Урок математики в 3 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Маликова Светлана Владимировна

 

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000» УМК «Начальная школа 21 века»

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000». Урок первый в данной теме. При  планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная,  групповая,  фронтальная.

Оборудование. Учебник «Математика 3 класс 1 ч» (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, УМК «Начальная школа 21 в»)

  Рабочая тетрадь на печатной основе. ( Е.Э Кочурова),

ИКТ, документ камера, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Тип урока – урок открытия нового знания

Форма проведения урока: урок  с элементами деловой игры

 

Цели:

1. Образовательные:

- формирование способности обучающихся к новому способу действия с многозначными числами в пределах 1000.

 2. Развивающие:

   - развивать умение ставить цели;  развивать вычислительные навыки,  мыслительные операции (сравнивать различные способы решения, выбирать единственно правильное);, познавательные умения, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку;  математическую речь,

 - обогащать активный и пассивный словарный запас.

уметь осуществлять

 3. Воспитывающие:

   -        создать условия для привития познавательного интереса к математике.

     -  формирование навыков делового общения  на основе сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик:

   - формирование положительных мотивов учебной деятельности, стремление преодо­леть трудности, чувство коллективизма.

 

 

 

 

 

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у  учащихся необходимую мотивацию.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше. 

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.  На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, индивидуальные, парная, групповая   формы работы. На этапе открытия нового знания  была организована работа, направленная на  развитие вычислительных навыков и составление алгоритма действий. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимый смайлик и отвечая на вопровы. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

 

 

 

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000» УМК «Начальная школа 21 века»

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000». Урок первый в данной теме. При  планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная,  групповая,  фронтальная.

Оборудование. Учебник «Математика 3 класс 1 ч» (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, УМК «Начальная школа 21 в»)

  Рабочая тетрадь на печатной основе. ( Е.Э Кочурова),

ИКТ, документ камера, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Тип урока – урок открытия нового знания

Форма проведения урока: урок  с элементами деловой игры

 

Цели:

1. Образовательные:

- формирование способности обучающихся к новому способу действия с многозначными числами в пределах 1000.

 2. Развивающие:

   - развивать умение ставить цели;  развивать вычислительные навыки,  мыслительные операции (сравнивать различные способы решения, выбирать единственно правильное);, познавательные умения, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку;  математическую речь,

 - обогащать активный и пассивный словарный запас.

уметь осуществлять

 3. Воспитывающие:

   -        создать условия для привития познавательного интереса к математике.

     -  формирование навыков делового общения  на основе сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик:

   - формирование положительных мотивов учебной деятельности, стремление преодо­леть трудности, чувство коллективизма.

 

 

 

 

 

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у  учащихся необходимую мотивацию.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше. 

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.  На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, индивидуальные, парная, групповая   формы работы. На этапе открытия нового знания  была организована работа, направленная на  развитие вычислительных навыков и составление алгоритма действий. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимый смайлик и отвечая на вопровы. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 4 город Асино Томской области

Конспект урока по   математике  в 3 классе «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000»

                                                                                               

Автор:

учитель начальных классов

Маликова Светлана Владимировна ,

высшая квалификационная категория.

Предмет: математика

Класс: 3 «б»

Дата: 17.10.2014 г.

ПРОГРАММА  «Начальная школа XXI века»

Тема «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Форма проведения урока: урок  с элементами деловой игры

Цель урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия с многозначными числами в пределах 1000.

Задачи:

Образовательные: 

- уметь применять новые знания в решении примеров;

-совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 1000;

Развивающие: -развивать умение ставить цели;

-уметь осуществлять мыслительные операции (сравнивать различные способы решения, выбирать единственно правильное);

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать умение объективно оценивать свою деятельность;

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

-воспитывать чувства уверенности в своих силах.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная,  групповая,  фронтальная.

Оборудование. Учебник «Математика 3 класс 1 ч» (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, УМК «Начальная школа 21 в»)

  Рабочая тетрадь на печатной основе. ( Е.Э Кочурова),

ИКТ, документ камера, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Орг момент: Мотивация: 1 минута

Настроенье,  каково!                - Во!

