Урок математики по теме: Задачи с избыточными данными
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Данный урок проведён на региональном семинаре учителей начальных классов. Цель семинара: создание условий для рассмотрения возможностей формирования навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций в курсе математики.Урок был направлен на формирование коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_s_izbytochnymi_dannymi.docx | 138.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Лицей № 9» города Белгорода
Открытый урок математики
«Задачи с избыточными данными»
Учитель начальных классов
Петрова Т.Г.
2015 год
Цель: познакомить с новым видом задач – задачами с избыточными данными.
Задачи: Уметь находить в задачах лишние и недостающие данные,
уметь это доказывать и изменять условия задачи, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Ход урока:
Организационный момент
Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы в такой доброй и приятной атмосфере проходил наш сегодняшний урок.
- Наш девиз этой недели: стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Этап актуализации знаний
- –Ребята, как вы думаете, какова основная цель уроков математики? (научить считать)
- – Начнём наш урок с геометрической разминки.
- –Что вы видите на слайде? Назовите фигуры. Какое задание можете предложить?
- - Назовите лишнюю фигуру. (прямоугольник, круг, треугольник)
- - Какие величины мы можем измерить у оставшихся фигур (длину и ширину сторон, периметр, площадь)
- Запись на слайде: а=3см, S прямоугольника -?
-Назовите запись. Задача. ( Нельзя решить. Задача с недостающими данными.)
- Как можно решить эту задачу? ( Добавить данные)
-Теперь у вас вопросов не возникает?
-Что позволило решить эту задачу без затруднений? (В условии задачи достаточно числовых данных, чётко поставлен вопрос)
- А в чём особенность этой задачи? а=3см, в=2см, Р=10см, S -?
- Все ли данные этой задачи будут использованы? (задача с лишними, избыточными данными)
9.Этап постановки темы урока.
А) – Давайте определим тему урока. Задачи с избыточными данными.
-Постановка цели урока: познакомиться с новым видом задач.
Задачи: содействовать формированию умения находить в задачах лишние и недостающие данные,
Способствовать формированию умения это доказывать и изменять условия задачи, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
3. Этап получения и применения новых знаний.
1.-Ребята, расскажите, что вы знаете о задаче.
Дети: Задача – это такие особенные математические рассказы, в которых нужно догадаться, какие действия нужно выполнить и в каком порядке, чтобы узнать ответ на ее вопрос.
В задаче есть условие и вопрос, данные и искомое. Данные чаще всего встречаются в условии, а искомое – в вопросе.
Задачи бывают простые и составные, и даже с недостающими данными, обратные, логические.
К одному условию можно поставить разные вопросы и получить разные задачи, а решения у них могут быть и разные, и одинаковые.
2. Работа по учебнику. С100-101
-Рассмотрите предлагаемый материал на развороте страниц и определите, какие формы работы можно использовать на уроке)
Работа с задачей, её решение. Учебник с. 100 № 194(1)
-Прочтите условие задачи. Вам понятно ее содержание?
-Предложите, как нам организовать работу по данному заданию?
(в группах) Обсудите в группах способы ее решения и решите задач-Можете оформить краткую запись содержания задачи по-разному (предложить: в виде таблицы, схемы, буквенной записи).
Ответ задачи: 3кг корма куплено для попугая.
Проверка! Сверим ответ с эталоном на доске. Представители групп комментируют различные способы оформления содержания условия задачи и ее решения.
-Все ли данные использовались для получения ответа на вопрос задачи? (лишние данные - количество животных)
– Какая информация, представленная в данной таблице, является избыточной для нахождения искомого ( вывешивается таблица на доску) Проводится сравнительный анализ.
-Какое открытие для себя сделали? (познакомились с новым видом задач).
Как бы вы назвали такие задачи? - Ребята, вы помните тему нашего урока? Теперь вы можете сформулировать вывод?
-Какие задачи называют задачей с избыточными данными? ( Задачи, в условии которых есть данные не нужные для ее решения, называют задачами с избыточными данными.)
Прочитайте вывод – п.3. - в учебнике с 100. и вы узнаете, согласны ли с вами авторы учебника.
Оцените свою работу в листе самооценки.
- А можно изменить вопрос задачи так, чтобы можно было использовать все данные?
-Какие знания, умения помогли справиться с этим заданием?
