Конспект урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон
план-конспект урока по математике (2 класс)

Елисеева Наталья Николаевна

Технологическая карта урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhnost_2_klass_eliseeva_n.n.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Наталья Николаевна                                                                                                                                                          

МАОУ  «СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Верхняя Пышма

Урок  математики (2 класс)

Тема: Окружность.

Место урока в системе уроков: 1 урок по теме «Окружность».

Тип урока: урок открытия нового знания.                                                          

Форма урока: фронтальный и проблемный диалог, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели: 

1. Образовательные: создать условия для формирования представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практическое умение - пользоваться циркулем.

2. Развивающие: создать условия для развития творческой деятельности, для развития речи, умения анализировать, обобщать.

3.  Воспитательные: создать условия для воспитания трудолюбия, способности к познанию.

      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа, формирование УУД

1. Организационно - мотивационный

Создать условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 - Послушайте стихотворение и скажите, как называется карта, на которой мы можем найти наш общий дом?

На карте мира не найдёшь.

Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём.

Свою страну - наш общий дом.

На доске появляется политическая карта мира.

- Как называется наш общий дом?

- Как мы можем назвать Россию для каждого из нас?

- Покажите на карте Российскую Федерацию?

- Покажите границу России.

- А что такое малая Родина?

- Как называется город, в котором мы живем?

- В какой области расположен город Екатеринбург?

На доске карта Свердловской области.

- Что обозначает понятие область?

Давайте обратимся к словарю Ожегова. (На доске: Область – часть страны)

- Кто же покажет границу Свердловской области?  

 - Что такое граница? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (На доске: Граница – линия, отделяющая одну область от другой).

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с нахождения нашей области и ее границ?

- Политическая карта мира.

- Россия. Российская Федерация.

- Родина. Отечество. Отчизна.

Ребенок выходит к доске и показывает Российскую Федерацию (площадь).

Ребенок выходит к доске и показывает границу.

- Это то место, где мы родились, живем, учимся и т.д.

- Екатеринбург.

- Свердловская область.

Ответы детей.

Ученик показывает границу области.

Ответы детей.

- Понятия граница и область мы встречали в математике.

Познавательные УУД:  

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Актуализировать, понятия «область и граница»; формировать понятие «окружность»;

актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

- Как вы думаете, а есть ли область и границы у окружающих нас предметов? Рассмотрим на конкретных примерах.

На доске картинки тетради, книга, тарелка, картина, крышка от банки.

- На какие геометрические фигуры похожи эти предметы?

- Найдите область и границу у геометрических фигур.

На доске квадрат. Прямоугольник, круг.

-   Что является границей прямоугольника и квадрата?

  - Кто угадает что будет являться  границей в этом предмете? Показ крышки от банки.

- Правильно - это резинка от крышки (показываем).

- А как назвать другую часть крышки?

- Как называется граница круга?

На доске: Окружность – граница круга.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность!

Она идёт по краю круга

И называется окружность.

- Постройте окружность на листках бумаги.

- Почему получились неровные окружности?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Цель урока: узнать свойства окружности, ее элементы, научиться строить окружность.

Цель фиксируется на доске.

- Что мы сейчас сделали?

- Какие учебные действия формировали? Ставит желтый кружок на доску (регулятивные УУД).

Ученики показывают области и границы предметов.

- Квадрат, круг, прямоугольник.

Ученики показывают области и границы геометрических фигур.

- Границей прямоугольника и квадрата являются его стороны.

- Круг.

- Окружность.

- Нет инструментов, не знаем особенности построения окружности.

- Узнать  свойства окружности, научиться строить окружность.

- Поставили цель урока.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

3.Открытие нового знания.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения;

организовать фиксацию преодоления затруднения;

организовать уточнение общего характера нового знания.

- Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

- Отгадайте загадку, где мы еще можем увидеть объекты круглой формы.

В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул. Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица. Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Вы, конечно, там бывали.

- Давайте посмотрим фрагмент видео дрессировки цирковых лошадей.

(Просматриваем фрагмент видео).

- Форму, какой геометрической фигуры имеет арена?

- Почему цирковая лошадь движется ровно по кругу, она же не знает геометрических фигур?

- Почему лошадь не выходит за границу арены?

