Технологическая карта изучения темы "Радиус окружности"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Набиева Зульфия Мухаматзуфаровна

Технологическая карта изучения темы "Радиус окружности" по математике в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

математика

Класс

3

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая,деятельностная

Тема

Радиус окружности

Цель

создание условий для овладения  обучающимися знаниями о радиусе, окружности,циркуле,умениями чертить окружность данного радиуса для формирования УУД обучающихся

Основные термины, понятия

радиус, окружность,циркуль

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях  радиус,окружность

- уметь чертить окружность данного радиуса  

- уметь различать понятия круг и окружность

- помнить, что радиусы одной окружности равны

- уметь находить предметы в форме окружности и радиуса,знать их применение

 Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Групповая

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

М.И.Моро и др.,Математика 3 класс,1часть.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-Чтобы поднять настроение,

улыбнитесь друг другу, настройтесь на

плодотворную работу на уроке.

На доске – запись даты, слова: «Тема

урока...» Тема не записана, так как дети ее

сформулируют позже.

Обучающиеся улыбаются друг другу,

настраиваются на

плодотворную работу на уроке.

Актуализация опорных знаний

Предметные:

-знать таблицу умножения

- уметь вычислять.

- знать компоненты действий

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-выполнять анализ, группирование; обобщение;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Чистописание.Продолжи ряд: 81,72,63,54,...  

2. Работа в парах. Прочитайте слово: Слайд 1.

1)63:9=*:2,       2)4x 9=6x *         3) 8x 3=*x 6            4)32:4=4x *   5)30:*=27:9            6) *:6=35:7          

 к     л      ё      о       ч      а      

10    6     14      4       2      30  

-Какое слово получилось?   Почему?

-Снеговик хотел принести нам ёлочку,но была метель,и снеговик рассыпался.Поможем ему?

3.Найдите лишнее: -

-уменьшаемое,уменшитель,разность,минус,сумма

* декабрь, март, февраль, январь

Слайд 2.- Почему лишний?

-Карандаш,линейка,циркуль,резинка.

Учащиеся в паре решают,получают слово.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Обучающиеся высказывают свое мнение,доказывают его(1сминус,т.к.знак действия или сумма,не участвует в вычитании,февраль-28 дн,март-весенний месяц)

 -Циркуль.Мы его не изучали .

Постановка учебной проблемы    

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

-А можете с ним работать?

 

-Значит наша первая задача какая?

–Что можно делать циркулем?

-Вторая задача?

Слайд 3.

-Циркуль по латински «“циркулюс» -круг окружность.

-Какое слово спрятано в слове циркуль?

-Арена цирка какая?

Циркуль и цирк происходят от одного и того же слова

циркулюс, что значит круг, окружность.Слайд 4.

Самые древние циркули найдены при

раскопках во Франции, им уже 3000 лет.

Слайд 5.-Назовите элементы циркуля.

-Как думаете, с ним надо работать осторожно? Почему?

-Циркуль – это чертежный инструмент,

с ним надо работать осторожно. Нельзя

подносить его иглой к лицу и передавать

циркуль соседу иглой вперед.

-Циркуль встаёт на ножку с иглой,кружится как балерина и строит окружность.Где стоит ножка с иглой обозначаем буквой О и назовём центром окружности.

Учитель чертит окружность на доске.

Работа в парах.-Попробуйте начертить окружность.Помогите соседу.Сравнивайте свои окружности.

-Почему разные окружности получились?

-А хотите знать?

Учитель проводит радиус:ОМ=r-радиус.

-Что можете сказать о радиусе?

Слайд 6.Прочитайте,найдите правильный ответ.

Радиус окружности – это:

а) отрезок, соединяющий две точки

окружности;

б) прямая, проходящая через центр;

в) отрезок, соединяющий центр и

любую точку окружности.

-Кроме циркуля что ещё нужно,чтобы начертить окружность?

- Значит что мы будем изучать на уроке?

Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос.

- Мы не знаем.

-Познакомиться с циркулем.

 

-Построить  окружность.

-Научиться построить окружность.

-Цирк.

-Круглая.

-Дети называют элементы циркуля  и сравнивают свои ответы со слайдом 5.

- Обучающиеся высказывают свое мнение,доказывают его.

Дети чертят окружность,сравнивают  соседем.

-Разные получились.

Не знаем.

-Хотим.

 Обучающиеся высказывают свое мнение.-Это отрезок,соединён с центром О,вторая точка лежит на окружности.

Дети читают,обсуждают в группах,высказывают своё мнение,доказывают.-в

-Нужно знать радиус.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи

-Чертить окружности заданного радиуса циркулем и свойства радиуса.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

 (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

-Нужно начертить окружность с r=2.как это будем делать?

-Теперь окружности равны?

-Почему?

-Подумайте,сколько радиусов можно провести?

-Сравните радиусы.

-Делайте вывод.

- 

Обучающиеся высказывают свои предположения,что сначала измерить2см,это 4 клетки и чертят окружность,отмечают центр О,проводят радиус.

-Да.

- Радиусы равны.

Дети думают,проводят радиусы,делают вывод:-множество.

Дети мерят :равны.

-Все радиусы окружности равны.

