Проект урока математики "Буквенные выражения"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Проект урока изучения нового материала по математике во 2 классе по теме "Буквенные выражения", программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_matematiki_bukvennye_vyrazheniya.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 176» г. Нижнего Новгорода Милова Ирина Анатольевна
- Учебный предмет МАТЕМАТИКА
- УМК «Школа России»
- Тема урока «Буквенные выражения»
- Тип урока: изучение нового материала
- Задачи урока:
познакомить с понятием «буквенные выражения», учить читать буквенные выражения, находить их значения; совершенствовать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать математическую речь, оперативную память, логическое мышление; формировать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
- Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Предметные
Учащиеся научатся:
- Читать и записывать буквенные выражения с одной переменной и двумя переменными, находить их значения.
- Дифференцировать понятия «переменная», «двузначное число» и «однозначное число», «круглое число».
- Выполнять арифметические действия с «круглыми» и» некруглыми» числами.
- Решать составные задачи.
Метапредметные
У учащихся будут в процессе урока формироваться:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
Учащиеся научатся:
- Деловому сотрудничеству.
- Оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
- Бережно относится к природе.
- Оборудование
- Компьютер
- Проектор
- Карточки с заданиями для устного счета, для игры «Меткие стрелки».
- Презентация
- Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.)
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) - методики из диагностического альбома Н.Я. Семаго
Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий.
уровень | высокий | средний | низкий |
Количество уч-ся: (в кл.29 чел.-100%) | 24,5% | 49% | 27,5% |
Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) – методики: «Выкладывание узора из кубиков», «Рукавички».
Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность.
уровень | высокий | средний | низкий |
Количество уч-ся: (в кл.29 чел.-100%) | 17,5% | 49% | 33,5% |
Для определения исходного уровня знаний и умений для изучения данной темы использовался метод анализа продуктов деятельности учащихся:
Критерий оценивания | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение пользоваться изученными вычислительными приёмами | 35% | 45,5% | 19,5% |
Знание компонентов арифметических действий | 45,5% | 40,5% | 14% |
- План урока и хронометраж
- Организационный момент. 2 мин.
- Упражнение в устных вычисления, работа над математическими терминами «однозначные», «двузначные» числа, названиями компонентов действий сложения и вычитания (дифференцированная работа). 5-7 мин.
- Постановка цели и задач урока. 5 мин.
- Знакомство с понятием «буквенные выражения с переменной». 5 -7 мин.
- Упражнение в решении буквенных выражений. 5 мин.
- Физкультминутка (работа над устным счётом и «однозначными», «двузначными» числами). 2 мин.
- Составление и решение задачи с недостающими данными. 5-7 мин.
- Закрепление способа решения буквенных выражений ( дифференцированная работа в парах). 5-7 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
- Домашнее задание.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обучающиеся разделены на группы по уровню сформированности УУД.
* - низкий уровень
** - средний уровень
*** - высокий уровень
- Ход урок
Содержание урока (в таблице):
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
2-3 мин. | - Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку? Настроились на работу и знакомство с интересной и полезной информацией. Откройте тетради и запишите число, классная работа. | (Дети открывают тетради, проверяют правильность посадки) | Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: самонастрой, установка на целенаправленную деятельность. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. 5-7 мин. | - Мы приступаем к математической разминке, а начнём мы с сегодняшнего числа. Что вы можете сказать о числе 28? -В виде суммы каких слагаемых можно представить число 28? -Чтобы нам продолжить работу, посмотрите на числа в своих тетрадях, от этого будут зависеть задания математической разминки, цель которой вы определите потом сами. У некоторых ребят карточки, они уже приступают к работе. У кого в тетради однозначные числа числа, те решают математическую цепочку, записывая только ответы (слайд). У кого двузначные - математический диктант. Один ученик работает за доской. -Итак, проверим сначала математический диктант и цепочку. -Теперь проверим работающих за доской и на карточках. Карточка.(*) 12 +2 … - 9 = 30 6 + …= 10 7 +8 … + 5 = 18 14 - … =9 2 3 - 4 70- … = 20 8 + … = 48 За доской(**): 36 = … =49 80-76 = 60 - 45 = … + 10=23 17 – 12 = 41 = … =60 40 – 0 = Цепочка на слайде (**) +6 -12 +39 -37 +9 +20 8 Математический диктант.(***)
