Учебное занятие "Число и цифра 5"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Солнцева Ирина Владимировна

Учебное занятие по математике для первого класса связано с зимней олимпиадой, проходившей  в Сочи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_chislo_i_tsifra_5.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по математике в 1 классе.

Тема: Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения числа 5 и установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания; ученическая: в результате освоения данного модуля учащиеся овладеют умением соотносить цифру 5 с числом предметов, узнают состав числа, научатся складывать и вычитать числа в пределах 5, различать изученные математические знаки.

Тип урока: постановка и решение учебно-практической задачи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

Оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, сравнивание своих достижений.

Познавательные: обучения высказываниям своих предположений; анализирование и сравнение предметов,  геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия.

Культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень.

Знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский.

Способ действия: определения состава числа репродуктивный; продуктивный; исследовательский.

Образовательные ресурсы: Образцы с цифрой 5 , презентация к уроку.

Сценарий урока

I.Организационное начало.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

II.Актуализация опорных знаний.

Личностные УУД:  самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование целей и задач; умение осуществлять действия по образцу и заданном правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счет средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразование объекта и выделение его существенных характеристик.

Коммуникативные УДД: овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи; следования психологическим принципам общения.

1.Математический диктант.

  • Сколько ушей у двух мышей? (4)
  • Нарисуйте столько квадратов, сколько крыльев у птицы. (2)
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)
  • Подарил утятам ёжик

Шесть красивеньких сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (3)

  • В пирог вонзилась одна вилка.

Сколько там осталось дырок? (4)

2. Ориентирование в пространстве. (Геометрическая пропедевтика)

Слайд 2

- Какая фигура находится на первом плане?

- Что можно сказать про квадрат?

- Есть другие мнения?

Смена слайда.

- Какая фигура теперь на первом плане?

- Какая фигура на заднем плане?

- Что вы можете сказать про квадрат?

- Где он находится?

III. Открытие нового.

Слайд 3

1.Работа с ребусом.

Отгадайте ребус. Возьмите первые слоги у названия птицы и сказочного героя и сложите их вместе. Какое слово получилось? (Сочи)

Слайд 4

- Что вы можете рассказать об этом слове? (ответы детей)

В 2014 году в России впервые пройдут Зимние Олимпийские игры. А состоятся они не «там, где всегда мороз». Примет Олимпиаду 2014 самый теплый город нашей страны — субтропический Сочи.

- Посмотрите на слово. Посчитайте количество согласных букв.

- Сколько согласных в слове? (2)

- Все согласны?

- Увеличьте это число на три.

- Какое число получилось?

- Кто не согласен?

- Кто мне сможет назвать тему нашего урока? (Число и цифра 5

- Какие цели поставим перед собой? (научиться писать цифру 5; узнать состав числа 5)

Слайд 5

- И первое, что мы должны сделать, научиться писать цифру 5.

Ведём наклонную палочку до середины клеточки, рисуем полуовал, в двух местах цепляемся за клетку и рисуем хвостик в правый угол клетки.

- Сколько элементов потребовалось для записи цифры 5? (3)

- Продиктуйте мне элементы, а я буду писать.

- Возьмите листочек, на котором написана цифра 5, маркер. Обведём цифру 5 по счёту (1,2,3)

( Можно попробовать написать пальчиком на парте, на ладошке, в воздухе.)

- Откройте тетради и напишите цифру 5 по правилам.

- Подчеркните самую красивую цифру красным карандашом.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и обведите в кружок самую удачную цифру у него в тетради.

IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

Слайд 6

- Посмотрите на герб Сочи. Из скольких частей он состоит?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на герб города?

- Герб города Сочи разделен на четыре части. В первой части три горы с вечными снегами и ледниками. Во второй части пальма – дерево, символизирующее субтропики. В третьей части восходящее, пламенеющее солнце. В четвертой части – пояс, представляющий волны Черного моря. Пятое, связующее звено, представляет собой «чаша с огненной водой» - символ знаменитых сероводородных минеральных источников.

- Какие ассоциации у вас возникают с числом 5?

- Скажите, какие Олимпийские символы вы знаете?

- Какой из символов Олимпиады подойдёт к нашему уроку?

Слайд 7

- Посчитаем их. Почему именно пять колец? (5 континентов.)

- Олимпийские кольца символизируют единство, объединение пяти континентов.

- Запомните расположение колец и воспроизведите их расположение. Сколько человек потребуется для выполнения этого задания? (Команды мальчиков и девочек выполняют задание)

- Проверьте правильность выполнения задания. (анимация)

Слайд 8

- Мы находимся в Олимпийской деревне. Организаторы столкнулись с проблемой: на каждом этаже должно жить по пять  спортсменов. Помогите организаторам расселить спортсменов.

- Какие проблемы могут ещё возникнуть у организаторов при расселении?

- Назовите профессии людей, которые будут обслуживать спортсменов.

- Кто является талисманом нашей сборной?

Слайд 9

- Чебурашка привёз нам из Ванкувера таблицу рейтинга стран участниц Олимпиады. Посмотрите и скажите, на каком месте была Россия?

- Какие из стран завоевали столько золота, сколько подходит под тему нашего урока?

- Чебурашка просит нас составить математический рассказ о медалях, завоёванных нашей сборной. Но прежде чем вы приступите к работе, скажите, чем математический рассказ отличается от рассказа? (в математическом рассказе много чисел; он короткий; обязательно нужно о чём-то спросить)

- Составляем математический рассказ.

- Как будем решать?

- О чём ещё можно спросить?

Слайд 10

- Чебурашка принёс нам ряд символов. Скажите, с чем мы можем сравнить этот ряд символов? (числовой луч)

- Вспомним, что происходит при движении вправо по числовому лучу? Влево?

- Посмотрите внимательно и скажите, месяц больше или меньше звёздочки?

- Кто считает иначе?

- Цилиндр больше или меньше стрелочки?

- Если к сердечку прибавить месяц, то чему будет равна сумма?

- Какой знак мы поставим между суммой треугольника и звёздочки и звёздочки и треугольника?

Слайд 11

- Прочитайте стихотворение Евгения Шварца.

Все должны об этом знать,

Чувств у человека – пять:

Это обоняние, вкус и осязание.

Не забудь о главных двух:

Это зрение и слух.

- Мы прочитали стихотворение об органах чувств, без которых человеку сложно было бы жить. Посмотрите следующий слайд. Постарайтесь запомнить фамилии  тех, кто поразил вас, и скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.

Слайд 12

- Каких спортсменов вы запомнили? Почему?

- Скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.

(восторг, гордость, патриотизм, единение, радость…)

- Я очень рада, что вы почувствовали гордость за свою страну.

- Отличаются ли чувства, которые вы мне сейчас перечислили, от чувств, которые описал Евгений Шварц? Чем?

Слайд 13.

- В 2014 году наша страна будет принимать ХХII Олимпийские игры. Это большая честь и ответственность. Я очень надеюсь, что в будущем ваши имена будут известны в спорте, в политике, в экономике. За вами будущее России!

V. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели?

- Что мы успели повторить?

- Что бы вы сказали о своей работе?

- Кого бы хотели поблагодарить?

- Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

Литература:

Л.Г.Петерсон Методические рекомендации к учебнику «Математика» 1 класс, М. «Ювента» 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...