Урок по математике «Приемы письменных вычислений»
материал по математике (3 класс) на тему

Шестопалова Ирина Валериевна

Урок по математике в 3 классе. Программа "Школа России", учебник "Математика" М.И. Моро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx35.32 КБ
Файл matematika1_slaydy.pptx675.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить с приемами письменных вычислений;

закреплять устные вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик;

решать задачи изученных видов;

выполнять проверку арифметических действий;

выполнять задания поискового характера;

анализировать и делать выводы;

работать в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки с примерами и ответами.

                                   Ход урока.

I. Организационный момент (слайд №1)

                      Долгожданный дан звонок

                      Начинается урок.

                      Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

                      Не хочется играть сегодня в прятки

                      И недосуг дуть на корабль бумажный:

                      Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

II. Актуализация знаний  

Математический диктант. (слайд № 2)

  1. Найдите сумму чисел 500 и 30. (530.)
  2. Уменьшить 700 на 200. (500.)
  3. Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму. (130.)
  4. Чему равна разность чисел 840 и 50? (790.)
  5. На сколько 540 больше, чем 70? (На 470.)
  6. Из какого числа вычли 310 и получили 70? (380.)
  7. Увеличьте 206 на 70. (276.)
  8. Найдите разность чисел 766 и 6. (760.)
  9. На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807? (На 20.)
  10.  Увеличьте 640 на 70. (710.)

(Самопроверка)

  1. Устный счет. Игра «Веселый мяч» (слайд № 3)

         930-300 (900)                   360-30 (330)                   980-80 (900)

         340+60  (400)                   750+50 (800)                  180-90 (90)

         270-50   (220)                   340+500 (840)                480+50 (530)

  1. Самоопределение к деятельности

- Рассмотрите группы выражений. (слайд № 4)

   34 + 45                          340 + 450                              345 + 457

       76 - 54                             760 - 540                         761 - 543

       67 + 22                            670+220                          678+225

                                               

 

- Чем они отличаются?

(В первом столбике примеры па сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями.)

- Выполните вычисления в первом столбике устно.

(Учащиеся называют ответы.)

- Как вычисляли?

(Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками.)

- Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике. (Учащиеся называют ответы.)

- Как вы вычисляли?

(Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями.)

- Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике.

( Учащиеся пробуют и приходят к выводу, что выполнить такие вычисления устно трудно.)

- Что вы предлагаете?

(Такие примеры нужно решать письменно, в столбик.)

- Сформулируйте тему и задачи урока.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику (слайд № 5)

№ 1 (с. 70).

- Объясните, как выполняются вычисления.

- С какого разряда начинаем вычислять?

(С разряда единиц.)

№ 2 (с. 70). (Игра «Крестики-нолики»)

 - Прочитайте задание.

- Как проверить, правильно ли решен пример на сложение?

- Как проверить, правильно ли решен пример на вычитание?

(Учащиеся комментируют решение примеров,  записывают их на доске и следят за грамотностью комментирования, алгоритмом сложения и вычитания. Ответ правильный у девочек - плюс, у мальчиков - нуль. Ответы заношу в знакомый всем квадрат. В конце игры суммируем плюсы и минусы.)

  1. Физкультминутка (слайд № 6)

Раз, два три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - за парты тихо сесть.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа по учебнику (слайд № 7)

№4 (с.70).

- Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос.

- Составим краткую запись. Выделите главные слова.

(Открытые, искусственные катки.)

Открытые — 36 к.                      

Искусственные — ?, в 9 р. <     На ? >

- Что значит «в 9 раз меньше»?

(Надо разделить большее число на меньшее.)        

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

 (Надо из большего числа вычесть меньшее.)

- Решите задачу самостоятельно.

№ 6 (с. 70).

- Прочитайте задачу 1. Что надо найти в задаче: все число или часть числа? (Все число по его части.)        

- Что значит «одна двенадцатая»? (Это значит, квадрат разделили на 12 равных частей и взяли одну такую часть.)

