Урок математики "Деление 0 на число".
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Данный урок математики проходит в 3 классе по теме "Деление 0 на число".На уроке используется проблемное обучение и работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.delenie_0_na_chislo.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Ухта Республика Коми
Урок математики.
3 класс.
Тема урока - «Деление 0 на число»
программа
«Школа России»
Урок составила:
учитель начальных классов
МОУ "СОШ № 10"
Гайманова Елена Петровна
Тема: Деление 0 на число .
Цели урока:
- Познакомить с делением 0 на число .
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, закреплять знания таблицы умножения.
- Развивать наблюдательность, мышление, умение рассуждать.
- научить выполнять умножение и деление с числом 0;
- формировать умение решать задачи в два действия , уравнения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Планируемые результаты изучения темы.
Метапредметные:
Познавательные УУД
моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Регулятивные УУД
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
находить несколько способов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать наиболее рациональный;.
оценивать результаты освоения темы.
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Коммуникативные УУД
строить речевое высказывание в устной форме, используя в математическую терминологию: «умножение», «деление», «множители», «произведение», «делимое», «делитель», «частное», «буквенное выражение», «числовое выражение», «уравнение»;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные:
- Выполнять деление с числом 0.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, закреплять знания таблицы умножения.
- Решать задачи в два действие, раскрывающие конкретный смысл действий «умножение» и «деление».
Личностные:
- Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- Элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- Элементарные умения самостоятельного выполнения работы и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- Элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
- Начальные представления об основах гражданской идентичности;
- Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
7.Потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | – Здравствуйте. Поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь, пожелайте друзьям успехов. – Проверьте готовность к уроку. У вас на парте учебник, тетрадь, пенал, дневник, линейка. - Сегодня мы с вами будем действовать по плану открытия нового знания, который лежит на ваших столах. Это план нашего урока. Итак, в путь! | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
| 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | - С чего мы начнём? (С повторения) – Какую большую тему вы начали изучать на предыдущих уроках? (умножение) – На какое число уже умеете хорошо умножать? (на 0,1) – Предлагаю это проверить. (в презентации) | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия "деление нуля на число» ,формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока |
| Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3.Постановка проблемы | 5 | – Какое обратное действие умножению? (деление) – Предлагаю найти значения выражений на деление, которые записаны на ваших карточках. 8:2 12:2 18:2 4:4(0, 4, 1, ?) 7:1(7, 1, ?) 0:8(0, 8. 1, ?) 10:0(0 ,10 ,1, ?) | Наблюдение. | Ф | Указывает объект наблюдения. | Сравнивают ответы | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | |
4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | Выход на тему урока | – Я увидела у вас такие ответы. Фиксирует несколько вариантов ответов. Почему возникло затруднение? (не умеем делить 0 на число) – Чему будем учиться на уроке? – Попробуйте сформулировать тему урока. – Действительно сегодня на уроке мы рассмотрим случаи деления 0 на число, научимся находить значения таких выражений. - Поставим ? рядом выполню пробное действие. | Называют тему урока-«Деление нуля на число» | |||||
5.Работа над темой. | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу |
– Вернемся к выражениям, где получилось несколько вариантов ответов и решим их. Но сначала вспомним, что значит а:в. (это значит надо подобрать такое число с, при умножении которого на в получается а) – Пользуясь этим правилом, найдите значение выражения 4:4. – Что значит 4:4? (это значит надо найти такое число, при умножении которого на 4 получается 4, это число 1, значит 4:4=1) – Придумайте похожее выражение и запишите в столбик под данным выражением. Вычислите их значения. (спросить 2 человек) – Что получится, если а:а? (1) –Что означает в математике переменная а?(любое число) – Какой вывод можно сделать?(при делении любого числа на такое же число получается 1) На доске появляется карточка: а:а=1 Аналогично рассматривается 7:1. Что значит 7:1? Вывод: Что получится, если а:1? Появляется табличка а:1=а 0:8. Что значит 0:8? Вывод: Что получится, если 0:а? Появляется табличка 0:а=0 10:0. Что значит10:0? Есть ли такое число, при умножении которого на 0,получится 10? Вывод. Появляется табличка а:0 -Поставьте себе +рядом с третьим шагом. | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Делают выводы по каждому случаю деления | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение – Где сможем проверить, все ли выводы мы сделали правильно? (в учебнике) – стр. 85(на полях, №2) – Вот видите, какие вы молодцы, мнение автора совпало с нашими выводами. - Поставьте себе + рядом с четвёртым шагом. | Доказательство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют способы деления с 0 и 1, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | ||
