«Умножение многозначного числа на однозначное» урок математики
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Шипулина Галина Ивановна

Урок формирования умения выполнять умножение трехзначного числа на однозначное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx41.61 КБ
Файл matematika.pptx699.99 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

с. Грушевского Александровского района

Ставропольского края


Тема урока:

«Умножение  многозначного числа на однозначное.»





                            Шипулина Галина Ивановна-              

учитель начальных классов.



2014 учебный год


Тема урока: «Умножение  многозначного числа на однозначное.» 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умножение трехзначного числа  на    однозначное

Задачи:

1) формировать умения выполнять умножение трехзначного числа на однозначное;

2) развивать вычислительные навыки, умения анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь;

3) воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, группе.

УУД, формируемые на уроке:

личностные:

1) осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

2) нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

3) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

4) самооценка на основе критерия успешности

коммуникативные:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения

познавательные:

1) извлечение необходимой информации из заданий

2) постановка и формулирование проблемы

3) определение основной и второстепенной информации

4) выдвижение гипотез и их обоснование

регулятивные:

1) самоорганизация и организация своего рабочего места

2) осуществление самоконтроля

3) фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, умение прогнозировать

Оборудование и технические средства обучения:  мультимедийное оборудование, компьютер.

Наглядные пособия: карточки с числами, карточки с выражениями, названия свойств умножения.

Ключевые слова: слагаемое, сумма, разрядные слагаемые,  множитель, произведение, алгоритм сочетательного свойства умножения.

Авторы  учебника: А.Л.Чекин ,под редакцией Р.Г.Чураковой.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (Орг. момент)

Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.

 

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», учебник, дневник, пенал ,линейка ,карандаш..

Дети проверяют, что приготовили к уроку, высказывают свое мнение.

- Почему это важно? Выскажите свои мысли.

 Дети высказывают своё мнение

- Проведем пальчиковую гимнастику.

Дети соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
Желаю (большой палец)
Большого (средний)
Успеха (указательный)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Удачи! (вся ладошка)

Мотивация к учебной деятельности.(Слайд 4)

 

- Я тоже хочу пожелать вам успеха. Вы – талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много знаете и умеете. Но для этого нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. И все у нас …

- Получится!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

- Все свои результаты вы будете отмечать в оценочном листе (у каждого из детей оценочный лист)

 

- С чего мы начнем нашу работу? 

- С повторения пройденного материала.

- Зачем нам это нужно?

Ответы детей

- Запишете последнюю цифру сегодняшнего числа (2).

 

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня (3).

 

- Рядом запишите последнюю цифру текущего года (4).

 

- Какое число у вас получилось?
Работаем по учебнику стр.79 №261

- 234

- Что вы о нем можете сказать?

- Оно натуральное, не круглое, стоит на 234 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 233, за ним стоит число 235. Сумма цифр этого числа 9. Оно трехзначное. В нем 2 сотни, 3 десятка, 4 единицы. 

II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся)

- Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться.

Дети записывают.

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

- Проверяем по образцу на интерактивной доске. Если задание выполнено верно, на оценочном листе поставьте 3 балла, с одной ошибкой – 2 балла, более двух – 1 балл.

 

- Что означает цифра 4 в подчеркнутых числах?

В числе 432 – сотни, в числе 342 – десятки, в числе 234 – единицы.

- Отчего это зависит?

- От места, которое цифра занимает в записи числа.

- Чем похожи все эти числа?

- Они трехзначные.

- Какую работу мы можем выполнять с трехзначными числами?

- Записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать, представить в виде суммы разрядных слагаемых.

- Представьте устно 432 и 342 в виде суммы разрядных слагаемых.

Ответы детей:
432=400+30+2
342=300+40+2
234=200+30+4

- Запишите число 234. Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

- Поменяйтесь тетрадями с своим соседом по парте и проверьте работы друг друга. Если сосед справился с заданием – поставьте ему в оценочный лист 1 балл. Не справился – 0 баллов.

Дети выполняют взаимопроверку и взаимооценку

- Какие умения мы использовали при выполнении этого задания?

- Раскладывать трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых.

- Где нам могут пригодиться эти умения?

- При решении примеров, для удобства вычислений.

