Интегрированный урок математика+технология "Геометрия вокруг нас" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок с применением проектной технологии с национально - региональным компонентом проводили два педагога. Предлагается конспект урока с фотоотчётом и самоанализом. Ребята создавали панораму для школьной библиотеки, применяя знания, полученные на уроках математики и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometriya_vokrug_nas.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
Саха республиката (Якутия) Республика Саха (Якутия)
Муниципальнай уопсай yорэхтээhин Муниципальное общеобразовательное
тэрилтэ Алдан оройуона учреждение Алданского района
“Гимназия Алдан куорат” “Гимназия г. Алдан”
678900, РС (Я), Алданский район, г.Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 14
тел: (141145) 32-8-43, 32-8-56. Факс: (41145) 32-8-91
e-mail: gymnald@rusobr.ru
Тема «Геометрия вокруг нас» Учебный предмет: математика + технология Уровень образования школьников: 3 класс. Тип урока: интегрированный урок с проектной технологией. |
Урок провели: Огнева Вера Константиновна – учитель начальных классов Проскурина Ольга Алексеевна – учитель технологии и ИЗО 2012 г |
Тема: «Геометрия вокруг нас»
Учебный предмет: математика + технология
Уровень образования школьников: 3 класс.
Тип урока: урок с проектной технологией.
Форма учебной работы: проектная, групповая, интегрированная.
Методы: создание учебной ситуации, стимулирование и мотивация, наглядный, частично поисковый, практические.
Цель урока: создать панораму Якутии для школьной библиотеки.
Задачи урока:
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, умение работать в группе; воспитание любви к родному краю, развитие интереса к предметам; воспитание чувства красоты, трудолюбия, расширение кругозора.
Развивающий аспект: планировать работу в группе; развитие внимания, мышления, стремления к творчеству; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически выстраивать свою речь.
Познавательный аспект:
математика – вспомнить характеристики плоских и объёмных фигур; выполнять чертежи плоских фигур по размерам, показать использование геометрических фигур в жизни;
технология – развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления ручных поделок, создать панораму Якутии для школьной библиотеки, продолжить работу над чтением схем и чертежей.
Приобретенные навыки:
I. Универсальные учебные действия:
- личностные
- коммуникативные
- познавательные
- регулятивные
II. Математические умения:
- классификация геометрических фигур по разным признакам
- выполнение чертежа по размерам
- работа с именованными числами
III. Умения по предмету технология:
- путем складывания бумаги и выполнения оригами, выполнять
аппликации, поделки.
- работа по схеме
- изготовление поделок из геометрических фигур на заданную тему
Оборудование: панорама, карточки-задания, цветная и белая бумага, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, циркуль, фломастеры, краски.
ТСО: компьютерная презентация, музыкальное сопровождение.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечить комфортную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. | - Прозвенел уже звонок, и начинаем мы урок. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит. Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. | Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм |
II. Актуализация знаний. Задача этапа: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | 1.-Ребята, мы уже 3 год изучаем математику, когда вам в жизни пригодились знания этого предмета? - С фигурами и величинами нас знакомит раздел математики - геометрия 2. - Сейчас я попрошу ребят первой группы подойти к столу, возьмите фигуры, какие вам нравятся, рассмотрите их и разделитесь на 2 группы. По какому признаку вы разделились? - Какие ещё плоские фигуры вы знаете? Почему они плоские? - Какие объёмные фигуры вы знаете? Почему они так называются? 