Учебное занятие "Объём"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Объем фигуры
Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о единицах измерений объёма 1 см3, 1 дм3, 1м3;ученические: будут иметь представление об объёме фигур; знать единицы объёма.
УУД: личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация…); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
I.Организационный момент
Мы начинаем наш урок
И я хочу, чтобы каждый из вас
В конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил.
И знания новые открыл,
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь я применять».
II.Актуализация знаний.
1.Математический диктант.
- запишите формулу площади прямоугольника. S= a * b
- чему равна длина прямоугольника, если его площадь 20см2, ширина 4 см? 5 см
- чему равна сторона квадрата, если его площадь 36см2? 6см
- чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3дм и 5 дм? 15 дм
- чему равен периметр квадрата со стороной 4м? 16 см
- сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? 6
- какую форму имеют грани? прямоугольник
- сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? 12
2. Прочитайте запись на доске.
Слайд
34 дм 12 кг 5 л 7 м2
- Что можете сказать об этих числах? (именованные числа)
- Как назвать эти именованные числа одним словом? (величины)
- Что мы называем величиной? (Величина –это то, что мы можно измерить и результат измерения выразить числом.)
- Вам было дано задание, найти определение величины в толковых словарях.
Послушаем Кадырова Мусаиба
Слайд
- Словарь Ушакова. Величина. Всё, что можно измерить и исчислить.
- Словарь Ожегова. Величина 1. Размер, объём, протяжённость предмета. Площадь большой величины. 2. То, что можно измерить, исчислить. 3. О человеке, выдающемся в какой-нибудь области деятельности.
Слайд
- Какие величины выражают данные именованные числа? (длина, масса, объём, площадь)
- Где в жизни мы сталкиваемся с объёмом? (форма коробка спичек, коробка из – под обуви, формочки для песка, вместимость банок)
- Заполните схему, начиная с наименьшей единицы измерения.
Слайд
ВЕЛИЧИНА
ДЛИНА МАССА ОБЪЁМ ПЛОЩАДЬ
м дм см кг л м2 дм2 см2
- О какой величине мы с вами знаем меньше всего? (масса, объём)
- Совершенно верно, именно об этих величинах мы знаем меньше всего. О массе и её единицах измерения мы узнаем чуть позже, а сегодня мы с вами будем знакомиться с объёмом.
- Какую задачу мы поставим перед собой? (больше узнать об объёме как о величине, о единицах измерения объёма)
III. Открытие нового.
- Объём. Единицы измерения объёма.
- Перед нами фигуры.
Слайд
- Что вы можете сказать об этих фигурах? (это геометрические тела и плоские фигуры)
- Подумайте и скажите, нас в окружающем мире окружают фигуры или геометрические тела? (геометрические тела)
- Напомните мне, пожалуйста, что такое геометрическое тело. (геометрическое тело – то, что имеет длину, ширину и глубину)
- Как вы думаете, что дало геометрическим телам название? (конкретные предметы в природе)
- Назовите геометрическое тело и название предмета в окружающем мире (куб - кубик, параллелепипед – коробки, цилиндр – консервная банка, карандаш, конус – колпак, шар – мячик, тетраэдр – пирамидка головоломка, тор - бублик)
- А что же такое геометрические фигуры? (тень от геометрических тел, отражение)
- В геометрии тень, отражение от фигуры называется проекцией.
- У меня на столе находятся геометрические тела и геометрические фигуры.
- Выберите проекцию тела и совместите её с геометрическим телом. (работа с моделями)
- Какие величины мы можем измерить у прямоугольника, параллелепипеда? (площадь, длину)
- Назовите ещё раз единицу измерения объёма, известную нам.
- Как её можно использовать? (данной единицей измеряют объём жидкости и вместимость сосуда)
- Как вы думаете, где мы сможем находить объем?
- Конечно, объем находим только в объемных (геометрических) телах.
Сегодня мы узнаем, что такое объем, научимся его измерять и узнаем ещё одну единицу измерения объема. Что же такое объём?
