"Время. Единица времени-час»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Меркулова Дарья Романовна

В документе представлен подробная технологическая карта урока . Типо урока-изучение нового материала. Урок построен в занимательной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikant.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Тип урока: Изучение нового материала
       

Технологическая карта урока по математике.                                                                 

Тема урока

«Время. Единица времени-час»

Цель

 Формирование представления о времени, введение единицы измерения час.

Задачи

 Образовательные:

1) Познакомить учащихся с единицами времени и их соотношениями, с историей возникновения часов, видами часов;

2) Научить определять время по часам;

3) Сформировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах времени.

Развивающие:

1) Развивать речь, операции мышление(анализ, мышление, абстрагирование);

2) Развитие долговременной памяти.

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к математике, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

3) Воспитывать активность, усидчивость, прилежание, трудолюбие, любовь к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
  • Развивают устную речь, логическое мышление;
  • Учатся высказывать свою точку зрения.

Формируемые УУД:

- Личностные

  • Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ;
  • Умение делать выбор
  • Выражают свое мнение

-  Регулятивные  

  • Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;
  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную  задачу;
  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные  

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • Слушать и понимать речь  других;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии ;

- Познавательные  

  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;
  • Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её ;
  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы ;
  • Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков ;
  • Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения; 
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Часовая и минутная стрелка.

Межпредметные связи

Связь с литературой, историей.

Оборудование

 

Учебник для 2-го класса, мультимедиа проектор, презентация Power Point, карточки для работы в парах, видеофрагмент, карточки для взаимной проверки.

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Создает эмоциональный  организационный настрой учащихся.

Прозвенел долгожданный звонок.

Урок с нетерпением встречи с вами ждет.

Задания интересные приготовил для вас,

Чтобы дружно работал весь второй класс.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Романовна, садитесь.

Не стыдно не знать, Стыдно не учиться.”

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

 Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

Проверяют свою готовность к уроку, рабочее место, настраиваются на урок.
Слушают учителя.

Взаимное приветствие.

Отвечают на вопросы.

Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции.

Уметь организовывать свое рабочее место.
(Регулятивные УУД)
Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.(Коммуникативные УУД).

2 мин

II.  Актуализация знаний.

Задача:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений.

Устный счет.

Во сколько раз надо увеличить число 9, чтобы получить 72?

а) в 8 раз

б) в 9 раз

в) в 7 раз

Масса кошки 3 килограмма, а собаки - в 4 раза больше. Узнай массу собаки.

а) 5 кг

б)12 кг

в) 7 кг

Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?

-Что известно про Витю?

Если он не делал кораблика и змея, какую игрушку сделал он? (Аиста) .

-Что известно про Сашу?

Если он не делал кораблик, а Аист занят, какую игрушку он сделал? ( Змея)

-Какая игрушка осталась Андрею, если аист и змей занят? (Кораблик).

Надо уметь быстро решать примеры и давайте постараемся за  минуту решить ряд примеров.

- Наш помощник сегодня трудолюбивая Минутка. И она предлагает вам посчитать примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам, пока льётся песок в сосуде).

Сколько успеем посчитать примеров ?

7*3=21

2*5=10

4*4=16

3*4=12

6*3=18

4*5=20

2*7=14

8*3=24

- Молодцы.

 

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Считают примеры за минуту.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь
 слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  
(
Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

5 мин

III. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Создает проблемную ситуацию, порождающую удивление и организует короткую дискуссию относительно её. Подводит итог беседы и формулирует тему урока, четко определяет задачи.

- Любите ли вы сказки?

-Какие сказки вы знаете?

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из одной замечательной сказки, а вы постарайтесь отгадать название и автора сказки. (если нет видео, то чтение).

«… – Поезжай, моя милая! Ты это заслужила! – воскликнула фея. – Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится: твое платье снова превратится в лохмотья, а карета – в обыкновенную тыкву. Девушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи и, сияя от счастья, отправилась на бал»

- Вспомните, что произошло с Золушкой после бала.

-Что наказала Золушке Фея?

- А как вы думаете, если бы она хорошо ориентировалась во времени, такого бы не случилось?

 - Так что же важно знать и уметь?

-Почему?

- С помощью чего же люди ориентируются во времени?

- Может быть, кто-то догадался, о чём мы сейчас поговорим?

-Верно, тема нашего урока время, час.

-Ребята, давайте поставим задачи на начало урока, что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться?

Познакомится ……..

Научиться …………

Научиться решать задачи с…………

-А как вы думаете, обычный человек может распоряжаться временем, как могла это делать фея?

-Ребята, фея –повелительница времени. Она знает о нем все. И сегодня она прилетит на наш урок, если мы будем активны и внимательны.  

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Просмотр видео.

Отвечают на вопросы.

Ставят задачи на урок.

Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение. осознавать свою учебную задачу.

  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
(Личностные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД).

 

3-5 мин

IV.  Изучение нового материала.

Задача: создать условия для успешного восприятия нового материала.

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

Для того, чтобы перейти к сегодняшней теме, давайте выполним задание №1 на странице 32.