Все такого мнения!                   - Все без исключения!

Может Вы уже устали?            - Мы с собой  таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём?       - Лучше мы урок начнем!

- Все за парты дружно сели,

  Друг на друга посмотрели,

- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

И вперед за новыми знаниями

2.  Работа в тетрадях: 2-3 минуты

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Назовите прописанное число 904, дайте характеристику числу, назовите соседей этого числа, пропишите, увеличивая запись каждого последующего числа на 1 десяток. Проверим! У кого было так же?

- У кого был другой результат?

 Как думаешь(-ете) почему?

Что нужно делать для того чтобы такого не произошло?

  1. Устный счёт. 5-7 минут

- Для чего мы проводим устный счет? Где в жизни нам пригодятся эти навыки?  1 минута

Историческая справка о математиках.1 минута

 Слайд  Немецкий математик Давид Гильберт занимался теорией логики. Устанавливал, что истинно в математическом мире, а что ложно. Вот сейчас и мы с вами попробуем это установить. Свои ответы вы запишите  помощью букв, если по вашему мнению высказывание истинно пишем букву «И»,

а если ложно, то букву «Л».

 «Математическая разминка» 4-5 минут 

(Учащиеся записывают буквой  «И», если утверждение истинно, а если ложно, то буквой «Л»)

1.Произведение 3 и 4 равно 12.  И

2.Шестая буква алфавита это буква Е?   И

3.5 увеличить на 8 получим 14.       Л

4.В декабре месяце 31 день?   И

5.Если 60 уменьшить на 10, то получим 6?   Л

6.Старик из сказки «О рыбаке и рыбке» до того,  как поймал золотую рыбку, рыбачил

 30 лет и два года?   Л

7.Периметр – это разность всех длин сторон геометрической фигуры. Л

-Поменяйтесь тетрадями в парах проверьте по шаблону, оцените работу товарища. 1-2 минуты

И, И, Л, И, Л, Л, Л.

Слайд Крас-0ош-5, син -1ош-4, зел-2ош-3, черный-больше 2ош-2

Слайд -Назовите трехзначные  числа. 1-4 минуты

939          468         160

-Запишите в тетрадь любые два числа и сравните  их.

Проверка д\к -2 минуты

-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

-С какими числами мы сейчас работали? (трехзначными) Какие математические операции мы умеем выполнять с трехзначными числами? (называть, записывать, сравнивать, представлять в виде разрядных слагаемых)

-А какие еще математические операции можно выполнять с трехзначными числами? (ответы детей)

- А хотите научиться складывать и вычитать трехзначные числа?

  Какой будет тема нашего урока? 

СЛАЙД  «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000»

-Какую учебную задачу поставим перед собой? 

На слайде

  • научиться (+ и – трехзначные числа)
  • применять (полученные знания при выполнении заданий)
  • совершенствовать вычислительные навыки, умения решать записывать и решать примеры в столбик;
  •   развивать умение рассуждать, мыслить, анализировать, высказывать свое мнение, аргументировать его ; 5 минут

- Где в жизни нам пригодятся эти знания?

Физминутка. 2-3 мин

Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.

- Продолжить наш урок я предлагаю в необычной форме.

-Сегодня мы с вами поиграем в деловую игру «Банк». СЛАЙД

- Кто из вас бывал в банке? Расскажите, что вы там делали?

-Кто может сказать, что такое банк?  (ответы детей)

-Для дальнейшей работы  вам необходимо  пересесть в группы. (правила работы в группе)

-Возьмите желтые листочки, прочитайте  определения слова банк выписанных из словаря С.И.Ожегова.

Слайд

Банк

1.Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами, и платежами.

2.Место, центр, где сосредоточены какие-нибудь предметы, объекты, сведенья.  Например: банк данных.

-Сколько определений?- С каким определением мы будем сегодня работать и в какой банк играть?(1)

-Итак, сегодня мы будем сотрудниками банка, который открыла  детская организация  «Звездный дом » (это детская организация нашей школы, со своим президентом и министерствами. В этом году открылся банк «Звездный дом».В нашей школе идет набор сотрудников для работы в банке. Утверждать кандидатуры работников будут президент и министры «Звездного дома», а помогают им в этом наши учителя.

