Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Умники и умницы!
методическая разработка по математике на тему

Дмитриева Екатерина Михайловна

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются:

1. Федеральный закон  «Образование в Российской Федерации»

2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями  (утверждены приказом Минобрнауки  России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682)

4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)

5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован  в Минюсте России27 мая 2003г.№4594);

6. Методические рекомендации «О введении Федерального Образовательного Стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г;

7.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г;

8.Примерная Образовательная программа начального общего  образования.

9. Программа разработана на основе  Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)

Цель и задачи курса внеурочной деятельности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей  (РПС) учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Формы организации деятельности учащихся.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю   (68 часов)

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности учащихся.

Предметными результатами  являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  •  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  •  Слушать и понимать речь других.
  •  Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учебно – методическое обеспечение.

Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

1.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).

2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)        

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)        

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)        

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть , 3 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).

Учебно-тематическое планирование

занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

занятия

Название темы

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

1

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

2

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

16

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

18

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

3

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

3

3

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

23

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

22

24

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

25

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

26

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

2

27

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

28

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

29

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

30

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

31

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

2

32

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

33

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

35

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

36

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

37

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

2

38

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

39

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

40

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

41

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

42

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

43

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

2

44

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

45

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

46

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

47

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант

2

48

Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

49

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

50

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

51

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

52

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

53

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

54

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

55

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

56

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

57

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

2

58

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

59

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

60

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

61

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

62

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

63

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

64

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

2

65

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

2

66

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

67

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

68

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»

Данная  программа  направлена  на  обеспечение духовно – нравственного развития  обучающихся  в  единстве урочной, внеурочной  и  внешкольной  деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.         Основные задачи курса:1)развитие мышления...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...