Слайд
Объем (Ожегов) Величина чего-нибудь: в длину, высоту и ширину, измеряемая в кубических единицах. В простейших случаях измеряется числом умещающихся в теле единичных кубов, т. е. кубов с ребром, равным единице длины.
Откройте учебник с.60, №1
- Что общего у всех мерок в этом задании? (Все мерки являются прямоугольными параллелепипедами)
- Найдите объём фигур, используя данные мерки.
- Посмотрите на единицы объёма с.61.
- Почему взяли именно куб в качестве мерки? (Рёбра куба равны между собой,
Слайд
куб с ребром 1 см называется кубическим сантиметром 1см3;
куб с ребром 1 дм называется кубическим дециметром 1дм3;
куб с ребром 1 м называется кубическим метром 1м3; (продемонстрировать модели)
- Как вы думаете, мерка объёма – литр уместиться в кубе с каким измерением ребра? (1дм3)
- Проверим?
- Сделайте вывод. (Кубический дециметр равен по объёму 1 литру.)
2.Объём прямоугольного параллелепипеда. Практическая работа.
(работа у доски и на модели)
Слайд
- Покажите грани параллелепипеда, ребра, вершины.
- Сколько граней? (6) Сколько ребер? (12) Сколько вершин? (8)
- Есть ли у параллелепипедаравные грани? Покажите на модели. (равные грани: нижняя и верхняя, передняя и задняя, правая и левая)
- Какой вывод можно сделать? (противоположные грани параллелепипеда равны).
- Есть ли у параллелепипеда равные ребра? Покажите. Подумайте, почему они равны? (они являются противоположными сторонами прямоугольников – граней.)
- Сколько неравных ребер может быть у параллелепипеда? Покажите. (три ребра (показать разным цветом): длина, ширина, высота)
- Длина, высота, ширина – измеренияпараллелепипеда.
- Основание параллелепипеда - его нижняя грань.
- Номер №2 стр.61
Рассмотрите модель параллелепипеда, составленного из кубиков. Что мы знаем? (длина-5см, ширина-2см, высота-3см)
- Как узнать объем параллелепипеда, не пересчитывая кубики? (Открытие: сначала узнать, какое число кубиков находится в основании (длину умножить на ширину), а потом умножить на число слоев (на высоту))
Вывод: чтобы найти объем параллелепипеда, нужно площадь основания умножить на высоту или длину умножить на ширину и умножить на высоту.
3. Физкультминутка
9 детей - точки А, В, С, Д, Е, О, Р, Т, К. (прикрепить на костюмы карточки)
2 группы по 8 человек перестраиваются в геометрические фигуры
4 наблюдателя, по 2 за каждой командой.
III. Первичное закрепление и повторение пройденного.
Задача №1
- Какая фигура перед нами?
- Сколько измерений необходимо сделать, чтобы найти объём?
- Прочитайте три решения этой задачи, выберите верное и обоснуйте свой выбор.
V= 5* 10 * 4= 250 см3
V = 5*10= 50см3
V= 5*10*4= 200 см3
- Почему другие равенства не являются решением нашей задачи?
Работа по учебнику
С.62 № 5 устно,
№ 7 решение уравнения
IV.Рефлексия
Блиц-опрос (на листочках)
Проверим, как вы поняли новый материал.
Выбери правильное утверждение, и обведите букву правильного ответа и обоснуйте его
1.Найди формулу нахождения объема
А) V= а * в
Б) V= а * в * с
В)V= а * в *с*d
(объём – произведение трёх измерений)
2.Назови единицу измерений объема
А) см
Б) см2
В) см3
(см – мерка измерения длины, см2– мерка измерения площади)
3. Что не относится к величинам
А) площадь
Б) литр
В) объём
(литр - мерка объёма)
Мы сегодня, узнавая новое, тоже заполняли объем своих знаний. Положите перед собой белую карточку. На что похожа данная фигура? Я представила аквариум, который наполняется водой, вода заполняет объём аквариума. Закрасьте аквариум, насколько вы получили больше знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота с окончанием учебного учебного года
Грамота с окончанием учебного года...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.
Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов по стандарту 2004 г....
«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»
Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Работа по самообразованию....
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...