Открытие нового знания

Предметные:

-  уметь начертить окружность данного радиуса,

провести радиус,

сравнить окружности по радиусу

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

Физкультминутка. «Круг и окружность».

– Вы все точки. Встаньте в прямую

линию, в кривую. Изобразите окружность.

Окружность – это какая линия?

 -Что она ограничивает?

 - Из чего же состоит окружность?

 - Сейчас мы позовем еще точки.

Учитель вызывает поочередно двух учеников,

изображающих точки, и дает задания:

первому – побегать вдоль окружности.

– Что такое окружность?

- Значит, получается, что ты бегал

вдоль границы?

 Второй ученик должен побегать по кругу.

 -Что такое круг?

-В первом случае ученик бежит вдоль

линии, образованной детьми, а во втором

случае – бегает внутри этой линии в разных

направлениях. После этого вызывают еще одну

«точку» – ее ставят в центр окружности.

- А если окружность выстроится ровно,

от какой точки окружности центр будет

дальше всего? ближе всего?

 - Давайте проверим.

Ученику, который изображает центр

окружности, дают один конец ленты.

Другой конец протягивают ученику – точке

на окружности. Отрезают лишнее. Затем

этот конец передают другому ученику –

другой точке окружности, и т.д. Тем самым

доказывают, что радиусов множество.

-Кривая.

-Круг.

-Из точек.

-Граница круга.

-Да.

 

-Область внутри окружности.

-На одинаковом расстоянии от всех

Делают выводы о разнице между кругом и окружности и о множестве радиусов.

Обучающиеся высказывают свои предположения об измерении массы яблока меркой - клубникой.

Применение нового знания

Предметные:

-уметь начертить окружности разного радиуса

-уметь сравнивать окружности

-уметь находить и отличать предметы в форме круга и окружности

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей).

III. Первичное закрепление.

1) -Начертите окружности радиусом в 3см,4 см.Сравните их.Какая окружность больше? Какая меньше?Почему? От чего это зависит?

-Теперь вырежьте их.Что было и что получилось?

-Из этих кругов дома сделайте снеговика.

2) Нахождение по учебнику предметов в  форме круга и окружности (стр.82).

-Что мы делали в форме круга? Слайд 7.

3) Групповая работа. Решение задач.Слайд 8.

-1 группа,измените вопрос так,чтобы решение не изменялось.2 группа-чтобы изменялось.

Устное решение задачи на слайде 9.

- 

Учащиеся чертят,сравнивают, рассуждают,делают выводы.

-Начертели окружности,вырезали их,получились круги.

Учащиеся объясняют почему.

Учащиеся доказывают и делают выводы о необходимости знаний о круге,окружности,умении их строить.

Из каждой группы 1 ученик решает на доске,сравнивают.

Учащиеся устно решают задачу и приходят к выводу,что лучше пользоваться пластмассовой ёлочкой,чем рубить и губить.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли вопросы  удалось найти правильный ответ?

VI. Рефлексия. Слайд 10.

 - Расскажите по алгоритму о своей работе:

-Я узнал…

-Теперь я умею…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

Слайд11.

V. Итог урока. Домашнее задание: Сделать аппликацию «Снеговик»

Обучающиеся повторяют учебные задачи.

Делают устную самооценку своей работы на уроке.

Обучающиеся рассказывают по алгоритму.

Обучающиеся делают смайлики.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) 63:9 =*: 2 2 ) 4  9=6  * 3 ) 8  3=*  6 4) 32:4=4  * 5) 30:10=27:9 6) *: 6=35:7 к л ё о ч а 10 6 14 4 2 30 Прочитай слово:

Слайд 2

Который лишний? 16, 20, 24, 32, 40, 48,56 0  (100-28), 15:15, 23  (48-48), а  0

Слайд 3

Ц и ́ ркуль « циркулюс »-круглый

Слайд 4

ЦИРК

Слайд 5

Части циркуля Головка Ножки Игла Грифель

Слайд 6

Найди правильный ответ Радиус окружности – это: а) отрезок, соединяющий две точки окружности; б) прямая, проходящая через центр; в) отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности.

Слайд 7

Наши умелые руки

Слайд 8

Решите задачу Ели 72 года,а ёлочка в 8 раз моложе её.На сколько лет ель старше ёлочки?

Слайд 9

SOS! Если срубить одну ёлку,то 3 парам клестам,2 белкам,3 лисам не останется пищи, 10 мышей уйдут.Сколько будет вреда,если срубить 2 ёлки?

Слайд 11

Молодцы!   

Слайд 12

Использовано : http :// ru . picscdn . com / image /41 cad 999/ - арена цирка http :// www . raduga . alltrades . ru /? show = category & id =69475& order =& os =120 –циркуль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».

Технологическая карта по математике 2 класс...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Технологическая карта изучения темы

Технологическая карта изучения темы. Дидактические задачи этапов урока....

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока "Круг. Окружность"

Технологическая карта урока открытия новых знаний по математике...

Технологическая карта урока математики «Окружность», УМК "Перспектива", 2 класс

Цель урока: формирование представления об окружности и её элементах; формирование навыка построения окружности.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с окружностью ...

Технологическая карта урока математики "Окружность. Циркуль" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель деятельности учителя:знакомство с новыми понятиями: окружность, центр окружности, циркуль.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятиях «круг», «окружность»,...