рабочая программа 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
рабочая программа 1 класс УМК " Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса математики 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на базе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
Краснопоймской средней общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с рекомендациями примерной программы начального общего образования по учебным предметам, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей УМК «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: автор: Л.Г. Петерсон
Цели и задачи курса математики для 1 класса начальной школы
Цель курса математики в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основными целями курса математики 1 класса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
− формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
− создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Соответственно, задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математике качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и понятийного аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей курса математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков эмоционального, оценочного отношения к этому миру, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;
9) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды;
Общая характеристика курса
Содержание курса математики строится на основе:
− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);
− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);
− дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон).
- знакомства с целостной картиной мира;
- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру;
- развития личности ученика средствами курса математики.
Содержание курса математики
Поскольку этап обучения в начальной школе соответствует второму этапу познания, освоение предметного содержания в курсе математики организуется посредством систематизации опыта, полученного учащимися в предметных действиях, и построения ими основных понятий и методов естествознания на основе выделения существенного в реальных объектах.
Место курса в учебном плане.
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение математики в 1-ом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Результаты изучения курса
1. Личностные результаты
− Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,
− Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
− Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
− Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
− Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
− Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
− Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
− Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
2. Метапредметные результаты
Приобрести опыт
- конструктивного поведения в ситуации затруднения;
- выявления причины затруднения;
- проектной деятельности: постановки целей учебной деятельности, планирования, реализации построенного проекта;
- понимания, принятия и высказывания в культурных формах своего отношения (в том числе, и несогласия).
- познавательной рефлексии и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- поиска, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- использования приемов тренировки своего внимания;
- применения базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания;
- аргументирования своей точки зрения на основе согласованного эталона;
- работы в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 1 класс»;
- решения проблем творческого и поискового характера;
- определения истинных и ложных ценностей.
Знать и уметь применять
- функции ученика и учителя на уроке;
- правила поведения на уроке;
- правила работы в паре и в группе;
- структуру учебной деятельности (два основных этапа, структура первого этапа – 6 шагов);
- правила выполнения пробного учебного действия;
- правила фиксирования своего затруднения в учебной деятельности;
- правила поведения в ситуации затруднения в учебной деятельности;
- правила поведения в ситуации затруднения;
- правила самопроверки своей работы по образцу;
- правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
- правила выполнения домашнего задания;
- правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе;
- приемы тренировки своего внимания.
ценностную диаграмму 1 класса (ценности: жизнь, здоровье, семья; качества ученика: активность, терпение, честность, доброжелательность в учебной деятельности).
3. Предметные результаты
- математической деятельности по открытия нового знания, его преобразованию и применению на основе метода рефлексивной самоорганизации;
- использования знаково-символических средств математического языка для описания и исследования количественных форм и пространственных отношений окружающего мира, создания простейших моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и как базы компьютерной грамотности;
- выполнения специфических для курса математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления;
- смыслового чтения математических текстов
Знать:
- следование чисел в натуральном ряду, предыдущее и последующее каждого числа в пределах 100;
- состав чисел в пределах 20 (на уровне автоматизированного навыка);
- правила сравнения чисел в пределах 100;
- правила нахождения части и целого;
- алгоритмы сложения и вычитания натуральных чисел (с помощью моделей, числового отрезка, по частям, «столбиком»);
- правила разностного сравнения чисел;
- правила сравнения величин и общий способ их измерения;
- переместительное свойство сложения;
- взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
- структуру задачи;
- алгоритмы решения простейших уравнений на сложение и вычитание на основе связи между частью и целым.
Уметь:
- решать задачи на поиск закономерностей на уровне заданий, предложенных в учебнике
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу
- описывать свойства предметов, объяснять сходство и различие предметов, обосновывать свой ответ на основе эталона;
- объединять предметы в единое целое по заданному признаку:
- выделять часть совокупности, обладающую заданным признаком, разбивать совокупность на части по заданному признаку;
- считать предметы в прямом и обратном порядке в пределах 100 (последовательно, двойками, тройками, …, девятками, десятками);
- сравнивать совокупности предметов, числа и величины, записывать результат сравнения с помощью знаков =, ≠, >, <;
- складывать и вычитать совокупности предметов, числа и величины, записывать результат с помощью математической символики;
- моделировать действия сложения и вычитания с помощью графических моделей;
- устанавливать взаимосвязь между частью и целым по заданному разбиению, например:
Б + М = Ф 2 + 4 = 6
М + Б = Ф 4 + 2 = 6
Ф – Б = М 6 – 2 = 4
Ф – М = Б 6 – 4 = 2
- использовать математическую терминологию, различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения;
- решать текстовые задачи в 1–2 действия;
- сравнивать геометрические фигуры;
- соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур и тел;
- действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;
- обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур из палочек, преобразовывать модели;
- объяснять (пояснять) ход решения задачи;
- исследовать ситуации, требующие счета и сравнения чисел и величин, их упорядочения;
- описывать явления и события с использованием чисел и величин;
- моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия сложения и вычитания и ход их выполнения.
исследовать ситуации, требующие счета и сравнения чисел и величин, их упорядочения.
описывать явления и события с использованием чисел и величин.
моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия сложения и вычитания и ход их выполнения.
Содержание курса математики в 1-ом классе.
Числа и арифметические действия с ними (70 ч)
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к, 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч)
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч)
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с − а = б.
Математический язык и элементы логики (2 ч)
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч)
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Содержание курса математики в 1-ом классе. | ||
1. | Числа и арифметические действия с ними | 70 часов |
2. | Работа с текстовыми задачами | 20 часов |
3. | Геометрические фигуры и величины | 14 часов |
4. | Величины и зависимости между ними | 10 часов |
5. | Алгебраические представления | 14 часов |
6. | Математический язык и элементы логики | 2 часа |
7. | Работа с информацией и анализ данных | 2 часа |
Итого: | 132 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...