Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО Директор школы
________________ _______________О.В.Щукина
Протокол №_____ Приказ №_______
от «____»_________2013 г. от «____»__________ 2013 г.
Рабочая программа
по математике
4 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Лаврентьева Н.Н.,
учитель начальных
классов
п. Уемский
Приморского района
Архангельской области
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы В.Н. Рудницкой. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Важнейшими целями обучения являются:
- обеспечение разносторонней математической подготовки учащихся;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- овладение учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приемы и способы действий при изучении других предметов;
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из целей, стоящих перед обучением, решаются следующие задачи:
- обеспечение формирования у младших школьников самостоятельности мышления при овладении научными понятиями;
- развитие творческой деятельности школьников;
- воспитание у учащихся (на элементарном уровне) прогностического мышления, потребность предвидеть, интуитивно «почувствовать» результат решения математической задачи, а затем получить его теми или иными математическими методами;
- обучение вслух читать тексты, представленные в учебнике или записанные на доске, на карточках и в тетрадях, понимать и объяснять прочитанное;
- обучение младших школьников умению пользоваться измерительными и чертежными приборами и инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, комнатным и наружным термометром, весами, часами, микрокалькулятором).
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие обучения состоит в том, что именно на начальной ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев обоими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочих недели). В рамках данного учебного курса предусматривается проведение разных видов контроля знаний и умений учащихся.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
(примерное распределение КИМ по четвертям):
КИМ | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Самостоятельные / проверочные работы | 5 | 1 | 2 | 5 | 13 |
Контрольные работы | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
Итого: | 7 | 3 | 5 | 8 | 23 |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Вента-Граф, 2011.
- Рудницкая В. Н. Математика: 4класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Содержание программы 136 часов.
Множество целых неотрицательных чисел
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики.
Римские цифры: I, V, X, L, С, D, М, запись даты римскими цифрами. Примеры вычислений с числами, записанными римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3—4 вычислений (в том числе содержащих зависимость между объемом работы, временем и производительностью труда).
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т=10ц, 1т =1000кг, 1ц =100кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия. Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь).
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов.
Виды треугольников в зависимости от величины углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и счет вершин, ребер и граней многоугольника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать:
многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;
применять:
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметический действия;
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;
значение зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
решать арифметические текстовые задачи разных видов.
владеть компетенциями:
коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, компетенцией личностного саморазвития.
Наименование раздела программы | № урока | Тема урока | Количество часов | Вид и форма контроля | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 четверть | ||||||
Десятичная система счисления | Десятичная система счисления. | 1 | ||||
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | Текущий | ||||
Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | 1 | |||||
Чтение и запись многозначных чисел | Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда. | 1 | ||||
Чтение многозначных чисел в пределах миллиарда. | 1 | |||||
Запись многозначных чисел в пределах миллиарда. | 1 | Текущий | ||||
Сравнение многозначных чисел | Поразрядное сравнение многозначных чисел. | 1 | ||||
Запись результатов сравнения с помощью знаков «<»или «>». | 1 | |||||
Многозначные числа. Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел». | 1 | Проверочная работа | ||||
Сложение многозначных чисел | Письменный приём сложения многозначных чисел (поразрядное сложение). | 1 | ||||
