Урок математики по теме "Составляем задачи" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Урок математикипо теме "Решаем задачи" разработан  в технологии деятельностного метода, тип урока "Открытие нового знания". Автор учебника В.Н. Рудницкая,  Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: математика

УМК: «Алгоритм успеха» («Начальная школа XXI века»)

Авторы учебника: В.Н. Рудницкая,  Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе

Класс: 1

Учитель: Евдокимова Галина Юрьевна, ГБОУ гимназия №1272

Тема урока: «Составляем задачи», урок 34

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование умения составлять  задачи по иллюстрации.

Задачи: формирование предметных умений (соотношение условия, рисунка и решения задачи,  состав числа 8, нумерация чисел 11-20, измерение отрезка в дм и см);

формирование метапредметных универсальных учебных действий: познавательных  (работа с информацией, осуществление  анализа, синтеза, поиск причинно-следственных  связей, использование  общих приемов решения задач), регулятивных  (приём  и сохранение  учебной задачи, самостоятельное планирование своих действий, осуществление итогового и пошагового  контроля,  корректировка  своих действий,  адекватное  восприятие результата  своих действий, проявление познавательной инициативы), коммуникативных  (контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться в паре);

 личностных (мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке).

Методы обучения:  наглядный, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Формы обучения: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная.

Оборудование:

для учителя АРМ учителя, документ к уроку в программе Notebook, стикеры для учащихся;

для обучающихся - учебник «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая и др., 1 часть, урок 34,  Е.Э. Кочурова «Рабочая тетрадь по математике №2»,  линейка, математический набор «Я считаю».

Технологическая карта  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Мотивация

Ты проверь, дружок, в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Упражнения «Гимнастика мозга»:

 «Ленивые восьмёрки»,

«Перекрёстные шаги»».

Организуют порядок на парте.

Выполняют упражнения под руководством дежурного.

Регулятивные

II. Актуализация знаний

1. Распредели на две группы. Слайд 1

C:\Users\Администратор\Desktop\фигуры.jpg

Ответы учащихся:

- Распределяю по цвету: синие и красные фигуры.

Передвигает фигуры на доске.

Учитель: «Составьте выражение, используя цифры математического набора «Я считаю».

Ученики выкладывают на парте: 4 + 4 = 8

Взаимопроверка в парах.

Учитель: « Приведите др. способ группировки».

Ответ учащихся:

-По форме: больших 7, маленьких – 1.

Учитель: «Составьте выражение».

Ученики выкладывают на парте: 7+1 = 8

3 способ: по размеру 6 больших и 2 маленьких фигуры.

Учитель: «Мы составили 3 числовых выражения. Состав какого числа мы повторили? (8). Какого выражения не хватает  в составе числа? (5 + 3 = 8)».

Анализируют фигуры, фронтально распределяют фигуры на интерактивной доске.

Индивидуально выкладывают решения на парте, используя фишки математ. набора «Я считаю».

Познавательные

Регулятивные

III.

 Выявление места и причины затруднения

Слайд 2

К какому рисунку подходит выражение 5 + 3?

C:\Users\Администратор\Desktop\рис 2.jpg

Рассматривают и анализируют условия в виде рисунка.

Регулятивные,

познавательные

IV. Целеполагание и построение пути выхода из проекта

Учитель: «Что нам надо сделать, чтобы найти нужный рисунок?»

Ученики: « Посчитать предметы и придумать условие и вопрос задачи».

Учитель: «Назовите тему урока». (Слайд 3)

Ученики: «Составляем задачи».

Запись на доске:

«Тема: Составляем задачи».

Цель урока: учимся составлять задачи и решать.

Формулируют тему и  цель урока.

Коммуникативные,

познавательные

V. Реализация построенного проекта

Обучающиеся рассматривают рисунки  1-3 (слайд 2), пересчитывают предметы, соотносят выражение и число предметов на рисунках.

Рассуждение: «К выражению подходит рисунок №1. Условие задачи  «На стоянке было 5 легковых автомобилей и 3 грузовых. Сколько всего машин было на стоянке?»

Рис.2 не подходит, т.к. 7 предметов

Рис.3 не подходит, т.к. карандаши не распределяются на 2 группы.

Физпауза 1

Работают с информацией в виде рисунка, придумывают условие и вопрос и  соотносят условие и решение.

Предметные УУД, познавательные.

VI Первичное закрепление  с комментированием во внешней речи

Работа с учебником

Урок 34 стр. 80

№1  1)

Дополним условие задач по рисункам. Выбери решение.

№1 2) Дополни условие.  *Вопрос содержит число, записанное буквами.

Обращаем внимание обучающихся на объяснение: « Почему не подходит др. решение?»

№2 Продолжи составление задачи.