- Как узнать всю площадь квадрата, если площадь одной двенадцатой части

3 см2?

(Надо площадь этой части умножит на количество частей.)

- Запишите решение задачи.

- Прочитайте задачу 2.

- Что надо сделать в данной задаче?

(Начертить квадрат, площадь которого равна площади прямоугольника.)

- Площадь прямоугольника известна? (Нет.)

- Как ее можно найти? (Длину умножить на ширину.)

- Запишите первое действие.

(8-2= 16(см2).)

- Что надо знать, чтобы начертить квадрат?

(Длину стороны.)

- Как, используя формулу площади квадрата, найти длину его стороны? Каким компонентом действия умножения является сторона квадрата, а каким - площадь? (Сторона — множитель, площадь — произведение.)

- Найдите длину стороны квадрата. (16: 4 = 4 (см).)

- Начертите квадрат и вычислите его периметр самостоятельно.

 (Взаимопроверка.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради (слайд № 8)

№ 19 (с. 54).

(Самостоятельное выполнение. Проверка с сигнальными карточками).

№20 (с. 54).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задания учебника:

№ 8, 9 (с. 70).)

  1. Рефлексия

Игра «Незадачливый математик». (слайд № 9)

Эта игра проводится с целью закрепления вычислительных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.

(Можно использовать задания в учебнике из рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 70). Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 20, с. 68-69).)

         На доске записываются выражения:

       328+246             574-139

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги листочки с записанными на них ответами. Детям предлагается ситуация: мальчик Петя Бубликов решал примеры и ответы записывал на листах. В окно подул ветер и листки разлетелись. Петя очень расстроился: как же теперь ему быть? Надо помочь мальчику вернуть листики с ответами на свои места.

По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листок с правильными ответами и прикрепляют.

        - Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- С каким способом вычислений  трехзначных чисел вы познакомились сегодня на уроке?

- Какое правило надо соблюдать при их выполнении?

- Какое задание показалось вам трудным? Почему?

Домашнее задание (слайд № 10)

Учебник: № 3, 5, 7 (с. 70).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Математический диктант 1) 530 2) 500 3) 130 4) 790 5) 470 6) 380 7) 276 8) 760 9) На 20 10) 710

Слайд 3

Игра «Веселый мяч»

Слайд 4

Самоопределение к деятельности 34 + 45 340 + 450 345 + 457 76 - 54 760 - 540 761 - 543 67 + 22 670 + 220 678 + 225

Слайд 5

Работа по учебнику

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

Работа по учебнику

Слайд 8

Работа в тетради № 19 (с. 54) – самостоятельно № 20 (с. 54) – работа в парах

Слайд 9

Игра «незадачливый математик»

Слайд 10

Домашнее задание Учебник: № 3, 5, 7 (с. 70)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике "Приемы письменных вычислений. Закрепление".

Урок-закрепление для учащихся 3 класса(для детей с ОВЗ), с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий....

Конспект урока математики " Приемы письменных вычислений" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приёмы письменных вычислений» Цели деятельности учителя: формирование знаний о письменных приёмах вычислений; закрепление вычислительных навыков, ум...

Конспект урока математики "Приемы письменных вычислений" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Приёмы письменных вычислений"Цели деятельности учителя: формирование умений использования приёмов письменных вычислений; закрепление устных вычислительных навыков, умение решать зада...

Конспект урока по математике «Приемы письменных вычислений» УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по математике «Приемы письменных вычислений»   УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока математики «Приемы письменных вычислений» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока:  формирование умения работать с приемами письменных вычислений; закрепление вычислительных навыков и умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные:знать правила сложения и вы...

Технологическая карта урока математики «Приемы письменных вычислений» (УМК «Школа России»), 3 класс

Тема урока «Приемы письменных вычислений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения работать с приёмами письменных вычислений; закрепление вычислит...

Технологическая карта урока математики "Приемы письменных вычислений" (УМК "Школа России", 3 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у обучающихся представлений о приемах письменных вычислений.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с приемами письменн...