Развитие внимания у детей с ЗПР на уроках математики
методическая разработка по математике на тему

Коптева Татьяна Николаевна

Материал по развитию внимания у детей с ЗПР на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

   

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики

                                                            Санкт-Петербург  2014 г.

Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития        

1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе        

1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой        

психического развития        

Глава 2.  Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики        

2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики        

2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики        

Заключение        

Список литературы        

Приложение 1.        

Приложение 2 .        

Введение

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие  внимания. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделения объекта и сосредоточения на нем. Это обеспечивается вниманием.

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Дети с нарушениями развития свойств внимания  испытывают трудности в обучении. Внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.

Большое количество детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития.  У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);  в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).                                              

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии.  Особенности  развития внимания младших школьников с ЗПР исследовали  известные  психологи, педагоги и дефектологи, такие как  Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), Л.В. Кузнецова,  В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и  многие другие  отечественные ученые. Исследователи считают, что изучение особенностей развития внимания младших школьников с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании.

Таким образом, актуальность и значимость  проблемы  и обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики».

Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, на основании изученного и разработать методику по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития.
  3. Разработать комплекс  коррекционно-развивающих упражнений по развитию свойств  внимания (устойчивость, объем, распределение, переключение) на уроках математики.

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития

       

1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существует многообразие исследований по проблеме внимания.  В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. В результате   изучения внимания психологами (П.Я. Гальперин, С.С. Левитина, Т.А. Мелехова, А.В. Петровский, Т. Рибо,  Е.М. Черепанова,  Д.Н.Узнадзе и др.) было установлено, что внимание – один из  важнейших компонентов деятельности человека, возникает на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание - это «особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности»[1]. 

Известный психолог Т. Рибо считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека.   Другой отечественный психолог Д.Н. Узнадзе связывал возникновение внимания с формированием у личности установки, которая побуждает его проявить деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Внимание, как момент ориентировочно-исследовательской деятельности, возникающий в процессе познания, рассматривал  П.Я. Гальперин [3]. 

Работы отечественных  физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность понять место  и роль внимания в системе психических явлений: объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Например, открытый И.П. Павловым ориентировочный рефлекс помог понять, что направленность внимания возникает на  его основе: возможность организму узнать о том, что происходит в окружающей среде. К тому же  в структуру ориентировочного рефлекса входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, что в свою очередь  доказывает, что внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Как только человек перестает проявлять внимание к чему-либо, он перестает ясно это видеть или слышать. Примером может служить учебная деятельность, где хорошие результаты учащегося объясняют высоким уровнем внимания,  а низкие – невниманием.

Итак, внимание – это «направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида»[10, с. 231]. 

Вниманию присуще следующие функции [15]: активизация нужных и торможение ненужных психо-физиологических процессов;  организация целенаправленного отбора поступающей информации в соответствии с его потребностями;  обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 

Внимание, как составной элемент различных психических и двигательных процессов, сопутствует любой деятельности человека.  В отличие от таких процессов, как восприятие, память, мышление и т.п.,  внимание не имеет особого содержания, а проявляется как бы внутри этих процессов, и потому неотделимо от них.

В научной литературе по своему происхождению и способам осуществления выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное [14,с. 114-117].

Непроизвольным, то есть непреднамеренным вниманием называется внимание, «вызванное особенностями действующих в данный момент объектов, без намерения быть к ним внимательным» [13]. В научной литературе непроизвольное внимание имеет несколько синонимов: пассивное внимание и  эмоциональное внимание  (отмечается связь между объектом внимания и эмоциями). Во всех случаях исследователями отмечается отсутствие волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Н.Н. Ланге   выделяет три разновидности непроизвольного внимания [6, с.103-106]: вынужденное внимание (врожденная, естественная или инстинктивная) -  деятельность принимает автоматический характер; невольное - зависит от индивидуального опыта субъекта: складывается на инстинктивной основе, в процессе стихийного обучения и адаптации человека к определенным жизненным условиям; привычное внимание -   данная  форма внимания обусловлена установками или намерением выполнить какую-либо деятельность. Все эти виды непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Произвольное (синонимы - активное, волевое)  внимание определяется субъективными факторами и служит для достижения поставленных целей. Данный вид внимания свойственен только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Основная функция  - активное регулирование протекания психических процессов. Благодаря  произвольному  вниманию человек способен активно и  избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Стоит отметить, что  для внимания характерны такие свойства, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Рассмотрим их.

Концентрация внимания - степень углубленности, интенсивность сосредоточенности человека в деятельность. А.А. Ухтомский считал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре [9,с.358]. Концентрация внимания имеет динамический характер: ее повышение и понижение в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней.

Объем внимания измеряется количеством объектов  или элементов, воспринимаемых одномоментно. Например, установлено, что объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания увеличивается, если объекты сгруппированы. Также выделена закономерность – чем больше сила  внимания, тем меньше объем. В педагогической практике данную закономерность учитывают  при  предъявлении материала,  чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Переключение внимания -  преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке и это свойство зависит от уравновешенности и подвижности нервных процессов человека.