Письменные приёмы сложения многозначных чисел. | 1 | Текущий | ||||
Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | 1 | |||||
Отработка умений письменного сложения многозначных чисел. | 1 | Текущий | ||||
Вычитание многозначных чисел | Письменный приём вычитания многозначных чисел (поразрядное вычитание). | 1 | ||||
Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. | 1 | |||||
Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел | 1 | Текущий | ||||
Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1 | Проверочная работа | ||||
Построение прямоугольников | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. | 1 | Практическая работа | |||
Построение квадрата на нелинованной бумаге. | 1 | |||||
Закрепление навыков построения прямоугольников на нелинованной бумаге. | 1 | |||||
Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 1 | Контрольный | ||||
Работа над ошибками. | 1 | |||||
Скорость | Понятие скорости. Единицы измерения скорости | 1 | ||||
Нахождение скорости. | 1 | Текущий | ||||
Упражнение в решении задач на нахождение скорости | 1 | |||||
Задачи на движение | Задачи на движение. Нахождение скорости. | 1 | ||||
Задачи на движение. Нахождение расстояния. | 1 | Текущий | ||||
Задачи на движение. Нахождение времени. | 1 | |||||
Упражнения в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение» | 1 | Проверочная работа | ||||
Координатный угол | Координатный угол, координаты точки. | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа №2 за 1 четверть | 1 | Контрольный | ||||
Работа над ошибками | 1 | |||||
2 четверть | ||||||
Графики. Диаграммы. Таблицы. | Графики, диаграммы, таблицы. Чтение. | 1 | ||||
Построение простейших графиков, таблиц. | 1 | Практическая работа | ||||
Переместительное свойство сложения и умножения | Переместительное свойство сложения. | 1 | ||||
Переместительное свойство умножения | 1 | |||||
Сочетательное свойство сложения и умножения | Сочетательное свойство сложения | 1 | ||||
Сочетательное свойство умножения. | 1 | |||||
Сочетательное свойство сложения и умножения. | 1 | Текущий | ||||
Многогранник | Понятие о многогранниках. | 1 | ||||
Вершины, ребра и грани многогранника | 1 | |||||
Распределительное свойство умножения | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | 1 | ||||
Распределительное свойство умножения относительно вычитания. | 1 | Текущий | ||||
Умножение на 1000, 10 000, 100 000 | Умножение на 1000, 10 000, 100 000. | 1 | ||||
Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 000 | 1 | |||||
Решение задач. Закрепление умножения на 1000, 10 000, 100 000. | 1 | |||||
Контрольная работа №3 по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000». | 1 | Контрольный | ||||
Коррекция знаний по теме контрольной работы. | 1 | |||||
Тонна, центнер | Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц. | 1 | ||||
Соотношение единиц массы. | 1 | Текущий | ||||
Решение задач с использованием единиц массы. | 1 | |||||
Задачи на движение | Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки. | 1 | ||||
Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек. | 1 | |||||
Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях | 1 | Текущий | ||||
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях | 1 | |||||
Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях | 1 | |||||
Упражнение в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение» | 1 | Проверочная работа | ||||
Контрольная работа №4 за первое полугодие. | 1 | Контрольный | ||||
Работа над ошибками | 1 | |||||
Умножение многозначного числа на однозначное | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | ||||
Умножение вида 1258 х 7, 4040 х 9. | 1 | |||||
Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число. | 1 | Текущий | ||||
Умножение многозначного на двузначное | Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. | 1 | ||||
Умножение вида:516 х52; 407х25 | 1 | |||||
3 четверть | ||||||
Умножение многозначного на двузначное | Умножение вида 358х90. | 1 | ||||
Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное. | 1 | |||||
Закрепление умножения многозначного числа на двузначное число. | 1 | Текущий | ||||
Умножение многозначного числа на трёхзначное | Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное. | 1 | ||||
Умножение многозначного числа на трёхзначное вида 207x503. | 1 | |||||
Развёрнутые и упрощённые записи умножения. | 1 | |||||
Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач. | 1 | |||||
Закрепление навыка умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное. | 1 | |||||
Задачи на движение в одном направлении | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | ||||
Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки. | 1 | |||||
Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек. | 1 | текущий | ||||
