовать на уроке)

Работа с задачей, её решение. Учебник с. 100 № 194(1)

-Прочтите условие задачи. Вам понятно ее содержание?

-Предложите, как нам организовать работу по данному заданию?

(в группах)  Обсудите в группах способы ее решения и решите задач-Можете оформить  краткую запись содержания задачи по-разному  (предложить: в виде таблицы,  схемы, буквенной записи).

Ответ задачи: 3кг корма куплено для попугая.

Проверка! Сверим ответ с эталоном на доске. Представители групп комментируют различные способы оформления содержания условия задачи и ее решения.

-Все ли данные использовались для получения ответа на вопрос задачи? (лишние данные - количество животных) 

 – Какая информация, представленная в данной таблице, является избыточной для нахождения искомого ( вывешивается  таблица на доску) Проводится сравнительный анализ.

-Какое открытие  для  себя сделали? (познакомились с новым видом задач).

Как бы вы назвали такие задачи?  - Ребята, вы помните тему нашего урока? Теперь вы можете сформулировать вывод?

-Какие задачи называют задачей с избыточными данными? ( Задачи, в условии которых есть данные не нужные для ее решения, называют задачами  с избыточными данными.)

 Прочитайте вывод – п.3. - в учебнике с 100. и вы узнаете, согласны ли с вами авторы учебника.

Оцените свою работу в листе самооценки.

- А можно изменить вопрос задачи так, чтобы можно было использовать все данные?

-Какие знания, умения помогли справиться с этим заданием?

-За окном зима. Помните первый зимний день?

- Предлагаю поиграть в игру  « Снежинка, превращай-ка!»

ГЛАВНАЯ СНЕЖИНКА ПОЛУЧАЕТ ЗАДАНИЕ.

- Какие  изменения необходимо внести в условие задачи, чтобы ее можно было отнести к новому виду задач? (  НАКЛЕЙТЕ дополнить избыточными данными, ПРЕДЛОЖЕННЫМИ ВАМ ИЛИ СВОИМИ)

 Работа в группах, ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ.

Этап первичной проверки понимания изученного материала. Работа в группах.—командах Д-М

Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши.

-Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши.

1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров.

 Сколько снежинок вырезал Миша?

2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши?

3.У Пети было несколько снежинок,

а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков?

Б) Работа в парах.- Предлагаю поработать вашим умелым ручкам. Поработаем  в парах. № 197

-У вас на столах лежит фигура. Ваши предложения ( Найти площадь фигуры любым способом.) (Кто считает себя «мастером» - может предложить свою помощь)

Проверка «Бусинки».

- Проверьте ответ на доске. Оцените свою работу в листе самооценки.                

  1 способ   Sфигуры = 36(см2)    S1=6см2    S2=12см2    S3=18см2

 2способ  (54см2-6см2 – 12см2=36см2)

-Какие знания применяли? Какими способами находили S фигуры?  Кто хочет поделиться? (Учащиеся у доски демонстрируют различные способы нахождения S фигуры)

 –Все ли данные использовали?

-Можно ли отнести данный вид задачи к  задачам нового вида?

 4.Этап закрепления полученных знаний и способов действий.

Б)- Установление закономерности № 198  с избыточными данными.

Соревнуются команды девочек и мальчиков. Д- выполняют задания 1й и 2й строк, а М-задания 3й  и 4й строк. 

Мальчики записывают ответы девочек, а девочки ответы мальчиков в тетрадях и проверяют одновременно.

Проверка на доске. Представители команд дает объяснение, а остальные в тетрадях записывают полученный числовой ряд.

-- Какие умения и  навыки проверили, выполняя это задание?

-Самооценка в листах.

А) В качестве разминки. Выражения на доске.  Кто догадался, какое задание вам будет предложено? Есть лишние данные.

Составление сложного выражения №195. Игра «Попробуй, собери меня»

(Конверты с выражениями:  36:6  825-789  34+6 недостающие знаки  математических действий добавьте сами)

--- Можно ли восстановить данное сложное выражение? Команды! Д-М

- С какой целью выполняли данное задание?

Готовое выражение одно. 34+(825-789):6=40        (825-789):6+34=40  

Б) Составьте задачу для первоклассников с избыточными данными. Они считают в пределах 10. (Команда девочек против мальчиков)    

-Оцените свою работу.

5. Этап подведения итогов и рефлексии.

  - Ребята, вы помните тему нашего урока? Вам поможет небольшой тест.

Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточках.

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

 А цель? Достигли мы ее?     - С каким новым  видом задач  мы  познакомились сегодня на уроке?

Рефлексия деятельности.

Исключите  лишние понятия, которые не соответствует вашему состоянию после урока, и вы получите ответ на вопрос: - Что самое важное мы уносим с урока?

            ( ЗНАНИЯ)

Замечательно…

Надо еще поработать…

Скучно…

Активно…

Научился! Ура!

Непонятно все…

Интересно…

Устал…

Я доволен своей работой на уроке.

-Д/з №198 , 196, правило с 100

Учитель: Пусть стремление к знаниям никогда не оставит вас!

Спасибо за урок!!!

В) Сравнение уравнений №196

-Какое время года за окнами? А помните в первый день зимы… «снег кружится, летает…» Превращаемся в маленьких снежинок.