3. - Однажды я подслушала такой разговор -беседовали братья круги (разыгрывают педагоги, в руках у них фигуры): - Мы очень важные фигуры (говорил первый брат). - Да, без нас никто не может обойтись (говорил другой). - Конечно, ведь всё вокруг похоже на нас, даже солнышко, оно тоже круглое (говорил третий)». - Ребята, как вы думаете, круги правы? Назовите предметы круглой формы. (Ответы детей) Вдруг откуда ни возьмись, интересная фигура - конус. Подкатился он к кругам и говорит: - Рад видеть вас братья! Удивились круги и спрашивают: - Какие же мы с тобой братья? - Ребята, может быть, вы объясните, почему конус назвался братом кругов? (Ответы детей) Рассмеялся конус и воскликнул: - Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус. -Как же тебе это удалось? — спросили круги. -Очень просто, — отвечал конус - Есть у бумажного круга Как раз посередине точка - Как она называется? (Центр) Надрез к ней сделай, мой дружок, И в конус скручивай кружок. - Я тоже человеку очень нужен. Без меня бы не было… - Какие предметы имеют форму конуса? И тут разом заговорили все фигуры, и получалось, что они все действительно важны для человека. Мы даже спорить не будем, а просто посмотрим презентацию и сделаем свой вывод. А ещё, после просмотра презентации постарайтесь сформулировать тему нашего урока. | - Когда мы ходим в магазин, приходится считать; умеем определять время по часам. - Дети берут фигуры и делят их на плоские и объёмные. - Фигуры занимают место только на плоскости - Фигуры занимают место в пространстве. - Мы знаем, что солнце имеет форму шара, а видим его круглым. - Часы, картины, колесо... - Они ему понравились. - У него основание круглое - Колпачок, мороженое, у якутов жилище – юрта. |
Задача этапа: показать использование геометрических фигур в жизни | (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Вывод: геометрические фигуры прочно вошли в нашу жизнь. - Какая же тема нашего урока? Геометрия, с которой начинается история математики, является одной из самых древних наук. Она изучает такие свойства тел, как форма и размеры. Слово «геометрия» имеет греческое происхождение и означает «землемерие» («гео» - зем-ля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. | Называют форму предметов из окружающей жизни. Тема «Геометрия вокруг нас» |
III.Основной этап. Задача этапа: создание панорамы | - Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем работать по заказу. Наша гимназическая библиотека скоро будет переезжать в новый кабинет. Нина Петровна просила вас сделать подарок - панораму на якутскую тему. - Что такое панорама? Где мы можем найти ответ? - Места в библиотеке немного, панорама будет стоять на полочке, размеры должны быть такими: длина 60 – 65 см, ширина – 30 см, высота – 30 см. Давайте подумаем, что мы обязательно поместим на панораме, чтобы любой гость гимназии сразу узнал наш родной край. (Ответы детей). - Мы с вами убедились, что геометрические фигуры помощники человека, я думаю, что они помогут вам в создании панорамы. - Какие ещё знания и умения вам пригодятся? (Умение чертить геометрические фигуры по размерам, делать вычисления, читать схемы). - Ещё раз обратите внимание на размеры панорамы и на свою бумагу, которая лежит перед вами. Никакие вопросы не возникают? - Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнём: Отдых нам — физкультминутка, Занимай свои места: Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли, Сели, встали, сели, встали, Ванькой — встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. - Повторим правила работы в группе. - Давайте вспомним правила техники безопасности с этими инструментами. С ножницами не шути, Зря в руках их не крути И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить. | В толковом словаре находят ответ. - Природу Якутии, чум, коренных жителей. - Бумага меньшего размера, надо решить проблему: как получить нужные размеры бумаги для панорамы. - Работаем дружно, помогаем друг другу, не перебиваем при защите |
