Обучение учащихся начальных классов приемам контроля и самоконтроля на уроках математики
статья по математике (2 класс) на тему

Романова Ольга Альбертовна

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

«Центр образования»

Выступление

 На Головинских педагогических чтениях

Обучение учащихся начальных классов приемам контроля и самоконтроля

на уроках математики

                                                                                                      Учитель  начальных классов

Волкова Ольга Альбертовна

Дата: 17.12. 2011

Тутаев.

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Слайд Назначение самоконтроля заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Слайд При анализе контрольных работ, наблюдение за учебной деятельностью учащихся мною было выявлено, что некоторые совершаемые %  действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Часто  допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некоторые младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Слайд Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, я пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.

Процесс формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности я представила в виде схемы:  

Слайд Реализация указанных направлений, осуществляемых параллельно и одновременно, организуется по концентрическому принципу с первого по четвертый класс.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:

1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.

4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.

6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.

7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия.

Слайд  Поэтому я считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период.

Позднее можно включать в работу задания с цифрами:

  • Проверь, одинаковые ли цифры  вычеркнуты на карточке и на образце.
  • Найди цифру  среди многих, изображенных в беспорядке.

Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Например:

предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам; привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его; для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это; предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся.

Слайд Для этого я использую карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях содержатся разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую очередь ученик должен знать способы проверки выполнения арифметических действий, решения уравнений, неравенств и т.д. и применять их на практике. Карточки состоят из карточек – вопросов, карточек – ответов, информационных карточек.

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются математические диктанты. При составлении диктантов целесообразно использовать 5 заданий - это дает возможность самостоятельной оценки диктантов детьми: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий. Для работы детям выдаются двойные листки с копиркой между ними. Как только диктант заканчивается, дети по команде учителя вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий, т.к. в зачет идут только записи, имеющиеся на обоих листах, а второй лист является копией первого. Затем детям предлагается образец. Образец может:

  • подаваться в виде полного решения заданий;
  • включать только промежуточные и конечные результаты, получаемые при решении заданий;
  • состоять только из конечного результата.

Дети сравнивают свои записи с образцом и на втором листе исправляют ошибки, записывают решение невыполненных заданий и т.д. В случае необходимости работа над ошибками может завершиться взаимооценкой или самооценкой (на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю.

Проведение математических диктантов по рассмотренной методике дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.

Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа. Выполнение самостоятельной творческой работы состоит из следующих этапов:

- выбор формы, темы;

- поиск теоретического материала;

- подготовка и участие в проведении.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую нетрадиционные технологии и приемы ее организации.

Слайд К ним относятся: мозговая атака методика

Слайд «Бортовой журнал»

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.

Слайд Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо, пользуясь данными  критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля.

Список используемой литературы.

1. «Рациональная организация учебной деятельности» Бабанский Ю.К.;

2. «Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике» Бельтюкова Г.В.;

3. «Экспериментальное формирование внимания» Гальперин П.Я.;

4. «Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся» Лында А.С.;

5. «Самоконтроль человека» Никифоров Г.С.;

6. «Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике» Рыжик В.И.

7. «Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики» Л.Л.Николау (Начальная школа. Плюс до и после. №9 2004)

8. «Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников» И.В.Тухман (Начальная школа №2 2004)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

Инновационные системы контроля при обучении учащихся начальных классов

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Активные методы и средства обученя , используемые при обучении учащихся начальных классов...