Распределение внимания –  способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Но человек способен выполнить только один вид сознательной деятельности, хотя иногда способен выполнить одновременно два вида деятельности при условии, что один из видов деятельности автоматизирован и не требует внимания.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать внимание на определенных объектах.  Исследования  ученых показали, что отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 минут [11]. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: особенности материала, степени трудности, отношение к нему со стороны субъекта, индивидуальных способностей личности.

Избирательность внимания – способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Отвлекаемость непреднамеренное  перемещения внимания с основной работы на посторонние раздражители, которые отвлекают  человека. Отвлечение является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет закончить работу в намеченный срок.

Таким образом, анализ научной литературы выявил, что под вниманием принято понимать процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и  произвольное. Также внимание характеризуется такими основными свойствами, как концентрация, устойчивость, объем, распределение, избирательность  и переключение.

1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой

психического развития

Высокая активность и сосредоточенность внимания – необходимое условие любой человеческой деятельности.  Именно поэтому внимание - один из важнейших показателей уровня развития личности.  И проблема воспитания и обучения младших школьников с отклонениями в психическом развитии - одна из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен Г.Е. Сухаревой еще в 1959 г. [18].  Задержка психического развития - это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Наиболее распространенные формы ЗПР -  инфантилизм и астения.

Инфантилизм - это нарушение развития психических процессов, связанное с медленным созреванием мозговых систем. Инфантилизм может быть вызван нарушением функционального характера, например, при нормальном, неповрежденном головном мозге, связан с недостаточным функционированием лобных долей. Инфантилизм может быть также вызван органическим повреждением головного мозга.  

Астения - это ослабленность соматического и неврологического характера, вызванная нарушением центральной нервной системы, и также может быть вызвана повышенной истощаемостью нервной системы.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. ЗПР у детей может проявляться по-разному, но для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:  незрелость эмоционально-волевой сферы (ребенку сложно заставить себя выполнить что-либо);  нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Отечественный психиатр К.С. Лебединская в 1982 г. предложила классификацию ЗПР на четыре группы по этиопатогенетическому принципу [7,с.9-13]:  

1. ЗПР конституционального происхождения - характерно ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы (психический  инфантилизм). Ребенок с ЗПР этого типа зачастую несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым условиям, характерен повышенный фон настроения, трудно принять решение без посторонней помощи, совершить волевое усилие.

2. ЗПР соматогенного происхождения - ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций может сформироваться задержка психического развития. Присуще низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания.

3. ЗПР психогенного происхождения - причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Детям присущи такие черты, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и застенчивость, неумение контролировать собственное поведение, безответственность.

4. ЗПР  церебрально-органического происхождения - встречается чаще других типов ЗПР, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом наименее благоприятен. Основой этого типа ЗПР - органические нарушения:  недостаточность нервной системы, причинами могут быть: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Дети  с данным типом ЗПР имеют неврозы, легко возбудимы, аффекты настроения, плохой аппетит, двигательная гиперактивность.

Что касается особенностей развития внимания младших школьников с ЗПР, то они  подробно освещены в психологической литературе. Данной проблемой занимались известные психологи и дефектологи: Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и  многие другие ученые.

Исследования причин неуспеваемости младших школьников  выявили, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют больше половины от числа детей, которые испытывают затруднения в обучении. При этом исследователями (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.В. Демьяновым, Л.И.Переслени и др.) было выявлено, что первое место среди причин неуспеваемости, занимает  проблема нарушения целенаправленного внимания у данных детей.

 Т.А. Власова и М.С. Певзнер считают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы [2].  И одним из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий, недостаточный уровень внимания. Исследования Л.Ф. Чупрова показали, что недостаточный уровень внимания отмечаются учителями у учащихся с ЗПР в 92% случаев. Исследователь отмечает, что ребенок с ЗПР рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. [20,c.36-40].

Г.Ф. Кумарина [5] также отмечает, что дефекты внимания детей с ЗПР обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.

В своих психолого-педагогических исследованиях Л.И. Переслени, Г.И. Жаренкова, С.А. Домишкевич и др. изучали  особенности внимания детей с ЗПР. Анализ и обобщение данных исследований позволил нам отметить следующие  основные особенности внимания у  детей с ЗПР:

Неустойчивость внимания. Ребенок с ЗПР продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение 3-7 минут ребенок  отдыхает и как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами, но после восстановления сил снова способен к деятельности.

Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР удерживает одновременно меньший размер  информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать задачи,  к тому же ребенком затруднено восприятие ситуации в целом.

Сниженная избирательность внимания и повышенная отвлекаемость. Ребенок постоянно отвлекается на несущественные для продуктивной деятельности раздражители, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации.

Сниженное распределение внимания -  не может одновременно выполнять несколько действий; трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Рассеянность внимания –  ребенок неспособен сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Дети могут неплохо работать в начале урока, но вскоре устают, и внимание ослабевает.

