РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_4_kl_2013_.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»
Утверждена приказом № _______ от «___»_____________ 2014г. Директор _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Количество часов в год – 136 часов
Количество часов в неделю- 4 часа
«Перспективная начальная школа» Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Составитель: Лоуткина И.А. учитель начальных классов |
Согласовано на заседании МО протокол № _________ от «___» __________2014г. Руководитель МО ___________ | Принята педагогическим советом протокол № __________ от «___» ___________2014г |
Яя
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка стр.2 – 5
- Содержание учебного предмета стр. 5 - 14
- Материально – техническое обеспечение стр. 15
- Календарно – тематическое планирование стр. 16 - 27
- Литература стр. 28
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу “математика для любознательных” разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа»: составитель сборника программ профессор Р.Г. Чуракова. и др.– М.: Академкнига/Учебник, 2011. -204 с. и ориентирована на работу по учебнику А.Л. Чекина «Математика. 4 класс» - М.: Академкнига/Учебник, 2013; в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
На изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего в год –34 часа.
Используемый УМК:
1.Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
2. Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 ,3/ под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
3. Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математикидля любознательных в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и
опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника- развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности
( рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к занятиям математикой.
- органическое сочетание обучения и воспитания.
- усвоение математических знаний.
- развитие познавательных способностей младших школьников.
- формирование основ логического мышления и речи детей.
- практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- дифференцированный подход к обучению
Основные содержательные линии курса.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий:
- Арифметической;
- Геометрической;
- Величинной;
- Алгоритмической (обучение решению задач);
- Информационной (работа с данными);
Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
1.Числа и величины
Натуральные и дробные числа.
Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Постоянные и переменные величины.
Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.
Величины и их измерение.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
2. Арифметические действия
Действия над числами и величинами.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Прикидка результата деления с остатком.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Элементы алгебры.
Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.
3. Текстовые задачи
Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.
4. Геометрические фигуры
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
5.Геометрические величины
Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.
Работа с данными
Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.
Требования к результатам
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить
алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Основные виды учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса «Математика для любознательных»
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Планируемые результаты изучения курса «Математика для любознательных»
4 класс
Личностные результаты.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Предметными результатами изучения курса «Математика для любознательных»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
- называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
- выполнять изученные действия с величинами;
- решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
- определять вид многоугольника;
- определять вид треугольника;
- изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
- изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника;
- выражать изученные величины в разных единицах;
- распознавать и составлять текстовые задачи;
- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
- измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика для любознательных» к концу 4-го года обучения:
Выпускник научится:
- называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
- выполнять изученные действия с величинами;
- решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
- определять вид многоугольника;
- определять вид треугольника;
- изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
- изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
- вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
- распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в окружающих предметах;
- решать задачи на вычисление геометрических величин;
- измерять вместимость в литрах;
- выражать изученные величины в разных единицах;
- распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
- понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
- проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
- различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
- решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
- решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
- решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
- решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
- проводить простейшие измерения и построения на местности;
- вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
- измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
- решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
- использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
- читать простейшие круговые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
- определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
- измерять вместимость в различных единицах;
- понимать связь вместимости и объёма;
- понимать связь между литром и килограммом;
- понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
- проводить простейшие измерения и построения на местности;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
- находить рациональный способ решения задачи;
- решать задачи с помощью уравнений;
- видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
- использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
- читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
- осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
- строить простейшие круговые диаграммы;
- понимать смысл термина «алгоритм»;
- осуществлять построчную запись алгоритма;
- записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:
- Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
- Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).
- Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
- Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).
- Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
- Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
- Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях.4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2,3. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование.4 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками)
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная) Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом
Раздел программы | № урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата | |
п/р | п/п | ||||||
1. Повторение (4 ч) | 1-3 | 1-3 | Сначала займемся повторением | Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; увеличение/уменьшение числа в несколько раз); Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр) Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; Вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, Определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Распознавать и составлять текстовые задачи; Проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; Записывать решение задачи по действиям и одним выражением; Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Распознавать и составлять текстовые задачи; Проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; Записывать решение задачи по действиям и одним выражением; Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Распознавать и составлять текстовые задачи; Проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; Записывать решение задачи по действиям и одним выражением; Выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора; Вычислять площадь прямоугольника; Выражать изученные величины в разных единицах; Находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника; Решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств; Вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); Находить периметр многоугольника; Решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств; Вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Записывать решение задачи по действиям и одним выражением; Выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора; Вычислять площадь прямоугольника; Выражать изученные величины в разных единицах; Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Распознавать и составлять текстовые задачи; Проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; Записывать решение задачи по действиям и одним выражением; | Познавательные общеучебные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; Познавательные логические УУД: - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), -владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные общеучебные УУД - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; Познавательные логические УУД: - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, Коммуникативные УУД: -владеть диалогической формой коммуникации, - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; | ||
4 | 4 | Самостоятельная работа № 1 | С/работа | ||||
2. Задачи на разностное и кратное сравнение (8 ч) | 1-2 | 5-6 | Когда известен результат разностного сравнения | ||||
3-4 | 7-8 | Когда известен результат кратного сравнения | Фронт. опрос | ||||
5-6 | 9-10 | Учимся решать задачи | |||||
7 | 11 | Контрольная работа №1 (входная) | К/работа | ||||
8 | 12 | Работа над ошибками. Поупражняемся в сравнении чисел. | |||||
3. Класс миллионов. Буквенные выражения (13ч) | 1 | 13 | Алгоритм умножения столбиком | ||||
2-3 | 14-15 | Поупражняемся в вычислениях столбиком | Инд. опрос | ||||
4 | 16 | Тысяча тысяч; или миллион | |||||
5 | 17 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | Фронт. опрос | ||||
6 | 18 | Когда трех классов для записи числа недостаточно | |||||
7-8 | 19-20 | Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное | |||||
9 | 21 | Может ли величина изменяться? | Инд. опрос | ||||
10 | 22 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | |||||
11 | 23 | Зависимость между величинами | |||||
12 | 24 | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | Инд. опрос | ||||
13 | 25 | Самостоятельная работа № 3 | С/работа | ||||
4. Задачи «купли – продажи» (6 ч) | 1-2 | 26-27 | Стоимость единицы товара; или цена | ||||
3 | 28 | Когда цена постоянна | |||||
4-5 | 29-30 | Учимся решать задачи | Работа по карточкам | ||||
6 | 31 | Самостоятельная работа № 4 | С/работа | ||||
5. Деление с остатком (15ч) | 1 | 32 | Деление нацело и деление с остатком | ||||
2 | 33 | Неполное частное и остаток | Инд. | ||||
3 | 34 | Остаток и делитель | |||||
4 | 35 | Когда остаток равен 0 | |||||
5 | 36 | Когда делимое меньше делителя | Фронт. опрос | ||||
6 | 37 | Деление с остатком и вычитание | |||||
7 | 38 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | |||||
8 | 39 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | Инд. опрос | ||||
9-10 | 40-41 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | Инд. Задания на карточках | ||||
11 | 42 | Запись деления с остатком столбиком | |||||
12 | 43 | Способ поразрядного нахождения результата деления | |||||
13-14 | 44-45 | Поупражняемся в делении столбиком | |||||
15 | 46 | Самостоятельная работа № 5 | С/работа | ||||
6. Задачи о движении (10ч) | 1 | 47 | Вычисления с помощью калькулятора | ||||
2-3 | 48-49 | Час, минута и секунда | Фронт. опрос | ||||
4-5 | 50-51 | Кто или что движется быстрее? | |||||
6 | 52 | Длина пути в единицу времени; или скорость | |||||
7-8 | 53-54 | Учимся решать задачи | Инд. опрос | ||||
9 | 55 | Самостоятельная работа № 6 | С/работа | ||||
10 | 56 | Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях | |||||
7. Объем (14ч) | 1 | 57 | Какой сосуд вмещает больше? | ||||
2 | 58 | Литр. Сколько литров? | |||||
3-4 | 59-60 | Вместимость и объем | Фронт. опрос | ||||
5 | 61 | Кубический сантиметр и измерение объема | |||||
6 | 62 | Кубический дециметр и кубический сантиметр | |||||
7 | 63 | Кубический дециметр и литр | |||||
8 | 64 | Литр и килограмм | Инд. опрос | ||||
9-11 | 65-67 | Разные задачи | |||||
