Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Математика 4 класс. Г.Петерсон.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Математика 4 класс. Г.Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska-matem.4b.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по предмету «математика»;
  • Рабочая программа математике в начальной школе. М.:Ювента, 2012.
  • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов начального общего образования.

примерной программы  начального общего образования по предмету «математика»,

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4-Б класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков – 17, девочек - 11.   Между обучающимися достаточно ровные  отношения,   Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в щколу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Бирюкова Е., Петрова Ж., Царев А., Шахвазов А. .), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Такой подход не способствует повышению эффективности учебного занятия. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии. Небольшая группа учеников (Алексеева С., Зубаиров Т., Ерлыкова Д., Романов Д., Рыжов Е. Самунов А.) проявляет желание учиться. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности.   В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента .Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Цели:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Задачи:

  1. обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  2. формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  3. развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  4.  формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Место предмета в учебном плане

   Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 136 часов в 4 классе.

   Программа рассчитана на 136 часов за год; 4 часа в неделю и включает:

  • Плановых контрольных уроков- 9

Вид работы

Наименование

1.

Контрольная работа

Действия с многозначными числами

2.

Контрольная работа

Деление круглых чисел

3.

Контрольная работа

Сравнение долей

4.

Контрольная работа

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

5.

Контрольная работа

Задачи на движение

6.

Контрольная работа

Действия с величинами

7.

Контрольная работа

Неравенства

8.

Переводная контрольная работа за 4 класс

9.

Итоговая контрольная работа за 4 класс

               

Результаты изучения курса

В результате изучения предмета в 4 классе ученик должен:

  • читать и записывать многозначные числа и конечные десятичные дроби, сравнивать их и выполнять действия с ними; исследовать связь между десятичными дробями и натуральными числами;
  • выполнять любые арифметические действия с многозначными числами (без ограничения числа разрядов); сравнивать разные способы вычислений; выбирать рациональный (удобный) способ действия;
  • моделировать с помощью схемы отношения между компонентами арифметических действий в математических выражениях, определяя порядок действий на основе анализа этих отношений;  
  • прогнозировать результат вычислений, используя калькулятор при проверке;
  • составлять формулы периметра и площади любого многоугольника (и прямоугольника в том числе) и использовать их при решении задач;
  • вычислять периметры различных плоских фигур, описывать их свойства;
  • использовать различные способы вычисления площади фигуры: прямоугольника, треугольника и других многоугольников;
  • применять общий способ нахождения периметра, площади и объема любых геометрических фигур;
  • изготавливать модели геометрических тел; использовать различные инструменты и технические средства (линейка, угольник, транспортир, циркуль, калькулятор и др.);
  • конструировать геометрическую фигуру (отрезок, ломаную, многоугольник, в том числе прямоугольник) с заданной величиной (длиной, в том числе периметром, площадью);
  • упорядочивать величины; моделировать и разрешать реальные ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, наклейка обоев и т. п.);
  • анализировать строение задачи и схему как основание для классификации;
  • выявлять связь между пропорциональными величинами: скоростью, временем, расстоянием; ценой, количеством, стоимостью и др. и использовать известную схему умножения (деления) для решения текстовых задач;
  • использовать новое средство моделирования условия задачи - краткую запись; составлять текст задачи по краткой записи; преобразовывать краткую запись и соответствующий ей текст (и наоборот);
  • находить нужную информацию для подбора «подходящих» чисел к условию задачи и ее решению; придумывать свои варианты замены букв числами и наоборот;
  • представлять информацию в таблице и на диаграмме;
  • искать ошибки как при выполнении вычислений, так и при решении текстовых задач и уравнений; анализировать их причины; обнаруживать и устранять ошибки путем подбора или придумывания своих заданий (с их последующим выполнением), помогающих избавиться от выявленной ошибки;
  • выявлять задания с «ловушками, среди которых есть задания (и задачи) с недостающими данными, с лишними данными, софизмы и др.;

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Разделы/ темы

Количество часов

По программе, взятой за основу

По плану

1.

Многозначные числа и десятичные дроби как частный случай позиционных систематических дробей

64 ч.

64 ч.

2.

 Периметр, площадь, объем

34. ч

34. ч

3.

Анализ решения текстовых задач

38 ч.

38 ч.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Учебник:  Петерсон Л.Г. Математика  4 класс в 3 ч.; М.;Ювента, 2013 .
  2. Петерсон Л.Г., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В., Невретдинова А.А. Математика, самостоятельные и контрольные работы для начальной школы в 2 ч.; М.;Ювента, 2013 .

Приложения к программе.

  1. Приложение №1 – Календарно-тематическое планирование.
  2. Приложение №2 – Тексты обязательных контрольных работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по математике 3 класс

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...

Пояснительная записка по математике для 4 классов

Пояснительная записка по математике для 4 классов...

Пояснительная записка по математике 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по математике для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по математике 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по математике для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК Гармония

В Пояснительной записке представлены характеристика учебного предмета (курса), личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного предмета, планируемые результаты изучения на конец 3 ...