-Поднимите руку, кто не допустил ошибок и помарок. Молодцы! Можете поставить “+”. А остальным ребятам надо быть внимательнее - Теперь проанализируйте задания разных групп и скажите, над чем мы работали на устном счёте. | - число 28 двузначное, состоит из цифр 2 и 8 - в нём 2 дес. и 8 ед. (дети дают возможные варианты)
(Дети быстро называют ответы, которые совпадают) - мы тренировались складывать и вычитать числа в пределах 100, вспоминали компоненты сложения и вычитания | Познавательные УУД: умение структурировать знания Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на известный способ действия, организация рефлексии по применению имнющегося знания. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. 1-2 мин. | -Посмотрите на ряд математических записей. Как их можно назвать? - Найдите лишнее выражение. На слайде: 15 + 46 - (23 + 7) 70 + 24 - 6 | -выражениями, примерами - 15+46, т.к. одно действие; - - (23 + 7), т.к. есть скобки, а ещё неизвестное число, поэтому мы не сможем вычислить значение выражения | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 2-4 мин. | - А что надо сделать, чтобы мы смогли его решить? -Правильно, в математике принято окошко заменять буквой латинского алфавита (слайд), и эта буква будет называться переменной. Именно эти выражения определят тему нашего урока. Какова она?
-Приведите пример известных вам переменных. - Попробуйте составить план решения буквенных выражений. - Теперь сравните его с тем, который предлагаю я. (слайд) | -подставить число в окошко -мы будем учиться решать буквенные выражения (выражения с переменной) (называют с опорой на латинский алфавит) (дети предлагают свой алгоритм, а потом сравнивают с учительским и делают выводы) | Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать. |
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 3-5 мин. | - Выполним № 2 (с.77) - Какие значения может иметь переменная k. Проговорите свои выражения. - Выполните задание в тетради со своим значением k или с тем, которое предложено в учебнике. - Выполните взаимопроверку в парах. | - может быть любое число больше 7, т.к. во втором буквенном выражении надо найти разность k и 7 | Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия; рефлексия чужой и своей деятельности. |
6.Физкультминутка. 1-2 мин. | -А сейчас мы попробуем совместить отдых, игру и знания. Вы должны найти сумму и разность (учитель чередует) переменных x и y , значения которых будет меняться. Если в значении однозначное число, то вы приседаете, если двузначное – встаёте (слайд). x = 1 , 3 , 12, 5 , 8 , 26 . y = 5 , 7 , 9 , 0 , 4, 10 | Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников Познавательные УУД: умение чётко использовать полученные знания | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой. 5-7 мин. | -Продолжим учиться решать буквенные выражения. - Вернёмся к выражению с окошком на слайде. Давайте запишем его с переменной, спрятанной в прямоугольнике с периметром 12 см (на слайде). (дети сначала выбирают прямоугольники, а потом вспоминают правила нахождения периметра, находят нужный прямоугольник) Какую переменную записываем? - Прочитайте получившееся буквенное выражение. -Найдите лишнее число из чисел 38, 10, 2, 47
- Оставшиеся числа будут значениями переменной d. Запишите выражение с одним из значений переменной d и вычислите. - Проверить себя вы сможете, найдя верные ответы среди чисел: 90, 17, 60, 8, 70 . -Кто нашёл ответы, поднимите руку. Назовите их. -Молодцы! Отметьте в тетрадях «+». - Что общего между оставшимися числами? | -переменную d - из d вычесть сумму чисел 23 и 7 -это может быть число 2, т.к. однозначное, может быть число 10, т.к. круглое -8, 17 - все круглые | Познавательные УУД: умение структурировать имеющиеся знания Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. (Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового знания. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения. 5 -7 мин. | -Чтобы определить, какой следующий этап урока, посмотрите на запись. На слайде: Вяз в год выделяет d кг кислорода, а клён с кг. Сколько кг кислорода они выделят за несколько лет?