СЛАЙД

У каждого банка есть свое название, отличительная эмблема, цветовая гамма.(Работники сбербанка одеты в деловые костюмы и повязывают зеленые галстуки, работники МДМ банка также одеты в деловой костюм и оранжевые галстуки..)

А теперь мы превратимся в сотрудников банка. Я раздам вам вот такие аксессуары (шарфики), повяжите их. Теперь всем видно,

что мы сотрудники банка.

 Какими качествами должен обладать сотрудник банка? (грамотным, дисциплинированным, внимательным, аккуратным).

Недавно жители нашего «Звездного дома» участвовали в ежегодной осенней ярмарке. Прибыль от продажи на ярмарке поступила в наш банк

1 подразделение считает деньги, сданные 1м кассиром

2 подразделение  считает деньги, сданные 2м кассиром                                          

3 подразделение  считает деньги, сданные 3м кассиром

4 подразделение считает деньги , сданные 3м кассиром

Карточки с заданиями для каждой группы на столах.

-Хочу напомнить, что мы единая команда, поэтому не каждый за себя. Мы работаем все вместе и помогаем друг другу.

-На выполнение задания 10-15 мин с проверкой д\к.

 

1 группа:456+123=579

2 группа:646+295=941

3 группа:941-579=362

4 группа:467+346=813 пр. 813-346=467или813-467=346

- Спасибо всем сотрудникам за работу. И пока мы будем ждать решения  от президента и министров о нашей работе. Давайте попробуем оценить нашу работу самостоятельно .

  - Я прошу выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению.                                    

Итог. Рефлексия -Прожолжите предложения СЛАЙД

  1. Сегодня я узнал (а) …
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я  выполнял (а)  задания…
  5. Я  понял (а), что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я  почувствовал (а), что…
  8. Урок дал мне для жизни…
  9. Мне захотелось…

Дополнительное задание: тетрадь стр. 30 № 99

-Д\з по выбору:

Кто понял алгоритм сложения трехзначных чисел?        Д\З т. с. 26№85

Кто понял алгоритм вычитания трехзначных чисел? Д\з т. с.30№98

Кому хорошо понятны способы + и – многозначных чисел: Д\З с. 71 № 8

Кому  необходима помощь и не понятен алгоритм + и – т. с. 24 №79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  РЕСУРСОВ:

    1.  Литература

  • Учебник «Математика 3 класс 1 ч» (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, УМК «Начальная школа 21 в»)
  • Рабочая тетрадь на печатной основе. ( Е.Э Кочурова).
  • Методика обучения –Математика «Начальная школа 21 века», Вентана –Граф 2010г.

Интернет ресурсы:

Приложение:

Задания для подразделения №1:

В субботу картофель продали на 456рублей, а в воскресенье на 123 рубля. Найдите сумму полученной прибыли от продажи картофеля, объясните ход решения.

Задание для подразделения №2:

В первый день продали капусты и кабачков на 646 рублей, а во второй день на 295 рублей. Найдите сумму полученной выручки от продажи  капусты и кабачков, объясните ход решения.

Задание для подразделения №3:

Картофеля всего продали на 579 рублей, а капусты и кабачков на 941 рубль. Найдите разность между прибылью от продажи капусты с кабачками и  картофеля. Объясните ход решения.

Задание для подразделения №4:

 Вычислите сумму поступлений и выполните проверку операции зачисления денежных средств на счет банка. Объясните ход решения.

 467+346

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....

урок математики 1 класс УМК "Школа России" "Вычитание из чисел 6, 7. Состав числа 6, 7"

Тип урока: урок открытия нового знания.Вид урока: комбинированный урок.Цель урока для учителя: создать условия для формирования умения решать выражения приёмом вычитания на основе сложения; развивать ...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование способности к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению алгоритма.Планируемые результатыПредметные:Знать приемы сложения и вычитания многозначных чисе...

Конспект урока математика 3 класс. Приемы устных вычислений умножения и деления в пределах 1000

Цели деятельности учителя: знакомство с приемами устных вычислений деления и умножения трехзначных чисел, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число.Планируемые результатыПредметные:зн...