Контрольная работа №5 по теме «Письменные приёмы умножения чисел». | 1 | Контрольный | ||||
Решение задач изученных видов | 1 | |||||
Логические понятия | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 1 | ||||
Высказывания со словами «неверно, что». | 1 | |||||
Составные высказывания. Логическая связка «или» | 1 | |||||
Составные высказывания | Составные высказывания. Логическая связка «и». | 1 | ||||
Составные высказывания. Логическая связка «если, то». | 1 | |||||
Упражнение в составлении сложных высказываний. | 1 | Текущий | ||||
Проверочная работа по теме «Высказывания». Знакомство с задачами на перебор вариантов. | 1 | Проверочная работа | ||||
Задачи на перебор вариантов | Составление таблицы возможностей. | 1 | ||||
Практическое решение задач способом перебора вариантов. | 1 | |||||
Деление суммы на число | Деление суммы на число. | 1 | ||||
Решение задач с применением правила деления суммы на число. | 1 | Текущий | ||||
Деление на 1000,10000. | Свойство деления. Деление на 1000,10000. | 1 | ||||
Сокращение частного. | 1 | |||||
Деление на однозначное число | Деление на однозначное число. Алгоритм деления. | 1 | ||||
Автоматизация навыка деления на однозначное число. | 1 | |||||
Решение задач. Упражнение в делении на однозначное число. | 1 | |||||
Закрепление навыка деления на однозначное число. | 1 | Текущий | ||||
Контрольная работа №6 по теме: «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10,100,1000…» | 1 | Контрольный | ||||
Решение примеров изученных видов | 1 | |||||
Деление на двузначное число | Деление на двузначное число. Алгоритм деления. | 1 | ||||
Упражнение в делении на двузначное число. | 1 | |||||
Закрепление навыка деления на двузначное число Проверочная работа по теме: «Деление на двузначное число». | 1 | Проверочная работа | ||||
Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное. | 1 | |||||
Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть. | 1 | Контрольный | ||||
Коррекция знаний по теме контрольной работы. | 1 | |||||
Деление на трёхзначное число | Деление на трёхзначное число. Алгоритм деления. | 1 | ||||
Порядок действий. Деление на трёхзначное число. | 1 | |||||
4 четверть | ||||||
Деление на трёхзначное число | Автоматизация навыка деления на трёхзначное число. | 1 | ||||
Закрепление навыка деления на трёхзначное число. | 1 | Текущий | ||||
Деление отрезка на 2,4,8 равных частей | Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 1 | Практическая работа | |||
Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части. | 1 | Текущий | ||||
Нахождение неизвестного числа | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х+5=7 | 1 | ||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Хх5=15 | 1 | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х-5=7 | 1 | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х:5= 15 | 1 | |||||
Решение задач с помощью равенств. Проверочная работа по теме: «Деление на трёхзначное число». | 1 | Проверочная работа | ||||
Угол и его обозначение. | Угол и его обозначение. | 1 | ||||
Единицы величины угла. Измерение величины угла. | 1 | |||||
Сравнение углов наложением. | 1 | Практическая работа | ||||
Виды углов. | 1 | |||||
Нахождение на чертеже каждый вид угла. | 1 | |||||
Нахождение неизвестного числа | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:8+Х= 16 | 1 | ||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:8хХ=16 | 1 | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:8- Х=2 | 1 | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:8:Х=2 | 1 | |||||
Виды треугольников | Виды треугольников. | 1 | Текущий | |||
Определение вида треугольника. | 1 | |||||
Контрольная работа №8 по теме: «Нахождение неизвестных компонентов, виды углов и треугольников». | 1 | Контрольный | ||||
Коррекция знаний по теме контрольной работы. | 1 | |||||
Точное и приближённое значение величины. | Точное и приближённое значение величины. | 1 | ||||
Приближённое значение величины. | 1 | |||||
Решение задач на нахождение приближённой величины. | 1 | |||||
Контрольная работа №9 по теме: «Письменные приёмы вычислений. Решение задач ». | 1 | Контрольный | ||||
Коррекция знаний по теме контрольной работы. | 1 | |||||
Построение отрезка равного данному | Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки. | 1 | Практическая работа | |||
Упражнения в построение отрезков. | 1 | Практическая работа | ||||
Итоговая контрольная работа№ 10 | 1 | Контрольный | ||||
Коррекция знаний. | 1 | |||||
Урок обобщение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы ....
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""
Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ УМК "Начальная школа XXI века...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...