Найдите «лишнее» слово:

А) площадь, объем, цвет, масса

Какое лишнее слово? Почему?

Б) метр, дециметр, длина, сантиметр

Какое лишнее слово и почему?

В) метр, литр, сантиметр, дециметр

Какое лишнее и почему?

Молодцы!

Скажите, как можно назвать длину, массу, объем по-другому? Что это?

Давайте решим задачи, которые даны нам в задании №2.

Прочитайте условие задачи под буквой «а».

А) Для поездки на работу Катиной маме требуется один час, а папе – два часа. Чья поездка занимает больше времени и на сколько?

Что дано нам в задаче?

Что нам нужно найти?

Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Как?

Прочитайте задание под «б»

Б) Чтобы очистить овощи и подготовить продукты для приготовления обеда, Катиной бабушке нужен час, и столько же времени требуется, чтобы сварить еду. Сколько всего времени нужно Катиной бабушке, чтобы приготовить обед?

Что нам дано?

На какой вопрос мы должны ответить?

Мы можем ответить на этот вопрос? Какое будет решение?

-Что мы с вами сейчас складывали и вычитали? (время).

-Если мы можем время посчитать, можно ли сказать, что время – это величина?

Какие единицы измерения времени вы знаете?

Какой прибор служит для измерения времени?

Давайте прочитаем определение, которое дано нам в рамке после задач.

-Так что же такое время?(это величина).

 Как называется прибор, для измерения времени? (часы) .

-Назовите единицу измерения времени? (час)

-Хорошо ребята.

- Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим? на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня по часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

- А вы знаете, когда появились первые часы?

Как я уже говорила, на наш урок прилетит Фея. Сегодня она пришла к вам в гости, чтобы рассказать какие часы появились первыми, и какие существуют виды часов. Давай те позовём его так, с каким звуком работают часы(тик так).

- Здравствуйте ребята, я услышала, что вы очень хотите узнать, все о часах и времени. И сегодня с здесь, для того, чтобы рассказать вам все, что знаю сама.

Есть и такие часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Такие часы назывались водяные.

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы.

У этих часов нет ни стрелок. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Часы переворачивают и счет времени продолжается.  Такие часы называются песочные.

Еще одним интересным видом часов стали часы огневые – тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по все длине шкалой, сгоравшие за определенное время.

Самые новые часы, это электронные часы, посмотрите на них.

-Какие пословицы и поговорки про время вы знаете?

-А как вы понимаете пословицу «Делу время- потехе час»?

-А что такое потеха? (Забава, веселье).

-Хорошо ребята, как говорилось в пословице «Делу время, потехе час», у меня еще очень много дел и мне пора. До свидания.  

-Ребята, фея рассказала нам много интересного. Давай те проводим его и скажем спасибо(спасибо).

- Ребята, а сейчас встаньте, мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку.

Физминутка.

- Давайте рассмотрим часы,  о которых Фея нам не рассказала. Эти часы называются механические.

-Скажите, а где вы встречали такие часы?

-А какие часы самые главные? Где они находятся?

Спасская башня — выходящая на Красную площадь одна из 20 башен Московского Кремля. В башне расположены главные ворота Кремля, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты. Размер  циферблата около 7 метров.

Для того, чтобы узнать из чего состоят эти часы, отгадайте загадку.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, - каждый час. (стрелки).

-Понаблюдайте и расскажите, что вы увидели, заметили что-то интересное.

- Маленькая стрелка часов - часовая. Она проходит от одной большой черточки до другой за 1 час. Большая стрелка - минутная. Она проходит от одной маленькой черточки до другой за 1 минуту.

— Давайте сосчитаем на  моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого.

— А сколько всего этих чёрточек? Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.

-Если мы с вами сказали, что всего 60 маленьких черточек есть на часах, значит, сколько же в часе минут? (60).

Работа по циферблатам.

Для того, чтобы проверить, как вы поняли работу механических часов поработаем в парах.

Я вам раздам модель часов. Установите поочередно стрелки так, чтобы они показывали:

9 часов (вызываю 1 человека к доске) Все согласны?

12 часов

5 часов

8 часов
7 часов

1 час.

Молодцы!

Откроем свои тетради, запишем число, классная работа.

Какое сегодня число? (21).

-Что мы знаем про это число? Какое оно? (Двухзначное, состоит из двух десятков и 1 единицы. Соседи этого числа 20 и 22. ).

-Хорошо. Прочитаем задачу под №5.

К празднику 8 марта Лена приготовила подарки для мамы и бабушки. Она вышивала салфетку в течение 7 дней по 2 часа и шила прихватку для кухни в течение 3 дней по 1 часу. Сколько всего времени понадобилось Лене для приготовления подарков?

  1. Анализ

Что нам дано в задаче?

Что нам нужно найти?

  1. Поиск решения

Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Что  найдем сначала? Как?

Что нам еще нужно найти? Как?

Мы можем ответить на вопрос задачи? Как?