- Посмотрите на доску (Слайд 5)

300*4        400*3
245*4        455*3
324*4        300*2

- На какие две группы можно разбить данные выражения?

- Выражения на умножения круглых и некруглых трехзначных чисел.

- Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему?

- Первого столбика. Мы умеем умножать круглые трехзначные числа.

- Запишете в тетрадь ответы примеров первого столбика.

Учащиеся выполняют задание

- Кто записал, встаньте. Проверьте по образцу.

(1200, 1200, 600)

- На оценочный лист поставьте 3 балла, если с заданием справились без ошибок, 2 балла – одна ошибка, 1 балл – более двух.

Самопроверка и самооценка

- Прочитайте выражения второго столбика разными способами.

 

- Попробуйте 245*4.

245*4

- Кто справился с работой? Кому было трудно? Почему?

- Нам такие примеры еще не встречались. Мы еще не умеем умножать трехзначное некруглое число на однозначное.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Умножение трехзначного числа на однозначное.

- А чему вы хотите научиться, изучая данную тему? Подумайте, возьмите цветной магнит и, прикрепив его к доске, скажите об этом.

-Научиться правильно умножать трехзначное число на однозначное.
-ответы учащихся

- Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное? Где нам это пригодиться в жизни? Работа над №266 стр. 80

-Найти быстрый способ решения таких примеров.
- Применять этот способ умножения при решении задач, уравнений.

III.Открытие детьми новых знаний

- Поработаем в группе (группам дается задание на отдельном листе ,№262,) (На доске появились результаты работы групп)

Ответы детей
Дети выполняют задания в группах, результат вывешивается на доску

- Какой способ умножения дает нам данное выражение?

- Умножение суммы на число. 

- Как его можно прочитать?

- Чтобы сумму умножить на число, умножаем каждое слагаемое на это число и полученные результаты складываем.

- Какое свойство умножения записано на доске? Выберите правильный ответ. (сочетательное, распределительное, переместительное).

- распределительное  свойство.

- Нам надо решить задачу №263 . Пока умножать четырёхзначное число на однозначное  умеют не все.

 

- Кто и что нам может помочь?

- Можно посмотреть в инструкцию, справочник, спросить у взрослых.

- Сегодня у нас нет ни инструкции, ни справочника, мы не будем обращаться к взрослым. Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

- В учебнике.

 

- Что мы сделали с числом1215.

Разложили на сумму разрядных слагаемых.

 

- А теперь мы сумму умножаем на число. Как это сделать?

Ответы детей.

 

- Что сделать с полученными произведениями?

- Сложить.

 

- Сложение выполните столбиком в тетради.

 

 

- Какой результат получили?

3645

 

- Удобна такая запись?

 - Нет. Длинная. Занимает много места

 

- Показываю форму записи умножения многозначного числа на однозначное на доске.(№268 стр 81)

 

 

- Давайте посмотрим на запись этого примера в третьем столбике. Какая она?

- Здесь появился знак умножения, и запись занимает мало места.
-Она короче, удобнее, занимает меньше места.

 

- Кто может объяснить эту запись?

Дети пробуют объяснить
(объяснение может получиться, может нет).

 

- Попробуем все вместе объяснить эту запись и составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. Снова работаем в группах. (№270 стр.82).

 

 

- Что мы открыли? (Слайд 6)

- Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

 

- Будет ли оно отличаться, если будет не трехзначное число, а четырех- или пятизначное числа?

Нет

 

Физкультминутка

 

 

 

 

- Пришло время оценить свою работу в группе? Если вы были активны, на оценочный лист ставьте 1 балл, неактивны –0 баллов.

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

IV.Первичное закрепление

- Используя алгоритм, решите примеры у доски, записав действия столбиком. (Слайд 7)

 

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе

- Используя алгоритм, решите примеры у доски, записав действия столбиком. (Слайд 8)
1 вариант             2 вариант
146*4                      155*6
283*5                      348*5

 

- Проверка по образцу (интерактивная доска). Внесите в оценочный лист: 2 балла – все правильно, 1 балл – 1 пример правильно, 0 баллов нет правильных ответов.

 

VI.Закрепление ранее изученного материала.