-За окном зима. Помните первый зимний день?
- Предлагаю поиграть в игру « Снежинка, превращай-ка!»
ГЛАВНАЯ СНЕЖИНКА ПОЛУЧАЕТ ЗАДАНИЕ.
- Какие изменения необходимо внести в условие задачи, чтобы ее можно было отнести к новому виду задач? ( НАКЛЕЙТЕ дополнить избыточными данными, ПРЕДЛОЖЕННЫМИ ВАМ ИЛИ СВОИМИ)
Работа в группах, ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ.
Этап первичной проверки понимания изученного материала. Работа в группах.—командах Д-М
Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши.
-Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши. 1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров. Сколько снежинок вырезал Миша? 2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши? 3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков? |
Б) Работа в парах.- Предлагаю поработать вашим умелым ручкам. Поработаем в парах. № 197
-У вас на столах лежит фигура. Ваши предложения ( Найти площадь фигуры любым способом.) (Кто считает себя «мастером» - может предложить свою помощь)
Проверка «Бусинки».
- Проверьте ответ на доске. Оцените свою работу в листе самооценки.
1 способ Sфигуры = 36(см2) S1=6см2 S2=12см2 S3=18см2
2способ (54см2-6см2 – 12см2=36см2)
-Какие знания применяли? Какими способами находили S фигуры? Кто хочет поделиться? (Учащиеся у доски демонстрируют различные способы нахождения S фигуры)
–Все ли данные использовали?
-Можно ли отнести данный вид задачи к задачам нового вида?
4.Этап закрепления полученных знаний и способов действий.
Б)- Установление закономерности № 198 с избыточными данными.
Соревнуются команды девочек и мальчиков. Д- выполняют задания 1й и 2й строк, а М-задания 3й и 4й строк.
Мальчики записывают ответы девочек, а девочки ответы мальчиков в тетрадях и проверяют одновременно.
Проверка на доске. Представители команд дает объяснение, а остальные в тетрадях записывают полученный числовой ряд.
-- Какие умения и навыки проверили, выполняя это задание?
-Самооценка в листах.
А) В качестве разминки. Выражения на доске. Кто догадался, какое задание вам будет предложено? Есть лишние данные.
Составление сложного выражения №195. Игра «Попробуй, собери меня»
(Конверты с выражениями: 36:6 825-789 34+6 недостающие знаки математических действий добавьте сами)
--- Можно ли восстановить данное сложное выражение? Команды! Д-М
- С какой целью выполняли данное задание?
Готовое выражение одно. 34+(825-789):6=40 (825-789):6+34=40
Б) Составьте задачу для первоклассников с избыточными данными. Они считают в пределах 10. (Команда девочек против мальчиков)
-Оцените свою работу.
5. Этап подведения итогов и рефлексии.
- Ребята, вы помните тему нашего урока? Вам поможет небольшой тест.
Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточках.
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
А цель? Достигли мы ее? - С каким новым видом задач мы познакомились сегодня на уроке?
Рефлексия деятельности.
Исключите лишние понятия, которые не соответствует вашему состоянию после урока, и вы получите ответ на вопрос: - Что самое важное мы уносим с урока?
( ЗНАНИЯ)
Замечательно…
Надо еще поработать…
Скучно…
Активно…
Научился! Ура!
Непонятно все…
Интересно…
Устал…
Я доволен своей работой на уроке.
-Д/з №198 , 196, правило с 100
Учитель: Пусть стремление к знаниям никогда не оставит вас!
Спасибо за урок!!!
В) Сравнение уравнений №196
-Какое время года за окнами? А помните в первый день зимы… «снег кружится, летает…» Превращаемся в маленьких снежинок.
-У вас на столах прикреплен знак, указывающий на принадлежность к определенной фамилии (команде). Стоит вам поднять руку, и вам на помощь придет ваша главная снежинка.
-Как называется эта запись? Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос? А предположить можно? Сначала необходимо внимательно изучить и проанализировать данные равенства. А вдруг обнаружится какой-то секрет? Предложите свой интересный способ решения уравнения? Можете советоваться с консультантом.
- Какие знания необходимы для решения данных уравнений?
Форма работы – В парах. Чему равны найденные корни? Какой вывод можно сделать?
-Объясните способы решения уравнений.
- Какие данные усложняют решение уравнений?
-Самооценка.