6. | 7 | | – Для чего мы с вами учимся делить с 0 и 1? (в жизни пригодится, в учебе пригодится) – Решим: №1(с.85комментированием по цепочке 1строчку,2строчку-по группам) - Поставьте себе + рядом с пятым шагом.( У кого ошибка ?) |
| Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди находят значения выражений, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимо-проверку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| -Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись (в таблице) -Какие графы должны быть в таблице? -Что такое 8кг?(масса одного ящика со сливами)
Масса Количество Масса одного ящиков всех ящика ящиков Слив-8кг ? 1)(:) 48кг Груш-9кг одинак. ? 2)(х) -Что еще известно в задаче? (масса одного ящика с грушами, масса всех ящиков со сливами) -Что сказано о количестве ящиков с грушами? (их столько же или количество одинаковое) -Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно. Проверка решения:
Ответ:54кг груш привезли на рынок. | Работа с учебником (№5, стр 85) | Г, П | Организует поиск решения задачи | Обосновывают выбор решения задачи | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | ||
Психофизическая тренировка | 1 | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Гимнастика для глаз. | 1 | Снятие усталости с глаз | Мультимедийная презентация | Просмотр презентации | Ф | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Самопроверка
Включение знаний в деятельность. | 3 | -№6(1-2столбик)решите самостоятельно – А теперь придумайте свои выражения на деление с 0 и 1, . - Проверка. Анализ и исправление ошибок. - Поставьте себе + рядом с шестым шагом .( У кого ошибка ?) – Для чего надо знать таблицу умножения? – Предлагаю поработать в парах. Сгруппируйте выражения и найдите лишнее выражение. 56:1 0:96 0:31 98:1 25:0 321:1 0:146 (работа в тетради) - Проверка по эталону - Молодцы с заданием справились. - №7 -№6(2)
| Игра «Редактор», Диктовка, самопроверка, самооценка | И, | Объясняют Доказывают. Для решения задач… Группируют выражения Сравнивают с эталоном выражения | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | ||
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
– Чему учились на уроке? – Проверьте себя. Я начну предложение, а вы закончите: При делении любого числа на такое же число получается.(1) При делении любого числа на 1 получается.(то число, которое делим) При делении 0 на любое число получается.(0) Делить на 0.(нельзя) Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на свои планы урока, посмотрите, сколько у вас плюсов. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, поставьте Смайлик на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу и у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, и вы не поняли тему, поставьте смайлик на первую ступеньку. - Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться? Д/з стр. 96 №9(т), 11(к) – Спасибо за работу, урок окончен. 0ыва
| Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета» | Ф,П, Г | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
| Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Работа с учебником №3,№4 с.85 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки математики | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Правила работы в группе:
-называем собеседника по имени,
-говорим по очереди, не перебивая друг друга,
-внимательно слушаем,
-если непонятно, переспросите,
-четко высказываем свое мнение,
-соблюдаем порядок на парте,
-уважаем мнение собеседника
-принимаем решение вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики.Многозначные числа.Умножение на однозначное число.
Урок-путешествие....
Урок "Деление многозначного числа на двухзначное число (закрепление)"
Комбинированный урок по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление многозначного числа на двухзначное; закрепить умения решать задачи; совершенствовать устные и письменные вы...
Урок математики "Умножение числа 0 и на число 0"
План-конспект урока...
Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.
Конспект урока математики и презентация с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....
Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты: Предметные:...
Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.
В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...
Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)
Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...