Итак,  большинство детей с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Стоит отметить, что у детей с ЗПР динамика уровня внимания неодинакова: у одних - максимальное внимание наблюдается в начале урока, потом - снижается; у других - сосредоточение внимания наступает после некоторой деятельности; для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности связаны с нервно-психическим состоянием детей;  сложность задания, большой объем работы могут  также выводить школьника из равновесия и особенно проявляются нарушения внимания после занятий, которые требуют интенсивного умственного напряжения: невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних  детей раздражение, у других - отказ от работы.

Также для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации, особенно проявляется это, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы (неожиданный стук в дверь, упавший предмет).

Выводы по первой главе.

Таким образом, в ходе теоретического изучения проблемы особенностей концентрации и устойчивости внимания детей с задержкой психического развития была рассмотрена общая характеристика внимания.

Внимание - это особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения.  Основные виды  внимания: непроизвольное внимание – возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Основными свойствами  внимания являются: концентрация внимания,  устойчивость, объем внимания, распределение и  переключение.

В ходе анализа  психологической литературы, были определены основные причины возникновения задержки психического развития, а также рассмотрена классификация К.С. Лебединской:  задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.

Вместе с тем, учитывая особенности внимания детей с задержкой психического развития, нужно отметить, что под руководством педагога коррекционная работа  по развитию внимания может быть достаточно эффективна.

Глава 2.  Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики

2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики

Рассмотрим  педагогические условия и требования к организации урока математики  при  работе с младшими школьникам с ЗПР.

Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором взаимодействуют компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы и организация.

Особенности урока математики обусловлены спецификой учебного предмета, его целями и задачами,  а также опытом учащихся и педагогов  школы VII вида.

Учитель математики должен не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление и запоминание учебного материала,  и умений его применять, но и научить учащихся учиться.

Сначала  учитель  должен помочь  школьникам овладеть  навыками умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил; далее - научить использовать полученные знания в аналогичной, а затем  и в новой ситуации,  создавая соответствующие условия в классе.

Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении и содержании уроков, где наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач, решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.

На уроках математики в школах VII вида необходимо соблюдать единство двух задач - математического образования и психологического развития ребенка:

1. Основная задача обучения математике - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

2. На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции психических процессов детей с ЗПР: развитие внимания, наблюдательности, памяти, речи, процессов мышления, овладение приемами самоконтроля и т.д. Учитель заранее предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи планируется им осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы. Учитель  должен  использовать приемы переключения с одной сенсорной системы на другую, включение игровых ситуаций, отдых  и релаксацию.

Учителю, в своей работе с детьми с ЗПР, необходимо следовать следующим принципам:  прежде, чем объяснить - необходимо заинтересовать; прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию,  прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать  это ожидание нового.

Чтобы организовать внимание ребенка с ЗПР, необходимо  вовлечь его в деятельность, пробудить интерес к процессу и результатам деятельности. Для этого учителю на уроках математики необходимо:

- уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;

-  интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты;

-  подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку;

- учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;

- включать в учебный материал занимательные факты;

-  насыщать материалом, требующим сосредоточенности внимания и мыслительной активности;

- подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;

- использовать разнообразные формы поощрения;

- создавать положительное отношение к уроку; разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, методы коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики - это  целая система педагогических воздействий учителя, направленная  не только на формирование у детей способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости,  концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания.

Далее мы раскроем методику работы с учащимися  младших классов с диагнозом ЗПР  на уроках математики.

2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики

Опираясь на изученный материал, научные труды и рекомендации исследователей в данной области, с учетом особенностей внимания младших школьников  с ЗПР, подготовили методику работы с  развитием внимания младших школьников с ЗПР на уроках математики.  

Как мы выяснили, у детей с ЗПР внимание неустойчивое, что обуславливается трудностями в выполнении заданий. За детьми необходимо вести постоянный контроль,  так как дети с ЗПР могут работать в течение 10-15 минут, а потом  теряют нить деятельности, как бы «выпадают» из нее.  Чтобы ребенок не выпадал из деятельности, в минуты отдыха (3-7 минут) необходимо развивать  у них  произвольное внимание. Например, можно проводить  устный счет с элементами игры. Игра способна активизировать интерес ребенка, а значит и  его внимание.

Также, мы выяснили, что у детей с ЗПР снижен объем внимания, что характеризуется  удерживанием  одновременно меньшего объема информации, который необходим для решения учебной задачи. Поэтому для увеличения объема детям необходимо  давать задания, например,  на пересчет предметов в игре «Найди, кто спрятался?», которые спрятаны за пересекающимися контурами, что значительно затрудняет выполнение задания, а потому требует от ребенка большей сосредоточенности. Например, требуется найти треугольники за пересекающимися контурами (см. Приложение 1).

Примеры заданий и упражнений по диагностике и коррекции процессов внимания на уроках математики  

Отыскание чисел по таблицам Шульте  (см. Приложение 2) 

 Цель:  диагностика и коррекция внимания, объема.

Задача  упражнения заключается в следующем: детям предлагаю 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ученики  должны отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий фиксирую.  Для детей 6 - 7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

Или ее вариант «Найди числа», который также предназначен  для развития  произвольного внимания.

