Учитель | Рахматулина Екатерина Юрьевна |
Класс | 3 |
Предмет | Математика |
Тема | Математические сказки |
Дата | г. |
Тип урока | Урок-проект |
Используемые | Технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии групповой деятельности |
Место и роль урока в изучаемой теме | Тема «Математические сказки» изучается 1 час, входит в раздел «Табличное умножение и деление», подраздел «Площадь. Единицы площади», на изучение данного подраздела отводится 3 часа. |
Цели | Дидактическая: Познакомить с логическими играми и математическими сказками; Образовательная: Научить анализировать и составлять математические сказки. Развивающая: Развивать умение работать самостоятельно и в парах. Воспитательная: Прививать любовь к математическим сказкам. |
Задачи | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формирование навыков анализа;
- формирование навыков составления математических сказок;
- формирование навыков выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы.
|
Оборудование | Интерактивная доска, проектор, нетбуки; лист самооценки |
Формы, приемы, методы | Работа в парах, фронтальный опрос, прием „“Взаимопроверка“, игра „Угадай число“, игра „Одиннадцать палочек“, прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“, прием „Корзина идей“, „Ключевые слова“, прием написания эссе, рефлексия в форме „Синквейн“ |
Интеграция предметов | Литературное чтение |
Планируемые результаты: |
Предметные результаты: - учащиеся научатся анализировать и сочинять математические сказки
| Метапредметные результаты: - коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
- регулятивные УУД: Умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, работу в паре. Оценивает свою работу и работу своего напарника, а также и других пар.
- познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на готовые математические сказки и жизненный опыт. Правильно ставит цели и задачи. Делает выводы, умеет расказывать сказки, привлекая к себе внимание окружающих.
| Личностные результаты: - понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ.
- слушают других и принимать иную точку зрения.
- оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
|
Урок построен в рамках системно – деятельностного и личностно-ориентированного подходов. С целью реализации на уроке системно – деятельностного и личностно-ориентированного подходов на данном уроке я использую приемы технологии критического мышления. Поэтому структура урока построена тоже по технологии развития критического мышления: - Стадия вызова (побуждение к уроку)
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Каждая фаза урока выполняет задачи при помощи приемов технологии РКМ. I фаза – стадия ВЫЗОВА. | II фаза – стадия ОСМЫСЛЕНИЯ. | III фаза – стадия РЕФЛЕКСИИ. | - прием „Лови ошибку“
- прием «Решение по кругу»
- прием «Зигзаг»
| - Игра „А знаете ли вы, что...?“
- таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“
| - Прием „Кластер“
- таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“
|
Ход урока: |
№ | Эап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1 | ВЫЗОВ
| Актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | - Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке. Личностные: эмоционально настраиваются на изучение нового материала. |
| Повторить изученные материал при помощи приема «Взаимопроверка» | Учитель раздает карточки, просит решить задачу в паре, обсуждая решение и ответ. | Несколько учеников получают карточку с заданием. Задачу решают в паре. Записывают кратко задачу в таблице и решают ее. Затем после окончания пары меняются решенными задачами и проверяют. | Задания: Запиши задачу кратко в таблицу и реши ее. Задача: На 32 руб.купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.? | Познавательные: умеет решать задачу. Коммуникативные: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
|
| - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися | - Почему в первом случае получилось задуманное число?(игра «Угадай число»)
-Почему во втором случае получилось задуманное число?
- Кто догадался, как нужно начать игру, чтобы выиграть? (игра «Одиннадцать палочек») | Примерный ответ. Задуманное число сначала увеличили в 5 раз, затем прибавили к результату задуманное число, т.е. в итоге задуманное число умножили на 6, а затем разделили на 6. Если задуманное число сначала умножить, а потом разделить на 6, получится то же самое число.
- В ходе вычислений задуманное число сначала увеличивают в 10 раз, а затем уменьшают в 10 раз, поэтому в итоге получается то же самое число.
