Методика изучения чисел первого десятка для детей с ОВЗ (школа VIII вида)
статья по математике (1 класс) на тему
Методика изучения чисел первого десятка в 1 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mo.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения чисел первого десятка для учащихся с ОВЗ.
Дети с нарушением интеллекта, приступая к обучению в школе, еще не готовы к усвоению математических знаний. В целях подготовки их к систематическому обучению математике в коррекционной школе VIII вида существует пропедевтический период, которому отведена целая учебная четверть. Несмотря на большой отрезок времени, выделяемый на пропедевтический период, уточнение количественных, пространственных и других представлений будет продолжаться и тогда, когда школьники приступят (начиная со второй четверти первого класса) к знакомству с числами первого десятка, простейшими геометрическими фигурами и т. д.
В отдельных школах VIII вида могут быть организованы пропедевтико-подготовительные классы. В этом случае у, учителя имеется больше возможностей для уточнения диагноза, с которым ученик поступает в школу, а также для решения задач, указанных выше.
Принятые в первый класс школьники резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта-нарушения развития познавательных способностей. В каждом классе в зависимости от возможностей усвоения математических знании могут быть выделены следующие группы учащихся.
Первая группа - это наиболее способные ученики, которые достататочно свободно владеют связной речью, могут под руководством учителя прийти к элементарным выводам, самостоятельно установить простейшие причинные связи. Некоторым из них доступны анализ приобретенных ранее представлений и их обобщение.
Ко второй группе можно отнести учеников, которые такой, возможностью не обладают и нуждаются в привлечении средств наглядности на всех этапах учебной деятельности.
Наиболее сложной в обучении является третья группа учащихся. К ней можно отнести детей, которые не имеют обобщенных представлений, не могут использовать свой прошлый опыт. Накопление сведений об окружающей действительности у них происходит очень медленно с большим трудом эти дети могут запомнить, а затем воспроизвести предметные действия, отчитаться о них (со слов учителя), дать количественные оценки. Знания и умения закрепляются у них не в полном объеме.
Для того чтобы все школьники могли успешно усваивать изучаемый материал, учителю необходимо учитывать их возможности, степень самостоятельности, дифференцированно подходить к действиям учащихся во внешнем и внутреннем планах, к использованию наглядных пособий ит.д.
В связи с тем, что состав класса крайне неоднороден, необходимо начинать изучение новых программных тем на уровне, доступном всем учащимся, обучать детей самым легким приемам работы. Такими приемами будут предметно-практические действия. Все школьники учат раскладывать предметы, перемещать их, делать вывод, опираясь на вопросы учителя.
В ходе изучения числа 1 учащиеся учатся откладывать одну косточку на счетах. Возможны более сложные задания, в которых необходимо выделить единичный предмет среди других. После этого учитель дает задание выделить не единичный предмет, а отдельную группу предметов: пучок счет палочек, букет цветов, набор карандашей, связку книг, пачку тетрадей. Количественное числительное 1 сопоставляется с порядковым числительным 1-й. Если на полке стоят в ряд игрушки, можно говорить о первой игрушке и одной, которую можно взять с любого места в ряду. При изучении последующих чисел 2-10 учитель использует метод прибавления к предыдущему (ранее изученному) числу.
Наконец, учитель знакомит учащихся с цифрой 1- единицей. Он показывает большую карточку с печатной цифрой (такие карточки со всеми числами первого десяти нулем должны составить демонстрационный числовой ряд).
Дети по очереди выходят к столу учителя и указательным пальцем обводят цифру (движение пальца такие же, как при письме цифры).
У каждого ученика должна быть касса цифр. Учитель заполняет один кармашек - тот, в котором должны лежать таблички с единицей. Дети находят этот кармашек у себя в кассе, достают табличку с единицей, рассматривают цифру, обводят ее карандашом.
Учитель пишет на доске цифру 1 (прописью) и на некотором расстоянии повторяет ее несколько раз. Затем задает вопросы: «Что написано на доске? Какая написана цифра?»
После этого он показывает, как пишутся элементы прописной цифры. Школьники повторяют движения вслед за учителем, рассматривают образцы в тетради, пытаются их копировать.
Число 1 наименьшее из чисел натурального ряда, поэтому учитель предлагает сравнивать не только один и много предметов, но и один и несколько предметов.
Когда ученики будут знать цифру 1, можно предложить такие упражнения: учитель показывает цифру 1 дети один предмет (палец, косточку на счетах), учитель поднимает один предмет - дети показывают карточку с числом 1; у учителя в руках предметов больше, чем, один, - школьники ничего не поднимают и т. д.
Таким образом изучение каждого числа первого десятка происходит в следующей последовательности.
На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать мосто числа в числовом ряду, познакомить с соотношением количества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известно-ю учащимся отрезка натурального ряда.
На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).
На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа. Количество таких уроков зависит от величины изучаемого числа и состава класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...
Роль занимательности в процессе изучения чисел первого десятка
Статья посвящена тому, что очень важно на первых этапах изучения чисел первого десятка использовать занимательность и приведены некоторые виды заданий!...
Роль занимательности в процессе изучения чисел первого десятка
Презентация наглядно показывает, какие виды заданий желательно использовать на уроках математики при знакомстве с числами первого десятка!...
Изучение чисел первого десятка
Карточки для изучения числа первого десятка. В просмотре на сайте таблицы и картинки сбиты, но в самом файле когда скачаете будет всё ровно....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит инте...
Методика работы над предложением в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Опыт работы...
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Методика изучения чисел первого десятка обучающихся с умственной отсталостью...