Задача: ученики  в течение нескольких секунд смотрят на таблицу, а затем должны найти все числа в порядке возрастания, которые расположены случайно в квадрате и громко их называть и показывать.

10

15

8

1

2

7

25

13

23

12

18

4

17

3

11

21

6

16

24

5

Игра «Лабиринты».

Цель: развитие и коррекция произвольного внимания детей, объема внимания, устойчивости, переключения и распределения.

Задачи: формирование умения целенаправленно сосредотачиваться.

Ребенку выдается листок, на котором изображен лабиринт из клеточек. Чтобы продвинуться вперед, необходимо решить  математическую задачу верно,  ответ задачи  равен клеткам лабиринта. В игре существует длинный и короткий путь. Игра требует от ребенка сосредоточения, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь, решая несколько ходовые задачи. Степень сложности можно повышать по мере усвоения и успешного решения детьми игровой и учебной задачи. Данное упражнение можно использовать для закрепления материала или на  уроках повторения.

          Задание  «Кто больше?»

Цель: увеличение объема восприятия.

Инструкция:        На доске учитель пишет около 10 трехзначных чисел в произвольной последовательности. После знакомства с этой информацией в течение  нескольких секунд, учитель закрывает числа, и просит учеников в течение 1 минуты записать числа, какие запомнили у себя в тетрадь.  (Нормальное восприятие – 7 - 9  чисел).

 «Запомни числа».  

Цель: концентрация внимания, объем восприятия.

Инструкция: Учитель записывает на доске числа в определенном порядке, дети запоминают эти числа и закрывают глаза, а учитель в это время меняет некоторые цифры местами. Ученики должны найти поменявшиеся местами числа.

Учитывая повышенную утомляемость детей, учитель делает необходимые пятиминутки отдыха для детей, во время которых можно проводить не только физкультминутки, но и подвижные игры, способствующие также развитию внимания.

Примером может служить игра  «Запомни порядок».

Игру можно проводить во время разминки, отдыха  детей. Учитель выстраивает в ряд 6 учеников в определенном порядке, один ученик в течение 30 секунд запоминает этот порядок и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоял.

Таким образом, моделируя уроки математики с  учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие  данного  психического процесса.  

В заключение отметим, что коррекционное обучение должно располагаться в порядке возрастающей сложности, что способствует дальнейшему совершенствованию уровня внимания у детей с ЗПР.

Заключение

Таким образом, в соответствие с целью и задачами  исследования  нами были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития внимания у  младших школьников с ЗПР.

В ходе теоретического изучения  данной проблемы была рассмотрена общая характеристика внимания, как особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения. Рассмотрены основные виды  внимания: непроизвольное внимание – возникающее без всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Выяснили, что основными свойствами  внимания являются: концентрация внимания,  устойчивость, объем внимания, распределение и  переключение.

Были рассмотрены основные причины возникновения задержки психического развития, а также выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.

Исследователи считают, что под руководством педагога коррекционная работа  по развитию внимания может быть достаточно эффективна, если учитывать особенности внимания детей с задержкой психического развития,   создать необходимые  педагогические условия и  соблюдать требования к организации  учебного процесса.  

Опираясь на изученный материал, рекомендации исследователей в данной области,  разработали  упражнения  для коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики.  Суть их заключалась в системе педагогических воздействий учителя, направленная  как  на формирование у детей способности к усвоению новых знаний , потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости,  концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания. Помощь педагога должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры. И таким образом, моделируя уроки математики с  учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие  данного  психического процесса.  

Считаем, что наша работа имеет практическую значимость. Результаты проведенного анализа  и комплекс упражнений, могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов при коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.  
  2. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
  4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. - 314с.
  6. Ланге Н. Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-295c.-C. 103-106.
  7. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982; с. 9–13.
  8. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М. Сфера, 2007
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство: Питер. Год: 2001. – 592с.
  10. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.
  11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
  12. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / [Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
  13. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии).  
  14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. 
  15. Рыжова Н.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 - 139 с.
  16. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  17. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М., 2009. – 394 с.
  18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медицина, 1959. — 330 с.
  19. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  20. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
  21. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.

Приложение 1.

«Сколько треугольников спрятано?»

        http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/147/146855/146855_html_me02faf5.gif

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/147/146855/146855_html_31e3cec2.gif

Приложение 2 .

 

Таблица Шульте

21        12        7        1        20                        9        5        11        23        20

6        15        17        3        18                           14        25        17        19        13

19        4        8        25        13                        3        21        7        16        1

24        2        22        10        5                        18        12        6        24        4

9        14        11        23        16                        8        15        10        2        22

14        18        7        24        21                        22        25        7        21        11

22        1        10        9        6                        6        2        10        3        23

16        5        8        20        11                         17        12        16        5        18

23        2        25        3        15                        1        15        20        9        24

19        13        17        12        4                        19        13        4        14        8

                              

5        14        12        23        2

                                   16        25        7        24        13        

                                   11        3        20        4        18

                                   8        10        19        22        1

                                   21        15        9        17        6



Предварительный просмотр:

                

   

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики

                                                            Санкт-Петербург  2014 г.

Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития        

1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе        

1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой        

психического развития        

Глава 2.  Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики        

2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики        

2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики        

Заключение        

Список литературы        

Приложение 1.        

Приложение 2 .        

Введение

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие  внимания. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделения объекта и сосредоточения на нем. Это обеспечивается вниманием.

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Дети с нарушениями развития свойств внимания  испытывают трудности в обучении. Внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.

Большое количество детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития.  У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);  в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).                                              

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии.  Особенности  развития внимания младших школьников с ЗПР исследовали  известные  психологи, педагоги и дефектологи, такие как  Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), Л.В. Кузнецова,  В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и  многие другие  отечественные ученые. Исследователи считают, что изучение особенностей развития внимания младших школьников с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании.

Таким образом, актуальность и значимость  проблемы  и обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики».

Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, на основании изученного и разработать методику по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития.
  3. Разработать комплекс  коррекционно-развивающих упражнений по развитию свойств  внимания (устойчивость, объем, распределение, переключение) на уроках математики.

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития

       

1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существует многообразие исследований по проблеме внимания.  В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. В результате   изучения внимания психологами (П.Я. Гальперин, С.С. Левитина, Т.А. Мелехова, А.В. Петровский, Т. Рибо,  Е.М. Черепанова,  Д.Н.Узнадзе и др.) было установлено, что внимание – один из  важнейших компонентов деятельности человека, возникает на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание - это «особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности»[1]. 

Известный психолог Т. Рибо считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека.   Другой отечественный психолог Д.Н. Узнадзе связывал возникновение внимания с формированием у личности установки, которая побуждает его проявить деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Внимание, как момент ориентировочно-исследовательской деятельности, возникающий в процессе познания, рассматривал  П.Я. Гальперин [3]. 

Работы отечественных  физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность понять место  и роль внимания в системе психических явлений: объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Например, открытый И.П. Павловым ориентировочный рефлекс помог понять, что направленность внимания возникает на  его основе: возможность организму узнать о том, что происходит в окружающей среде. К тому же  в структуру ориентировочного рефлекса входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, что в свою очередь  доказывает, что внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Как только человек перестает проявлять внимание к чему-либо, он перестает ясно это видеть или слышать. Примером может служить учебная деятельность, где хорошие результаты учащегося объясняют высоким уровнем внимания,  а низкие – невниманием.

Итак, внимание – это «направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида»[10, с. 231]. 

Вниманию присуще следующие функции [15]: активизация нужных и торможение ненужных психо-физиологических процессов;  организация целенаправленного отбора поступающей информации в соответствии с его потребностями;  обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 

Внимание, как составной элемент различных психических и двигательных процессов, сопутствует любой деятельности человека.  В отличие от таких процессов, как восприятие, память, мышление и т.п.,  внимание не имеет особого содержания, а проявляется как бы внутри этих процессов, и потому неотделимо от них.

В научной литературе по своему происхождению и способам осуществления выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное [14,с. 114-117].

Непроизвольным, то есть непреднамеренным вниманием называется внимание, «вызванное особенностями действующих в данный момент объектов, без намерения быть к ним внимательным» [13]. В научной литературе непроизвольное внимание имеет несколько синонимов: пассивное внимание и  эмоциональное внимание  (отмечается связь между объектом внимания и эмоциями). Во всех случаях исследователями отмечается отсутствие волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Н.Н. Ланге   выделяет три разновидности непроизвольного внимания [6, с.103-106]: вынужденное внимание (врожденная, естественная или инстинктивная) -  деятельность принимает автоматический характер; невольное - зависит от индивидуального опыта субъекта: складывается на инстинктивной основе, в процессе стихийного обучения и адаптации человека к определенным жизненным условиям; привычное внимание -   данная  форма внимания обусловлена установками или намерением выполнить какую-либо деятельность. Все эти виды непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Произвольное (синонимы - активное, волевое)  внимание определяется субъективными факторами и служит для достижения поставленных целей. Данный вид внимания свойственен только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Основная функция  - активное регулирование протекания психических процессов. Благодаря  произвольному  вниманию человек способен активно и  избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Стоит отметить, что  для внимания характерны такие свойства, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Рассмотрим их.

Концентрация внимания - степень углубленности, интенсивность сосредоточенности человека в деятельность. А.А. Ухтомский считал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре [9,с.358]. Концентрация внимания имеет динамический характер: ее повышение и понижение в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней.

Объем внимания измеряется количеством объектов  или элементов, воспринимаемых одномоментно. Например, установлено, что объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания увеличивается, если объекты сгруппированы. Также выделена закономерность – чем больше сила  внимания, тем меньше объем. В педагогической практике данную закономерность учитывают  при  предъявлении материала,  чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Переключение внимания -  преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке и это свойство зависит от уравновешенности и подвижности нервных процессов человека.