-Молодцы! Возьмём вместо переменных d и с научные данные d = 14 с = 2 -Узнаем, сколько кг кислорода вяз и клён выделяют за 2 года. Итак, что же мы узнаём в задаче? -Что для этого надо знать?
-А для этого, что нам надо знать? (Параллельно анализу ведётся на доске составление схемы.) ? кг за 2 года ? кг в 1 год в.-14 кг кл.-2 кг
-Теперь поднимаемся вверх по схеме (дети проговаривают действия, ведётся запись) Запись: 1)14+2=16(кг)-клён и вяз выделяют вместе за год; 2)16+16 = 32(кг) Ответ:32 кг кислорода выделяют клён и вяз за 2 года. -Посмотрите внимательно на задачу, чем для вас она оказалась полезной?
-Какой вывод для себя вы можете сделать? -В последние годы много исчезает на нашей планете животных и растений в результате неграмотной деятельности человека. Что же нам поможет узнать, какие живые организмы надо охранять? Вы узнаете ответ на вопрос, если найдёте закономерность в числах. 1, 11, … (За карточками находятся слоги.) 21 – Кра- 31 – сна- 41 – я 51 – кни- 61 – га -Именно в Красную книгу занесены редкие, исчезающие растения и животные. - А сейчас самые «меткие стрелки» и счетоводы узнают представителей Красной книги. На карточках работаете в парах. Карточка 1.(*, **) а = 40 а - 8 56 Б а + а 80 У 16 + а 15 Р 55 - а 32 З Карточка 2 (*, **). d = 25 d - 15 25 С 47 + d 72 A 100 - d 10 Б 0 + d 75 Р Карточка 3.(***) k = 30 k - 25 47 О 33 - k 3 Р 17 + k 60 Ф k + k 5 Д k - k 0 А -Проверим ваши слова (слайд). -Эти животные на грани исчезновения, запомните их. Подробнее вы сможете о них прочитать в перемену на информационных листах | -это задача с ловушкой, т. к. мы не знаем значений d и с, ещё в вопросе не сказано за сколько лет (составляют вопрос) -сколько кг вместе деревья выделяют за 1 год -по сколько кг выделяют в год клён и вяз -мы упражнялись решать задачи и узнали, сколько кг кислорода выделяют деревья клён и вяз -нужно беречь растения (дети выходят к доске и выбирают последовательно карточки с правильными ответами)
-дрофа -барс -зубр | Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание. Регулятивные УУД: рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность Личностные УУД: умение определить ценность полученых знаний, отражение отношения к знаниям. Познавательные УУД: умение находить закономерность, умение воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, управлять поведением партнера при работе в паре. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 2-3 мин. | - Чем был полезен урок для вас? -Оцените свою работу на уроке, поставив знак в тетрадь (слайд):
-Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | -мы познакомились с буквенными выражениями и научились находить их значения; -упражнялись в вычислениях на сложение и вычитание; -вспомнили, что такое прямоугольник, как находить периметр; -работали над различными математическими терминами -учились работать дружно -старались оценивать свои успехи на уроке | Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание. |
1 мин. | - Учебник №3, с.77, - Тетрадь с печатной основой №75, 76, с. 53 |
ПРИМЕЧАНИЕ
Задание из учебника №2, с. 77
Прочитай выражения k + 7 и k – 7 и найди их значения, если k = 10, k = 7.
Литература
- Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014.
- Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
- Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В Математика 2 класс, 1 часть. - М: Просвещение, 2011
- Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 2 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. - М: Просвещение, 2011
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. 1 класс. Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство - Презентация
Математика. 1 класс. Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство В презентации отображены: дополнительное зада...
Конспект урока "Буквенные выражения"
Цели: познакомить детей с новым математическим понятием "буквенное выражение"; обучит чтению и нахождению значений буквенных выражени; совершенствовать вычислительные навыки....
Открытый урок "Устойчивые выражения"
Конспект урока 2 класс...
Презентация к уроку "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс...
презентация к уроку "Устойчивые выражения"
для удобства восприятия...
Проект урока "Знакомство с составными выражениями"
Материал содержит конспект урока математики по УМК Занкова 1 класс...
Проект урока " Порядок выполнения действий в выражениях без скобок" 3 класс
УМК «Начальная школа XXI века».Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика .3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, ...