Работа в группах | Распределение обязанностей и постановка цели для каждой группы: 1 группа – художники - Ваша задача: выполнить основу будущей панорамы. Подумайте, что вы будете изображать. Какой материал вам понадобится. 2 группа – конструкторы - Ваша задача: выполнить национальное жилище – чум, сконструировать деревья. Определитесь, какой материал будете использовать? 3 группа – изготовители кукол-якутяночек. - Чум будет готов, а кто же в нем будет жить? - Геометрические фигуры помогут выполнить ваше задание. Если будет трудно, можете использовать схемы. 4 группа – мастера оригами. - Вам, ребята, надо разобраться в схемах и выполнить в технике оригами стерхов. Стерхи – один из символов Якутии. | Ребята выбирают необходимый материал и приступают к работе. |
IV. Защита и самооценка | В завершении работы учащиеся выставляют свои работы, составляя композицию. Они рассказывают, как работали и оценивают работу группы. - Заказ выполнен. Вы молодцы! | 1 группа - для работы выбрали зелёную бумагу, 1 лист ватмана, карандаши, гуашь, На панораме - трава на нижней части ватмана; небо, облака, горы на заднем плане панорамы. Мы задание выполнили хорошо. Работали дружно. Ставим себе 5. 2 группа – Чум делали так: веточки соединили проволокой, измерили длину и высоту каркаса, отмерили и отметили размеры на ткани, вырезали круг и прикрепили к каркасу. Сделали костёр. По схемам выполнили елочки из цветной бумаги. Работать было трудно, помогали друг другу. Оцениваем свою работу на 5. 3 группа – кукол делали из конусов и кругов: циркулем вычертили 3 круга, но у каждого определенный радиус. Для изготовления рук и туловища мы взяли самый большой и самый маленький круги, разрезали на 2 части и склеили конусы. Из больших выполнили туловище, а из маленьких – руки. Получилась целая семейка. Нам помогала Ольга Алексеевна, поэтому ставим себе 4. 4 группа – мы взяли белые листы бумаги для работы. Не сразу разобрались со схемами. Помогла Ольга Алексеевна, поэтому ставим себе 4. |
V. Рефлексия | Смотреть приложение. | |
Итог | - Вы сейчас выйдете на улицу и сможете разглядеть гораздо больше геометрических форм, созданных человеком или природой. Может быть, кто-то из вас сможет построить что-то новое, интересное… Удачи всем! |
Приложение. Рефлексия.
- Я работала в группе художников. Со мной работали Анжела, Даша, Катя. Мы рисовали летний пейзаж. Получилось красиво. (Лена Местникова) - В этот день я впервые пришла в новую школу и в новый класс. Я чувствовала себя очень нерешительно и не сразу всё понимала. Но потом мне помогли девочки. Я работала в группе художников и мне даже очень всё понравилось. Мы рисовали фон, горы, полянку и небо. Мне очень понравился этот урок. (Березина Катя) | |
- Я был в группе, где мы при помощи оригами делали стерхов. По схеме делать стерхов было очень трудно, но у нас всё получилось. А потом мы приклеили их к картине, которую нарисовали наши художники. (Марчуков Саша) | |
- Я работал в группе мальчиков. Мы делали чум и костёр. Мы кое-как сделали его из палочек за урок. А оказалось, что юкагирская женщина делала чум всего за 20 минут… (Сомкин Паша) - Работали мы дружно, помогали друг другу, одному строить чум было трудно. (Пелешатый Никита) | |
- На этом уроке из цилиндра и кругов мы делали якутяночек: маму, папу, сестру большую, а я делала малышку. Она получилась самой маленькой и смешной. Я её поставила в чум к костру греться. Урок получился очень интересным. (Ерешкова Кармелия) | |
- У нас прошёл интегрированный урок. Мы разделились на 4 группы. Одна группа рисовала фон, другая делала чум, мы делали журавлей, а четвёртая группа делали якутяночек. В нашей группе мы работали дружно и выполнили работу первыми. У нас были затруднения, но мы справились. Получилось красиво. (Садовник Диана) |
САМОАНАЛИЗ
Учебный предмет: математика + технология
Уровень образования школьников: 3 «А» класс.
Тип урока: урок с применением проектной технологией.
Форма учебной работы: проектная, групповая, интегрированная.
Методы: создание учебной ситуации, стимулирование и мотивация, наглядный, частично поисковый, практические.
Цель урока: создать панораму Якутии для школьной библиотеки.
Задачи урока:
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, умение работать в группе; воспитание любви к родному краю, развитие интереса к предметам; воспитание чувства красоты, трудолюбия, расширение кругозора.
