Математические сказки
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Рахматулина Екатерина Юрьевна

Технологическая карта урока-проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki_3_klass.docx694.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике

в 3 классе

Математические сказки 

Учитель

 Рахматулина Екатерина Юрьевна

Класс

3

Предмет

Математика

Тема

Математические сказки

Дата

 г.

Тип урока

Урок-проект

Используемые

Технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии групповой деятельности

Место и роль урока в изучаемой теме

Тема «Математические сказки» изучается 1 час, входит в раздел «Табличное умножение и деление», подраздел «Площадь. Единицы площади», на изучение данного подраздела отводится 3 часа.

Цели

Дидактическая: Познакомить с логическими играми и математическими сказками;

Образовательная: Научить анализировать и составлять математические сказки.

Развивающая: Развивать умение работать самостоятельно и в парах.

Воспитательная: Прививать любовь к математическим сказкам.

Задачи

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • формирование навыков анализа;
  • формирование навыков составления математических сказок;
  • формирование навыков выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, нетбуки; лист самооценки

Формы, приемы, методы

Работа в парах,  фронтальный опрос, прием „“Взаимопроверка“, игра „Угадай число“, игра „Одиннадцать палочек“, прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“, прием „Корзина идей“, „Ключевые слова“, прием написания эссе, рефлексия в форме „Синквейн“

Интеграция предметов

Литературное чтение

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • учащиеся научатся анализировать и сочинять математические сказки

Метапредметные результаты:

  • коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
  • регулятивные УУД: Умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, работу в паре. Оценивает свою работу и работу своего напарника, а также и других пар.  
  • познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на готовые математические сказки и жизненный опыт. Правильно ставит цели и задачи. Делает выводы, умеет расказывать сказки, привлекая к себе внимание окружающих.

Личностные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ.
  • слушают других и принимать иную точку зрения.
  • оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

Урок построен в рамках системно – деятельностного и личностно-ориентированного подходов. С целью реализации на уроке системно – деятельностного и личностно-ориентированного подходов на данном уроке я использую приемы технологии критического мышления.

Поэтому структура урока построена тоже по технологии развития критического мышления:

  1. Стадия вызова (побуждение к уроку)
  2. Стадия осмысления
  3. Стадия рефлексии

Каждая фаза урока выполняет задачи при помощи приемов технологии РКМ.

I фаза – стадия ВЫЗОВА.

II фаза – стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.

III фаза – стадия РЕФЛЕКСИИ.

  • прием „Лови ошибку“
  • прием «Решение по кругу»
  • прием «Зигзаг»
  • Игра „А знаете ли вы, что...?“
  • таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“

  • Прием „Кластер“
  • таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“

Ход урока:

Эап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 

УУД

1

ВЫЗОВ

Актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 - Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Коммуникативные: 

 высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.

Личностные:

эмоционально настраиваются на изучение нового материала.

Повторить изученные материал при помощи приема «Взаимопроверка»

Учитель раздает карточки, просит решить задачу в паре, обсуждая решение и ответ.

Несколько учеников получают карточку с заданием. Задачу решают в паре. Записывают кратко задачу в таблице и решают ее. Затем после окончания пары меняются решенными задачами и проверяют.

Задания: Запиши задачу кратко в таблицу и реши ее.

Задача: На 32 руб.купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.?

Познавательные: умеет решать задачу.

Коммуникативные: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

- Почему в первом случае получилось задуманное число?(игра «Угадай число»)

-Почему во втором случае получилось задуманное число?

- Кто догадался, как нужно начать игру, чтобы выиграть? (игра «Одиннадцать палочек»)

Примерный ответ. Задуманное число сначала увеличили в 5 раз, затем прибавили к результату задуманное число, т.е. в итоге задуманное число умножили на 6, а затем разделили на 6. Если задуманное число сначала умножить, а потом разделить на 6, получится то же самое число.

- В ходе вычислений задуманное число сначала увеличивают в 10 раз, а затем уменьшают в 10 раз, поэтому в итоге получается то же самое число.

Примерный ответ:

- Делая первый ход, нужно взять две палочки, их останется 9. Сколько бы не взял после этого второй игрок, необходимо следующим ходом оставить на столе 5 палочек. Это можно сделать в любом случае. Тогда сколько бы из этих 5 палочек не взял противник, ему можно оставить только одну, которая и будет последней.

Работа по учебнику.

1) №1, стр. 49

Работа в парах. Учащиеся решают задачи и обсуждают ответ на вопрос «Почему получилось задуманное число?»

2) №2, стр 49

Работа в парах на нетбуках.

