Рабочая программа курса «Пифагор» для 4 класса
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimova_pifagor.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Пифагор» для 4 класса разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004г) и авторской программы «Математика» В. Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Рабочая программа рассчитана на 34ч часа в год. Количество часов в неделю – 1.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и индивидуально-возрастных особенностей учащихся моего класса. Программа рассчитана на овладение всеми учащимися базовым уровнем знаний, умений и навыков, заложенных в требованиях государственного образовательного стандарта
Рабочая программа курса «Пифагор» разработана в соответствии с миссией МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного
образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России
Содержание рабочей программы направлено на достижение целей МБОУ «СОКШ №4» и цели деятельности кадетских классов:
- Обеспечить условия для получения научных знаний, ориентированных на отрасли производства, востребованные в нашем регионе.
- Предоставить возможность освоения знаний в деятельностном режиме (реализация системно-деятельностного подхода).
- Обеспечить практическую и личностную значимость приобретаемых знаний, включая их в жизненный контекст обучающихся;
- Формировать социально востребованные навыки поведения;
- Обеспечить условия для инновационной, проектной деятельности педагогов и учащихся во внеурочной деятельности;
- Формировать опыт самостоятельной творческой деятельности в различных сферах;
- Формировать опыт взаимодействия в группе в достижении общих целей, оценивания достигнутых результатов
- Интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Содержание программы содействует развитию познавательного интереса к изучению математики, как науке, необходимой для овладения основами военной техники, развивает логическое мышление, способствует воинскому воспитанию кадет. Введение в урок военно-прикладных задач обеспечивает индивидуализацию и активизацию учебного процесса, а поэтому и более высокую эффективность его. Систематически решая прикладные задачи, кадеты более глубоко усваивают теоретические вопросы, у них появляется целостное представление о взаимосвязи математики с различными науками и областями знаний. Рассуждения и умозаключения, возникающие в процессе решения задач, способствуют развитию логического мышления, развивают умение кратко, ясно и последовательно выражать свои мысли. Решение прикладных задач также способствует воинскому воспитанию
обучаемых, прививает им такие качества, как пытливость, настойчивость, развивает самостоятельность
Содержание рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
- создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в жизни.
Содержание рабочей программы ориентировано на решение следующих задач:
- формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала;
- знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
- математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- освоение эвристических приемов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
- развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
- расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета математики, развитие умений применять математические знания в повседневной практике.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Пифагор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Пифагор» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
. формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
. освоение эвристических приемов рассуждений;
. формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
. развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
. формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
. формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
. привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Место курса в учебном плане.
Содержание программы.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 100000000.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100000000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа-великаны (миллион и др.)
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации занятий.
Математические игры.
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1> 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Работа с конструкторами.
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Пифагор» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
. Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
. Воспитание чувства справедливости, ответственности.
. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
. Анализировать правила игры.
. Действовать в соответствии с заданными правилами.
. Включаться в групповую работу.
. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
. Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
. Воспроизводить способ решения задачи.
. Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
. Конструировать несложные задачи.
. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
. Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1> 1v и др., указывающие направление движения.
. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
. Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
. Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2009
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2011
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2011
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010
Материалы для учащихся:
Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 4 классов.– М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование): Кубики (игральные) с точками и цифрами. Комплекты карточек с числами. «Математический веер» с цифрами и знаками. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки). Измерительные приборы: весы, часы. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Набор «Геометрические тела». Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение и деление». Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика» Электронно-программное обеспечение: Электронное издание. Математика и конструирование. – М.: ООО ДОС Калуга, 2009
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Планируемая дата | Фактически |
1 | Интеллектуальная разминка | ||
2 | Числа-великаны | ||
3 | Мир занимательных задач. | ||
4 | Кто что увидит? Числовые головоломки. | ||
5 | Секреты задач. | ||
6 | Числовые головоломки. | ||
7 | В царстве смекалки. | ||
8 | Это было в старину. Решение старинных математических задач | ||
9 | Математический марафон. | ||
10 | От секунды до столетия | ||
11 | Секреты чисел | ||
12 | Выбери маршрут. | ||
13 | Интеллектуальная разминка. | ||
14 | Математические фокусы | ||
15 | Занимательное моделирование. | ||
16 | Занимательное моделирование. | ||
17 | Занимательное моделирование. | ||
18 | Геометрический калейдоскоп. | ||
19 | Математическая копилка. | ||
20 | Математические таблицы | ||
21 | Решай, отгадывай, считай. Математические ребусы | ||
22 | В царстве смекалки. | ||
23 | Числовые головоломки. | ||
24 | Числовые головоломки. | ||
25 | Мир занимательных задач. | ||
26 | Математический лабиринт. | ||
27 | Математические фокусы. | ||
28 | Математическая копилка. | ||
29 | Мир занимательных задач. | ||
30 | Математический лабиринт. | ||
31 | Интеллектуальная разминка. | ||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас. | ||
33 | Математическая копилка. | ||
34 | Математический праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ
1. Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...
Рабочая программа "Пифагор" 1-4 класс
laquo;Пифагор»- это внеурочный курс для младших школьников, содержание которого развивает математический образ мышления, расширяет учащихся в различных областях элементарной математ...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...