  1. Запись решения

-Запишем решение. Что найдем 1 действием?  Сколько часов Лена вышивала салфетку. 7*2=14 часов

-Что найдем 2 действием?  Сколько часов Лена вышивала салфетку.

3 * 1 = 3 часа

-Что найдем 3 действием? 14 + 3 = 17 часов понадобилось Лене, чтобы приготовить подарки.

  1. Ответ

-Какой ответ будет в задаче? 17 часов.

- И вновь задание, которое предлагает нам Минутка.

- Посмотрите ровно минутку, запомни ряд чисел и запиши в тетрадь по памяти .

5 ч. , 10 ч.,  15ч ,  3ч., 7 ч., 50 мин.

- Какое число ты исключил?

-Сейчас мы поработаем с уравнениями, а для того чтобы не сделать ошибку, вспомним, как находятся неизвестные числа.

А+в= с

-Как найти А? ( с-в)

Самостоятельная работа.

Далее выполним задание 7.

Х*7=21

Х*7=21

Х=21:7=3

Х=3

Проверка:

3*7=21

21=21

Х+18=25

Цвет, т.к. остальные слова – единицы измерения

Длина, т.к. метр, дециметр и сантиметр – единицы измерения длины.

Литр, т.к. он не относится к единицам длины.

Единицы измерения

Читают задачу.

Что Катина мама для поездки на работу требуется час, а папе – два часа.

Чья поездка занимает больше времени и на сколько?

Да, 2-1=1

На 1 час больше поездка папы дольше, чем у мамы.

Что Катиной бабушке нужен час, чтобы очистить овощи и подготовить продукты, и столько же времени, чтобы сварить еду.

Сколько всего времени нужно Катиной бабушке, чтобы приготовить еду?

Да, 1+1=2 часа понадобится Катиной бабушке. Чтобы приготовить еду.

Да

Секунда, минута, час…

Часы.

Читают определение из учебника.

Слушают истории.

Выполняют физминутку.

Слушают рассказ.

Работают на образцах часов в парах.

Лена вышила салфетку маме в течение 7 дней по 2 часа и шила прихватку в течение 3 дней по 1 часу.

Узнать, сколько всего времени понадобилось Лене для приготовления подарков.

Нет, потому что мы не знаем, за сколько часов Лена вышила салфетку и сколько часов шила прихватку.

Сколько часов Лена вышивала салфетку.

7 * 2 = 14 часов

Сколько Лена шила прихватку.

3 * 1 = 3 часа

Да.

14 + 3 = 17 часов понадобилось Лене, чтобы приготовить подарки.

Записывают числа по памяти.

 Самостоятельно выполняют упражнение.

Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия,  осуществлять контроль, сравнивая результат с эталоном.

Корректировать действие по ходу его выполнения, после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.

 (Регулятивные УУД).

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию.(Коммуникативные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

25-30 мин.

VI. Итог урока.

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

-С какими единицами времени мы познакомились?
- Сколько в одном часе минут?

-Что показалось вам интересным?

 - Что было для вас новым?

-Перечислите, какие виды часов вы знаете?

-Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД);

1-2 мин.

VII Рефлексия.

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

-Красный смайлик- я все хорошо понял, мне было интересно.

Желтый смайлик- мне все понятно, но материал не всегда интересен.

Зеленый смайлик- я не все понял, но мне было интересно.

Синий смайлик- я ничего не понял и на уроке скучал.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке и закрепления полученных знаний.

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения. (Познавательные УУД)

 1 мин

VI Дача домашнего задания.

Задача: проконтролировать запись домашнего задания.

- А, сейчас откройте дневники и запишите домашнюю работу. Домашнее задание сегодня на выбор .1 вариант. Составить свой режим дня по   пословице «Делу время - потехе час» (с указанием времени отдыха и работы).

2 вариант- стр. 33 №6,8.

Нашу работу я бы хотела закончить стихотворением.

Если умеешь жить по часам,

Время тебе послушно,

Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.

До свидания.

Записывают домашнюю работу.

2-3мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Время. Единицы времени"

Данный урок входит в раздел: "Величины". Цель урока: обобщение знаний по теме "Время. Единицы времени". При выполнении заданий обучающиеся не только повторяют и обобщают программный материал, но и зна...

Презентация. Самоанализ урока математики в 4 классе "Время. Единицы времени"

Данный урок входит в раздел: "Величины". Цель урока: обобщение знаний по теме "Время. Единицы времени". При выполнении заданий обучающиеся не только повторяют и обобщают программный материал, но и зна...

Время. Единицы времени. Самостоятельная работа для 3 класса

Материал самотоятельной работы направлен на выявление знаний учащихся по теме "Единицы времени"...

Презентация к уроку математики во 2 классе УМК "2100" на тем у"Время. Единица времени. Час".

Презентация развивает представления детей о времени, о единицах времени. Учащиеся знакомятся с различными часами, учатся определять по часам время....

Математика. Урок 94. Время. Единица времени - час.2 класс.Презентация

Презентация составлена к уроку математики во 2 классе  УМК "Школа 2100": автор учебника: Т. Е. Демидова ,  по теме «Время. Единица времени - час».Урок явля...