- Чем является дрессировщик, стоящий в середине арены?

- Дрессировщик держит веревку, привязанную к лошади, поэтому она не может отойти дальше, чем длина веревки. Именно так в геометрии и получается круг.

Посмотрим на схеме.

- Граница арены – это окружность.

- Изменится ли длина веревки если цирковая лошадь будет находится в другой точке окружности?

- Какой вывод можем сделать?

(Вывод фиксируется на доске).

- Расстояние между центром окружности и любой точкой на окружности называется – радиус.

  • Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.

(Схема)

- Какие умения помогли нам сделать вывод?

Ставит синий кружок на доску (познавательные УУД).

Электронная гимнастика для глаз «Цирк».

- Зная свойство окружности (Центр окружности находится на одинаковом расстоянии от всех ее точек) зафиксированное на доске попробуйте в паре начертить окружность, используя  два простых карандаша и денежную резинку.

- Как работали, выполняя это задание? Какие умения формировали? Ставит зеленый  кружок на доску (коммуникативные УУД).

- Оцените свою работу.

- Удалось достигнуть результата? Удобный способ?

-  Для того чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. С каким, словом созвучно слово циркуль?

- Правильно. Эти два слова произошли от слова «циркулюс». Как вы думаете что оно означает?

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль (интерактивная картинка).

На слайде появляется восклицательный знак.

- Почему появился восклицательный знак? Почему он не разрешает работать с циркулем?

Правила техники безопасности фиксируются на доске.

- Колесо, тарелка, крышка, бублик и т.д.

- Цирк.

- Форма круга.

- Дрессировщик удерживает ее за веревку.

- Центром круга.

- Длина веревке не изменится.

- Центр окружности находится на одинаковом расстоянии от всех ее точек.

Работают в парах.

Познавательные УУД:   формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

- Работали в парах.

Коммуникативные УУД.

Ученик оценивает работу по алгоритму самооценки.

- Нет.

- Цирк.

- Круг.

- Необходимо повторить правила работы с иголкой. Формулируют правила техник безопасности. 

Познавательные УУД:

1) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Применение знаний.

Зафиксировать представление о понятии «окружность» в практической деятельности.

Работа с учебником с. 48 № 3

Построение окружности с помощью циркуля, построение радиуса и диаметра.

- Где на практике применяются окружности и круги.

Подвижная физ.минутка «Циркуль».(Детям предлагается представить что они циркуль и попробовать начертить окружность). - Почему у всех получились разные по размеру окружности? От чего это зависит?

Значит, с помощью циркуля мы тоже можем чертить разные по размеру окружности?

Пробное действие.

Ответы детей.

Физкультурная минутка.

- Это зависит от пространства и размера шага (диаметра).

Да.

Познавательные УУД:

формируем умение обобщать.

5. Итог урока.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке.

- Итак, сегодня на уроке к нашим знаниям добавилась еще одна частичка.

- Получилось ли самим открыть новое знание?

- Над чем еще надо поработать?

- Кому все удалось?

- Оцените свою. Начертите смайлик на лестнице успеха.

- Что сейчас делали?

- Какие УУД нам необходимы для оценки своей деятельности?

- Посмотрите на доску, какие УУД формировали на уроке?

- Умницы, у вас сегодня все получилось потому, что вы работали вместе, слажено.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе по надпредметному курсу "Мир деятельности"под ред .Л. Г. Петерсон

Данный курс уроков нацелен на формирование у ученика умения  учиться. Может быть использован как классный час по теме "Что значит быть внимательным "...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

конспект урока математики 2 класс Л.Г.Петерсон "Метр"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, использовано учебное сотрудничество в форме парной и групповой работы....

конспект урока математики 4 класс по учебнику Л. Петерсон

изучение нового материала в форме урока-путешествия...

Открытый урок в 3 классе "Уравнения" Петерсон Л.Г.

сформировать представления учащихся об уравнении как предложении с переменной;закрепить понятие корня уравнения;учить находить неизвестный компонент действий с комментированием выполняемой операции по...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: «Окружность» УМК «Перспектива» Автор: Л.Г. Петерсон

Конспект урока математики. 2 класс. Тема урока: "Окружность". УМК "Перспектива". Автор6 Л.Г.Петерсон....