Развивающий аспект: планировать работу в группе; развитие внимания, мышления, стремления к творчеству; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически выстраивать свою речь.
Познавательный аспект:
математика – вспомнить характеристики плоских и объёмных фигур; выполнять чертежи плоских фигур по размерам, показать использование геометрических фигур в жизни;
технология – развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления ручных поделок, создать панораму Якутии для школьной библиотеки, продолжить работу над чтением схем и чертежей.
Приобретенные навыки:
I. Универсальные учебные действия:
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируем следующие УУД:
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и
- самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (работа со словарём)
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах, группах.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка.
II. Математические умения:
- классификация геометрических фигур по разным признакам
- выполнение чертежа по размерам
- работа с именованными числами
III. Умения по предмету технология:
- путем складывания бумаги и выполнения оригами, выполнять аппликации, поделки.
- работа по схеме
- изготовление поделок из геометрических фигур на заданную тему
Оборудование: компьютер, проектор, экран, панорама, карточки-задания, цветная и белая бумага, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, циркуль, фломастеры, краски, природный материал.
ТСО: компьютерная презентация, музыкальное сопровождение.
К 3 классу учащиеся приобрели достаточно большой объём знаний по разделам геометрии. Педагогическая цель данного урока – показать практическое применение полученных знаний в жизни. Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся на данном уроке были учтены. Используются инновационные формы и методы как условие успешной реализации предметного содержания (ИКТ, интегрированные, проектные и развивающие технологии).
Для формирования мотивации используются различные методические приемы: использование краеведческого материала, опора на жизненный опыт ребёнка, межпредметные связи, логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание помощи детям.
Следует отметить, что поставленные цель и задачи полностью достигнуты на уроке. Начав урок с беседы о том, какие знания математики пригодились ребёнку в жизни, это включило в работу буквально каждого. А разыгранная сценка с кругами и превращение круга в конус вызвали всплеск положительных эмоций у обучающихся. В то же время это была подготовка к дальнейшей практической работе. Просмотр презентации связал изучаемые геометрические фигуры с окружающими предметами, а рассматривая хорошо знакомые здания родного города, фонари, памятники, но уже с точки зрения геометрии, ребята понимают, что наши уроки реально связаны с жизнью. Дети сами называют тему урока. Затем предлагается учебная ситуация – создание панорамы для нашей библиотеки. Вся практическая работа ведётся в группах. Учитель выполняет роль консультанта.
Большое внимание уделяем здоровью учеников: постоянная смена видов деятельности, учебная нагрузка дозирована, своевременно проведена физминутка, повторили правила работы с ножницами, правила работы в группе.
На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а и учеников друг с другом.
Заключительный этап урока – защита работы, самооценка, рефлексия. Ученики рассказывают, как работали, какие трудности встретились, как оценили свою работу на уроке.
Выводы:
1. Урок с использованием национально-регионального компонента, построенный на опоре жизненного опыта, интересен для всех обучающихся. Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
2. Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе.
3. Урок цели своей достиг. Итог – созданная панорама и осознание связи обучения с жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"
Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.
Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...
интегрированный урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и музыки А.Вивальди «Зима» из цикла времена года.Цель:Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения...
Интегрированный урок математики и труда 4 класс Тема. «Виды треугольников. Закрепление. Игрушка – оригами «Мышка»
Цели урока.Формировать представление о видах треугольников; работать над вычислительными навыками; закреплять умение решать задачи на движение; развивать логическое мышление; изготовить игрушку ...
Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)
Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...
Интегрированный урок математика, окружающий мир 3 класс
Тема урока: Закрепление. Решение уравнений.Чтобы путь был счастливым.Методы обучения:Словесные: беседа, работа с учебникомНаглядные: демонстрация, презентация,Практические: устные и письме...
конспект интегрированного урока по чтению в 1 классе
Конспект знакомит учащихся с различными видами сказок и их героями. Урок интегрирует предметы: окружающий мир, трудовое обучение....