Два ученика работают на интерактивной доске.

Коммуникативные:

  в рамках совместной учебной деятельности слушают  других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.

 Личностные:

проявляют интерес к изучению темы.

Регулятивные:

определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя.

3

ОСМЫСЛЕНИЕ

Формулировка темы и цели урока

Учитель на слайде показывает слова, часто используемые в сказках. (прием «Ключевые слова»)

Учащиеся по ключевым словам формулируют тему урока и ставят цель к уроку.

На слайде:

Жили-были…

В тридевятом царстве…

Однажды…

В некотором государстве...

И я там был, и мед я пил…

познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на ранее прочитанные сказки. Правильно ставит цели и задачи.

Физминутка

Отдых

Направляет учащихся

Повторяют за учителем движения

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим –

Раз, два, три,четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение руками вперед и назад)

Личностные:

Проявляют интерес к физическим упражнениям, получают удовольствие от упражнений

4

ОСМЫСЛЕНИЕ

- Кто из вас любит сказки? Чему учат сказки?

- Кто знает математические сказки?

(прием «Чтение с остановками. Вопросы Блума»)

- Почему треугольник, увидев радостного соседа, удивился и рассердился?

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

- Для чего нужны математические сказки?

- Прочитайте темы проектов, предложенные авторами учебника. Как вы думаете, о чем может быть сказка?

- какая тема вам больше всего понравилась?

- Кто может предложить свою тему? (прием «Корзина идей»).

Далее учитель дает групповое задание по ключевым словам придумать коротенькую сказку. (на слайде) (прием «Написание 5-минутного эссе»)

Ответы детей

Ответы детей

(читают сказку)

- У квадрата углов стало не 4, а 5. Он стал пятиугольником.

Ответы детей.

- Они, как и все сказки, учат добру и ещё помогают понять математические правила.

Учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранной темой, распределяют работу. Далее выбирается форма отчета и устанавливаются сроки выполнения работы.

Дети распределяют свои обязанности в группе. Выбирают один из вариантов ключевых слов

Чтение начала сказки на стр. 50 учебника.

Учащиеся читают начало сказки с остановками, выясняя вопросами детали.

Учащиеся объединяются в группы. Чтобы выбрать тему проекта придумывают названия сказок и забрасывают идеи в корзину.

На слайде показаны 2 варианта ключевых слов.

Личностные:

проявляют интерес к способам решения новой частной задачи;

 оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

Познавательные: 

задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные: 

слушают других, высказывают свою точку зрения,  оформляют свои мысли в устной  форме.

Регулятивные:

оценивают свою  работу по заданным критериям.

4

РЕФЛЕКСИЯ

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности

- составьте синквейн на тему «Сказки».

Выслушиваются сиквейны учащихся, придуманные в паре.

Синквейн:

1. Сказки.

2. Математические, волшебные.

3. Учат, рассказывают, придумывают.

4. Сказка – ложь, да в ней – намек.

5. Математические сказки.

Правило написания синквейнов изображен на слайде:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть тем

Личностные:

объясняют самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.

Регулятивные:

оценивают свою  работу по заданным критериям.

- Чем вам запомнился сегодняшний урок?

- Чем он был для вас полезен?

5

Объяснение домашнего задания

Четко сформулировать домашнее задание, объяснить

- Начать работу над проетом.

Домашнее задание: Работа над проектом.

Литература:

  1. Моро М.И. и др.  Учебник по математике. 3 класс. – М: Просвещение, 2014. –
  2. Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. («Школа России»)  3 класс. – М: ВАКО, 2014. – 448 с. – (В помощь школьному учителю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая сказка

Когда дети прошли числа в пределах ста, можно поставить такую математическую сказку.(впервые она была поставлена в педколлидже-лицее№4 в 90х годах )...

Математическая сказка "Спор"

Внеклассное занятие по математике...

Математическая сказка. 1 класс, УМК "Школа России"

Урок повторения изученного материла в игровой форме. Повторять приемы сложения и вычитания вида "+" "-" 3,4, 5 детям помогают герои сказки "Колобок"...

Презентация "Математическая сказка"

Презентация "Математическая сказка" к внеклассному занятию по математике в 1 классе, программа XXI Век...

Урок -закрепление математика 1 класс "Путешествие в математическую сказку"

Урок математики 1 класс 2 четверть по учебнику М.и.Моро...

Математическая сказка.

Творческая работа "Математическая сказка" ученика 3 класса Захарова Александра....

Проект по математике "Математическая сказка" УМК "Школа России"

Творческая работа по математике ученика 3 - го класса "Путешествие в сказку"....