Переместительное свойство сложения
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Слинченко Анна Васильевна

Урок математики по теме "Переместительное свойство сложения". 1 класс. Образовательная система "Школа - 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peremestitelnoe_svoystvo_slozheniya.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

1 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Тема: Переместительное свойство сложения

Цели:    1. Объяснить суть переместительного свойства сложения.

              2. Помочь детям усвоить случаи сложения и вычитания +2, +3, +4, связь изменения компонентов и результатов действий.

              3. Повторять последовательность чисел натурального ряда, состав чисел в пределах 7.

              4. Развивать интеллектуальные и творческие способности, речь учащихся.

Оборудование: учебник «Моя математика». Ч. 2  (Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др.); «Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика» (Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др.); листки с индивидуальными заданиями; таблица «Сложение. Компоненты сложения»; плакат с изображением леса, карточки с цифрами; мячик

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Разминка

На  доске запись:     слово, картинка, цифра,  картинка,  слово,   цифра

                                  (липа,     гриб,        3,        лягушка,   звери,      2)

В течение 20-30 секунд дети смотрят на доску и стараются запомнить слова, картинки и цифры в той последовательности, в которой они расположены.

Ответы детей.

      3.  Сообщение темы, постановка учебной задачи

- К какой теме относятся увиденные вами картинки и слова? (Природа, лес)

- Интересна и удивительна жизнь осеннего леса, и подчинена она одной цели – подготовке к зиме. Как готовятся к зиме деревья?

- В течение урока мы с вами вспомним, как готовятся к зиме лесные жители – животные.

Учитель открывает плакат с изображением леса. Несколько животных на плакате завешаны листами бумаги, на которых написаны цифры: 1, 3, 7.

- Цифры на листках бумаги – это наши ключики, которые мы будем получать, решая выражения и выполняя различные задания, а, получив ключик, - открывать нужную «дверцу».

- Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять на уроке?

Учитель обобщает ответы детей.

- Кроме того, сегодня мы узнаем с вами об одном интересном математическом свойстве. Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

            4. Актуализация знаний. Устный счёт

      4.1.  Работа с классом

а) Игра «Вопрос-ответ» (работа с мячиком)

Учитель кидает мячик ученику и задаёт вопрос, на который ученик должен дать быстрый ответ и вернуть мячик учителю.

- Назови наименьшее/наибольшее изученное нами число (1, 7).

- Назови число на один больше числа 3; на один меньше числа 6 и т.д.

- Назови число, стоящее справа от числа 5; слева от числа 2 и т.д.

- Назови соседей числа 4, числа 6 и т.д.

- Назови число, стоящее между числами 2 и 4, 4 и 6 и т.д.

- Сколько будет 3 + 1, 4 + 3, 7 - 1, 3 - 2 и т.д.

б) Работа в тетради –  № 1, У 41, с. 39

Продолжи ряды:

756   765   657   675   .   .

234   243   .        .        .   .   – выполнение задания с объяснением.

в) Решение задачи в стихотворной форме

Я нашла в дупле у белки

Пять лесных орешков мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

- Что надо найти? Что известно? Где целое? Где части?

Задача разбирается, составляется выражение.

- Про кого была эта задача? В нашем лесу живёт белочка. Нам нужно узнать, за какой «дверцей» она спряталась, а узнаем мы это, если правильно выполним математические задания.

4. 2.  Индивидуальная работа с учащимися

 

а) Работа учащихся у доски

Учащиеся  получают различные по степени сложности задания.

1-й учащийся – «виноград»

2-й учащийся – состав чисел

1

2

3

4

5


                         

                                     

1

2

3

4

5

6

        + 5         - 4

3-й учащийся – «цепочки»         

        - 1          - 3

4-й учащийся – числовые отрезки

I          I          I          I          I          I          I                             

1      2      3      _      5      _      7

I          I          I          I          I          I          I                             

_      2      3      4      _      _      7

I          I          I          I          I          I          I                             

1      2      _      4      _      6      _

б) Работа учащихся на местах

Остальные дети получают листочки с заданиями и работают на местах.

Затем осуществляется проверка работы учащихся, выполнявших задания на доске.

Нужное нам число обведено у всех детей жёлтым кружком. Дети называют его (это число 3), открывают «дверцу», за которой находится изображение белки.

- Как белка готовится к зиме?

в) Актуализация знаний о действии сложения и его компонентах – работа по таблице

     5.  Открытие нового знания. Выведение путём рассуждения переместительного свойства сложения

       5.1.  На доске изображено:

- Найдите ошибку в этой записи.

        +         =

- Какое математическое действие выполнили?

- Какие фигуры составляют первую часть или первое слагаемое? (Треугольники). Обозначим эту часть буквой Т.

- Какие фигуры составляют вторую часть или второе слагаемое? (Круги). Обозначим буквой К.

