Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)
методическая разработка (история, 3 класс) на тему

Басович Елена Григорьевна

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту прилагается презентация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reka_neva-glavnaya_reka_goroda_sankt-peterburga.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 по истории и культуре города Санкт-Петербурга

3 класс

Тема: Река Нева – главная река нашего города

Цели урока:

  • познакомить с главной рекой города Санкт-Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города, традициями;
  • повторить изученный материал;
  • воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия.

Задачи урока: формирование УУД:

  • личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:

       а) формирование базовых нравственно-этических ценностей;

       б) формирование базовых историко-культурных ценностей;

       в) формирование опыта переживаний, «примерок»;

  • познавательные УУД:

а) поиск и выделение необходимой информации в словарях;

б) перечитывание текста с разными задачами;

в) установление причинно-следственных связей;

г) работа с картой;

  • регулятивные УУД:

а) формулировка заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся;

  • коммуникативные УУД:

а) планирование учебного сотрудничества;

б) взаимодействи.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

  • личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
  • познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с картой, словарями;
  • регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

  1.        Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Мы продолжаем знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга. Прочитайте слова, имеющие отношение к нашему городу:

Петропавловский собор

Зимний   дворец    Нева

 Как называется остров, на котором построен Петропавловский собор?

 Какой музей расположился в Зимнем дворце?

 Какое название можно выделить из списка? Почему? О чем пойдет речь на уроке? (Слайд 1)

Заячий остров.

Эрмитаж.

Нева.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

  1.        Постановка цели урока. Формулировка темы урока.

Мы проезжали по берегам Невы, успели побывать в удивительных местах, а о самой реке почти ничего не узнали. Чтобы вы хотели узнать о реке Неве? (Слайд 2)

  Что означает слово – традиция?

  Узнав больше о Неве, мы поймем, почему эта река является главной рекой Санкт-Петербурга.

- Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева?

- Откуда берет свое начало и куда впадает Нева?

- Какова длина Невы, ее ширина и глубина?

- Какой у Невы «характер».

 - Значение Невы для города.

- Традиции, связанные с Невой.

Обычай, передающийся от одного поколения к другому.

Познавательные УУД

Личностные УУД

  1. Усвоение новых знаний и способа деятельности.

  1. Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева?

О происхождении названия «Нева» писали многие. Высказывалось, например, мнение о родстве этого слова с финским словом «нева» (болото, топь, трясина). (Слад 3) Нередко относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а именно к «Нево» (море). Но в шведских документах встречается другое название нашей Невы – «Ню» (Новая река).  Некоторые исследователи допускали возможность происхождения слова «ню», а также слова «нева» от общего древнего корня со значением «новый». Вопрос о происхождении название реки Невы пока еще не может считаться окончательно решенным.  2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для  реки  – «молодая, новая».

Как можно перевести название реки?

2) Откуда берет свое начало и куда впадает Нева? (Слайд 4)

К какому заливу несет Нева свои воды?

 А из какого озера берет свое начало?

Ответы учащихся.

Читает ученик.

Ее зовут Нева,

И широка и глубока

Речная синева.

Нева волною берег бьет,

Нева к заливу лед несет.

           ( Н. Поляков)

Финский залив.

Ладожское озеро.

Познавательные УУД

Личностные УУД

  1. Работа в парах.

Составим карту – схему водного бассейна и определим местоположение города Санкт- Петербурга.

Проверяем.

Взгляните на карту – схему  водного бассейна. (Слайд 5)

 Найдите Ладожское озеро. Это одно из самых крупных озер на Земле. В него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них Волхов, Свирь, Вуокса наполняют Ладожское озеро, а вытекает из него только одна река – наша Нева.

 Как называется место, откуда берет свое начало река?

 Отметьте исток Невы на ваших картах – схемах.

Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря.

Обозначьте стрелкой направление движения Невы по руслу.

По ходу течения  реки с какой стороны будет находиться правый берег? А левый? Нева стремительна и полноводна. По пути в нее впадают другие реки. Какие?

Какой город расположился на реке Ижора?

Какая дата считается днем рождения города Колпино?