Примерный ответ: - Делая первый ход, нужно взять две палочки, их останется 9. Сколько бы не взял после этого второй игрок, необходимо следующим ходом оставить на столе 5 палочек. Это можно сделать в любом случае. Тогда сколько бы из этих 5 палочек не взял противник, ему можно оставить только одну, которая и будет последней. | Работа по учебнику. 1) №1, стр. 49 Работа в парах. Учащиеся решают задачи и обсуждают ответ на вопрос «Почему получилось задуманное число?»
2) №2, стр 49 Работа в парах на нетбуках. Два ученика работают на интерактивной доске. | Коммуникативные: в рамках совместной учебной деятельности слушают других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.
Личностные: проявляют интерес к изучению темы.
Регулятивные: определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя. |
3 | ОСМЫСЛЕНИЕ
| Формулировка темы и цели урока | Учитель на слайде показывает слова, часто используемые в сказках. (прием «Ключевые слова») | Учащиеся по ключевым словам формулируют тему урока и ставят цель к уроку. | На слайде: Жили-были… В тридевятом царстве… Однажды… В некотором государстве... И я там был, и мед я пил… | познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на ранее прочитанные сказки. Правильно ставит цели и задачи. |
| Физминутка
| Отдых | Направляет учащихся | Повторяют за учителем движения | Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим – Раз, два, три,четыре, пять! (Руки к плечам, вращение руками вперед и назад) | Личностные: Проявляют интерес к физическим упражнениям, получают удовольствие от упражнений |
4 | ОСМЫСЛЕНИЕ
|
| - Кто из вас любит сказки? Чему учат сказки? - Кто знает математические сказки? (прием «Чтение с остановками. Вопросы Блума»)
- Почему треугольник, увидев радостного соседа, удивился и рассердился?
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
- Для чего нужны математические сказки?
- Прочитайте темы проектов, предложенные авторами учебника. Как вы думаете, о чем может быть сказка? - какая тема вам больше всего понравилась? - Кто может предложить свою тему? (прием «Корзина идей»). Далее учитель дает групповое задание по ключевым словам придумать коротенькую сказку. (на слайде) (прием «Написание 5-минутного эссе») | Ответы детей
Ответы детей
(читают сказку)
- У квадрата углов стало не 4, а 5. Он стал пятиугольником.
Ответы детей.
- Они, как и все сказки, учат добру и ещё помогают понять математические правила.
Учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранной темой, распределяют работу. Далее выбирается форма отчета и устанавливаются сроки выполнения работы.
Дети распределяют свои обязанности в группе. Выбирают один из вариантов ключевых слов
| Чтение начала сказки на стр. 50 учебника. Учащиеся читают начало сказки с остановками, выясняя вопросами детали.
Учащиеся объединяются в группы. Чтобы выбрать тему проекта придумывают названия сказок и забрасывают идеи в корзину.
На слайде показаны 2 варианта ключевых слов.
| Личностные: проявляют интерес к способам решения новой частной задачи; оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Познавательные: задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: слушают других, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивают свою работу по заданным критериям. |
4 | РЕФЛЕКСИЯ
| - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | - составьте синквейн на тему «Сказки». | Выслушиваются сиквейны учащихся, придуманные в паре. Синквейн: 1. Сказки. 2. Математические, волшебные. 3. Учат, рассказывают, придумывают. 4. Сказка – ложь, да в ней – намек. 5. Математические сказки. | Правило написания синквейнов изображен на слайде: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть тем | Личностные: объясняют самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
Регулятивные: оценивают свою работу по заданным критериям. |
|
| - Чем вам запомнился сегодняшний урок? - Чем он был для вас полезен? |
|
|
|
5 | Объяснение домашнего задания | Четко сформулировать домашнее задание, объяснить | - Начать работу над проетом. |
| Домашнее задание: Работа над проектом. |
|
Литература: - Моро М.И. и др. Учебник по математике. 3 класс. – М: Просвещение, 2014. –
- Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. («Школа России») 3 класс. – М: ВАКО, 2014. – 448 с. – (В помощь школьному учителю).
|