Распределение внимания –  способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Но человек способен выполнить только один вид сознательной деятельности, хотя иногда способен выполнить одновременно два вида деятельности при условии, что один из видов деятельности автоматизирован и не требует внимания.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать внимание на определенных объектах.  Исследования  ученых показали, что отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 минут [11]. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: особенности материала, степени трудности, отношение к нему со стороны субъекта, индивидуальных способностей личности.

Избирательность внимания – способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Отвлекаемость непреднамеренное  перемещения внимания с основной работы на посторонние раздражители, которые отвлекают  человека. Отвлечение является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет закончить работу в намеченный срок.

Таким образом, анализ научной литературы выявил, что под вниманием принято понимать процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и  произвольное. Также внимание характеризуется такими основными свойствами, как концентрация, устойчивость, объем, распределение, избирательность  и переключение.

1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой

психического развития

Высокая активность и сосредоточенность внимания – необходимое условие любой человеческой деятельности.  Именно поэтому внимание - один из важнейших показателей уровня развития личности.  И проблема воспитания и обучения младших школьников с отклонениями в психическом развитии - одна из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен Г.Е. Сухаревой еще в 1959 г. [18].  Задержка психического развития - это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Наиболее распространенные формы ЗПР -  инфантилизм и астения.

Инфантилизм - это нарушение развития психических процессов, связанное с медленным созреванием мозговых систем. Инфантилизм может быть вызван нарушением функционального характера, например, при нормальном, неповрежденном головном мозге, связан с недостаточным функционированием лобных долей. Инфантилизм может быть также вызван органическим повреждением головного мозга.  

Астения - это ослабленность соматического и неврологического характера, вызванная нарушением центральной нервной системы, и также может быть вызвана повышенной истощаемостью нервной системы.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. ЗПР у детей может проявляться по-разному, но для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:  незрелость эмоционально-волевой сферы (ребенку сложно заставить себя выполнить что-либо);  нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Отечественный психиатр К.С. Лебединская в 1982 г. предложила классификацию ЗПР на четыре группы по этиопатогенетическому принципу [7,с.9-13]:  

1. ЗПР конституционального происхождения - характерно ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы (психический  инфантилизм). Ребенок с ЗПР этого типа зачастую несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым условиям, характерен повышенный фон настроения, трудно принять решение без посторонней помощи, совершить волевое усилие.

2. ЗПР соматогенного происхождения - ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций может сформироваться задержка психического развития. Присуще низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания.

3. ЗПР психогенного происхождения - причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Детям присущи такие черты, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и застенчивость, неумение контролировать собственное поведение, безответственность.

4. ЗПР  церебрально-органического происхождения - встречается чаще других типов ЗПР, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом наименее благоприятен. Основой этого типа ЗПР - органические нарушения:  недостаточность нервной системы, причинами могут быть: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Дети  с данным типом ЗПР имеют неврозы, легко возбудимы, аффекты настроения, плохой аппетит, двигательная гиперактивность.

Что касается особенностей развития внимания младших школьников с ЗПР, то они  подробно освещены в психологической литературе. Данной проблемой занимались известные психологи и дефектологи: Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и  многие другие ученые.

Исследования причин неуспеваемости младших школьников  выявили, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют больше половины от числа детей, которые испытывают затруднения в обучении. При этом исследователями (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.В. Демьяновым, Л.И.Переслени и др.) было выявлено, что первое место среди причин неуспеваемости, занимает  проблема нарушения целенаправленного внимания у данных детей.

 Т.А. Власова и М.С. Певзнер считают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы [2].  И одним из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий, недостаточный уровень внимания. Исследования Л.Ф. Чупрова показали, что недостаточный уровень внимания отмечаются учителями у учащихся с ЗПР в 92% случаев. Исследователь отмечает, что ребенок с ЗПР рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. [20,c.36-40].

Г.Ф. Кумарина [5] также отмечает, что дефекты внимания детей с ЗПР обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.

В своих психолого-педагогических исследованиях Л.И. Переслени, Г.И. Жаренкова, С.А. Домишкевич и др. изучали  особенности внимания детей с ЗПР. Анализ и обобщение данных исследований позволил нам отметить следующие  основные особенности внимания у  детей с ЗПР:

Неустойчивость внимания. Ребенок с ЗПР продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение 3-7 минут ребенок  отдыхает и как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами, но после восстановления сил снова способен к деятельности.

Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР удерживает одновременно меньший размер  информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать задачи,  к тому же ребенком затруднено восприятие ситуации в целом.

Сниженная избирательность внимания и повышенная отвлекаемость. Ребенок постоянно отвлекается на несущественные для продуктивной деятельности раздражители, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации.

Сниженное распределение внимания -  не может одновременно выполнять несколько действий; трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Рассеянность внимания –  ребенок неспособен сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Дети могут неплохо работать в начале урока, но вскоре устают, и внимание ослабевает.

Итак,  большинство детей с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Стоит отметить, что у детей с ЗПР динамика уровня внимания неодинакова: у одних - максимальное внимание наблюдается в начале урока, потом - снижается; у других - сосредоточение внимания наступает после некоторой деятельности; для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности связаны с нервно-психическим состоянием детей;  сложность задания, большой объем работы могут  также выводить школьника из равновесия и особенно проявляются нарушения внимания после занятий, которые требуют интенсивного умственного напряжения: невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних  детей раздражение, у других - отказ от работы.

Также для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации, особенно проявляется это, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы (неожиданный стук в дверь, упавший предмет).

Выводы по первой главе.

Таким образом, в ходе теоретического изучения проблемы особенностей концентрации и устойчивости внимания детей с задержкой психического развития была рассмотрена общая характеристика внимания.

Внимание - это особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения.  Основные виды  внимания: непроизвольное внимание – возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Основными свойствами  внимания являются: концентрация внимания,  устойчивость, объем внимания, распределение и  переключение.

В ходе анализа  психологической литературы, были определены основные причины возникновения задержки психического развития, а также рассмотрена классификация К.С. Лебединской:  задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.

Вместе с тем, учитывая особенности внимания детей с задержкой психического развития, нужно отметить, что под руководством педагога коррекционная работа  по развитию внимания может быть достаточно эффективна.

Глава 2.  Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики

2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики

Рассмотрим  педагогические условия и требования к организации урока математики  при  работе с младшими школьникам с ЗПР.

Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором взаимодействуют компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы и организация.

Особенности урока математики обусловлены спецификой учебного предмета, его целями и задачами,  а также опытом учащихся и педагогов  школы VII вида.

Учитель математики должен не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление и запоминание учебного материала,  и умений его применять, но и научить учащихся учиться.

Сначала  учитель  должен помочь  школьникам овладеть  навыками умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил; далее - научить использовать полученные знания в аналогичной, а затем  и в новой ситуации,  создавая соответствующие условия в классе.

Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении и содержании уроков, где наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач, решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.

На уроках математики в школах VII вида необходимо соблюдать единство двух задач - математического образования и психологического развития ребенка:

1. Основная задача обучения математике - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

2. На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции психических процессов детей с ЗПР: развитие внимания, наблюдательности, памяти, речи, процессов мышления, овладение приемами самоконтроля и т.д. Учитель заранее предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи планируется им осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы. Учитель  должен  использовать приемы переключения с одной сенсорной системы на другую, включение игровых ситуаций, отдых  и релаксацию.

Учителю, в своей работе с детьми с ЗПР, необходимо следовать следующим принципам:  прежде, чем объяснить - необходимо заинтересовать; прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию,  прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать  это ожидание нового.

Чтобы организовать внимание ребенка с ЗПР, необходимо  вовлечь его в деятельность, пробудить интерес к процессу и результатам деятельности. Для этого учителю на уроках математики необходимо:

- уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;

-  интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты;

-  подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку;

- учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;

- включать в учебный материал занимательные факты;

-  насыщать материалом, требующим сосредоточенности внимания и мыслительной активности;

- подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;

- использовать разнообразные формы поощрения;

- создавать положительное отношение к уроку; разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, методы коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики - это  целая система педагогических воздействий учителя, направленная  не только на формирование у детей способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости,  концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания.

Далее мы раскроем методику работы с учащимися  младших классов с диагнозом ЗПР  на уроках математики.

2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики

Опираясь на изученный материал, научные труды и рекомендации исследователей в данной области, с учетом особенностей внимания младших школьников  с ЗПР, подготовили методику работы с  развитием внимания младших школьников с ЗПР на уроках математики.  

Как мы выяснили, у детей с ЗПР внимание неустойчивое, что обуславливается трудностями в выполнении заданий. За детьми необходимо вести постоянный контроль,  так как дети с ЗПР могут работать в течение 10-15 минут, а потом  теряют нить деятельности, как бы «выпадают» из нее.  Чтобы ребенок не выпадал из деятельности, в минуты отдыха (3-7 минут) необходимо развивать  у них  произвольное внимание. Например, можно проводить  устный счет с элементами игры. Игра способна активизировать интерес ребенка, а значит и  его внимание.

Также, мы выяснили, что у детей с ЗПР снижен объем внимания, что характеризуется  удерживанием  одновременно меньшего объема информации, который необходим для решения учебной задачи. Поэтому для увеличения объема детям необходимо  давать задания, например,  на пересчет предметов в игре «Найди, кто спрятался?», которые спрятаны за пересекающимися контурами, что значительно затрудняет выполнение задания, а потому требует от ребенка большей сосредоточенности. Например, требуется найти треугольники за пересекающимися контурами (см. Приложение 1).

Примеры заданий и упражнений по диагностике и коррекции процессов внимания на уроках математики  

Отыскание чисел по таблицам Шульте  (см. Приложение 2) 

 Цель:  диагностика и коррекция внимания, объема.

Задача  упражнения заключается в следующем: детям предлагаю 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ученики  должны отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий фиксирую.  Для детей 6 - 7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

Или ее вариант «Найди числа», который также предназначен  для развития  произвольного внимания.