В коробке было 10 конфет….

Рассматривают рисунки на стр. 80, добавляют недостающие числа в условие.

Регулятивные-восприятие и удержание учебной задачи.

VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Урок 34 №3 .

Задание: составим задачу по рисунку и выложи фишками из набора «Учусь считать» решение.

1 вариант – рисунок слева «Грибы».

2 вариант – рисунок справа – «Цветы».

Самопроверка: слайд 4:

C:\Users\Администратор\Desktop\рис 4.jpg

Кто составил 1 задачу верно?

Кто составил две задачи верно?

Расскажи, какое  условие и вопрос задачи ты придумал.

Физпауза 2

Составляют задачи по рисунку, составляют выражение из фишек мат. Набора.

Регулятивные, познавательные – поиск информации на рисунке.

Регулятивные – самопроверка по эталону, самооценка.

Коммуникативные.

VIII Включение в систему знаний и повторение

  1. Решение заданий в тетради на печатной основе №2 стр. 23
  1. №1 Составим задачу. Дополним вопрос, который содержит число.

Составим по рисунку другие задачи.

Упражнения в составлении обратных задач.

 №2 Составляем задачу по рисунку  с избыточными данными в условии и обратную задачу.

4 + 3 = 7        3 + 5 = 8

7 –4= 3     8 – 3 = 5

Придумаем  составную задачу.

Решение:  4 + 3 + 5 = 12

  1. Напишем пропущенные числа №3 стр. 23 в тетради

Взаимопроверка тетрадей по эталону

18        19          20

12        15          18

Эталон демонстрируется на доске.

  1. Измерение длины предметов

Учебник №4 стр. 81

Объясни, как измерить длину. Измерь.

Индивидуальная практическая работа.

Запись на доске:

14 см = 1 дм 4 см

  1. Работа в парах. №5 стр.81

Измерить длину школьных принадлежностей: ручки, кисточки, карандаша и ширину школьной тетради.

1 ученик – измеряет, 2 ученик записывает на стикере.

Прикрепляем стикеры на доску

Длина ручки:

Длина кисточки:

Длина карандаша:

Ширина тетради:

Находим наибольшее и наименьшее число в каждой сторочке.

Учитель: «Ваши данные с измерениями мы используем на следующем уроке при составлении задач»

Выполняют задания в тетради на печатной основе. Стр. 23 тетрадь №2

Предметные УУД (работа в тетради), регулятивные (взаимопроверка),

коммуникативные (работа в парах).

Личностные

IX Рефлексия учебной деятельности

Учитель:

-Урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? Смогли достичь цели?

Используя памятку, скажите:

•        Мне больше всего удалось ...

•        Я  могу себя похвалить за…

•        Меня удивило…

•        Для меня было открытием то, что ...

Соотносят цель урока и формулируют выводы.

Регулятивные, коммуникативные.

Библиография:

Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн Джим» /Пол Деннисон, Гейл Деннисон. – М.: РОУ, 1992 г

Н.В. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе Математика, часть первая.  - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. - 127 с.

О.Е. Кочурова Математика Рабочая тетрадь №2. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.-64 с.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). –  http://www. минобрнауки.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 ом классе по программе УМК «Школа 21 века».

                   Задачей урока математики  является  обучение младших школьников построению, исследованию и применению м...

Урок математики Свойства вычитания 1 класс УМК Начальная школа 21 века

1 класс УМК  "Начальная школа XXI века "  Математика  "Свойства вычитания" Конспект по ФГОС. Презентация ( чтобы презентация открылась необходимо скачать две части и сохранит в одной п...

Урок математики во 2 «Б» классе. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема "Умножение и деление 8 . Восьмая часть числа". Тип урока-урок усовершенствования ЗУН учащихся....

Урок математики во 2 «А»классе по программе «Школа XXI века»

Тема: Таблица умножения и деления 5. Закрепление изученного.  Цели: Создать условия для  формирования умения выполнять умножение и деление в пределах 6; обучения нахождению доли  числа ...

«Табличные случаи умножения и деления» Презентация к уроку математики во 2-м классе (Программа «Начальная школа XXI века»)

 «Табличные случаи  умножения и деления» Презентация к уроку математики во 2-м классе  (Программа «Начальная школа XXI века»)...

Урок математики во 2-ом классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока Учебный предмет: математика.Класс: 2УМК: Начальная школа 21 века.Тема урока: Названия чисел в записях действий.Тип урока: изучение нового материала.Презентация урока....

Урок математики в 3 А классе по УМК «Начальная школа 21 века» на тему: «Порядок действий в выражениях со скобками. Закрепление»

Цель урока: закрепить программу действий в выражениях со скобками,   применять алгоритм  на практике....