5 тысяч озер и 3500 рек «работают» на Неву.

  А какова протяженность Невы?

 Длина Невы – 74 км.

Впишите эту величину в схему.

 Место впадения Невы в Финский залив называется – УСТЬЕМ.

 Покажите на карте – схеме.

Именно в устье реки Невы, на  правом и левом ее берегах, расположился город Санкт – Петербург. Подпишите на карте – схеме.

 Кем и в каком году был основан город     Санкт – Петербург?

 Чье имя носит город?

В устье наибольшая ширина Невы – 1250 метров, а средняя ширина в черте города – 600 метров. Впишите в схему.

А какова глубина Невы? Наибольшая глубина Невы – 24 метра. Впишите в схему.

Что нового для себя узнали о реке Неве?

 Сколько рек и каналов насчитывает  город Санкт – Петербург?

Какие реки и каналы мы проезжали во время экскурсий? Какие реки и каналы знаете?

 86 рек и каналов насчитывает  город Санкт – Петербург. А почему же главной рекой является Нева?

Издревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С весны до осени несет река на своих плечах грузы. (Слайды 6-10) Каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России.

Какое значение для города Санкт- Петербурга имеет Нева?

Достаньте из конвертов стихотворение, прочитайте, подчеркните строки, в которых говориться о значении Невы для города.

А еще река – кормилица  города Санкт – Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой. Наиболее ценной породой рыб является лосось, традиционно ловят корюшку (14 пород рыб).

Почему же река Нева – главная река города Санкт – Петербурга?

А можно ли представить наш город без Невы? ( Видеосюжет).

О каком значении Невы для города Санкт – Петербурга идет в нем речь? (Архитектурные достопримечательности).

Именно Нева дала жизнь городу Санкт-Петербургу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами города Санкт-Петербурга.

3) «Характер» Невы.

А какой у Невы характер?

Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но иногда у обычно спокойной Невы «портится  характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. За время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений горожанам. Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям и городу. Какую?

 Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное гидротехническое сооружение – дамбу. (Слайд 11) Строительные работы завершены и можно надеяться, что Петербург будет навсегда избавлен от страшной беды -  наводнений.

 Какой же «характер» у Невы? (Слайд 12)

Нева удивительная красавица! Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить ее красоту?

4)Традиции, связанные с Невой.

 А какие традиции, связанные с Невой, вам известны?

                                                                                       Именно                    

Практическая работа в парах по составлению карты – схемы: на лист картона выкладывают, а затем приклеивают заготовки  контуры Ладожского озера, Невы, Финского залива Балтийского моря. (См. Рисунок 1)

Исток.

Работа с картой.

Работа с картой.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся (Ижора, Охта, Мга, Тосна и др.)

Учащиеся – жители города Колпино, расположенного на реке Ижора.

Предположения учащихся.

Работа с картой.

Работа с картой.

Работа с картой.

Ответы учащихся.

Работа с картой.

Работа с картой.

Ответы учащихся.

Предположения учащихся.

Ответы учащихся.

Перечитывание текста с разными задачами, установление причинно-следственных связей.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

          ( М. Борисова)

Ответы учащихся.

Предположения учащихся.

Сравнение.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

  1. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы говорили о главной реке  города Санкт – Петербурга. Что вы узнали о Неве и почему она главная река города? (Слайды 13-15)

Дома составить рассказ о Неве с опорой на предложенный план (план ответа у каждого ученика на руках).

 А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой главной реки нашего города. ( Видеосюжет о водной феерии).

Ответы учащихся.

Просмотр видеосюжета.

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное.  Курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».Цели занятия: - расширять и углублять первоначал...

Нева - главная река Санкт - Петербурга. Конспект внеурочного занятия.

Внеурочное занятие посвящено знакомству учащихся 1 класса с главной рекой Санкт - Петербурга, ее "характером", значением в жизни горожан. Ученикам предлагаются разнообразные задания, стихи о...

конспект внеурочного занятия по теме: "Нева - главная река города"

Конспект внеурочного занятия по теме "Нева- главная река города" знакомит учащихся с главной рекой города, ее особенностями, значением для жителей города....