Задача: ученики  в течение нескольких секунд смотрят на таблицу, а затем должны найти все числа в порядке возрастания, которые расположены случайно в квадрате и громко их называть и показывать.

10

15

8

1

2

7

25

13

23

12

18

4

17

3

11

21

6

16

24

5

Игра «Лабиринты».

Цель: развитие и коррекция произвольного внимания детей, объема внимания, устойчивости, переключения и распределения.

Задачи: формирование умения целенаправленно сосредотачиваться.

Ребенку выдается листок, на котором изображен лабиринт из клеточек. Чтобы продвинуться вперед, необходимо решить  математическую задачу верно,  ответ задачи  равен клеткам лабиринта. В игре существует длинный и короткий путь. Игра требует от ребенка сосредоточения, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь, решая несколько ходовые задачи. Степень сложности можно повышать по мере усвоения и успешного решения детьми игровой и учебной задачи. Данное упражнение можно использовать для закрепления материала или на  уроках повторения.

          Задание  «Кто больше?»

Цель: увеличение объема восприятия.

Инструкция:        На доске учитель пишет около 10 трехзначных чисел в произвольной последовательности. После знакомства с этой информацией в течение  нескольких секунд, учитель закрывает числа, и просит учеников в течение 1 минуты записать числа, какие запомнили у себя в тетрадь.  (Нормальное восприятие – 7 - 9  чисел).

 «Запомни числа».  

Цель: концентрация внимания, объем восприятия.

Инструкция: Учитель записывает на доске числа в определенном порядке, дети запоминают эти числа и закрывают глаза, а учитель в это время меняет некоторые цифры местами. Ученики должны найти поменявшиеся местами числа.

Учитывая повышенную утомляемость детей, учитель делает необходимые пятиминутки отдыха для детей, во время которых можно проводить не только физкультминутки, но и подвижные игры, способствующие также развитию внимания.

Примером может служить игра  «Запомни порядок».

Игру можно проводить во время разминки, отдыха  детей. Учитель выстраивает в ряд 6 учеников в определенном порядке, один ученик в течение 30 секунд запоминает этот порядок и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоял.

Таким образом, моделируя уроки математики с  учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие  данного  психического процесса.  

В заключение отметим, что коррекционное обучение должно располагаться в порядке возрастающей сложности, что способствует дальнейшему совершенствованию уровня внимания у детей с ЗПР.

Заключение

Таким образом, в соответствие с целью и задачами  исследования  нами были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития внимания у  младших школьников с ЗПР.

В ходе теоретического изучения  данной проблемы была рассмотрена общая характеристика внимания, как особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения. Рассмотрены основные виды  внимания: непроизвольное внимание – возникающее без всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Выяснили, что основными свойствами  внимания являются: концентрация внимания,  устойчивость, объем внимания, распределение и  переключение.

Были рассмотрены основные причины возникновения задержки психического развития, а также выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.

Исследователи считают, что под руководством педагога коррекционная работа  по развитию внимания может быть достаточно эффективна, если учитывать особенности внимания детей с задержкой психического развития,   создать необходимые  педагогические условия и  соблюдать требования к организации  учебного процесса.  

Опираясь на изученный материал, рекомендации исследователей в данной области,  разработали  упражнения  для коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики.  Суть их заключалась в системе педагогических воздействий учителя, направленная  как  на формирование у детей способности к усвоению новых знаний , потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости,  концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания. Помощь педагога должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры. И таким образом, моделируя уроки математики с  учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие  данного  психического процесса.  

Считаем, что наша работа имеет практическую значимость. Результаты проведенного анализа  и комплекс упражнений, могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов при коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.  
  2. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
  4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. - 314с.
  6. Ланге Н. Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-295c.-C. 103-106.
  7. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982; с. 9–13.
  8. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М. Сфера, 2007
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство: Питер. Год: 2001. – 592с.
  10. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.
  11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
  12. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / [Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
  13. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии).  
  14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. 
  15. Рыжова Н.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 - 139 с.
  16. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  17. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М., 2009. – 394 с.
  18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медицина, 1959. — 330 с.
  19. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  20. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
  21. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.

Приложение 1.

«Сколько треугольников спрятано?»

        http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/147/146855/146855_html_me02faf5.gif

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/147/146855/146855_html_31e3cec2.gif

Приложение 2 .

 

Таблица Шульте

21        12        7        1        20                        9        5        11        23        20

6        15        17        3        18                           14        25        17        19        13

19        4        8        25        13                        3        21        7        16        1

24        2        22        10        5                        18        12        6        24        4

9        14        11        23        16                        8        15        10        2        22

14        18        7        24        21                        22        25        7        21        11

22        1        10        9        6                        6        2        10        3        23

16        5        8        20        11                         17        12        16        5        18

23        2        25        3        15                        1        15        20        9        24

19        13        17        12        4                        19        13        4        14        8

                              

5        14        12        23        2

                                   16        25        7        24        13        

                                   11        3        20        4        18

                                   8        10        19        22        1

                                   21        15        9        17        6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания у детей и пути его воспитания

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность об...

Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики

В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...