Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Умники и умницы!
методическая разработка по математике на тему
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются:
1. Федеральный закон «Образование в Российской Федерации»
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)
3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682)
4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)
5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован в Минюсте России27 мая 2003г.№4594);
6. Методические рекомендации «О введении Федерального Образовательного Стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г;
7.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г;
8.Примерная Образовательная программа начального общего образования.
9. Программа разработана на основе Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)
Цель и задачи курса внеурочной деятельности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей (РПС) учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы организации деятельности учащихся.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю (68 часов)
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности учащихся.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно – методическое обеспечение.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
1.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть , 3 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | № занятия | Название темы |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 1 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
1 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | 10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант | 2 | 14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 18 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 3 | 20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
3 | 3 | 22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант | |
1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | 23 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант |
22 | 24 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 26 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 27 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 28 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 29 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 30 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 31 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант |
2 | 32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 34 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | 35 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 36 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 37 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 38 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 39 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 40 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 41 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 42 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | ||
1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 43 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 44 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант | ||
1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 45 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 46 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 47 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант |
2 | 48 | Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | ||
1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | 49 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 50 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 51 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
2 | 52 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 53 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 54 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 55 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 56 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант | ||
1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 57 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант |
2 | 58 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 59 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 60 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 61 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 62 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 63 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
2 | 64 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 2 | 65 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант |
2 | 66 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | 67 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
2 | 68 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления" Умники и умницы" для учащихся начальной школы
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»
Данная программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:1)развитие мышления...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...