12-13 | 68-69 | Поупражняемся в измерении объема | Инд. задания | ||||
14 | 70 | Самостоятельная работа № 7 | С/работа | ||||
8. Задачи о работе (10ч) | 1 | 71 | Кто выполнил большую работу? | ||||
2-3 | 72-73 | Производительность – это скорость выполнения работы | |||||
4 | 74 | Учимся решать задачи | Фронт. опрос | ||||
5 | 75 | Самостоятельная работа № 8 | С/работа | ||||
6 | 76 | Отрезки; соединяющие вершины многоугольника | |||||
7 | 77 | Разбиение многоугольника на треугольники | |||||
8 | 78 | Подготовка к контрольной работе | |||||
9 | 79 | Контрольная работа № 2 (полугодие) | К/работа | ||||
10 | 80 | Работа над ошибками. Задачи о работе. | |||||
9. Деление столбиком (12ч) | 1-2 | 81-82 | Деление на однозначное число столбиком | ||||
3-4 | 83-84 | Число цифр в записи неполного частного | Фронт. опрос | ||||
5-7 | 85-87 | Деление на двузначное число столбиком | |||||
8-9 | 88-89 | Алгоритм деления столбиком | |||||
10 | 90 | Сокращенная форма записи деления столбиком | |||||
11 | 91 | Поупражняемся в делении столбиком | Инд. опрос | ||||
12 | 92 | Самостоятельная работа № 9 | С/работа | ||||
10. Действия над величинами (11ч) | 1 | 93 | Сложение и вычитание величин | ||||
2 | 94 | Умножение величины на число и числа на величину | |||||
3 | 95 | Деление величины на число | Инд. опрос | ||||
4-5 | 96-97 | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | |||||
6 | 98 | Нахождение части от величины | |||||
7 | 99 | Нахождение величины по ее части | Фронт. опрос | ||||
8 | 100 | Деление величины на величину | |||||
9-10 | 101-102 | Поупражняемся в действиях над величинами | |||||
11 | 103 | Самостоятельная работа № 10 | С/работа | ||||
11. Движение нескольких объектов (12ч) | 1-2 | 104-105 | Когда время движения одинаковое | ||||
3-4 | 106-107 | Когда длина пройденного пути одинаковая | |||||
5-6 | 108-109 | Движение в одном и том же направлении | Инд.задания | ||||
7-8 | 110-111 | Движение в противоположных направлениях | |||||
9-10 | 112-113 | Учимся решать задачи | Инд. опрос | ||||
11 | 114 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | |||||
12 | 115 | Самостоятельная работа № 11 | С/работа | ||||
12. Работа нескольких объектов (9ч) | 1 | 116 | Когда время работы одинаковое | ||||
2-3 | 117-118 | Когда объем выполненной работы одинаковый | |||||
4-5 | 119-120 | Производительность при совместной работе | Фронт. опрос | ||||
6 | 121 | Время совместной работы | |||||
7 | 122 | Учимся решать задачи и повторим пройденное | |||||
8 | 123 | Самостоятельная работа № 12 | С/работа | ||||
9 | 124 | Работа над ошибками. Задачи на движение. | |||||
13. Покупка нескольких товаров (8ч) | 1-2 | 125-126 | Когда количество одинаковое | ||||
3-4 | 127-128 | Когда стоимость одинаковая | Инд.опрос | ||||
5 | 129 | Цена набора товаров | |||||
6 | 130 | Учимся решать задачи | |||||
7 | 131 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | Инд. задания | ||||
8 | 132 | Самостоятельная работа № 13 | С/работа | ||||
14. Логика (9ч) | 1 | 133 | Вычисления с помощью калькулятора | ||||
2 | 134 | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | |||||
3-4 | 135-136 | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого | Инд. опрос | ||||
5 | 137 | Не только одно; но и другое | |||||
6-7 | 138-139 | Учимся решать логические задачи | |||||
8 | 140 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | Инд.опрос | ||||
9 | 141 | Самостоятельная работа № 14 | С/работа | ||||
15. Геометрические фигуры и тела (9ч) | 1 | 142 | Квадрат и куб | ||||
2 | 143 | Круг и шар | |||||
3 | 144 | Площадь и объем | Инд.опрос | ||||
4-5 | 145-146 | Измерение площади с помощью палетки | |||||
6-8 | 147-149 | Поупражняемся в нахождении площади и объема | Фронт.опрос | ||||
9 | 150 | Самостоятельная работа № 15 | С/работа | ||||
16. Уравнение (7ч) | 1-2 | 151-152 | Уравнение. Корень уравнения | ||||
3-4 | 153-154 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | Инд.задания | ||||
5-6 | 155-156 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | |||||
7 | 157 | Самостоятельная работа № 16 | С/работа | ||||
17. Повторение (13ч) | 1 | 158 | Разные задачи | ||||
2-3 | 159-160 | Натуральные числа и число 0 | |||||
4-5 | 161-162 | Алгоритм вычисления столбиком | Инд.опрос | ||||
6-7 | 163-164 | Действия с величинами | |||||
8-9 | 165-166 | Как мы научились решать задачи | Задания инд. | ||||
10 | 167 | Геометрические фигуры и их свойства | |||||
11 | 168 | Буквенные выражения и уравнения | Фронт.опрос | ||||
12 | 169 | Контрольная работа № 3 (итоговая) | К/работа | ||||
13 | 170 | Работа над ошибками. Повторение изученного за год. | Инд.опрос | ||||
ВСЕГО: | 170 часов |
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Чуракова Р.Г., Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Чекин А.Л. и др. Примерные программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»: Сборник рабочих программ – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 195 с.
- Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч./А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник. 2013 г
- Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование.4 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.2011 г
- Чекин А.Л. Математика:4 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник. 2011 г.
- Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник. 2010 г.
Для обучающихся:
- Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч./А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник. 2013 г
- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2,3 – М.: Академкнига/Учебник. 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".
Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...
Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".
Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Урок математики для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ТНР, 4 класс
Технологическая карта...
Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Методическая разработка по теме:Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможно...