Путешествие по реке Неве
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Прокофьева Наталия Александровна

Конспект интегрированного урока (чтение, краеведение, математика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  УРОК

                                2 класс

      ТЕМА. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ НЕВЕ.

            ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ, КРАЕВЕДЕНИЕ, МАТЕМАТИКА)

 На доске схема реки Невы с её рукавами и притоками + аппликация памятных мест.

 Парты поставлены в виде корабля, на носу которого российский флажок.

 На партах - книга Л. Шиф "Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком".

 На детях - гюйсы.

                               ХОД УРОКА

      I. Вступление

         (Звучит мелодия Глиера "Гимн великому городу")

         - Ребята, давайте почитаем с вами наше любимое стихотворение.

           (читают вполголоса, можно взяться за руки)

                "Люблю тебя, Петра творенье,

                 Люблю твой строгий, стройный вид,

                 Невы державное теченье,

                 Береговой её гранит.

                 Твоих оград узор чугунный,

                 Твоих задумчивых ночей

                 Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

                 Когда я в комнате моей

                 Пишу, читаю без лампады,

                 Пустынных улиц и светла

                 Адмиралтейская игла..."

     II. Сообщение темы урока

         - Ребята, мы говорили с вами о том, что домом можно назвать не только

           то место, где мы живём.

           Дом - это наш любимый уголок, наша школа, наша страна, вся планета.

           Дом - это и наш замечательный город.

           Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое морское путешествие по

           нашему городу. Нам уже доводилось путешествовать пешком и на

           автобусе. А вот на корабле да ещё заочно - нет. Поэтому привлечём

           нашу фантазию, а весной сравним, верно ли мы представляли то, что

           увидим с речного трамвайчика.

    III. Река Нева

         - Скажите, на берегах какой реки расположился наш город?

         - Откуда берёт начало Нева?

         - Куда впадает?

         - Кто из вас знает размеры реки Невы?

         - Верно, Нева имеет протяжённость 74 км. В черте города - 32 км.

           Река судоходна, в неё входят даже военные корабли.

           Самое широкое место - 650 м - около Петропавловской крепости.

           Самое глубокое место - 24 м - около Литейного моста.

         - Нева имеет множество рукавов и проток, над которыми повисли

           342 моста. За удивительно выразительные силуэты набережных и мостов,

           за величие водных "площадей" наш город часто называют "Северная

           Венеция".

         - Вспомните наш праздник чит. удов. У кого-то было стихотворение о

           петербургских реках. (читает ученик)

                       Санкт-петербургские реки.

                 Привели меня к дому сперва,

                 Где жил Пушкин. Сказали:"Постой-ка!"

                 Я спросил:"Это речка - Нева?"

                 Мне сказали:"Ты что, это ж Мойка!"

                 А потом вроде узкого рва

                 Видел речку свинцового цвета.

                 Я спросил:"Неужели Нева?"-

                 "Нет, канал Грибоедова это."

                 А потом шелестела листва.

                 Сколько статуй! Какая прохлада!

                 Я спросил:"Это речка Нева?"-

                 "Нет, Фонтанка у Летнего сада."

                 А потом - синева, синева,

                 Шпиль и солнце, и волны, и ветер.

                 Я не спрашивал: "Это Нева?"

                 Я и сам бы любому ответил.

                                     (А. С. Кушнер)

         - Спасибо, Олеся!

         - Итак, в путь!

     IV Петропавловская крепость, домик Петра Первого

         (хором)

                 Ветер по реке гуляет

                 И кораблик подгоняет.

                 Он бежит себе в волнах

                 На раздутых парусах.

                 Мимо острова крутого,

                 Мимо города большого.

                 Пушки с пристани палят,

                 Кораблю пристать велят!

         (учитель прикрепляет кораблик около Заячьего острова)

         - Ребята, как называется остров, к которому мы пристали?

         - Кто помнит, с какого языка сделан такой перевод?

         - А как остров назвается по-фински? (Енисаари)

         - Почему отсюда началось наше путешествие? (здесь был заложен город)

         - В каком году был основан наш город? (на доске - 1703 г.)

         - А кто помнит день?

         - Давайте сосчитаем, сколько лет будет нашему городу в этом году:

                         2015

                        -1703

                         ----

                          312

         - А чему равна сумма цифр, которыми записан год основания

           Санкт-Петербурга?