Лист самооценки
Ф.И. ученика __________________________________________________________________
Вид работы | Критерии | Баллы |
| Без ошибок – 3 б. 1ош -2б. 2ош -1б | |
| Без ошибок-2 балла 1 ош.-1б. | |
| Без ошибок – 2 б. 1ош. -1б. | |
4) Найди и продолжи закономерность | Без ошибок – 2 б. 1ош. -1б. | |
5) Игра «Попробуй, собери меня» | Без ошибок – 2 б. 1ош -1 б. | |
Итого: | 10-11 б. – «5» 8-9. – «4» 6-7 б. – «3» менее 6 б.-«2» | Моя оценка - |
Лист самооценки
Ф.И. ученика __________________________________________________________________
Вид работы | Критерии | Баллы |
| Без ошибок – 3 б. 1ош -2б. 2ош -1б | |
| Без ошибок-2 балла 1 ош.-1б. | |
| Без ошибок – 2 б. 1ош. -1б. | |
4) Найди и продолжи закономерность | Без ошибок – 2 б. 1ош. -1б. | |
5) Игра «Попробуй, собери меня» | Без ошибок – 2 б. 1ош -1 б. | |
Итого: | 10-11 б. – «5» 8-9. – «4» 6-7 б. – «3» менее 6 б.-«2» | Моя оценка - |
Количество животных | Кол-во корма для животных | Всего кг | |
К | 6 | 12 кг | 43 кг |
С | 7 | ? на 16 кг больше | |
П | 3 | ? |
Для всех животных | Всего | |
К | 12 кг | 43 кг |
С | ? на 16 кг больше | |
П | ? |
«Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?»
В этом тексте есть условие: «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши». Есть вопрос: «Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».
В условии задачи говорится, что Карлсон съел не только фрукты, но и другие продукты, что является лишними данными. При решении задачи их использовать не надо, поэтому эти данные нужно убрать.
В результате получится следующее условие: «Карлсон съел на завтрак 2 ананаса и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».
Решение: Сделаем краткую запись содержания задачи с помощью схемы.
На схеме видно, что надо найти целое. Для этого надо сложить части. Запишем и найдем значение выражения:
Ответ: Карлсон съел 6 фруктов
« Обезьянка съела на завтрак 12 бананов, а груш в 4 раза меньше. Сколько фруктов съела обезьянка на завтрак?»
-Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши. 1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров. Сколько снежинок вырезал Миша? 2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши? 3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков? |
Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени её условие и реши. 1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров. Сколько снежинок вырезал Миша? 2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши? 3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков? |
1. Миша вырезал 13 белых снежинок, 17 голубых снежинок и 10 шаров. Сколько снежинок вырезал Миша? 2.У Кати 14 снежинок, а у Маши на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок у Маши? 3.У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков? |
- Выбери из предложенных записей задачу с избыточными данными, измени условие задачи и реши ее |
Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточках.
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
1) Задачи, в условии которых есть данные, которые не нужны для её решения называются________________________________________________________ |
2) Такие задачи помогают мне развивать_________________________________________________________ |
-Дополните задачу избыточными данными.
Обезьянка съела на завтрак 12 бананов, а груш в 4 раза меньше.
Сколько фруктов съела обезьянка на завтрак?
и 8 яблок. |
и 15 ватрушек. |
и 4 больших шоколадки. |
и 8 яблок. |
и 15 ватрушек. |
и 4 больших шоколадки. |
и 8 яблок. |
и 15 ватрушек. |
и 4 больших шоколадки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики на тему "Задачи на противоположное движение". 4 класс
Презентация к уроку математики с казахским языком обучения. 4 класс. Презентация объемная. Скачать можно со следующей ссылке:http://depositfiles.com/files/bh470kfue...
Урок математики на тему :"Задачи на движение"
На данном уроке закрепляются навыки решения задач на движение. Упражнения в вычислительных навыках при решении примеров и задач....
Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....
Презентация к уроку математики по теме "Задачи на умножение"
Презентация к уроку математики по теме "Задачи на умножение" 2 класс УМК "Школа России"....
Урок математики. 3 класс. Задачи с недостающими данными.
Тип урока: Урок введения нового знания. Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие. ...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Задачи с избыточными данными». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать избыточные данные в формулировке задачи; формирование понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптимальный вариант решения за...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...