- Попробуем применить новые знание в решении задач. (№265 стр80).
1. Чтение задачи
2. О чем говориться в задаче?
3. Условие
4. Вопрос
5. Как графически изобразить условие задачи?
6. Как ответить на вопрос задачи?
7. Можно ли другим способом решить эту задачу?

Ученик у доски решает задачу с комментированием, остальные работают в тетрадях

VII. Рефлексия. Итог урока.

- С чего начинался сегодняшний урок? (Слайд 9)

 

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой? Добились мы их?

Снимают магниты с доски и делают выводы, добились или нет

- Что открыли?

- Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

- Где возникла трудность?

 

- Как нашли решение?

 

- Посчитайте на оценочном листе свои баллы. У кого получилось 10 баллов?

 

- Это наибольшее количество баллов, которое ребята могли набрать за урок.

 

- Что мы им можем сказать?

- Молодцы. Так держать.

- А что мы пожелаем тем, у кого баллов было меньше?

-Быть более внимательными, старательными, не унывать.

- И все у нас …

- …получится.

VIII. Информация  о домашнем задании:

Стр83 №276 (Слайд 11)

Записывают в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Грушевского Александровского района Ставропольского края Автор работы : Шипулина Галина Ивановна- учитель начальных классов . 2014г. «Умножение многозначного числа на однозначное»

Слайд 2

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умножение трехзначного числа на однозначное Задачи: 1) формировать умения выполнять умножение трехзначного числа на однозначное; 2) развивать вычислительные навыки, умения анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь; 3) воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, группе.

Слайд 3

На уроке

Слайд 4

Мотивация к учебной деятельности Оценочный лист 234 – трехзначное, 233 234 235 2+3+4=9 2 сотни, 3 десятка, 4 единицы Что означает цифра 4 в подчеркнутых числах? 432 342 234 Представьте устно в виде суммы разрядных слагаемых. 432 342

Слайд 5

300*4 400*3 245*4 455*3 324*4 300*2 Чтобы сумму умножить на число, умножаем каждое слагаемое на это число и полученные результаты складываем. 245*4=(200+40+5)*4=(800+160+20)=980 Умножение круглых и некруглых трехзначных чисел

Слайд 6

Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное Сначала умножаем единицы О Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем Т Умножаем десятки К Прибавляем десятки, которые запоминали Р Пишем под десятками, а сотни запоминаем Ы Умножаем сотни Т Прибавляем сотни, которые запоминали И Записываем сотни и получаем ответ Е

Слайд 7

1 2 3 365*8 127*6 1473*5 Реши примеры Первичное закрепление

Слайд 8

1 вариант 2 вариант 146*4 155*6 283*5 348*5 Самостоятельная работа

Слайд 9

Рефлексия 1. С чего начался наш урок? 2. Где возникла трудность? 3. Как нашли решение? 4. Какую цель ставили перед собой? 5. Цель достигнута?

Слайд 10

Оцени свою работу на уроке Я доволен собой, у меня все получилось. У меня не все получилось, нужно повторить. Многое не получилось, нужно повторить.

Слайд 11

Домашнее задание Стр. 83 №276


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деление многозначного круглого числа на однозначное (углом).Математика 3 класс.(ОНЗ),(Школа 2000...)

Данный урок открытия новых знаний  построен в технологии деятельностного метода.Учащиеся, работая в группах, опираясь на базовый алгоритм,определяют недостающие шаги и их место в базовом алгоритм...

Умножение двузначного числа на однозначное. Урок математики 3 класс

Автор: Шумская Евгения Николаевна. Презентация урока по математике "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс....

Чётные и нечётные числа. Технологическая карта урока математики во 2 классе

Технологическая карта урока "Чётные и нечётные числа" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и положениями образовательной системы "Школа-2100" (авторы учебника математики Демидова, Козлова...

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Урок математики в 4 классе.

Урок построен в игровой форме. Организация работы - групповая....

Письменный приём умножения трёхзначного числа на однозначное. (урок – презентация)

Тема урока: Умножение трехзначных чисел на однозначное.Это третий урок по данной теме. Тип  урока – закрепление.Цель урока:закрепление знаний умножения трехзначного числа на однозначноезакр...