         - Ребята, а какой была церковь, в которой отслужили молебен Святой

           Троице? (деревянная)

         - Верно, а вот на месте той деревянной церкви был построен каменный

           собор, через 9 лет. В каком году?

         - Как он назывался?

         - В честь кого так его назвали? (во имя святых апостолов Петра и Павла)

         - Архитектор этого собора - Доменико Трезини, петровский архитектор.

         - Кто помнит высоту собора? (122.5 м)

         - А что на самом верху золочёного шпиля?

           (флюгер в виде летящего ангела, который держит большой крест)

         - Высота ангела - 3 м, а крылья его размахнулись почти на 4 м.

           Крест более 6 м.

         - Сосчитайте,

                      на сколько выше крест, чем фигура ангела?

                      какой высоты крест и ангел вместе?

         - Молодцы!

         - Ребята, а кто из вас догадался, что это за небольшое строение

           недалеко от Петропавловской крепости? (домик Петра Первого)

         - Давайте почитаем, как строился этот домик.

                 стр. 26-27

                 стр. 27-28

                 стр. 29

         - Мы с вами тоже не пойдём внутрь, так как скоро побываем в этом

           домике.

         - Кто из вас запомнил рост царя Петра Первого? (2 м 4 см)

         - А какой высоты была притолока у двери? (1 м 82 см)

         - Кто может сосчитать, на сколько Петру приходилось наклоняться? (22)

         - А в домике царь ходил согнувшись?

         - Сколько см было в запасе? (46)

         - Молодцы!

      V. Эрмитаж, Александровская колонна

         (хором)

                 Ветер по реке гуляет

                 И кораблик подгоняет.

                 Он бежит себе в волнах

                 На раздутых парусах.

                 Мимо острова крутого,

                 Мимо города большого.

                 Пушки с пристани палят,

                 Кораблю пристать велят!

         - Где же наша вторая остановка? (у Эрмитажа)

         - Кто архитектор? (Франческо Растрелли)

         - 1754 г., строили 10 лет. Когда закончили?

         - Что означает слово "эрмитаж"?

           (с франц. "приют отшельника", "уединённый уголок")

         - Верно, и в этот "уединённый уголок" по приказу Екатерины Второй стали

           привозить с разных концов света замечательные скульптуры, картины,

           исторические ценности.

         - А какими диковинками очень гордилась Екатерина Вторая?

         - Расскажие о необычном столе царицы.

         - Расскажите про висячий сад.

         - А вот сказочные часы - подарок князя Потёмкина - заслуживают

           подробного описания.

                (стр. 19)

         - Ребята, мы привыкли входить в Эрмитаж с Дворцовой набережной, а вот

           были времена, когда вход был с Миллионной улицы, мостовая была

           составлена из подогнанных деревянных плит. Вы это место знаете.

           Там как бы охраняют Эрмитаж атланты-красавцы из гранита, каждый

           по 5 м высотой .

         - Помните, Оля нам читала стихи из одной песни ленинградского барда

           Городницкого? (читает)

                 Когда на сердце тяжесть

                 И холодно в груди,

                 К ступеням Эрмитажа

                 Ты в сумерках приди, -

                 Где без питья и хлеба,

                 Забытые в веках,

                 Атланты держат небо

                 На каменных руках.

         - Спасибо, Оля!

         - Бартоломео Франческо Растрелли писал: "Зимний дворец строится для

           единой славы всероссийской." Он считал это творение самым лучшим.

           И действительно, дворец поражает своими размерами:

                   1050 комнат и залов, 117 лестниц, 1945 окон.

         - Расположите эти числа в порядке возрастания.

         - Сейчас Эрмитаж входит в тройку самых крупных музеев мира.

         - Кто из вас узнал памятник, установленный на Дворцовой площади?

         - В честь какого события воздвигли Александровскую колонну?

         - Когда кончилась война? (1812)

         - Через 20 лет установили.

         - Давайте узнаем фамилию архитектора.

         - Сосчитайте пример, рядом с ответом найдёте фамилию:

                 20 - 5 - 5 - 5 + 7 - 10 = (2).

                 (Огюст Монферран)

         - Что наверху? (ангел с гербом Александра I с крестом.