- Как назовем целое или сумму? (Фигуры). Обозначим буквой Ф.

Учитель делает запись на доске: Т + К = Ф

- Как по-другому можно записать это равенство? (Ответы детей).

Учитель делает запись на доске: К + Т = Ф

- Как можно объединить эти равенства, составив одно равенство? (Ответы детей).

Учитель делает запись на доске: Т + К = К + Т

- Почему эти суммы равны? (Ответы детей).

        5.2.  Работа по таблице «Сложение. Компоненты сложения» – введение названия «переместительное свойство сложения», формулировки данного свойства сложения.

Рассматриваем буквенные и числовые равенства, предложенные в таблице:

А + В = В + А

3 + 4 = 4 + 3

  5.3.  Работа по учебнику – чтение предложения под знаком  на         с. 4:

                   От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

  • Физкультминутка

«Мы считали» 

          Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

          Ручками похлопали, раз-два-три.

          Ножками потопали, раз-два-три.

          И еще потопали и дружней похлопали.

          Сели, встали, и друг друга не задели,

          Мы немножко отдохнём и опять считать начнём.

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Выполнить 1-2 раза. Темп медленный.

2.              И.п.: основная стойка (о.с.). 1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой; 4 – и.п.; 5-7 – три притопа. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.

3.              И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – присед, руки вперед ладонями вниз – выдох; 2 – и.п. – вдох. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.

4.              И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки  через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Методические указания

 Улучшает вентиляцию лёгких. Голову держать прямо,     плечи развёрнуты, спина прямая, дыхание не  задерживать.

 

 Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы следить за осанкой.

 

 Направлено на формирование правильной осанки. Приседая, спина прямая. Смотреть вперёд, сохранять равновесие.

 

 Направлено на улучшение вентиляции лёгких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.

6. Первичное закрепление

      6.1. Работа по учебнику – выполнение задания 3 на с. 4 (на доске)

4 + 3        3 + 4               3 + 2        2 + 3

4 + 3        4 + 2             5 + 1       6 + 1                  

Над левой частью неравенства 4 + 3 = 4 + 2 стоит розовый кружок. Дети находят значение этого выражения и говорят, что необходимо открыть «дверцу» под номером 7.

Учитель предлагает ребятам загадку ставропольского поэта Александра Екимцева:

                              Сыт бываю только летом,

                              В дни, когда малину рву,

                              А полгода без обедов

                              И без завтраков живу. (Медведь)

Отгадав её, дети узнают, кто прячется за «дверцей» под номером 7.

- Как готовится к зиме медведь?

7. Тренировочные упражнения и задания на повторение

  1.  Работа по учебнику

а) Выполнение задания  4 на с. 4 – запись в тетради (задание 2 на с. 39)  (на доске)

2 + 3 = 3 +         

       + 4 = 4 + 3

1 +         = 2 +  

В правой части равенства 1 + 2 = 2 + 1 искомая единица стоит в голубом кружке. Дети говорят, что необходимо открыть «дверцу» под номером 1.

Учитель предлагает ребятам загадку ставропольского поэта Александра Екимцева:

                               В ночь, когда заледенела

                               Речка в гуще камышей,

                               Стал какой зверушка белым

                               Кроме кончиков ушей? (Заяц-беляк)

Отгадав её, дети узнают, кто прячется за «дверцей».

- Как готовится к зиме заяц?

Слово учителя об осеннем лесе.

б) Выполнение задания  5 на с. 4 (на доске)

        7 - 2        4 + 2        1 + 6

        3 + 4                2 + 5        5 + 2

        4 + 3        7 – 4

- Какие выражения подходят к рисунку? Найдите значения выражений.

  1.  Работа в тетради

Выполнение заданий 3, 4 на с. 39.

Проверка

      8. Итог урока

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Мне понравилась ваша работа на уроке.

Учитель раздаёт учащимся раскраски белки, зайца, медведя, которые (наряду с другими) будут использованы на уроках окружающего мира при изучении темы «Осень – природа готовится к зиме».

- Спасибо за урок!

 

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство сложения

Этот урок по программе Л.В.Занкова....

Переместительное свойство сложения

Проблемно - диалектический урок по математике  в 1 классе по программе "Перспектива", (работа с ИКТ)...

Переместительное свойство сложения

Конспект разработан в соответствии ФГОС второго поколения.  Новый материал представлен в форме проблемы, которую дети должны решить. На уроке используется элекронное приложение к учебнику "матема...

Сложение. Переместительное свойство сложения.

Разработка раздела программы по математике для 1 класса общеобразовательной школы по программе "Гармония" по теме "Сложение. Переместительное свойство сложения"....

Проект урока по математике. УМК «Перспектива». Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения».

Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения.»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель  урока: познакомить учащихся с переместительным свойством сложенияЗадачи:Образовате...