-У вас на столах прикреплен знак, указывающий на принадлежность к определенной фамилии (команде). Стоит вам поднять руку, и вам на помощь придет ваша главная снежинка.

-Как называется эта запись? Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос? А предположить можно? Сначала необходимо внимательно изучить и проанализировать  данные равенства. А вдруг обнаружится какой-то секрет? Предложите свой интересный способ решения уравнения? Можете советоваться с консультантом.

- Какие знания необходимы для решения данных уравнений?

Форма работы –  В парах.     Чему равны найденные корни? Какой вывод можно сделать?

-Объясните способы решения уравнений.

- Какие данные усложняют решение уравнений?

-Самооценка.

                                       

                                          Лист самооценки

Ф.И. ученика __________________________________________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

  1. Решение задачи №194

Без ошибок – 3 б.

1ош -2б.

2ош -1б

  1. Составление задачи по карточке

Без ошибок-2 балла

1 ош.-1б.

  1. Нахождение S фигуры

Без ошибок – 2 б.

1ош. -1б.

      4)   Найди и продолжи закономерность

Без ошибок – 2 б.

1ош. -1б.

      5)      Игра «Попробуй,   собери меня»

Без ошибок – 2 б.

1ош  -1 б.

Итого:

10-11 б. – «5»

8-9. – «4»

6-7 б. – «3»

менее 6 б.-«2»

Моя оценка -

                                                            Лист самооценки

Ф.И. ученика __________________________________________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

  1. Решение задачи №194

Без ошибок – 3 б.

1ош -2б.

2ош -1б

  1. Составление задачи по карточке

Без ошибок-2 балла

1 ош.-1б.

  1. Нахождение S фигуры

Без ошибок – 2 б.

1ош. -1б.

      4)   Найди и продолжи закономерность

Без ошибок – 2 б.

1ош. -1б.

      5)      Игра «Попробуй,   собери меня»

Без ошибок – 2 б.

1ош  -1 б.

Итого:

10-11 б. – «5»

8-9. – «4»

6-7 б. – «3»

менее 6 б.-«2»

Моя оценка -

Количество животных

Кол-во корма для животных

Всего кг

К

6

12 кг

     43 кг

С

7

? на 16 кг больше

П

3

?

Для всех животных

       Всего

К

12 кг

        43 кг

С

? на 16 кг больше

П

?

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108781/44341130_8a86_0131_f631_12313c0dade2.png

  http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108781/44341130_8a86_0131_f631_12313c0dade2.png

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108781/44341130_8a86_0131_f631_12313c0dade2.png

«Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3  шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?»

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108780/42c6c450_8a86_0131_f630_12313c0dade2.png

В этом тексте есть условие: «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши». Есть вопрос: «Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».

В условии задачи говорится, что Карлсон съел не только фрукты, но и другие продукты, что является лишними данными. При решении задачи их использовать не надо, поэтому эти данные нужно убрать.

В результате получится следующее условие: «Карлсон съел на завтрак 2 ананаса и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».

Решение: Сделаем краткую запись содержания задачи с помощью схемы.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108781/44341130_8a86_0131_f631_12313c0dade2.png

На схеме видно, что надо найти целое. Для этого надо сложить части. Запишем и найдем значение выражения:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108782/45a2c280_8a86_0131_f632_12313c0dade2.png

Ответ: Карлсон съел 6 фруктов

  « Обезьянка съела на завтрак 12 бананов, а  груш в  4 раза меньше. Сколько фруктов съела  обезьянка на завтрак?»

 

-Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши.

1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров.

 Сколько снежинок вырезал Миша?

2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши?

3.У Пети было несколько снежинок,

а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков?

Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши.

1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых  снежинок и 10 шаров.

 Сколько снежинок вырезал Миша?

2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши?

3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков?

1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых  снежинок и 10 шаров.

 Сколько снежинок вырезал Миша?

2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши?

3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков?

- Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени условие задачи и реши ее

                                     

Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточках.

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________

2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________

-Дополните задачу избыточными данными.

Обезьянка съела на завтрак 12 бананов, а  груш в  4 раза меньше.

Сколько фруктов съела  обезьянка на завтрак?

                   и   8 яблок.

                и 15 ватрушек.

                 и 4 больших шоколадки.

                   и   8 яблок.

                и 15 ватрушек.

               

                и 4 больших шоколадки.

                   и   8 яблок.

                и 15 ватрушек.

                 и  4  больших шоколадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему "Задачи на противоположное движение". 4 класс

Презентация к уроку математики  с казахским языком обучения. 4 класс. Презентация объемная. Скачать можно со следующей ссылке:http://depositfiles.com/files/bh470kfue...

Урок математики на тему :"Задачи на движение"

На данном уроке закрепляются навыки решения задач на движение.  Упражнения в вычислительных навыках при решении примеров и задач....

Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....

Презентация к уроку математики по теме "Задачи на умножение"

Презентация к уроку математики по теме "Задачи на умножение" 2 класс УМК "Школа России"....

Урок математики. 3 класс. Задачи с недостающими данными.

Тип урока: Урок введения нового знания. Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие. ...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Задачи с избыточными данными». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать избыточные данные в формулировке задачи; формирование понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптимальный вариант решения за...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...