         - Известно, что эту колонну установили без креплений и участвовало

           3 тысячи человек. Забили 1250 свай по 6 м каждая.

         - Как же осуществлялся подъём?

                 стр. 36-37

         - А теперь прочитаем о размерах колонны.

                 стр. 37-38

         - Сколько времени шёл подъём? (1 час 45 минут)

         - Выразим в минутах.

         - У кого есть стихотворение об Александровской колонне?

                "На Невском, как рибой нестройный,

                 Растёт вечерняя толпа,

                 Но неподвижен сон спокойный

                 Александрийского столпа.

                 Гранит суровый, величавый,

                 Обломок довремённых скал!

                 Как знак побед, как вестник славы

                 Ты перед царским домом стал."

                                       (Валерий Брюсов)

         - Молодцы!

     VI. Отдохнём

         Физкультминутка под музыку "Бескозырка белая"

         (исполняет Родион Газманов).

    VII. Адмиралтейство

         (хором)

                 Ветер по реке гуляет

                 И кораблик подгоняет.

                 Он бежит себе в волнах

                 На раздутых парусах.

                 Мимо острова крутого,

                 Мимо города большого.

                 Пушки с пристани палят,

                 Кораблю пристать велят!

         - Теперь мы остановились около Адмиралтейства, где осуществилась одна

           петровская мечта.

         - Вера, прочитай свой отрывок.

                "Природой здесь нам суждено

                 В европу прорубить окно;

                 Ногою твёрдой встать при море

                 Сюда по новым волнам

                 Все флаги в гости будут к нам!"

                                     (А. С. Пушкин)

         - С детства Пётр I любил море. У него был собственный ботик с пушкой,

           на котором маленький Пётр плавал по рекам. Этим он доставлял много

           беспокойства, так как часто его не могли найти. Этот ботик можно

           увидеть в Военно-Морском музее.

         - Так вот, уже в 1704 году, через год после основания Санкт-Петербурга,

           по рисункам Петра I было заложено Адмиралтейство. Это была

           судостроительная верфь, на которой был построен первый российский

           флот.

         - Современное здание было построено спустя 100 лет в 1806 году.

         - Узнаем имя архитектора...

         - Что находится на конце шпиля?

         - Похож ли этот кораблик на современное судно? (нет)

         - Этот кораблик стал символом нашего города.

         - Нам трудно собрать из кубиков именно такой кораблик, но вот этот с

           алыми парусами, символом сбывшихся надежд, сможем. (время 1 мин.)

         - Молодцы!

   VIII. Памятник Петру Первому "Медный всадник"

         (хором)

                 Ветер по реке гуляет

                 И кораблик подгоняет.

                 Он бежит себе в волнах

                 На раздутых парусах.

                 Мимо острова крутого,

                 Мимо города большого.

                 Пушки с пристани палят,

                 Кораблю пристать велят!

         - Мы прибыли на последнюю стоянку нашего путешествия.

         - Здесь будет экскурсоводом Юра Бельченко.

         - Стихи.

     IX. Итог урока

         - Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня нам помогал попутный

           ветер да и Нева была спокойная. Прочитайте надпись на доске.

         - Мой город...

         - Ребята, а кому из вас приходилось гулять по нашему городу,

           не торопясь?

         - А что вы чувствовали в такие минуты?

         - Что вам хотелось сделать в этот момент?

         Мне в такие минуты бывает очень спокойно, я забываю о делах, горестях.

         В такие минуты я знаю, что никогда не отвечу грубостью на грубость,

         что не пройду мимо страдающего человека, что обязательно, как бы не

         было трудно, буду делать добро.

         - Я знаю, что М. Иванову однажды после такой прогулки захотелось

           сочинить стихи. Этими стихами я и хочу закончить наше путешествие.

         (Максим Иванов читает своё стихотворение,

          звучит "Гимн великому городу".)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка по реке Неве

Материал о главной реке города Санкт-Петербурга....

Река Нева.

В презентации есть сведения о названии реки, ее истории, флоре и фауне, своиствах воды....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева

О главной реке Санкт-Петербурга: происхождение названия, флора и фауна, экологическое состояние....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Река Нева

Презентация о реке Неве...

Река Нева

Презентация по окружающему миру на тему: "Река Нева"....