Урок математики в 1 классе "Число и цифра 0"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики в первом классе "Число и цифра 0". УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki_1_kl.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Число и цифра 0».
Цели: знакомство с числом и цифрой 0, сравнение изученных чисел с нулём (без оформления записи), рассмотреть свойства нуля, написание цифры 0; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей, познавательных интересов; способствовать воспитанию любви к чтению русских народных сказок.
Оборудование: сказочные герои, счётный материал, плакаты по ОБЖ, образцы цифр (печатный и письменный 0).
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
- Чистописание.
- Закрепление пройденного материала.
- Итог урока.
Ход урока:
- Организационное начало урока.
Начинается урок.
Он пойдёт, конечно, впрок.
Постараюсь всё понять,
Чтобы правильно считать.
- Сегодня на уроке мы с вами будем не просто считать, и решать – мы отправимся путешествовать.
Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. На уроке у нас будет гость. Вот он уже стучится в дверь. А кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печён,
На окошке стужён. /Колобок/
- Как начинается сказка? /Колобок от бабушки ушёл, от дедушки ушёл и отправился путешествовать./
- Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился Колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
- Актуализация опорных знаний.
- Катится, катится Колобок, встретил Зайца.
«Не пущу тебя дальше, - говорит Заяц, пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя».
Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания. /Поможем/
4 зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
2 зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?.. /2/
- Как узнали? /4-2=2/
Колобок по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
2 – под берёзой ,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? /3/
Как вы это узнали? /2+1=3/
У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
1 убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? /2-1=1/
Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
- Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Встретился Колобку Волк: «Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем.
Волк дал Колобку два мешочка с орехами. Заглянем в мешочки. В одном – 3 ореха, а в другом – 2 ореха. Сколько всего орешек дали Колобку? /5/
Как вы решили? /3+2=5/
Пусть в первом мешочке было 3 ореха, а во втором меньше, чем один. Сколько орехов во втором? /Ничего не было./
Как с помощью математического языка записать «нисколько»? /Ноль/
Вот он посмотрите на него.
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».
Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Почему?
Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получиться один, а не вовсе то, что хотелось.
Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. /100, 1000, 20, 30, 40, 50 и т.д./
А какие номера телефонов начинаются с 0? /01, 02, 03, 04/ (учитель показывает плакаты)
- Если случился пожар. Знаете ли вы телефон пожарной службы ? / 01./
- Если произошло правонарушение. Нужно вызвать милицию, по какому телефону? /02/
- При тяжёлом заболевании вызывают врачей скорой помощи по номеру телефона… /03/
- А знаете ли вы телефон аварийной газовой службы? /04/
- Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше? /Да./
Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Медведь.
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня. Медведь!
- Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифр найдётся цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра? /Это ноль./
А на что ещё похож ноль?
Ученик 1.
Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего- то нет совсем!
Ученик 2.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Ученик 3.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
Пока Колобок прогуливался по лесу – бабушка тем временем напекла дедушке пирожков. Откройте учебники на стр. 50.
№ 1. – Сколько пирожков на тарелке справа? /»Пусто», «Ничего нет», «Нет ни одного пирожка»/
В таком случае говорят, что предметов нет, «ноль» («нуль») предметов. Обозначают это числом 0 (показать карточку).
№2. – Рассмотрите первую пару про уток. Сколько было? Сколько стало?
Положите карточку с числом 0 на соответствующий рисунок.
- Вторая пара рисунков про птичек. Где положим 0? /первая картинка/
- Третья пара про пчёл. Где положим 0? /первая картинка/
№ 3. Назовите числа на линейке, около которых поставлены цветные точки. Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.
/Число 2 больше, чем число 0, а число 0 меньше, чем число 2; (линейки)
число 5 больше, чем 0, а 0 меньше 5;
число 8 больше 0, а 0 меньше 8/
№4. –Какое число больше?
0 или 5 4 или 0 1 или 4 5 или 4
1 или 7 8 или 9 8 или 0 0 или 9
- Чистописание.
- Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.
Чем нолик отличается от Колобка? /Колобок круглый, а ноль – овальный./
Пальчиковая гимнастика.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур не разжимать.
- Начинаем писать цифручуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведём вверх к началу овала.
- А чем отличаются печатные и письменные нули. /Письменный надо писать с наклоном/
(Дети работают в тетрадях).
Физкультминутка.
-Теперь и отдохнуть можно немного.
(На доске рисунки елочек, кругов, точек в круге).
Сколько елочек зелёных,
Столько сделаем наклонов. /5/
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. /6/
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. /7/
- А теперь снова в путь.
- Закрепление пройденного материала.
- Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Лиса: «Уж от меня –то, Колобок, не уйдёшь, и ребята тебе не помогут».
- Поможем, ребята. /Да/
- Лисичка придумала хитрющие задачи. Внимательно слушайте!
« На груше росло 10 груш, а на иве - на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?»
/Нисколько: на иве груши не растут./
«С огорода принесли 8 огурцов. Из всех огурцов приготовили салат и съели. Сколько огурцов осталось?»
/Нисколько: все съели./
«Утром на кусте роз было 6 бутонов. Днём все бутоны раскрылись. Сколько бутонов осталось на этом кусте?»
/Все 6 бутонов остались./
«В большом аквариуме 8 рыбок. Маленький аквариум пустой. Сколько рыбок в этих аквариумах?»
/8 рыбок/
- Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь со всеми заданиями он справился.
А помогли ему в этом вы, ребята.
- Как вы ему помогли? /Думали, решали, рассуждали, считали./
- Какую цифру научились писать? /Ноль./
- Что же обозначает число ноль? / «Ничего», «нисколько»/
- Молодцы!
- Вы хорошо работали. На партах у вас Колобки. Нарисуйте - глаза, нос. И если вы себя чувствовали комфортно, хорошо, вы довольны своей работой на уроке – нарисуйте улыбку Колобку.
Бабушка с дедушкой угощают вас и гостей бубликами, которые похожи, на какую цифру?
/Ноль./
МОУ «СОШ села Нижняя Покровка Перелюбского района
Саратовской области».
(Открытый урок математики)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Петрова О.Н.
08. 09. 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Тема. Число и цифра 7
Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....
Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"
ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...
Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".
Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...
Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)
Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...
Урок математики в 1 классе "Цифры от 1 до 9. Письмо цифры 9""
Урок по учебнику Моро...
Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс
Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...
Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"
Презентация по УМК ПНШ математика 1 класс...